Когда я впервые уходила из дому от своего ребенка — всего на 20 минут — я была полна дурных ожиданий. Мне казалось, дочь испугается, будет плакать, скучать по мне, и никакие мультики не помогут. Ей тогда было года четыре, она приболела, а с новым жителем нашего дома — щенком таксы — надо было выйти в любом случае. В общем, поговорив с дочкой и объяснив ей проблему, я вышла за порог.

Вернувшись, я с замиранием сердца повернула ключ в замке, открыла дверь и увидела… что все в порядке: в комнате горит теплый свет, а дочь смотрит мультфильм. С сыном все было еще проще: с ним оставалась старшая сестра, которая могла уже и мне позвонить, и к соседке сходить, если вдруг понадобится срочная помощь.

Однако даже при таком, вполне благополучном развитии сюжета всегда хочется знать немного больше. Чем может быть опасно оставлять ребенка одного — в психологическом и правовом аспекте?

Юридическая сторона вопроса

В России не прецедентное право, да и закона, регулирующего возраст, с которого можно оставлять детей одних дома, нет. Судебное преследование грозит родителям только в одном случае: если ребенку был причинен вред. Согласно статье 61 Семейного Кодекса РФ, родитель полностью отвечает за ребенка до достижения им совершеннолетия (18 лет). Если родитель оставил ребенка без присмотра, ему может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». В некоторых случаях родитель может быть привлечен к суду и по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

Таким образом, в задачи современного родителя в первую очередь входит благополучие ребенка — даже если самого его нет рядом. Как сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда, и сохранить квартиру в целости? Как при этом — хотя бы даже случайно — не травмировать его психику?

Действовать постепенно

Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать.

«Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался. У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново. Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет».

Когда слишком рано для свободы

Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!».

Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед.

С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом. Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух. Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое.

Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился».

Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет.

Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает.

Хищные бытовые приборы

О технике безопасности детей дома рассказал Евгений Лапочкин, поисковик и старший по обучению поискового отряда «Лиза Алерт», технический директор в центре формирования навыков безопасности «РИКОН».

«Лиза Алерт» проводит тренинги для детей, обучая, что ребенку на улице нельзя ни с кем уходить, даже если это кто-то знакомый, где-то страдает кошечка или собачка и так далее. Любой взрослый может оказать себе помощь сам, не привлекая ребенка, — вот что важно донести до своих детей. Эти правила касаются и нахождения детей одних дома.

Основная опасность здесь, с технической точки зрения, это плиты, газовые баллоны, зажигалки. Надо рассказывать об этом детям, объяснять им, может быть, даже показывать ролики о пожарах. На втором месте стоит электричество, потому что в розетки пихается все, что может туда влезть. На третьем месте — вода. Открыть кран и налить тонну воды на пол запросто может любой ребенок.

Существует чисто техническое решение этих проблем — это системы класса «умный дом», которые фиксируют все возможные утечки: воды, газа и пр. Можно подключить и камеры, и сигнализации, чтобы контролировать все, что происходит дома дистанционно, по мобильному гаджету. Так родителю будет гораздо спокойнее.

Но тут возникает вопрос: кто будет реагировать. Вот на полу появилась вода, а ребенок не может впустить незнакомых, потому что взрослому человеку помощь от ребенка не потребуется, — мы об этом постоянно говорим, это основа безопасности. То есть позвонить в дверь должен кто-то знакомый, например, бабушка из подъезда, соседка, подруга. Но вы должны этому человеку доверять.

Пугать ребенка, рассказывая ему об опасностях, уточняет Евгений Лапочкин, — нельзя, иначе ребенок вам потом это «вернет». Можно что-то объяснять словами, но дети совершенно иначе мыслят, слова для них — только слова. Должно задействоваться образное мышление и практика, то есть поговорили — и давай пойдем в лес, в парк на специально оборудованную площадку, я дам тебе зажечь костер. А дома это делать не надо по таким-то причинам. Только тогда слова будут работать. Прятать спички и зажигалки бесполезно, — заключает Евгений.

Самые необходимые правила

Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один.

Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них».

Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые».

Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться».

Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа.

Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2018 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%.

Основная инструкция при подозрении на пожар

Если в квартире появился запах дыма, надо постараться найти источник. Пройди по квартире, закрывая все окна и двери — огонь не должен распространиться. Проверь не только квартиру, но и балкон, выгляни на лестничную клетку.

