«Женский бизнес драйв» — конференция для малого и среднего бизнеса состоялась на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Масштабный форум, призванный поддержать женские предпринимательские инициативы, площадка для обмена опытом и просто бизнес-девичник.

Как женщины пришли в предпринимательство? Что их тревожит? Как поддержать женский бизнес? Эти и другие вопросы собрались обсудить более 300 участниц — собственницы бизнеса, управляющие, словом, представительницы руководящих позиций.

Слово «женский» вынесено в заголовок неслучайно. Каждый участник конференции говорил об особенностях именно женского подхода к ведению дел. Это и осторожность, и способность к эмпатии, и желание прекрасной половины человечества досконально разбираться во всем до мелочей. То и дело проскальзывает ироничное: «За время, которое женщина будет сомневаться, изучать и разбираться, — мужчина уже откроет бизнес и обанкротится». И тем не менее женское предпринимательство — территория мифов и домыслов.

Зачем женщины идут в бизнес?

В ответах на этот вопрос, согласно статистике, лидирующие позиции занимают стремление обрести независимость от работодателя и желание совмещать работу и заботу о семье. Меньшее количество респондентов рассматривают собственное дело как средство дополнительного заработка и поле для реализации амбиций.

Социальные аспекты лежат глубже. На вопрос модератора Марии Егоровой (главный редактор журнала «Путеводитель российского бизнеса») отвечает женщина из зала:

Давайте смотреть правде в глаза. Мне 50 лет. У меня красный диплом Кораблестроительного университета. Если я сейчас захочу устроиться на работу — маловероятно, что меня куда-то возьмут по специальности. Самый лучший вариант — делать что-то свое. Я работаю 24/7, но могу и не работать, когда мне этого не надо.

Это голос миллионов женщин по всей стране. Вопрос трудоустройства в предпенсионном возрасте стоит как никогда остро. «Пенсии не будет», — звучит в следующем выступлении одной из спикеров.

Женщины в большей степени погружены в общественные проблемы. Они острее чувствуют отсутствие товара или услуги на рынке. Именно поэтому социальный бизнес — это бизнес с женским лицом. Часто к необходимости открыть собственное дело женщину приводит личная история. Например, в ее семье появляется слабовидящий ребенок. Как мать она испытывает потребность создать для него необходимые условия, в итоге — открывает школу для детей с подобными особенностями.

Сегодня женщины, в основном, возглавляют дошкольные учреждения, а также учреждения дополнительного образования, спортивные и медицинские проекты. Основной запрос при этом — желание принести пользу. Женщинами движет идея, и далеко не всегда эта идея лежит в области заработка. Они хотят нести добро миру, заботиться об окружающей среде, заниматься развитием детей, привносить красоту в пространство и в свое окружение.

«Смогу ли я»

Все чаще женщины хотят быть независимыми от мужчин. Речь не о раздельном бюджете. Им интересно попробовать самим, интересно, «смогу ли я?», это вызов самой себе. Кто эти женщины? Как они начинают свое дело?

— Большинство запускает свой бизнес на деньги, которые им дает мужчина, — анализирует ситуацию Крис Гилберт, член консультационного совета деловой ассоциации NETWORK Северо-Запад. — Такого нет больше нигде в мире! Вторая группа — российские женщины с хорошим высшим образованием. Поработав по найму, в 30-40 лет они открывают интеллектуальный бизнес. Среди руководителей юридических, аудиторских и рекрутинговых фирм очень много женщин. А основательницами мелкого бизнеса — торговля, автомойки и прочее — движет стремление прокормить семью и обеспечить себе занятость.

Почти все спикеры конференции — женщины, руководительницы, крупные предпринимательницы. У каждой за плечами годы непрерывного труда, колоссальный опыт. Это то, что их объединяет. В остальном они абсолютно разные — сферы деятельности, родные города, возраст, семейное положение, взгляды.

