От редакции: можно ли понять, что и зачем нужно в Церкви, зайдя просто «свечку поставить»? Одна из участниц нашего клуба рассказывает о своем воцерковлении.

Соседке плохо, просит зайти в церковь и поставить свечку. Мы с ней всегда были в хороших отношениях, поэтому соглашаюсь выполнить ее просьбу. В отпуск не грех потратить время на услугу хорошему человеку. К тому же в нашем квартале церковь есть. Иду туда прекрасным летним вечером.

На церковном дворе что-то вроде книжного развала, но там и свечками торгуют. Покупаю две: одну за соседку, другую за себя. Подхожу к самому храму, поднимаюсь по ступенькам. Идет служба, но к подсвечникам пройти можно. Ставлю одну свечку, которая сразу начинает гнуться и плавиться от жары. Вторую хочется поставить на центральный подсвечник. Сразу намерение осуществить не удается, так как навстречу двигается процессия из двух священников (один кадит, другой несет перед кадящим толстую свечу) и мальчика (тоже со свечой). Пропускаю их, ставлю свою свечку. Кто-то шепотом просит меня посторониться – священнослужители останавливаются совсем рядом со мной. Кадило мелодично позванивает, народ кланяется.

Решаю остаться ненадолго, понаблюдать за происходящим. Один священник стоит на ковре перед большими иконами в центре церкви, другой заходит в алтарь и выносит оттуда книгу в металлическом переплете. Держа ее на уровне своего лба, идет прямо на меня. Отступаю в сторону и пропускаю его, слыша позади себя укоризненное шиканье. Наконец сзади смолкают. Звучит знакомое по ежегодным трансляциям из храма Христа Спасителя красивое пение, но слова разобрать невозможно. Из того, что священнослужители произносят нараспев, понятно тоже не все. Зачем использовать этот древний язык? Служили бы на русском, к ним бы больше народу ходило.

Мальчишка-служка в постоянном движении. Выносит из алтаря (почему-то из боковой дверцы, хотя центральные двери широко открыты) стаканчик на подставке. На меня опять недовольно шикают, бабушка в серой косынке требует подвинуться. Гашу в себе раздражение, делаю полшага в сторону. Возле меня возится мальчик лет десяти, подсовывает мне под ноги маленький коврик. Отшатываюсь в изумлении. На коврик тотчас становится священник. Чувствую себя совершенно не на своем месте и поворачиваюсь, чтобы уйти. Приходится пробиваться сквозь толпу в обратном направлении, но народ легко дает дорогу несмотря на то, что все явно хотят поскорее пройти к священнику. Выхожу на свежий воздух, оставляя за спиной легкую духоту, запах ладана и неразборчивое чтение быстрым речитативом.

* * *

Количество резким рывком перешло в качество: упиваюсь красотой церковно-славянского языка, понимаю практически всё. Дивная красота и точность славянских слов кружит голову. Во время чтения Евангелия частенько ловлю себя на том, что вместо того, чтобы слушать, занимаюсь анализом встретившихся в отрывке грамматических конструкций. В книгах встречалось мнение о том, что в Апостоле язык сложнее, чем в Евангелии, поэтому к алтарнику, читающему послания апостолов, прислушиваюсь с особым лингвистическим интересом… Ой, я же не на семинаре по языкознанию. «Мои мысли, мои скакуны…» Но до чего же хорош церковнославянский язык!

Величие и динамика утрени захватывают, но всё же, как оказывается, не целиком: внимание привлекает поразительно широкоплечий мужчина, который, ставя свечку, загораживает проход о.Сергию, совершающему каждение. Ничего страшного, разумеется, все разминулись. Чтобы поставить еще одну свечку, мужчина проходит между амвоном и аналоем с иконами празднику, притягивая взгляды прихожан. Какая тряпичность, движение одного человека – и ты уже совершенно сбиваешься. Соберись!

Вынос Евангелия. Один из любимейших моментов субботней вечерней службы – когда весь храм поет «Воскресение Христово видевше…». Напоминание о сосредоточенности последних дней Страстной седмицы и о Пасхальной радости. Евангелие водворяется на место иконы Воскресения. О.Сергий тихонько спрашивает алтарника: «Где помазание?» Тот скрывается в алтаре, а приходской актив освобождает для о.Сергия площадь, прочно занятую «новеньким». Душу сжимает двойное напряжение: с одной стороны, никогда не приходилось видеть более неудачный выбор места – мужчина словно нарочно становится то на пути диакона, выносящего Евангелие, то встает именно туда, где обычно находится священник во время елеопомазания. Для души, только начавшей сознательно открывать для себя несказанную гармонию церковной службы, такое нарушение благолепия было бы невыносимо – не выгляди это так забавно. С другой стороны, мужчину, осанка и могучий разворот плеч которого наводят на мысль об исключительной самостоятельности, уже раза три «передвигали» с одной позиции на другую. Какому взрослому человеку это понравится? Бабушка в сером платочке что-то говорит ему, и он отвечает длинным взглядом, который можно было бы назвать резко недовольным и обиженным, но лучше его выражение отнести к глубокому непониманию. Наш гость разворачивается и уходит, рассекая толпу плечом в летней рубашке.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