Если в доме появился источник огня, но ты не можешь потушить его сам, уходи из квартиры. Береги дыхание, рот и нос закрой влажной тканью.

Выйдя из квартиры, сразу вызывай пожарных по телефонам 01 или 112. Четко отвечай диспетчеру на вопросы: спросят твое имя, адрес, уточнят обстоятельства.

Уходя из квартиры, закрывай за собой все двери, отключай электричество. Вещи с собой брать не надо.

Предупреди соседей, после чего спускайся вниз по лестнице. Не пользуйся лифтом — это опасно для жизни. Выйдя на улицу, оставайся возле подъезда и жди пожарных.

Вместо итога

Резюмируя, составим пошаговый план, как подготовить ребенка (и себя) к такому важному этапу сепарации, как «один дома».

  1. Подготовьте ребенка к тому, что ему предстоит побыть одному. Здесь поможет проигрывание сценария, когда, обнимая ребенка и глядя ему в глаза, вы проговариваете, что будет происходить в тот или иной момент. Перед тем как уйти, оставьте малышу какой-то знак, чтобы вы любите его, «поцелуй в ладошке». Это может быть ваше фото или рисунок.
  2. Заранее подготовьте ребенка к столкновению с бытовым миром дома: огнем, газом, водой, техникой, ножами и вилками. Здесь должны действовать простые и доступные правила. Должны быть и запреты, например, в нашем доме дети не зажигают плиту, хотя она как раз «умная» и перекрывает поток газа, если огонь не загорелся.
  3. На стене рядом с дверью или на любом видном месте напишите ваш телефон, номера мужа, бабушек, соседки, а также номер 112. Научите ребенка пользоваться быстрым доступом на стационарном телефоне, чтобы в случае крайней необходимости малыш мог до кого-то дозвониться. Научите его не открывать дверь чужим. В этом могут помочь тренинги, организуемые «Лизой Алерт», а также книги Людмилы Петрановской из серии «Что делать, если».
  4. По возвращении поговорите с ребенком о том, что он чувствовал, пока вас не было, контейнируйте его страх и неуверенность, похвалите его.

В любом случае, если вы не находитесь в крайней ситуации, в решении вопроса «оставлять ребенка одного или нет» надо отталкиваться от психологического состояния вашего малыша. Тогда отделение пройдет успешно и без травм.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, собачий волонтер. Люблю проводить время с пользой и осмысленно, поэтому сложно сказать, чего не люблю. Воспитываю себя, двоих детей и таксу.

Другие статьи автора
3 Comment threads
21 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
Michelle

Ох, по поводу Правила 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые»: а надо ли искушать судьбу? в смысле, оставлять лекарства в доступе? У меня ребенок в 3 года в гостях у бабушки втихаря съел 3 таблетки (блокатор давления). Он не был один в квартире, просто у бабушки с дедушкой не было практики прятать лекарства — ребенок-то не живет с ними. Хорошо, вовремя заметили. Скорая ничего не сделала, только до больницы довезли. Как происходило промывание в детском отделении вспоминать не хочется….

Я бы еще добавила, что дети уже к двум годам отлично знают, что лекарства вкусные — жаропонижающие сладкий сироп, антибиотики в суспензии с ароматизатором и тоже сладкие… так что этот номер не пройдет. Поэтому я тоже считаю, что нечего тут обсуждать, просто лекарства не должны находиться в открытом доступе. Или высоко-далеко, или на замке, а желательно и то, и другое

Это да. Большая опасность исходит из квартир, где нет практики адаптировать жилье к ребенку. У бабушек или бездетных знакомых. Таблетки, ножи, спички, моющие средства. Если в доме ребенок до 6-7 лет, любые родители знают, что все эти вещи лучше всего запереть в сейф на ключ и сам сейф подвесить к потолку.

Согласно статье 61 Семейного кодекса РФ, ответственность за своих детей до достижения ими совершеннолетия лежит полностью на родителях. За оставление ребенка без присмотра родителю может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: “неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних”. В исключительных случаях родителям может грозить и уголовная ответственность по ст. 125 УК РФ: “заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность… Читать далее »

Так в статье автор это цитирует. Это же не означает, что до достижения 18-и лет дети никогда и нигде не должны оставаться без взрослых.