Елена Кириленко, генеральный директор компании КЕЛЕАНЗ Медикал:

Я поняла, что хочу сама ставить задачи, хочу сама их выполнять и хочу отвечать за результаты того, что делаю. Поняла, что мне было бы очень интересно создать команду единомышленников, возглавить команду единомышленников, делать что-то, что отличалось бы от других компаний на рынке, делать уникальный продукт. Очень важно верить в себя, брать ответственность на себя. Нельзя ставить главной целью зарабатывание денег, главное — идея.

Елена Белова

Елена Белова, президент ООО «Файт Фабрика», капитан женской хоккейной команды:

Есть большая разница: «я несу бревно» или «я несу чушь». А самое главное — нести ответственность. Понимать, куда и за кем идет молодежь. Я приехала в Петербург с конкретным проектом собственного клуба единоборств. Я занимаюсь тайским боксом 14 лет. Я — воин. Я за справедливость. Открытие собственного бизнеса — это очень хороший инструмент побороться за справедливость. Второй момент: возможность нести социальную ответственность. Мы занимаемся развитием детей из детских домов, воспитываем сильных духом спортсменов, чемпионов России, чемпионов мира. Второй мой проект, так как я по образованию доктор-дерматовенеролог, — клиника «Семь докторов».

Из каждого своего бизнеса я создаю команду и семью. Если у вас есть здоровая неуверенность — это залог будущего успеха. С этой неуверенностью вы можете сами внутренне поговорить, но своей команде показывать ее нельзя.

Любая норвежская компания обязана иметь в совете директоров не менее 40% женщин, в противном случае ее просто закроют. В России квотирования женского присутствия в совете директоров нет. По уровню карьерных возможностей Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире, но по условиям развития женского бизнеса стоит на 47-м месте. Только треть владельцев бизнеса – женщины.

Что мешает нам открывать свое дело

Ни для кого не секрет, когда ты — мама, ты уже предприниматель по своему функционалу. Почти у каждой из нас в социальных сетях в друзьях есть подруги, зарабатывающие производством на дому кондитерских изделий, пошивом одежды, услугами маникюра и прочее. Отлично, когда хобби превращается в бизнес. Но часто этот маленький бизнес так и остается жить в стенах дома. Статистика утверждает: 95% бизнес-проектов закрывается в течение года. Кроме того, женщина часто сталкивается с осуждением в собственной семье. Приходится выбирать. Погружаясь в собственное дело, она рискует стать недо-дочерью, недо-матерью, недо-женой. Если же женщина воспитывает детей одна, страх рисков возрастает многократно. Сказывается и нехватка знаний в области финансовой стратегии, появляется страх делегировать что-либо.

Компромиссную позицию высказала участница конференции Анастасия Москаленко, предпринимательница, мама четырех детей, которая начальным капиталом в свой бизнес взяла социальные выплаты:

План Б, если у меня ничего не получается с бизнесом: семья, мой самый успешный проект.

Бизнес как независимость от гендерных стереотипов

Почти каждый второй спикер подчеркивает: нельзя открывать бизнес, когда нужны деньги. Предприниматель от слова «предпринимать». Участники конференции сходятся во мнении: «Идешь в бизнес, когда другой альтернативы нет, когда по-другому не можешь».

Роман Тимофеев, сооснователь клуба молодых предпринимателей «Рост»:

Бизнес — это жесткая игра. Главный фактор развития предпринимательства сегодня — развитие профессиональных сообществ, создание предпринимательской культуры. Мужские и женские ценности должны объединяться.

Сегодня для женщины собственный бизнес — это порой единственный путь независимости от карьерных лестниц и гендерных стереотипов, возможность принадлежать самой себе и своей семье. А еще — шанс на обеспеченную старость. А проблемы заключаются в нехватке информации, поддержки, финансовых ресурсов на старте. Эти пробелы как раз призваны закрывать мероприятия, подобные «Женскому бизнес драйву».

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Работает на радио "Мария" звукорежиссером и ведущей программ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ольга Алексеева

По мне так, чтобы основать бизнес, надо быть лидером от природы. Это или есть, или нет.

Похожие статьи