Женщин за рулем становится все больше, но многие до сих пор раздумывают, а некоторые и просто не хотят водить машину. Давайте подумаем, что в этом сложного и стоит ли ввязываться в приключение под названием «сдай на права, садись за руль».

Лично я глубоко убеждена: умение водить машину — такой же необходимый навык, как умение работать за компьютером и хотя бы на базовом уровне говорить по-английски. Понятно, что далеко не у всех семей есть машина, и, к сожалению, у очень многих нет финансовой возможности ее приобрести (а иногда и нужды такой нет — ну, когда все взрослые, самостоятельные, на работу на метро, в отпуск на море, дачи нет и Ашан под боком). Но я буду больше говорить о ситуации, когда в семье есть машина, или семье она очень нужна и покупка планируется, или вы раздумываете, на что потратить деньги — на сумочку или на автошколу.

Когда женщина заявляет о желании получить права и начать водить, она может столкнуться с отсутствием поддержки мужской половины семьи: зачем тебе? Я же вожу. Зачем тебе? У тебя и так нет времени, сейчас пойдешь учиться, вообще тебя дома не увидим. Зачем тебе, ты же право и лево путаешь.

В особо запущенных случаях могут посыпаться сентенции о том, что женщины водить не умеют, водят хуже мужчин и так далее.

Выдыхаем и настраиваемся на самый решительный лад. Женщины прекрасно водят машину и (не хочу лезть в статистику) зачастую аккуратнее и безопаснее, чем мужчины. Женщине реже свойственно лихачить просто потому, что кто-то едет быстрее, подрезал или «надо показать». Мне кажется, у нас включается здоровый инстинкт самосохранения: мы ведь нужны детям, значит, ехать надо осторожно. Иногда, безусловно, женщины на дороге «подтормаживают», включают не тот поворотник или не могут сообразить, куда им ехать. Но то же самое бывает с мужчинами, пожилыми водителями, новичками и приезжими. Так что бояться не надо.

Даже если вас возит муж, сын и брат (и, кстати, в таком случае — особенно!) — права обязательно должны быть и водить надо уметь. Поясню, почему: если в семье есть машина, то часто на ней ездят не только по городу, но и за город. В любой нештатной ситуации хорошо, если пассажир машины может сесть за руль. Дай Бог, чтобы никогда в вашей жизни не случилось такого, чтобы в машине в чистом поле водитель почувствовал себя плохо и вам пришлось сесть за руль, хотя бы чтобы доехать до ближайшего населенного пункта, но ведь это, к сожалению, бывает.

Если близкие вас поддерживают, тогда здорово — сомнений быть не может. Ищем автошколу, ищем инструктора и вперед.

Я неслучайно написала «ищем инструктора». Дорога — зона повышенной опасности, поэтому плохой инструктор может навредить больше, чем плохой репетитор или плохой мастер по ремонту. Инструктор должен уметь учить, подбадривать и настраивать: в частности, на соблюдение правил! Когда я училась водить, я сменила трех инструкторов, но «своего» так и не нашла, поэтому могу рассказать, как не должно быть.

Про правила. Мой первый инструктор любил изрекать сентенции в стиле «тише едешь — хрен доедешь» (когда я двигалась с разрешенной скоростью 60 км/ч), «всех будешь пропускать — до работы не доедешь» (когда я останавливалась на пешеходном переходе) и «из десятка тех, кто у меня учился, начинают водить один-два человека» (это уже про подбадривание и про то, что он даже сам не понимал, какую антирекламу себе делает).

Про машину. Желательно искать хорошего инструктора, машина которого по характеристикам близка к той, которую будете водить вы (и той, на которой будете сдавать практическую часть экзамена по вождению). Если вы точно знаете, что будете водить машину с коробкой «автомат», но знаете и о том, что в ГИБДД все машины — механика, надо осваивать механику (сейчас, конечно, эта проблема стоит не так остро, но все же стоит обратить внимание). Если вы будете ездить на «автомате», в ГИБДД «автомат», то учиться на механике особого смысла нет (то есть, конечно, есть — я, например, фанат механики), но вряд ли стоит тратить на нее время. С другой стороны, пересесть с механики на автомат — проблемы нет, а вот с автомата на механику надо переучиваться.

