«Здравствуйте, читаю вас, очень нравится, хочу тоже так уметь», — сообщают даже мне, автору молодому и не то чтобы известному. А сколько зарегистрировавшихся на курсы «научу писать за 5 дней»! А сколько печалящихся на тему «надоела моя работа, хочу писать сказки (заметки, романы), но боюсь начать»!

Действительно, как начать? Каким образом выразить свои мысли? Давайте попробуем набраться смелости и приступить к процессу фиксации происходящего в голове и реальности. Я не берусь сделать из вас победителей литературных конкурсов, но обещаю честно рассказать о том, что полезно помнить при старте.

Первой верной реакцией на заголовок будет громкий вопль «никак!». И правда: писать тексты без беспокойства не удавалось еще никому. Почитайте переписки великих: Толстой, Достоевский, Гоголь изрядно мучились над своими трудами, и даже если вы не претендуете на статус классика отечественной словесности, попыхтеть и пострадать над хладно сияющим ноутбуком все же придется. Хорошие новости: начать писать можно в любом возрасте и практически в любом месте. Писательский навык, конечно, вряд ли возникнет от случайно найденной статьи в интернете, но если вы ждали сигнала откуда-нибудь из ноосферы — вот он. Скорей расчехляйте компьютер! Идем освобождать своего внутреннего Стивена Кинга/Цветика/Марка Аврелия!

Прежде всего имеет смысл сесть и спросить самого себя: что волнует меня настолько сильно, что я готов(а) об этом рассказывать? Ощущение хрупкости жизни? Процесс формирования тектонических плит? Рецепты воздушных пирогов? Комментарии к «Общему курсу лингвистики»? Здесь нет и не может быть иерархии: пожалуйста, не стоит переживать, что ваши фейсбучно-вконтактовские френды начнут злостно хихикать над тщательным описанием весеннего утра в саду. Моя близкая подруга творит грандиознейшие оды флаконам духов: когда-то ей было страшно, что ее увлечение не поймут ни муж, ни знакомые, а теперь она — известный в профессиональном сообществе парфюмерный критик. Я же всю жизнь думала, что мне хочется посвятить лучшие годы написанию философских статей, а потом начала брать интервью у людей с ограниченными возможностями: оказалось, больше всего меня трогают личные истории, которые я могу помочь рассказать. Поэтому не надо выдавливать из себя картину лесной полянки, если вы терпеть не можете природу. С этим шестьдесят лет назад уже справился Виталий Бианки.

Кстати, здесь разворачивается еще одна важная проблема. Вы слышали, что ничто не ново под луной? Бианки-то, конечно, несомненный мастер пейзажа, но он — не вы. Стоит принимать в расчет существующие книги/блоги/статьи на интригующую вас тему, чтобы не повторяться дословно, но отказываться от написания собственного варианта вовсе не обязательно. Иногда, напротив, очень помогает ощущение, что до вас никто эту тему внятно не освещал. Например, я загуглила «как начать писать книги» и поняла, что надо срочно подготовить свою версию: там предлагалось заводить какие-то мнемонические карточки и накупить много книг про написание книг.

Труднее всего описывать самые значимые вещи: любовь, смерть, тоску и так далее, — но попробовать все равно нужно. Потому что это ваше видение и переживание этих явлений. Уникальное, понимаете? Никто не дышит и не любит так, как вы. Никто так не просыпает работу. Никто не лежит так на диване. Лишь вы. Довольно волнительно.

Значит, теперь у нас есть тема, при мыслях о которой в груди начинают цвести ромашки/взрываться вулканы негодования/ваш вариант, и серьезное осознание, что никто никогда не напишет так, как мы. Это отличный стартовый капитал. Дальше надо понять, что с этим делать: мы придумываем подпись к фотографии в инстаграме, хотим превратить внутреннее волнение в рассказ или планируем отправить эссе в редакцию? Вопрос формы — тонкий и щекотливый одновременно. Каким языком нужно писать? Понадобятся ли цитаты для убеждения читателей? А жаргонизмы употреблять будем? А… тропы? Золотое правило здесь одно: не уверены, в каком значении употребляется нравящееся вам слово, — проверьте. Возлюбите словарь, как ближнего своего. И перечитывайте то, что получается: хорошо ли звучит? Что мешает? Помочь может смирение, трудолюбие и чтение качественной литературы — как художественной, так и специальной. Вы не станете Буниным после двухнедельных объятий с его рассказами, но если окружающие сообщат, что в вашей речи появился некий туман царскосельских аллей — значит, все идет правильно.

Любой творческий процесс требует от автора некоего напряжения. Поэтому не смущайтесь моментов отчаяния, неприятия собственной писанины и желания бросить все и уехать в Тибет. Это нормально. Напротив, если почувствуете, что вас ожидают премия «Большая книга», Нобелевская лекция и звание почетного академика (и лишь слепота литературных критиков виной тому, что всего этого до сих пор не случилось), — помойте скучающую с утра посуду. Самое главное в процессе письма — возможность высказывания, а не последующие регалии. Налейте «фейри», протрите губкой вилки и вернитесь туда, откуда мы начали. Или напишите рассказ о плеске воды. Будет повод снова побеспокоиться.