Конечно. Но если с ребенком что-то случится — отвечать будут родители, на радость опеке и вплоть до уголовной ответственности. Из недавнего: звонит внук (один дома, родители на даче), говорит, что отключился свет; перезваниваю в общую ДЭЗ, чтобы вызвать мастера и узнать в чем дело; как только они узнают, что дома один несовершеннолетний, у них резко пропадает интерес к свету и резко повышается интерес к нам — но мгновенно пропадает, как только выясняется, что ему уже 13 лет… Второго, когда остался один, залили соседи сверху; еще как-то раз прорвало батарею… И если ремонтники обнаружат, что ребенок был дома один, дальше вы… Читать далее »

Наталья, мне странно вообще даже представить себе ситуацию, когда в случае возникновения форс-мажора родителей будет больше беспокоить разговор с опекой, чем опасность для ребенка. Мне, вот честно, фактическая безопасность детей гораздо важнее любой опеки, которую, кстати, и без повода прислать могут. И Вы так странно пишете: «учтите», «Ваших ограничений»… я не автор статьи, и что я учитываю и какие ставлю ограничения, Вы не знаете

Гоблин, ну вот меня крайне беспокоит безопасность детей (внуков), поэтому я делаю все, чтобы они одни не оставались, и не понимаю, как может быть иначе. А когда подросший ребенок остается один ради воспитании самостоятельности, кто-то из взрослых должен быть в ОЧЕНЬ быстром доступе.

NinaK

Старший сын с 5 лет периодически наотрез отказывался идти с нами в храм и приходилось оставлять его одного на 4 с лишним часа (2 часа Литургии плюс час с лишним в один конец на дорогу и столько же обратно), потому что я не могла все время оставаться с ним и из-за его нежелания месяцами не ездить в храм, но и тащить его насильно тоже было невозможно. С 10-летней старшей дочкой я оставляла 5-ку и 3-летку, когда мне нужно было к врачу или на рынок (2-3 часа). С 7-8 лет они начинали ходить сами в школу, с 9-10 — самостоятельно ездить… Читать далее »

NinaK

При этом, ни когда я сама была ребенком, ни когда наши старшие дети были маленькими, еще не было мобильных телефонов, а сейчас, когда родители постоянно на связи, сми все больше и больше невротизируют и родителей, и детей. Потому что если даже 7-летнего ребенка боятся оставить на пару часов дома одного, 13-летнего водят за руку в поликлиннику и провожают в школу, 16-летнему не разрешают даже неделю пожить одному, то как можно отпустить его в 18, когда он вдруг получает все права взрослого человека и может вообще уехать от родителей в другой город или страну? (Кстати, младшая дочка впервые ездила совершенно одна… Читать далее »

Да, по возрастам и степени самостоятельности — по моим наблюдениям — все так и есть, что у нас, что у друзей и знакомых. С 7-8 — сами в школу, если школа близко; и сами на кружки и доп. занятия, если они в пешей доступности. С 9-10 — ездить по известному маршруту. На несколько дней у нас мальчишки оставались где-то в 12 лет, тогда же и готовили для себя. В нашей поликлинике 12-13-летних одних выписывают или справки дают, а вот если только заболевает — то с кем-то из взрослых. Но у нас при этом всегда есть «на подхвате» кто-то из взрослых… Читать далее »

С этим я согласна. Но совсем не из страха перед опекой. И ради воспитания самостоятельности оставляют детей уже старше 10-и лет, наверное. И если по закону родители полностью отвечают за детей до их 18-и летия, но 13-и летний подросток, оставленный один дома, не интересует опеку, не получается ли здесь противоречия? кстати, не представляю себе 13-и летнего ребенка, для которого было бы проблемой остаться дома одному

NinaK

Goblin_chan, только «ради воспитания самостоятельности оставляют детей уже старше 10 лет» лишь те родители, у которых есть помощники. Обычные родители лишены такой роскоши и оставляют детей с 4-5-6 лет просто потому что нет других возможностей. Представьте типичную ситуацию: в семье 2 детей, один из них болен, другой здоров, папа на работе, помощников нет, и маме нужно забрать здорового ребенка из школы/садика, отвести на занятия. Как ей быть? Тащить с собой больного ребенка? Отказаться от сада/школы/занятий и держать дома и здорового? А если детей несколько и из них постоянно кто-то болеет, то вообще никому никуда никогда не ходить? Или даже ребенок… Читать далее »

Ну или ограничиваться одним ребенком — что мы, собственно, и видим… И про помощников вы тоже абсолютно правы, но в описанных вами форс-мажорах есть ведь еще и папа (который способен погулять с собакой и купить продукты и лекарства); наличие машины несколько облегчает задачи логистики, а интернета — доставки домой продуктов-вещей-лекарств.