До сих пор приходится сталкиваться с мнением о том, что учиться надо летом (когда нет снега и долгий световой день), в удобной одежде и обуви. Второй мой инструктор, когда я пришла на занятие в костюме и на каблуках, заявил: «На каблуках машину не водят» (надо было спросить: а сам-то пробовал? но я постеснялась). Учиться надо ровно в той одежде и обуви, в которой вы всегда ходите. И, кстати, на каблуках (не на шпильках, а на обычных каблуках) водить даже удобнее — меньше устает нога (на мой взгляд). Кроме того, зима в России долгая, перевес в сторону темного времени суток тоже длится долго, поэтому логично привыкнуть ко всему этому еще во время учебы. Так что если есть возможность — я сторонник того, чтобы учиться зимой.

Когда вы успешно сдали экзамены и получили права, остается самое главное — начать ездить. Сразу. Если в семье есть машина — садиться за руль. Если нет, но планируется покупка — покупать как можно быстрее. Надо ездить и закреплять навык.

Когда в первый раз садишься в свою машину и на переднем пассажирском сидении никого нет, многие теряются, становится страшно: за несколько месяцев учебы сформировалась привычка, что рядом кто-то есть. Можно позвать подругу, которая не побоится совершить с вами первый выезд, и лучше не звать того, кто сам недавно научился водить, — будет советовать «под руку».

В общем, дерзайте. И получайте удовольствие от езды за рулем — это самое главное. Оно того стоит!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
12 Comment threads
44 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Спасибо) Права получила с 4 раза, и они 10 лет так и лежат — через 2 недели пойду менять)
Да, причин не водить находится множество. И хотелось бы поддержки от близких, особенно если ты не прирожденный водитель. Но вождение машины — одна из степеней свободы, Вы правы.

У меня другая позиция.
Не хочу учиться водить машину, потому что придется нюхать запах выхлопов, бензина, омывайки и т.д. И ездить по загазованным шоссе. А если только выучиться и не водить потом, то смысла учиться тоже нет. Когда все машины перейдут на электричество или другое экологичное топливо, то обязательно выучусь.
Большое количество личных автомобилей приводит к ухудшению работы общественного транспорта. Рейсы становятся реже.
В мегаполисе машина может принести даже больше хлопот(парковка, пробки), чем пользы. В глухой провинции без машины, конечно, тяжко.

Соглашусь, что женщины водят не хуже мужчин, даже аккуратнее. Но женщина может растеряться в экстремальной ситуации с большей вероятностью.

Elka

Вы говорите скорее о владении машиной, а не о необходимости уметь водить. Я вожу, но редко. Да, для меня тоже в городе удобнее и спокойнее сидеть в автобусе и «втыкать» в окно под свои мысли, но именно возможность сесть за руль в случае какого-либо ЧП была главным аргументом для меня, чтобы получить права. Ну и в дальнейшем планирую переезд в деревню, там сейчас вообще с транспортом все плохо. Все, кто мог, уже обзавелись машинами.

Ольга Алексеева

А когда едете в автобусе, то дышите запахом роз? ))) Если я еду в маршрутке, то кроме выхлопа газа, омывайки и т.д. нюхаю запах и выхлопы чужого дяди, сидящего слишком близко, ближе чем мне хочется (да, и к тетям у меня те же чувства). Поэтому езжу в своей чистенькой машинке куда и когда хочу, не тусуюсь на грязных автовокзалах, не жду нужного автобуса по 4 часа. Нет, если дома сидеть, то конечно, нюхать ничего не придется.

Elka

Ольга, вот тоже аргумент) А кроме того, в маршрутках-автобусах в ограниченном пространстве куча народу, кто-то чихает, кашляет, заразиться нефиг делать… И в сезон эпидемий гриппа и орви детей таскать в общ.транспорте как-то не хочется. Хотя я ни в коем случае не против общественного транспорта и не 100% за личные автомобили, но у них есть неоспоримые плюсы.

