У меня нет слуха. У меня нет голоса. У меня пространственный кретинизм. У меня обе ноги левые. Я не способен к языкам. Я даже яйцо не могу нормально сварить. Ничего не понимаю в компьютерах, боюсь их…

Вам знакомы такие жалобы-причитания-самооговоры? Наверное, если не вы, то кто-нибудь из ваших знакомых непременно жалуется окружающим на отсутствие способностей к музыке, иностранным языкам, живописи, математике и так далее, и так далее, и так далее.

Мне как преподавателю очень часто приходится слышать: у меня нет способностей к языкам. Мне не даются языки. Я не понимаю, как учить язык. Я не запоминаю языки.

Когда я руководила хором, нередко убеждала людей в том, что у них есть слух и голос, что они могут и умеют петь, что надо просто открыть рот и запеть…

Так и появились мои «программные тезисы».

Нет людей, не способных к иностранным языкам. Все люди способны к иностранным языкам. Все люди, говорящие на своем языке, способны выучить другой и с удовольствием на нем общаться.

Нет людей, у которых якобы «нет слуха». Или «нет голоса». Нет слуха у людей с ограниченными возможностями. Глухих. Голоса нет у немых. У прочих может быть не развит певческий голос, может быть нарушена координация между слухом и голосом, и этот мостик надо восстанавливать или строить с нуля. (Не могу не сказать здесь, что это мысль не моя, а ряда блестящих музыкантов, у которых мне посчастливилось учиться музыке).

Почему же, спросите вы, человеку «не дается» язык, музыка, математика или кулинарные тонкости?

Думается, тут может быть несколько причин, и самые важные из них давайте обсудим вместе.

Причина первая, наверное, вам уже навязла на зубах, но я не могу не озвучить ее: комплекс родом из детства.

Маленькая девочка пытается приготовить салат, но вместо похвалы слышит «ну накромсала, ну пересолила!». Девочка делает вывод о своей кулинарной бесталанности и ставит крест на этом увлекательном занятии. Мальчик играет в футбол со старшим братом и его друзьями и пасует не туда. Слышит, что обе ноги у него левые и шел бы он домой к мамочке. Мальчик приходит к заключению о полной несостоятельности своей спортивной карьеры и в дальнейшем не пытается ее возобновить… Разумеется, я утрирую, но хочется прочертить схемы максимально ярко.

Причина вторая. Вы не определились, зачем вам это надо.

Ребенок самозабвенно может перекладывать баночки с детским питанием из одной коробки в другую, и не сомневается в том, что это важный и нужный процесс. Предложите заняться таким делом взрослому — и, скорее всего, он логично спросит: а зачем?

И правда, зачем? Зачем начинать учить фарси, становиться в 40 лет впервые на коньки и вникать в тонкости квантовой физики? Вам кажется, что я рассуждаю странно? Мол, надо, и дело с концом. Но не все так просто. Если мы не видим конечной цели, практического применения, то на сознательном ли уровне, на подсознательном ли нас будет мучить идея о бесполезности происходящего, о том, что усилия расходуются впустую. Да еще и окружающие порой подливают масла в огонь: «Зачем это тебе понадобились кулинарные курсы?». Проще плюнуть и бросить, чем преодолевать внутреннее и внешнее сопротивление.

Ваши потребности (а вам это надо?) могут быть сформированы извне. Все говорят, что надо уметь печь пончики. Но если вам это не надо, а вы только увлеклись модой? Понять свою внутреннюю мотивацию — полезно, а подчас жизненно важно.

Причина третья напрямую связана с причиной второй. Вы, может, и знаете, зачем вам понадобился кружок макраме и студия оригами, но вы не научились плести кашпо и складывать бумажные вазы с удовольствием.

Ваше неумение и неловкость раздражают вас, нитки путаются, бумага рвется, — сплошные печали. Мозг не хочет возвращаться туда, где его не покормили эндорфинами, и поэтому каждый раз мысль о том, что надо заниматься выбранным хобби не радует, а расстраивает. Позвольте, скажете вы, но какое удовольствие может быть при изучении сложного языка на самом раннем этапе или на тяжелой тренировке по русскому рукопашному бою? Найти это удовольствие сложно, но давайте попробуем.

