Шопинг — законный и простой способ добавить эндорфинов в свою жизнь. В основном — более безопасный, чем, допустим, алкоголь или неумеренное потребление сладостей. Но иногда шопинг-эндорфины «слишком легкие»: удовлетворение от покупки сменяется разочарованием — «зачем я это купила?», «оно не стоит своих денег», «зря потратила». Разочарование от покупки переходит в разочарование в себе, и настроение падает ниже исходной отметки.

Как достичь баланса?

  1. Понимать свои мотивы

Если вы хотите пройтись по магазинам именно ради настроения — отметьте это про себя мысленной галочкой, запланируйте сумму, которую можно «прокутить» (для кого-то это 100 рублей, для кого-то — 1000 или 10 000) и наслаждайтесь процессом. Просто посмотреть/потрогать товары, померить что-то, не покупая, — тоже разрядка. Главное, помнить, что потрогать/померить и НЕ купить — нормально, а еще — что не стоит срезать бирки и выбрасывать чеки сразу после покупки, если есть хоть малейшие сомнения в ее целесообразности.

Еще одна полезная установка: не каждой понравившейся вещью надо обладать. Вполне можно полюбоваться и пойти дальше, ведь симпатичных вещей в мире так много, а место в доме (и денежные ресурсы) ограничены.

Ну и, конечно, избавляться от стресса полезно не только в магазинах.

  1. Стремиться к разумному потреблению

Звучит скучновато, но на мой взгляд, умеренность — единственный способ по-настоящему «выйти из матрицы». Многие из нас уже начали ощущать это на себе: вещи плохо продаются на Авито даже за 15% цены, а мусорные полигоны перестают справляться с нагрузкой. Короче, вещей стало слишком много. Недавно увидела рекламный ролик: там предлагается купить новый шкаф, если старый стал тесноват, а потом еще шкаф, и еще. Для меня это тупиковый путь: каждая вещь требует внимания, заботы, места, — но не нужнее ли эти ресурсы людям? В конце концов, у каждого из нас есть лимит вещей, которые получается содержать в порядке, — дальше начинается неуправляемый хаос.

Перед покупкой понравившейся вещи подумайте:

где ее хранить;

куда ее деть после использования (или куда деть ее предшественницу);

можно ли ее не покупать, а одолжить/арендовать (вдруг это окажется выгоднее или удобнее?)

  1. Не обманывать себя

Мы делаем это (обманываем себя), когда:

Покупаем ребенку очередную игрушку, вместо того чтобы поиграть с ним в те, что уже есть;

Покупаем пятый крем, улучшающий микроциркуляцию в коже, хотя очевидно, что самомассаж и 10 минут гимнастики разгонят кровь лучше (и бесплатно!);

Покупаем что-то, чтобы быть «как все», из зависти, в приступе гнева — часто такие покупки потом не радуют, потому что оказываются прочно связанными с негативными ассоциациями.

  1. Расхламлить дом

Еще один способ разобраться в том, что и сколько вы покупаете. Проведя расчистку дома от лишних вещей, можно: а) определиться с тем, какое количество предметов оптимально для вашего жилья, б) увидеть свои «слабые места». Я вот обнаружила, что у меня куча вскрытых, но не использованных до конца кремов и зубных паст (!). Зареклась покупать новые, пока не изведу все запасы.

  1. Знать маркетинговые трюки

Маркетинг — это своего рода изощренная игра в купи-продай. Вы можете получить фору, если будете знать некоторые приемы, которые используют продавцы. Вот некоторые из них:

Внимание на ценник: 9,99 рублей, конечно, по сути — 10, но подсознание уверяет, что это очень дешево; перечеркнутая цена до скидки часто оказывается завышенной; на желтых или иных цветных ценниках бывает по-настоящему выгодная цена, а бывает и нет — присмотритесь. Например, в продуктовом около моего дома на стенд к акционным товарам часто подкладывают товары по обычным ценам, но их стоимость тоже пропечатана на желтом ценнике.

Покупайте головой, а не органами чувств. Некоторое время назад обратила внимание на то, что в окрестных супермаркетах на удивление хорошая музыка — умиротворяющая. гармоничная. А потом оказалось, что это неспроста: плейлисты в магазинах специально подобраны так, чтобы люди медленно курсировали вдоль стеллажей с товаром и как можно больше складывали в свои корзинки… Так же работают приятные и узнаваемые запахи — будь то интерьерный парфюм или аромат картошки-фри и кофе.

Только сейчас и только для вас. Ограниченные по времени предложения, особенно если «осталось только 2 экземпляра», стимулируют покупать без лишних раздумий. Присмотритесь: некоторые продавцы не слишком хитры, и у них всегда «осталось только три места» или «последний экземпляр со скидкой», и эти позиции висят на сайтах месяцами. Конечно, иногда бывают действительно выгодные акции, а иногда — не очень. И большинство из них регулярно повторяется.

