Самоизоляция затягивается, а легкие фильмы уже наскучили. Ощущение от сложного фильма, оставляющего след в сердце, все-таки, согласитесь, другое. Комедии и легкое семейное кино – тоже хорошая вещь, но это как сладкий десерт. А иногда хочется настоящего хлеба.

Продолжаю делиться фильмами-находками, которые отозвались в душе и стали поводом для разговора с подростками.

«Королева из Катве». США, 2016. Реж. Мира Наир. 16+

Вот так живешь и думаешь, что тебе трудно. Дистанционная учеба, неизвестность, никуда не пойти – какой-то дурдом, а не жизнь. Но ты молодец, справляешься! И даже когда кончилось сливочное масло, терпишь и не идешь сразу в магазин, чтобы сходить уж один раз по-крупному.

А потом смотришь вот такой фильм – и твой мир переворачивается с ног на голову. Или с головы на ноги?

Помню, мама часто говорила нам в детстве: «И чего не доели? Дети в Африке голодают, а вы оставляете на тарелках». В фильме «Королева из Катве» видишь, что «голодные дети Африки» вообще-то не мем, а реальность. «Быть из Африки – значит быть аутсайдером в мире. Быть из Уганды – значит быть аутсайдером в Африке. Быть из Катве – значит быть аутсайдером в Уганде. Быть девочкой – значит быть аутсайдером в Катве», – так говорит девочка Фиона из нищих кварталов, живущая с мамой и сестрами-братьями, еле перебивающимися после смерти отца. Однажды Фиона случайно попадает в благотворительную миссию, где энтузиаст-миссионер Роберт Катенде учит детей… шахматам. 

Кадр из фильма «Королева из Катве»

Странный выбор! Когда ты 24/7 занимаешься тем, что выживаешь, плюс вообще никогда нигде не учился, тебе, как кажется, совсем не до этой непростой интеллектуальной игры. Нужно быть совершеннейшим идеалистом, чтобы предложить такой досуг разновозрастным детям из трущоб, которые и пахнут-то так, что выдержит не каждый.

Именно таким идеалистом и становится Катенде, который со своими нищебродами носится, как с писаной торбой, и добивается в результате их участия в международных турнирах.

История казалась бы совсем сказочной, если бы не была снята по реальным событиям – в доказательство этого в конце фильма показывают прототипы героев и кратко рассказывают, что произошло с ними дальше.

Кино маркировано 16+, но ждать этого возраста необязательно: в фильме нет ни одной любовной сцены, а небольшая история сестры, которая укатила с парнем на мотоцикле, а потом вернулась с младенцем на руках, вполне приемлема для обсуждения с детьми лет с 10-11.

«Мальчик с велосипедом». Бельгия, Франция, Италия, 2011. Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. 16+

Моя девятилетняя дочь была так поражена этим фильмом, что после совместного просмотра пересмотрела его еще пару раз. Но думаю, что его все же стоит смотреть лет с 11-12 – потому что это довольно жесткое кино, которое покачает вас на эмоциональных качелях.

Это история про сироту – правда, при живом отце. Влечение к которому столь сильно, что по дороге к цели мальчик Сириль рушит все, что попадается ему под руку. Попадается под руку ему и молодая женщина – владелица парикмахерской по имени Саманта, которую он буквально роняет. Так происходит знакомство, постепенно меняющее жизнь героев фильма. 

Кадр из фильма «Мальчик с велосипедом»

Сильное кино о том, что если любишь – то любишь всяким. Вороватым, несдержанным, несправедливым, злым. Любовь и принятие спасут мир! Это очень утешает меня – маму, которая каждый раз прощает выходки своих детей, внутренне сомневаясь: а не приведет ли это к вседозволенности, не станет ли попустительством? Нет! Люби – и ты действительно сможешь преобразовать человека.