Говорят, тренировки надо заканчивать «на вкусе». В тот момент, когда ты почувствовал, что можешь еще, еще и еще… Надо поймать этот момент. Не всегда это возможно, особенно если это групповая тренировка, но и в группе надо ловить это ощущение, вспоминать, когда оно возникало. И после тренировки, может быть, вернуться к проделанному упражнению и опять почувствовать легкую эйфорию: «Это-то у меня получилось!».

У вас талант!

С иностранными языками и сложнее, и проще: можно выучить песню и петь ее себе, можно слушать музыку, можно смотреть мультфильмы переведенные на изучаемый язык.

Причина четвертая. Не нашли педагога.

Надеюсь, собратья по преподавательскому цеху меня простят. Но найти «своего» преподавателя совсем не просто. Мы все очень разные. Люди вокруг нас очень разные. Потребности и желания у всех разные. И если мы собираемся в группе на курсах, то у всех оказываются свои представления о том, что и как нам должны преподавать. Блестящие педагоги умеют справляться с этой проблемой, но временами разочарование неизбежно.

Если речь идет об индивидуальных занятиях, то еще сложнее: преподаватель все время на виду, и вы все время на виду. Разочарование, раздражение, внутренняя обида, а то и какая-нибудь досадная мелочь вроде тяжелого аромата духов или лосьона после бритья может полностью уничтожить ваше твердое решение выучить этот проклятый санскрит.

Причина пятая. У вас не хватает времени. Вам кажется, что вы хорошо начали: и отличный педагог, и учебник чудесный (танцевальные туфли изумительные), и вдруг — стагнация, расстройство, и злость на себя: так хорошо начал, а теперь? Для закрепления навыков кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, кому-то нужно «переспать» с новой темой ночь, а кто-то будет обдумывать ее не меньше недели. Надо знать свои временные привычки и не дать себя в обиду… себе же.

Причина шестая. Вам есть на кого положиться в этом деле.

Нередко «не ориентируются в пространстве» те, рядом с кем находятся прирожденные гиды. Не готовят те, у кого дома имеется изумительный кулинар. Значит ли это, что таланта нет у вас? Нет! Просто еще не пришло время его проявить.

Когда я была маленькая, мне все говорили, что я не умею петь. То же самое говорили и моему брату. Однако учась в последних классах школы, мы оба начали заниматься музыкой: с педагогами, самостоятельно и опять с педагогами. И многие из этих педагогов повторяли: не бывает людей без слуха. Не бывает людей без голоса…

Недаром выдающийся психолог Виктор Франкл говорил, что надо переоценивать людей. Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, даем ему завышенную оценку, мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть. Не нужно бояться ставить высокую планку.

Это бывает очень сложно. Но все же…

Три года в Сербии я руководила хором. В аккомпанементе у меня играл на гитаре чудесный молодой человек, которому было дано все: и музыкальность, и слух, и голос. Но петь он отказывался категорически. Однако обстоятельства сложились так, что всей дружной толпой мы попали в Россию, и уже совсем другой человек, не я, предложил моему чудному гитаристу запеть. И — чудо совершилось. Он запел, да так, что, уже вернувшись в Сербию, вскоре стал одним из основателей и солистов целой музыкальной группы… Получается, иногда надо, чтобы о способностях вашего друга сказали ему не вы, а посторонний человек? Что же, нередко бывает и так.

Не бывает людей, не способных к пению. К ориентации в пространстве. Господь дал всем дары щедрой рукой. Конечно, есть особые таланты, но ведь на то они и таланты. А мы можем пока только начать находить радость в том, что делаем…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные
apple -blossom

Годами пытаюсь подойти к некоторым вещам разными путями, не получается. Раньше подобные статьи вдохновляли, теперь только вгоняют в еще большее уныние. Не в упрек автору, конечно. В статье все совершенно правильно написано. Но мне, может, легче было бы думать, что ну вот, не дано. А так опять и опять ищешь, что не так, где мало старался, опять пробуешь, опять не получается…не знаю((.