Игра на контрасте. Продавцы размещают свои предложения так, чтобы  цена на товар казалась вам оптимальной. Смотрите, как это работает:

Дешевое после дорогого: вы покупаете дорогой костюм или пальто, а вслед вам предлагают рубашку или свитер. Допустим, свитера в этом магазине дороже, чем те, что вы обычно покупаете, но после суммы, выложенной за пальто, цена свитера кажется подходящей. Или в ресторанном меню на развороте одно блюдо заметно дешевле остальных — чтобы его чаще заказывали.

Средний размер: маленький стаканчик кофе (200 мл) стоит 50 рублей, средний (300 мл) — 90, а большой (400 мл) — 100 рублей. Кажется, что взять большой — очень выгодно, ведь разница со средним стаканчиком — всего 10 рублей. Хотя особой выгоды в этом примере (он реальный) нет: два маленьких стакана кофе по цене и объему как раз будут равны одному большому. Но получается, что покупатель тратит на кофе сразу по максимуму, а не берет, скажем, одну чашечку и не докупает потом вторую в случае необходимости. По тому же принципу строятся акции «3 по цене 2» и тому подобные: вы пришли за одним пакетиком чипсов, а купили три, хоть и по цене двух: в итоге денег потратили в два раза больше, чем планировали.

Подобных маркетинговых приемов множество. Их цель — создать у покупателя впечатление выгодной сделки, закрепить ощущение, что покупать — приятно, и побудить приходить в магазин снова и снова.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, консультант проекта Минфина России по финансовой грамотности. Окончила филологический факультет МГУ, публиковалась в различных изданиях — как православных, так и светских. Более двух лет была главным редактором портала «Не инвалид.РУ». Рациональное ведение бюджета всегда было моим хобби, поэтому недавно я закончила программу по обучению консультантов-методистов Минфина на базе Московского Финансового университета, и теперь мне хочется поделиться полученными знаниями — прежде всего, с женщинами:) Замужем, воспитываю двоих детей. Живу в Подмосковье.

Другие статьи автора
новые старые популярные
elena_d

Интересно… никогда не привлекал шоппинг — ненавижу лишний хлам, который только занимает место. Мой идеал — японский минимализм. Но… есть пунктик. Обожаю иметь и покупать — пледы, теплые покрывала, одеяла. Чтоб не замерзнуть и лежать в тепле. Интересно, что это значит с т.зр. психологии…

Rosella

Елена, это значит, что вы долго жили в России)) у меня советских одеял несколько штук лежит, и все они в ходу осенью, весной и зимой.
Ну холодно у нас.

Шоппинг для меня — скорее тяжелая необходимость, чем способ добавить эндорфинов. А попырится на витрины — это да, можно )) если не надо ничего покупать

У меня есть психологический прием, который позволяет хорошо сэкономить. Допустим, я никогда не куплю футболку дороже определенной суммы, как бы хорошо она ни выглядела и как бы круто не сидела на манекене. Для свитеров — это другая сумма, для верхней одежды — третья и т.д. Да, порой стоит неимоверных усилий, чтобы отказаться от примерки понравившейся вещи (учитывая, что мне вообще мало что нравится). Но зато потом есть шанс купить эту же вещь в 2 раза дешевле во время распродажи (что мне периодически удаётся).

Не сработает Ваш прием. Цены растут, и скоро футболку придется покупать по цене пальто.

Кто-то уже сейчас покупает пальто по цене плазменного телевизора, а для кого-то моя допустимая сумма за джемпер кажется слишком большой. Так что всё относительно. А примерный уровень инфляции я и так учитываю, думала, это очевидно 🙂

у меня тоже есть такие рамки в голове, но периодически приходится их корректировать — инфляция. и одежда — еще не самая острая проблема:(

На меня шоппинг наводит тоску. Это скорее не отдых, а суровая необходимость. Многое из того что мне нужно покупаю по интернету. А если уж надо съездить в магазин за чем -то, много раз подумаю, а стоит ли оно того, чтобы ехать, тратить время и деньги ? Нет, не стоит. Но вообще, сравнивая себя с автором, как-то непонятно становится. Куча открытых тюбиков с пастой. У меня другая проблема. Купила десяток тюбиков, их в момент истратили, надо опять ловить рвспродажу. Ну и напоследок небольшое практическое решение. На все товары считаем цену — за килограмм, за штуку и т д. Например, лежат несколько… Читать далее »

У таблеток для посудомойки я всегда высчитываю цену за штуку. И у памперсов ещё. А вот с другими субстанциями всё не так очевидно: 10 грамм чипсов (мы их не едим, но это такой хрестоматиный пример) в большой пачке будут стоить дешевле, чем в маленькой, но в целом большая пачка дороже и так же съестся за один раз)

Похожие статьи