«Красный, как небо». Италия, 2006. Реж. Кристиано Бортоне. 6+

В этом фильме у мальчика есть и любящий папа, и любящая мама. Но в результате несчастного случая он теряет зрение и вынужден жить в специализированном интернате. А интернат – это, как известно, зло – даже если он находится в солнечной колоритной Италии. Там сверстники с очень разными характерами, там строгое и не всегда справедливое руководство, там тоска по дому и родителям…

Как известно, когда человеческий организм теряет одно из своих пяти чувств, у него обостряется какое-то другое. Мирко постепенно открыл в себе дар слышать так, что можно рассказывать истории звуками. Правдами и неправдами он собирает вокруг себя кучку единомышленников, добывает аппаратуру и ставит звуковой спектакль…

Кадр из фильма «Красный, как небо»

Сюжет фильма кажется невероятным, но он основан на реальной истории Мирко Менкаччи – одаренного современного итальянского звукорежиссера.

«Тэмпл Грандин». США, 2010. Реж. Мик Джексон. 16+  

Возможно, этот фильм не все осилят – его хронометраж 107 минут. Старшая дочка вскоре сбежала с просмотра, но младшая сидела от и до: судьбы сильных женщин ее всегда интересовали.

Это кино тоже основано на реальных событиях, более того, это фильм-биография. Его героиня – Тэмпл Грандин, женщина с диагнозом «аутизм». Она стала одним из ведущих ученых в области сельскохозяйственной промышленности, а также многое поведала миру о людях с расстройством аутистического спектра. Фильм снят по мотивам ее книги, а игра актрисы Клэр Дэйнс столь реалистична, что действительно будто заглядываешь в жизнь человека с особенностями.

Кадр из фильма «Тэмпл Грандин»

Когда кто-то ведет себя не так, как все, – это всегда странно, всегда тревожит, заставляет тебя подбирать какие-то новые шаблоны общения. Как известно, в детском мире довольно жесткие правила. Не то что аутист, просто «жирный» или «очкарик» – предмет для бесконечных шуточек, хоть прожужжи все уши о принятии и толерантности. Заглянуть в другого, понять, что у него все такое же – но свое, что бывают особенности мировосприятия, но человек тоже пытается в них жить – вот безусловное достоинство фильма. А еще – каким бы ты ни был, тебе нужно стать собой, понять себя, относиться с уважением к себе – и на этой прочной основе сможешь очень сильно вырасти.

«Я – Вильям». Дания, 2017. Реж. Йонас Элмер. 12+

Очень забавный фильм: смотришь его и ощущаешь, что к обычному любопытству «а как у них» примешивается недоверчивое «не верится». Потому что в кадре – не ожидаемый для страны Шенгена оплот толерантности и законопослушности, а какая-то типичная наша дыра из 90-х. Бандюганы, которые «держат» городок, одноклассники, которые выцыганивают деньги у главного героя – пацана по имени Вильям, дядя, который зарабатывает на жизнь спекуляцией, играет в карты и изображает из себя инвалида, когда едет за пенсией. 

Кадр из фильма «Я – Вильям»

Не знаю, насколько достоверная картинка показана в фильме – возможно, это пародия. Но другие вещи оказываются очень важными. Во-первых: мама – это мама, даже если она в сумасшедшем доме. Она любит тебя, и ей нужна твоя любовь, сынок. Помни это всегда. Во-вторых, в фильме отлично показано, что боишься ты лишь своего страха. А когда НЕ боишься (или просто тебе становится не лень не бояться, или ты устал бояться, а не бояться тебе проще), то спокойно можешь справиться один с тремя противниками или погулять с собакой, которая рвет на части всех приближающихся к ней меньше, чем на метр.

А в-третьих: будь добрым и честным, будь собой, – и ты сможешь изменить мир. Банально, но это так.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, живет в Санкт-Петербурге. Работала спецкорром журнала «Фома» в Петербурге, шеф-редактором журнала «Вода живая», представителем издательства «Никея». Автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»), соавтор нескольких брошюр и книг (издательство «Сатисъ», «Никея»). Замужем, мама четырех детей. Редактор портала "Матроны" и "Православие и мир".

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ольга Алексеева

«Уроки вождения» — чудесный камерный фильм.

Ольга Алексеева

Нет, он для подростков. Обнаженки там нет, но тема взрослая, просто от 14-16 лучше.

Ezhik

Совсем не хочется смотреть в эту пору сложные фильмы…домохозяйские сериалы наше все.)) сейчас в ходу Адвокат Ардашев.))

Похожие статьи