Наталья (другая)

Дык и сами вещи, и подход к ним, и поиски путей подхода должны уже сами по себе вас радовать — о чем в статье и говорится. Тогда становятся бессмысленными размышления о том, "дано" или "не дано", "мало" старался или "много", "получается" или "не получается".

apple -blossom

Ну, мне кажется, такой подход может быть толькл к какому-то хобби, где результат вообще не волнует. Ну вот, делаю я, допустим, кукольный домик, и делаю. Просто стресс снять — результат и развитие не интересуют. Тогда да, чего там размышлять. Или язык изучаешь на уровне "здравствуйте, дайте два пакета молока". Или поешь дома в караоке. Если хочется более серьезного результата, а его при всех попытках нет, волей-неволей задумаешься: толи не дано, толи фатально что-то неправильно делаю. И когда это длится годами, то сложновато радоваться процессу и поддерживать в себе веру в то, что "нет людей, не способных к…", да и вообще… Читать далее »

Александра Матрусова

apple -blossom, не хотела Вас расстраивать, честно! Если долгий неуспех, самое вероятное, что причина где-то именно в детстве, и не факт, что Вы ее помните… Может быть, поделитесь, в чем у Вас все не складывается и не складывается?
Я, конечно, не имею в виду, что эти рецепты "работают" для тех ситуаций, где, кроме нас, есть еще судьба/Бог/провидение: рождение детей, создание семьи и т.п.

apple -blossom

нет-нет, вы, конечно, не расстроили ничем, на самом деле правильно все в статье, на мой взгляд. Это просто уже такая многолетняя ситуация у меня, возможно, и правда, нужно что-то в детстве покопать.

Александра Матрусова

Желаю Вам сил, успехов, и … чтобы все получилось. Чтобы очередной шаг стал вдруг полетом.

jane

Вот полностью согласна с Вами!
Статья хороша как средство от уныния и неуверенности в себе. Но все же серьезно такие советы я бы не рассматривала.
Не в обиду автору 😉

Александра Матрусова

jane, да никаких обид! 🙂 если говорить о серьезности, то каждый случай надо рассматривать отдельно… Обдумывать, советоваться, взвешивать 🙂

Наталья (другая)

Ну я так работаю и деньги зарабатываю, вообще-то. В разное время — переводами (английский, китайский), редактурой, версткой, работой с авторами, созданием книг "с нуля" с полным циклом редакторско-корректорской и допечатной подготовки; организацией поездок в Китай по индивидуальной программе; преподавать ушу уже лет 10 зовут, но пока не настолько интересно…

apple -blossom

поверьте, к своему возрасту я тоже очень много чем зарабатывала, включая, кстати, практически все перечисленное вами, только языки другие))). К сожалению, некоторые навыки, которыми можно заработать, не всегда коррелируют с желаемым профессиональным уровнем и самореализацией.

Наталья (другая)

Вы писали: "такой подход (радоваться процессу) может быть только к какому-то хобби, где результат вообще не волнует… Просто стресс снять…" Я ответила, что с таким подходом (получая удовольствие от процесса, осваивая новые для себя и лично мне интересные вещи) вполне нормально зарабатываю (удовлетворяю свой интерес, а мне за это еще и платят). И Вам того же желаю — работать в радость и с удовольствием, в порядке реализации нового интереса, получать новые профессиональные навыки.

apple -blossom

за пожелание спасибо).
И все же мне интересно: о каком уровне, допустим, китайского идет речь? Я знаю многих востоковедов, в частности китаистов,-не все смогли работать в профессии, тк затраты времени и сил на изучение и поддержание языка колоссальны и порой себя не оправдывают. Поэтому интересно, о чем речь: поддержать беседу и переписку по электронной почте, переводить устно на одну тему, на разные специальные темы, переводить тексты с сайта, переводить худ.литературу? Все это — способы заработать, но совершенно разные профессиональные уровни.

Наталья (другая)

Еще раз: я не "работаю в профессии", я получаю удовольствие от процесса. Я и близко не знаю китайский так хорошо, как наши китаисты. Но в своей области (ушу) я знаю такие детали, тонкости, особенности, о которых они и не подозревают — поскольку они "изучают язык" и "поддерживают уровень" "снаружи", а я время от времени живу при мастере и учусь у него ушу (и жизни), как прочие его китайские ученики.