Ольга, в автобусе еще приходится нюхать курево водителя )))))

goblin_chan, и слушать музыку водителя))

Так не обязательно же на маршрутке ехать. Есть другой транспорт. И пешком можно ходить, не вдоль шоссе.
Гиподинамия — ещё одна причина не покупать машину.

Вот и приходится автобус по 4 часа ждать, потому что все на машины пересели и чаще пускать автобусы не выгодно.

Это смотря куда надо добраться. Если км 15 за полчаса, то пешком уже совсем никак. Даже если просто 15 км без ограничений во времени. И дорога только вдоль шоссе и без нормальной обочины. И кроме маршруток транспорта нет в принципе )) это у нас так, реально. А в лес для прогулки разумеется пешком, или на велосипедах. Проблема в том, что вся инфраструктура в городе, вот до которого 15 км без обочины ))

Это другая категория. Люди в такой ситуации не сомневаются, что им нужно сдать на права и купить машину.

Я имела ввиду крупные города. Знаю много людей, которые используют машину только по выходным.
Коллега сдал на права и купил машину. На работу ездит час на электричке. Так удобней. И это даже не мегаполис.

Да, в крупных городах машина стала скорее помехой. Но только в пределах города. Когда надо выехать за пределы, без машины уже почти никак

Ольга Алексеева

Ой какая не помеха, когда ребенка из сада везу, да с сумками, да с работы в садик за 15 минут доехать надо, а не час на перекладных.

Ольга, не, по мкаду тоже лучше на машине, чем пешком )))) нам с детьми по городу тоже только на машине, но город небольшой. Хоть и областной. Как в больших городах, не знаю

Ольга Алексеева

Например, в Эрмитаж и т.п я на машине не езжу (парковки, пробки). На метро. Но до метро едем на машине. Дальше от Автово до Невского проспекта или др. центральной станции. К роодителям вчера тоже на метро поехала: снегопад сильный был, они на другом конце города. Но это разовые случаи. В остальном машина для меня не роскошь, а очень удобная вещь. Но, опять же, никогда не стану уговаривать сесть за руль.

savrasska

Ирина, у знакомой аналогично. Клиентке до работы 10 минут пешком. Купила машину «потому что у всех подруг есть». Вот и едет 2 минуты до работы и 2 минуты до фитнеса. Зато кусок газона во дворе теперь превращен в ее «законное» парковочное место.

Ольга Алексеева

Угу, пойду пешком 15 км по безлюдному шоссе. Пусть волки съедят, медведи изнасилуют — главное, что свежим воздухом подышу.

savrasska

Если, к примеру, 20 человек пересядут из автобуса в собственные автомобили, количество производимых ими выхлопов увеличится в 20 раз. И наоборот. А выхлопы автомобилей официально отнесены к канцерогенам.

Даже зарегистрировалась, чтобы оставить комментарий, настолько меня возмутила статья! Автор пропагандирует полностью безответственное отношение к езде. Элементарные правила безопасности для неё не правила. Включить левый поворотник вместо правого — не беда, водить на шпильках — нет проблем. А то, что инструктор говорит, что нельзя, так он не прав и вообще просто не «её человек». Александра даже не понимает, что своим поведением провоцирует опасные ситуации на дорогах и надеется на «авось». Я вовсе не против женщин за рулём. Но позиция автора мне вообще не близка. Вряд ли мой комментарий пройдёт модерацию, хотя старалась максимально корректно изложить. Моя цель не задеть автора,… Читать далее »

Да, нам инструктор говорил, что шпилька может сломаться и застрять под педалью, и тогда каблуки еще очень долго не понадобятся, а может и вообще никогда. А широкий каблук сантиметра 4 — спокойнг можно, но его никто и не запрещает. Я в автошколу приезжала в валенках и переобувалась, потому что валенок шире педали ))))) и это только частный случай. Знакомые девушки летом вообще разуваются в машине и едут босиком. удобнее же

Милые дамы, я вам буду очень признательна, если вы мне укажете, где я пишу, что можно водить на шпильках, где я пишу, что не беда включать не тот поворотник и уж тем более — где я привожу примеры не соблюдения рекомендаций инструктора.
А босиком водить — это нарушение всех правил безопасности, милая goblin_chan. Скажите знакомым.
Ну уж совсем закрывая тему: у меня 15 лет стаж вождения по Москве. Очень хочется вам пожелать того же, и читать внимательнее.