NinaK

Папа привезет лекарства только поздно вечером после работы, а ребенку они могут быть нужны прямо сейчас. Собачка тоже нуждается в выгуле не только вечером, но и днем. Машины есть не у всех, к тому же, если ребенок серьезно болен, его и в машине везти тяжело, а уж тем более, потом тащить с собою в аптеку или садик/школу за другим ребенком (ведь оставлять ребенка одного в мащине также запрещается). Но главное, как можно постоянно держать при себе детей пусть даже до 12 лет, а потом они вдруг в короткие сроки должны стать самостоятельными? Разве не логично, чтобы приучение проходило постепенно? И… Читать далее »

Да, Нина, тоже вот хочу сказать, самостоятельность не может наступить резко в 14 лет. И если ребенок до тех пор ни разу один не оставался, он будет беспомощен, как семилетний

Нина, можно, все можно))) И на час, и на день… Но засада-то в том, что если в это время случится что-нибудь неприятное (а вероятность этого отнюдь не нулевая), то все Ваши правильные и разумные рассуждения будут никому не интересны… А если, не да Бог, случится с ребенком страшное — каким рассуждениями можно простить будет самого себя? …Вот характерно, что мой супер-мега самостоятельный зять (который отказался ходить в детсад и с 5 лет с утра до вечера жил в квартире один, сам себе еду грел, сам гулял, сам себя развлекал, книжки читал) сделал все, чтоб его собственные дети росли под присмотром.

NinaK

Наталья, у наших друзей погиб в дтп 14-летний сын, они с другом на даче ехали на мопеде и на них наехал пьяный водитель, и, поверьте, меньше всего наших друзей в то время трагедии волновали страх перед опекой или общественным мнением. Но они не приковали к себе и не водили за ручку его младших брата и сестру, а позволили им жить нормальной жизнью, оставаться дома одним и гулять с друзьями, ездить самостоятельно по Москве, и сейчас их 18 летняя дочка уже живет одна в своей квартире, а скоро и младший сын надеется жить самостоятельно. Януш Корчак в своей книге «Как любить… Читать далее »

Полностью согласна с Ниной. Моя подруга боялась оставлять маленького сына с его собственным родным отцом под тем соусом, что тот недосмотрит, малой упадет, расшибется, «мотыга убьет его до смерти» и тд. У меня своих тогда еще не было, но я недоумевала, как же так. Потом появились свои, и на все возможные опасения у меня есть осознание того, что никто больше их родного отца не заинтересован в их благополучии, и что-то случиться может только совсем случайно, значит, с той же вероятностью, что и при мне. В случае необходимости придется оставлять детей — подросших, я не про трехлетних говорю, конечно — и… Читать далее »

Нина, тут даже нечего возразить. Разумеется, если детей несколько, а помощников нет, то дети будут оставаться одни дома гораздо раньше 10-и лет. Но и сама я оставалась в дошкольном детстве — мама отводила брата в школу, отец был на работе, бабушки-дедушки с нами не жили. Никаких проблем. Ни на какую надежную соседку я ребенка бы не оставила. Уж лучше одному. Благо связь сейчас повсеместна; это раньше никак было не позвонить, а сейчас у всех мобильники, джипиэс навигаторы, тревожные кнопки и куча других примочек, так что ребенку даже номер ничей учить и набирать не надо — запомнил одну кнопку и жми… Читать далее »

Никакого противоречия: «по умолчанию» считается, что до 12 лет ребенок должен быть под более-менее плотным присмотром, дальше уже необязательно. Говорят даже, что есть типа какого-то решения-постановления на эту тему… Да и в 14 лет они уже паспорта получают, значит, в какой-то мере совершеннолетние.

И с 14-и лет сами за себя везде расписываются. да

elvir4a

Я живу за границей и могу сказать что тут не принято оставлять детей одних дома.по закону можно оставлять тогда,когда они могут сами себе обеспечить безопасность.согласитесь,в 4 года ребенок это сделать не может.мне и в голову бы не пришло оставлять своего семилетнего сына дома одного.вот просто в голове не укладывается.и да,если он болеет ты берешь его с собой.

Здесь климат не такой. Если при плюсовой температуре еще можно взять с собой заболевшего ребенка, то в -15 этого уже никак не сделать, это уже реальная опасность для жизни

Похожие статьи