И не забывайте, что всем страшно. Мне тоже. Но оно того стоит.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Живу в Петербурге, учусь в СПбГУ на философа и в мире на человека. Интересуюсь правдой жизни и ее последующим оформлением во что-то художественное.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Елизавета, спасибо вам! Искусство маленьких шагов кажется таким простым, но и оно страшит. Вы подобрали нужные слова поддержки, ироничные и вдохновляющие. Желаю вам успеха!

Карандашный набросок

У Вас настолько мастерски написана статья, что подмывает учиться писать. 🙂

elena_d

А я очень ПРОТИВ, кардинально. Не нравится, что нынче каждый может писать о чем угодно. И мне нравится (и удается!) писать хорошо, свежо и сочно. Но я твердо убеждена, что я «не вправе». ИМХО, писать публично может лишь тот, кому есть что сказать ПРИНЦИПИАЛЬНО новое, что не было сказано до него. А все эти «личные переживания» — предмет интереса родных и личного психотерапевта. Не более. Иначе – просто засорение интернета (как обширной библиотеки) непрофессиональными текстами сомнительного качества.

Вижу противоречие: мне удается писать хорошо/тексты сомнительного качества. Так вы пишете хорошо или сомнительно?) Может, как раз из-за сомнений есть такая уверенность в ненужности собственного высказывания? Интернет засоряется скорее китчевыми открытками и сайтами похабного содержания, нежели искренними мыслями живых людей. Их мало. Почему? Да боятся потому что. К сожалению или к счастью, это уж сами смотрите, грамоте нынче обучены практически все. Но писать о чем угодно может далеко не каждый. Я, например, о политике писать не обучена и даже не полезу туда — как раз из соображений внутренней цензуры. Дело не в новизне, а в том, что я попросту не… Читать далее »

Вот согласна, да. В конце концов, автор никому спички в глаза не вставляет и не принуждает читать.

elena_d

А зачем? Писать «хорошо» — для меня значит писать интересно, злободневно, цепляюще. И это все же может быть сомнительного качества — если это построено чисто на эмоциях и оригинальном стиле, но не приносит НИЧЕГО свыше того, что дает классическая литература прежних веков… или профессиональная. И если мне нужно подумать о политической ситуации, я лучше прочту узко профориентированную статью, чем «душевные излияния на тему». И себе такого не позволю (писать душевно и любительски). В стол — пожалуйста, для друзей — пожалуй… НО КТО МЫ ТАКИЕ, чтобы публично высказывать свое мнение (не в формате дискуссии на форуме, а в формате статьи) в… Читать далее »

Елена, так ведь в статье и речь о том, что любой текст принципиально новый, потому что никто не напишет так, как Вы. А если речь о глобальном принципиально новом… так это ничто не ново под луной, вообще

elena_d

Вот именно. Ничто не ново под луной. Стоит ли писать вообще?? Я считаю, 99% ныне возникающих статей (а то и больше) — вообще не должны были появляться на свет. Приниципиально новых мыслей в новом времени — и десять не наберу из всего, что прочитала за свою жизнь. Остальное, считаю… ну не хочу говорить «мусор»… Скажем — «белый шум».

Пиши, покуда пишется, читай, пока читается. Но однажды, да, интерес к этому снижается. Как когда-то к игре в куклы. Начинает вызывать улыбку написанное 40-50-60-летними пигалицами. Вот тогда-то и начинается самое интересное.

Mariya_Ya

elena_d, во многом Вас поддерживаю: если мне кажется, что я ничего принципиально нового своей статьей, эссе аудитории не принесу, то не стоит и писать… А видеть надерганные из разных источников мысли я сама устала, поэтому и себе такого не позволю (работа не в счет, там цели другие). Ну максимум настрочу комментарий, вот здесь может быть любая банальность и даже глупость. Интернет позволяет нам, графоманам, писать в разных жанрах и формах, и комментарии — один из них. В текстах ценю аутентичность, а она добывается либо жизненным опытом, либо беспристрастным наблюдением за жизнью (как вариант — научным подходом), либо действительно оригинальным, ярким… Читать далее »

Galllka

ПРИНЦИПИАЛЬНО нового ничего нет…
но каждый человек открывает мир заново,
рождается и умирает… и нет одинаковых судеб…’
Как цветы, все одинаковые, но всё равно любуешься каждым.
Вот за одну секунду — читаю Елизавета и сразу мысль
«О, Елизавета вернулась!» Потом смотрю — вроде фамилия не та.
Автор Елизавета — не обижайтесь. Когда автор пишет немного о себе,
вот эта искренность без белого пальто и есть главный секрет.

Katy

Судя по Яндекс дзен, все, кому надо, уже перестали беспокоиться и давно пишут всякую ерунду. А лучше бы читали.

А вообще, не так страшны блогеры-самоучки, которых можно и не читать, никто ж не заставляет, как дешёвые копирайтеры, пишущие тысячи бездарных текстов для продающих сайтов. Вот где источник информационного засорения — уже практически невозможно найти достоверной информации а потоке человеческой мысли.

Похожие статьи