Почему босиком водить — нарушение правил безопасности, тем более всех? сдала на права с первого раза, насчет вождения босиком там ничего не было,ни в ПДД, ни в поучениях инструктора

goblin_chan, в правилах этого нет, Вы правы. Но — 1) анатомически педаль не приспособлена для голой ноги, 2) на стопе полно нервных рецепторов — попадет камушек — нога дернется, 3) в экстренной ситуации (не дай Бог, кто-то въедет, что-то еще) опять-таки, босая нога в опасности. Особенно если коробка автомат — дернется в сторону, пальцем (мизинцем) по соседней педали… В общем, лучше этого не делать.

Если кто-то въедет, ботинок ногу не спасет. И именно благодаря нервным рецепторам босая нога лучше чувствует педаль, и соседнюю уж никак не заденет. И камушки, хотя откуда бы им там взяться, к возрасту получения прав мы все отлично умеем терпеть

Marinas

Это когда сцепление не умеешь выжимать,кажется,что босая нога как то поможет. Плохому танцору всегда что то мешает,в данном случае обувь,если научиться нормально, то не нужно будет босиком водить,достаточно надеть удобную повседневную обувь.

Marinas

Мне скоро 32 года и у меня ни разу не ломалась шпилька не то,что при вождении-при ходьбе по городу. Считаю,что надо водить в том,в чем будешь ходить повседневно.Другое дело,что модельную обувь жалко в машине использовать-задник стирается.Так что нормальная практическая статья на мой взгляд. А вот чем оттирать и отмывать собственные пятки от черноты каждый раз после того как босиком поводил у меня идей нет.

Marinas

Так ее инструктор,наборот,призывал скоростной режим нарушать. Я тоже училась у нескольких инструкторов,в разных автошколах,не с первого раза автошколу закончила. Ну и что из этого? Вожу уже семь лет с удовольствиеи,ежедневно,перерыв был только на 3 месяца токсикоза.Машина для меня второй дом.Автор права,нужно искать человека,который нормально научит водить и объяснит связь теории и практики.

Elka

Как это «не бывает не своих инструкторов»? Мне повезло — в автошколе попала к хорошему терпеливому человеку, который толково учил, много из жизни ситуаций рассказывал. У второй группы был совсем другой инструктор, они все время жаловались на него. А подруга вообще звала в другую школу, аргументируя тем, что там «ездить не заставляют, раз 10 откатаешься и практику зачтут». И зачем такое нужно?

id64360725, инструктор автора призывал был невежливой на дороге и нарушать правила. Что Вас так задело в статье?

В целом согласна, кроме одного мегавопроса — как можно сравнивать стоимость сумочки и обучения в автошколе? на порядок цены отличаются, или я не те сумочки ношу? сама смогла пойти сдавать на права, только когда муж спонсировал.

elena_d

Ну в обшем-то да, сумочки бывают разные.)) И если сумочки за десятки тысяч евро — все же исключительно для «элиты», то сумочки за несколько сотен евро (десятков тысяч рублей) — могут быть вполне доступны и для масс-маркета. Но меня лично в миллион раз сильнее бы задушила жаба при покупке сумки по цене автошколы, чем оплата самой автошколы.))