Ежик

Тоже верно. . Надо,чтобы некоторые из пунктов были прямо-таки на уровне одержимости,что ли. Например, "хочу-нимагу",или надо и не на кого положиться. А так-все эти пункты требуют времени и сил-и поиск преподавателя,и наличие свободного времени,и борьбу с комплексами. Если речь о профпригодности-придется соотносить затраченные усилия с полученным заработком,и может оказаться так,что оно того и не стоит. Если речь о хобби-тоже приходится эти моменты учитывать.

apple -blossom

"хочу-нимогу" классная вещь, помогает, да)). Почаще бы ее и постабильнее.

Ежик

Я с вами согласна. Тут,на мой взгляд,неточность в терминах. Если говорить о "таланте" и о заметных его проявлениях-очень большое значение имеют пресловутые 2 процента способностей. Без них 98 труда могут привести к среднему результату,и не более,а то и меньше. Но на некий ремесленнический уровень подобные советы выйти помогут,конечно.

Наталья (другая)

Замечательно!

Александра Матрусова

Спасибо!

jane

Ну неееет!

Да, может быть нарушена координация между слухом и голосом, можно также усиленно заниматься с хорошим преподавателем и, наконец, начать петь на уровне приличного домашнего концерта и так далее.
Но Вы же не станете отрицать, что изначальные данные все равно у всех разные! И чтобы достичь в чем-то успеха — одному нужно старательно биться (да с хорошими педагогами) — и он выйдет на уровень, достаточный для "нестыдного" аттестата (но маловатый для профессии), другому при этом же педагоге достигаются иные вершины.
Как в том фильме: "Можно, конечно, и зайца научить курить…".

jane

Да, можно упорно заниматься годами и, может, что-нибудь выйдет. Но так полжизни пройдет, а для уровня определенной профессии этого будет недостаточно или достигаться слишком долго. За это время другие уже получат эту профессию и будут успешны в ней.
Все-таки не надо отрицать, что все мы — разные. Редко человек талантлив во всем! И ничего постыдного нет в том, что математик, к примеру, не может освоить вязание носков. А, может, и не надо?

Александра Матрусова

А я и не говорю, что у всех одинаковые способности. Как раз отмечаю, что есть особые таланты. Но для всех остальных нет ничего невозможного в достижении хорошего уровня ) главное — никогда не надо ставить крест на том, что человек пытается чего-то добиться. Извините, что привожу в пример себя — я не стала великим вокалистом, но преодоление "у тебя нет слуха" помогло мне создать приличный студенческий хор…
Найду информацию, напишу, кому из великих певцов в детстве говорили, что у него нет слуха и голоса.

jane

"А я и не говорю, что у всех одинаковые способности."
Вы говорите, что каждый человек талантлив во всем 😉
Не согласна.

"для всех остальных нет ничего невозможного в достижении хорошего уровня"
Достижение этого хорошего (насколько?) уровня может длиться всю жизнь, очень туго и мучительно. И, когда человек явно неспособен к определенной деятельности — часто у него и отсутствует к ней интерес.
Иногда проще (и разумнее) переключиться на другую деятельность.

Наталья (другая)

Дык если нет интереса — зачем себя насиловать? А если интерес есть — все остальное прикладывается.

jane

Кстати, интересно, а что первично?
Неинтересна та деятельность, в которой ничего не получается или трудно чего-то достичь, потому что это абсолютно неинтересно?

Наталья (другая)

Знакомые тренеры по ушу однозначно предпочитают тех, у кого есть интерес к занятиям, упорство и желание работать, тем, кто обладает прекрасными физическими данными.
В воспитании детей мне всегда казалось самым важным — научить хотеть (т.е. понимать, что интересно именно тебе, ставить себе цели и достигать их).

jane

Для взрослых при выборе курсов — да, интерес. А вот детей в школы (муз., спорт.) обычно по данным выбирают, а интерес уже — в процессе. Но детям обычно все интересно, а потом интерес волнами…

"научить хотеть (т.е. понимать, что интересно именно тебе, ставить себе цели и достигать их)"
Ох, да. Именно этого не хватало мне в период определения с профессией. Да и до сих пор эту науку не освоила.