Вот и меня, да

Ольга Алексеева

А я покупала в «прошлой жизни» 🙂

elena_d

Но почему это все-таки необходимый навык? Я не могу найти сама для себя достаточно обоснований для получения прав, кроме того, что когда-то мужу может стать плохо за рулем на одинокой проселочной дороге… Нет желания, нет необходимости, ездить общественным транспортом для меня удобнее (кстати — мужу тоже… несмотря на наличие авто в семье, ему гораздо проще доехать автобусом, чем машиной). На «одиноких проселочных дорогах» мы бываем не более 5-10 раз за год, иногда — не более раза-двух. ВОТ ЗАЧЕМ МНЕ получать права? Тратить деньги, усилия на обучение, создавать дополнительную нагрузку на экологию и дорожные пробки? Не вижу в упор выгоды для… Читать далее »

Елена, это очень зависит от образа жизни. И вот в нашей ситуации это необходимый навык, живем в сельской местности, двое немобильных детей — но толку с моих прав, если все равно рулит муж, а я вообще сзади сижу этих двоих усмиряю? ))))) так что навык вполне обходимый даже и при вроде бы явной его необходимости. Реализовать свои права на вождение я не могу

elena_d

«И вот в нашей ситуации это необходимый навык» — это совсем другие слова, чем просто «это такой же необходимый навык, как и…» То, что некоторым семьям не обойтись без того, чтобы жена водила машину — не оспаривается никем. Но это частный случай и НИКАК нельзя сказать, что это обязательно для всех. Я постоянно работаю за компьютером, и английским владею лучше чем на базовом уровне — но если мне НЕ НУЖНО практически водить машину, то в чем необходимость такого навыка? Кстати, у нас и ген.директор (женщина) не водит машину. Права получила лет 5 назад, но — не ездит. Незачем ей. Ездит… Читать далее »

Ольга Алексеева

Наверное. Про себя скажу, что сколько себя помню, мечтала водить 😉 Ездить общественным транспортом для меня — «рвотный смайл». Может, это эгоизм, не спорю. Но пока для того, чтобы ездить на своей машине, я готова отказаться от чего-то другого. Да и невозможно мне сейчас без машины.

elena_d

Я понимаю. Ну вот Гоблин правильно сказала — это все очень сильно зависит от образа жизни. Каждый человек, каждая семья выбирает самый удобный для себя вариант. Ну вот у нас сейчас машина простаивает на парковке. Используем ее только по выходным (за покупками в супермаркет) или если едем погулять в пригородный парк всей семьей. А в будни машина никому не нужна — ни мужу, ни мне. На работу и с работы ездим автобусом (сидя, и без пересадок). После садика я раз в неделю везу дочь на танцы (едем 11 минут в автобусе). Раз в неделю, в субботу к 8 утра —… Читать далее »

elena_d

Я могу признать, что сейчас живу в несколько иных условиях, но вот до 2009 года я жила в Мытищах, а работала в Москве. Комбинируя три вида транспорта: маршрутка в Мытищах + электричка «Спутник» из Сергиев Посада (кажется) + метро, я до работы доезжала за 1 час 10 минут. А когда мне не хотелось ехать 3 видами транспорта, и я выбирала вариант: метро + маршрутка от ВДНХ, то мой путь через все пробки занимал 3 часа. Провести в дороге (туда и обратно) 2 часа 20 минут или 6 часов — есть разница? Мне 3,5 ч. свободного времени каждый день — совсем… Читать далее »

Ольга Алексеева

Образ жизни — да. Но главное все же — это желание или не желание. И человек имеет право хотеть или не хотеть водить. Если человек не любит водить, не хочет, я не стану долдонить:»да тебе надо, да это как основной инстинкт». Не хочет — его полное право. Но если я хочу водить, если мне комфортно в своей машине, то люди, убеждающие, что мне негде парковаться, что мое авто — это последняя капля в экологической катастрофе, что с тех пор, как я за рулём, автобусы редко ходят, — тоже идут лесом или по шоссе. Вдоль обочины.

Тут согласна полностью. Моя мама сроду не хотела водить, и не могла, и вообще она «тормоз». А я всегда хотела. Мне даже снилось ))))))

savrasska

Елена, полностью с вами согласна. Согласна, что многим без машины действительно не обойтись. Но у каждого своя ситуация, свои желания и потребности. И да, экологические и этические (уничтожение деревьев и газонов под парковки) аспекты тоже никто не отменял. С моей точки зрения, это просто навязывание очередных потребительских стандартов, что несколько странно на данном сайте.