Александра Матрусова

Смотрите, Вы говорите — если человек не способен к определенной деятельности, у него часто отсутствует интерес. А я говорю о тех ситуациях, когда есть интерес, есть понимание, зачем это надо, есть желание добиться. Понятно, что если интереса нет, то ничего не поможет. Но если интерес есть, то все остальное приложится. Повторюсь: если интересно, то этот интерес стоит поддерживать )

jane

Знаю одного регента (женщину), много лет руководит хором, ей это явно нравится. Возможно, в теории она и знаток, но лучше бы ей не петь, вот правда :)). Тембр очень неприятный, резкий голос, да и постановка… (звук плоский, зажатый). По характеру видно — настойчива, наверное, была отличницей, верю, что старательно занималась (взяли же учиться). Но как запоет — неприятно выделяется из хора, ну не дано.

Или знала девушку — очень старательную, умную. Билась над программированием, но не давалось ну никак (на работе). Так и ушла в другую сферу.

Елена

Прямо про наш хор… Все то же. но при этом еще и убеждена, что это ее главная задача — выделяться из хора, чтобы перекрывать косяки остальных…

jane

Не должен руководитель хора выделяться (также как и певец хора, если он не солист), он может только вливаться. Да и не перекрывает ее голос косяки, по правде сказать, а действительно режет слух. Хор должен звучать как единый организм.

Александра Матрусова

У меня учитель ОБЖ всегда говорил "талантливый человек талантлив во всем". А так, конечно, мы все разные, и это хорошо. Повторюсь: просто никогда не надо опускать рук.

Panda111

По-моему, это крайне спорная фраза, про "талантливость во всем" — нередко успешность в одной из сфер жизнедеятельности идет за счет развития других видов активности. Не думаю, что Денис Мацуев хорошо печет пироги, танцует и вышивает крестиком. Хотя, и такое возможно. По моим наблюдениям, люди бывают талантливы в чем-то, но не "во всем". Творческие люди часто бывают беспомощны в простейших житейских вопросах, кто-то талантливый оратор или педагог, но "ни петь, ни свистеть" и т.д. Насчет иностранных языков — кому-то они даются легко и с удовольствием, знаю людей, которые сами, без общения с носителями языка, еще до интернета, просто по самоучителям учили… Читать далее »

KseniaWS

Вот да, мне даже кажется, что под талантливостью во всем подразумевается интерес ко всему: когда человек за что-то новое берется с азартом и доводит дело до какого-то осязаемого результата. Вот и впечатление складывается, что у него все получается, следовательно, талантлив во всем.

Ta_ennaya

А я завидую чужим состоявшимся талантам. Нет, конечно, люди с экрана меня не так волнуют, а вот экземпляры "из жизни" или около того (знакомые знакомых, блогеры) — вот на кого я с завистью смотрю. Возможно, тут идеализации много.
"Вы не определились, зачем вам это надо". Вот у меня с рисованием так.

Александра Матрусова

Идеализация — это тема отдельного разговора. Конечно, часто мы просто не видим, что стоит за сверкающим фасадом реализации способностей.
Вот выйдете на пенсию, появится свободное время и как начнете рисовать! Я почти серьезно. У меня была студентка (иностранка) которая начала в 60 лет учить русский язык, потому что всю жизнь об этом мечтала, но не было времени и денег. Она читала Достоевского в оригинале! Это было так замечательно.

Наталья (другая)

Поддержу. Один приятель-бизнесмен начал учиться рисовать, когда его дети школу заканчивали. Начало было графомански-никаким. Сейчас, через 3-4 года, временами делает такое, что у меня дух захватывает — замечательные по стилистике и настроению работы!

jane

"Вы не определились, зачем вам это надо". Вот у меня с рисованием так.

А у меня это постоянный жизненный тормоз во всем ((

Ирэн

Есть такая книга — "Путь художника" про выход из творческого застоя в жизни, а не только в искусстве. Жаль у нас — православных на эту тему мало как-то доходчивых и работающих книг. Кстати, есть еще одна причина, почему бывают такие проблемы — кажется, что это Богу не угодно, греховно, что надо делать что-то полезное, картошку сажать, посуду мыть, молится по больше.

Александра Матрусова

Это замечательная тема! И книга великолепная. Будем развивать эту тему, тут есть, что сказать, и для православных в том числе.