Aska

А у меня все хотят, чтобы я водила, а я вот не хочу. Пробовала, но совсем не комфортно себя чувствую, и реакция у меня замедленная 🙂 Думаю что не совсем корректно писать, что это «такой же необходимый навык, как умение работать за компьютером и хотя бы на базовом уровне говорить по-английски». Я знаю несколько таких же человек как я, кому это «не дано».

Мне и на базовом уровне говорить на английском не дано, а ведь кандидатский минимум сдавала. Умение работать за компьютером… смотря где. Знавала умельцев, которые вроде бы работать за компьютером умеют, а текст редактировать — нет. С чем человек постоянно сталкивается, то и умеет. И потому необходимые навыки для каждого свои. Толку получить права и не водить, толку сдать экзамен и не говорить на языке? значит, это умение было совершенно не необходимо

Машина — это не роскошь, а средство передвижения. Хорошо, когда муж — фрилансер, и имеет тонну времени для того, чтобы возить жену с детьми столько, скольку нужно. Но при работающем муже (а сейчас все работают гораздо больше 40 часовой рабочей недели), жене не только надо детей везде возить (садик вам прям-таки рядом с домом дадут:))), но и продукты из магазина по 4-5 больших пакетов на неделю. Попробуйте потаскайте хотя бы 1 большой пакет, 1 рюкзак и ребенка на руках. И все это в -25 С, естественно оба вы с ребенком не в легких куртках. Да еще до остановки общественного транспорта… Читать далее »

Marinas

полностью согласна

Муж работает, после работы сам в магазин заезжает и сумки привозит. И всякий раз, когда надо ехать куда-то с детьми, даже если он оставит нам машину, мне нужен еще один человек, который с детьми сзади будет сидеть, их кормить и развлекать, и засовывать обратно в ремни, из которых они постоянно норовят вылезти. А бабуль-дедули не ценители такого экстрима. Так что берет муж отгул, и едем. По-другому никак

savrasska

Простите, один только вопрос: неужели сверхзанятый муж не может пару раз в месяц съездить в Ашан и закупить основные продукты? и с утра отвезти ребенка в сад?

Вот мои до школы дорастут, сверхзанятый муж будет их туда возить, благо сам там работает )))))

savrasska

Мой вопрос был к id…

Sonia

А у нас (за океаном) первая стадия «Зачем тебе водить?» это уже особо запущенный случай. Невозможно даже представить, чтобы мужчина такое озвучил вслух — сам же скажет, сам же испугается последствий )

Удивлена оценками комментариев, адекватные получают минусы. Автор, спасибо за статью. Сама получила права на машину 8 лет назад, спустя 3 года на мотоцикл. От инструктора зависит многое: в автошколе инструктор доводила меня до истерики на каждом занятии и стыдила вообще за все, частный инструктор учил меня высматривать пешеходов за газелями и угадывать дорожную ситуацию. Водить босиком? Я же не хоббит:) Удобная повседневная обувь. Ошибки случаются у всех, незнакомая улица и разметка под снегом, пропустили поворот, итд., как ехать? Адекватность и спокойствие остальных водителей, когда Вы растеряны поможет недопустить аварийную ситуацию (та же адекватность, терпимость и готовность к тому, что машины… Читать далее »

У меня есть права,но вожу я редко. Меня очень волнует экологичность этого вида транспорта. Пока доедешь, пока согреешься… Обратно ехать — пока согреешь мотор, пока доедешь. у меня работа в 15 минутах ходьбы от дома,на машине ехать десять минут, учитывая необходимость прогревания и чистки. Вот стоит ли связываться?

savrasska

Увы, каждое утро под окнами начинается «пока согреешь мотор». Бросаешься закрывать окно, а комната уже пропахла выхлопами.
У меня работа в 25 минутах ходьбы. Если дворами, чтобы не дышать машинами, то 35 минут. Рассматриваю это как бесплатный фитнес, при этом и дышать чужим потом не нужно, в отличие от зала. Кстати, ученые говорят, что человек должен проходить 10 тысяч шагов в день, т.е. минимум 6-7 километров.

Похожие статьи