Женечка

хотелось бы) а можно еще и для православнутых, как я. мне с недавних пор везде мерещится грех — и в платьях новых, и в походе в кафе. А уж в попытках найти себя как поэта и писателя… все это отягощено серьезным случаем перфекционизма и прокрастинации)) так что совсем гиблое дело. но вот этот тормоз — нельзя тратить порядочной женщине время на ерунду, надо сперва о молитве и о хозяйстве подумать, а потом может быть… а потом обычно наступает час или два ночи, а утром рано опять по кругу. Не позволяю себе все бросить и заняться своими капризами. Тем более мнить… Читать далее »

Мария

Ой, да. Я тоже когда-то считала, что это если не богоугодные, то очень важные дела. Как та Марфа из Евангелия.

Анна1982

Да, согласна! Защитила канд.диссертацию, вошла во вкус исследовательской исторической работы, чтения научной литературы и источников, а потом… работа, колледж, и мысль, которая убила эту любовь к исследованиям — это не для тебя, это Богу не угодно. Да и "оно тебе надо?" сыграло свою роль, и еще окружение: очень странно, но среди моих знакомых не приветствуется или, скажем, просто попускается и терпится любовь к научной работе. К этому относятся не с уважением, а снисходительно, и это отбивает охоту, ведь всем хочется быть уважаемыми. К тому же долгое время, пока я надеялась на создание своей семьи, мне встречались только те, кто смог… Читать далее »

Александра Матрусова

Вот держалась-держалась, но все же не могу не вспомнить по поводу богоугодности наших деяний "Жонглера Богоматери" Анатоля Франса — помните, бедный жонглер мог прославить Ее только одним способом, и она это приняла?

Анна1982

Ой, не читала, прочитаю, спасибо большое!

Salix

А если для человека огромное удовольствие — вот именно, что мыть, чистить, выращивать овощи на огороде. В светской среде он привык считать себя бездарем, скучным, серым, когда вокруг все с горящими глазами мечутся по драмкружкам, кружкам по фото… А тут оказывается, что помыть, накормить, спать уложить — это самый важный талант. Талант бережного отношения к людям и вещам, милосердие, доброта — вот пользы от таких талантов точно побольше для окружающих, чем от пения. И хорошо, если человек перестанет комплексовать и с облегчением поймет, что маниакальная закрутка в банки собственноручно выращенных огурцов — увлечение ничем не хуже фешнблогерства какого-нибудь. Главное —… Читать далее »

Александра Матрусова

Милосердие, доброта, бережное отношение к людям — это особый разговор. И Вы правы, если знаешь, что по-настоящему зажигает — это главное. Но ведь пение бывает разное, и сравнивать, например, пение на клиросе в праздничный день и бережное отношение к вещам — это, наверное, не очень правильно? Просто разные понятия, разные явления. Мне кажется, если человек с удовольствием занимается своими повседневными делами, это чудесно, замечательно, и через такое отношение к труду и раскрываются и художественные, и другие таланты 🙂

Salix

Тут когда-то в одной из дискуссий одна из участниц рассказала о таком понятии в японской культуре, как "эстетика повседневности"( я так запомнила, может немного по другому звучало). Вот я об этом. И еще о том, что воспитание себя — тоже творчество, тоже интересно( ну да, не без пафоса))). Тут я, конечно, уклонилась совсем не в ту степь, согласна.) Хотела расширить перечень талантов. Если вдруг рисование, пение, танцы и прочие виды искусства сильно не привлекают.

Александра Матрусова

А я с Вами согласна! Каждому ведь нужно найти свое. Был приятель-официант, которому нравилось, что люди в его кафе могут отдохнуть, настроение улучшается. И он был настоящим художником в своей профессии!

Анна1982

Ой, мне это тоже нравится! Глажу белье — и радуюсь: было мятое, стало гладкое. Мою посуду — то же самое! В этом меня тоже мало понимают: "что в этом приятного?"

jane

Читала у Карнеги про женщину, которой сделали операцию на глаза. До этого она почти ничего не видела. После операции вернулось зрение и она стала получать огромное удовольствие от простых вещей, например, от мытья посуды. Она любовалась пузырьками! Часто это вспоминаю.

jane

Salix, это тоже таланты!
Вот моя бабушка вкусно готовила, я считаю, это тоже талант! И так спокойно, с любовью.
А у другой бабушки был талант спокойно относиться к жизненным трудностям, это еще какой талант, просто талантище!

ольга

знаете, Александра, я начала читать Вашу статью и очень смеялась!))))))) ну это же про меня, с самого начала))))) слово в слово)))))) но про отсутствия голоса… да, муж говорит, что он у меня есть, и не плохой, но себя убедить в этом сложно. мама мне всегда говорила, что чего нет, того нет. и лучше мне не петь. хотя всегда хотелось… нет, вы не подумайте, мама у меня замечательная, плохого не хотела, но у нее очень хороший слух)))

Александра Матрусова

Ольга, мне до сих пор люди с хорошим слухом иногда возмущенно кричат: не меняй тональность! когда я что-то напеваю. 🙂 и все же — пойте 🙂

ольга

пою))) мне сей час по "долгу службы" положено петь колыбельные)))))

Юлия

А у меня вопрос (шкурный 🙂 ) Вот по этому пункту: "Но если вам это не надо, а вы только увлеклись модой? Понять свою внутреннюю мотивацию — полезно, а подчас жизненно важно." Как её понять? Я как раз сейчас задалась этим вопросом, а надо ли мне оно? Вроде нравится, вроде что-то получается. Но как только есть "дела поважнее", иной раз всякая ерунда, типа пыль протереть, то она ставится на первый план. У по-настоящему увлечённые люди так себя не ведут. Есть ли способ разобраться в себе?

Александра Матрусова

Юлия, вот хороший вопрос!:) дисклеймер, как говорится, для начала — я все же не психолог (я не волшебник, я только учусь), я просто делюсь своими размышлениями и наблюдениями. Для начала вот — если нравится и что-то получается, это повод потихоньку двигаться в этом направлении, не теряя "нить рассуждений". Может, потом "нравится" перерастет во что-то большее. Может, и нет. Мне кажется, именно "нравится и получается" — уже достаточный критерий. А еще можно проверить несколькими простыми вопросами: нравилось ли мне/привлекало ли меня что-то подобное раньше/в детстве? Насколько мне важно, что 234 мои подруги срочно начали осваивать именно эту сферу? Сколько денег я… Читать далее »

Юлия

Спасибо за ответ. Буду думать в эту сторону.

Panda111

Бывает еще вариант — у ребенка нет особенных способностей к какому-то виду деятельности, но родителям хочется, чтобы они у ребенка были. И водят его по секциям и кружкам, чтобы "катался как Плющенко", или хотя бы "играл, как Моцарт". Год водят, два водят. Ребенку нравится все меньше и меньше, родители советуются с педагогом, а педагог говорит, что у ребенка способности есть, их просто надо развивать, походите еще годик, а там видно будет. Понятно, педагогу лишний заработок терять не хочется. Походили еще годик, тут уже жалко потраченного времени, сил и денег, ребенка заставляют ходить уже потому, что целое состояние ухлопали на его… Читать далее »

Panda111

В итоге у ребенка выученная беспомощность, уверенность в том, что трудиться бесполезно — все равно у других лучше результаты, плохие отношения с родителями и стойкое убеждение, что его мнением в этой жизни никто не интересуется.
И еще бывает так, что таланта у человека нет, но он себя считает настоящим художником (певцом, поэтом, музыкантом), и обижается на весь мир за то, что его талант никому кроме него не виден.

Женечка

Ха-ха, бывает (я про вторую ситуацию). Это, наверное, мой случай

Комси-Комса

Да, со своими детьми родителям надо постоянно следить в первую очередь за СВОЕЙ мотивацией при выборе занятий 🙂 А то воображение сразу рисует картины будущего успеха! Я отдала своего ребенка в музыкальную школу на фортепиано в 4 года, чтобы развиать мелкую моторику рук. Сейчас, когда ему же 12 моторика рук на уровне возраста, а раньше было совсем плохо! Но музыку он не бросает, хотя музыканта из него не выйдет, скорее всего, но хобби это прекрасное. Также и в спорте — занимаемся, чтобы хоть чем-нибудь занимался, чтобы нравился сам процесс. Один спорт перестал нравится, ищем другой. Надо научить ребенка наслаждаться процессом,… Читать далее »

Похожие статьи