7 Comment threads
18 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
Mama Dama

Есть статьи, которые я читаю дважды. Из-за того, что очень понравилось или потому что "особенно одаренным" нужно повторить. Вашу статью прочла три раза. Первый раз бегло. Второй раз внимательно с интересом. Третий раз, примеривая на себя. Все правильно. Такие мы — не угодишь. Когда в нашем храме стояло десять человек на двунадесятые праздники, молились о новых прихожанах. А теперь каждое воскресенье храм забит и дальше свечного ящика с детьми не протолкнешься. Только раздражение и суета.

SLUBOV
SLUBOV

Значит, плохо написали, что вас не поняли…смейтесь дальше…

5julia68
5julia68

я повеселилась! до чего же точно уловлены настроения. я работала в храме, и на самом деле эти широкоплечие и не очень дяденьки и тетеньки вызывали у меня такое умиление! и ведь не обидишься! я до того дожила, что однажды пришел Александр по кличке" цЫган" и принес букет алых роз со словами"Это тебе за то, что ты такая"(я ниче, я не хвалюсь, просто так и было)

Марина

Потрясающая зарисовка с натуры, практически фотография. Спасибо! Поскольку пою в храме более 20 лет,вижу эти картинки каждую службу. Иногда просто до смешного доходит, особенно при проходе между иконами и амвоном. Непременно, исправляясь, проходят вновь, по тому же месту. Меня за все годы просто потряс один довольно молодой мужчина. Прийдя на соборование, он подошёл ко мне и спросил:"Я в церкви впервые в жизни. Простите меня, пожалуйста, как мне себя вести, где встать и что делать?". Я этого мужчину теперь вижу практически постоянно. Где-то прочитала (не я, такая умная, догадалась сама), что человек, приходя в гости, не ходит по всей квартире, заходя… Читать далее »

5julia68
5julia68

ой, как же мне нравятся такие зарисовочки! "красивая песня про Иерусалим" ПОТРЯСАЮЩЕ! я так скучаю по послушанию в храме… какие мы все разные и прекрасные!

Марина

Если понравилось, могу продолжить. Благовещение,праздничная служба,чтение паримий. Куда мои глаза смотрели — убейте, не знаю. Священник возглашает:"Вонмем", а я, нимало не смущаясь, торжественно,"высшим голосом", в ответ:"Михаила монаха чтение!". Не хуже, чем красивая песня про Иерусалим получилось. Какой-то праздник, полиелей, освящение хлебов. Женщина,обычно готовящая всё к полиелею, подбегает ко мне и спрашивает:"Сегодня служба с булочками?". Она же, на всенощной Богоявления:"Сегодня служба с крЁстным ходом?". Это ещё и надо видеть!Пока я пою и смотрю в ноты или текст, вдруг из-за угла — огромные испуганные глаза, застилающие мне все мои ноты и тексты. Но это только от старательности и от усердия, никаким образом… Читать далее »

5julia68
5julia68

ой, не могу! марина, а откуда про михаили монаха? что за бессознательное?!

Марина

Потом я увидела, что ниже, после паримий, была" Слава" монаха Михаила. Так, наверное, глаз как-то вырвал из текста, написанное красными буквами. ("Слава" была напечатана красным цветом, а паримии чёрным). Больше другого ответа нет. Но Благовещение 2011 года с монахом Михаилом я запомню надолго. Тоже несколько лет не могу успокоиться, смеюсь. Всенощная, допеваю 8 песнь канона, жду, когда выйдет батюшка с кадилом:"Богородице, и Матерь Света…". А его нет и нет. Тяну,тяну.., а его нет. Потом выходит, глаза мечут молнии в меня. Кадит, доходит до моих аналоев, и шёпотом мне в сердцах: "У меня там кадило не горит, а она тут…п-п-п-поёт!".Он один.… Читать далее »

5julia68
5julia68

да, иван купала,как я поняла, ооооочень живуч. мы в россии по-другому к этому празднику относимся, можно сказать, никак. нет зова в крови. несколько лет назад к нам в город приехала учиться из украины двоюродная сестра батюшки. она рассказывала о своей жизни, о быте, праздниках. я поняла, что там этот праздник- в обычном расписании, как день города или парад на 9 мая, такое обычное народное гуляние.

5julia68
5julia68

марина, может, напишете что-нибудь? типа рассказика. у вас хорошо получается. я посоветую нашему регенту почитать, уж у нее -то историй с батюшками навалом! мы всегда раньше после службы ухохатывались. вообще, клиросное послушание в этом смысле весьма забавное! она-регент, но всегда есть еще "главнюк". это отдельная тема.

5julia68
5julia68

сейчас звонила регенту, она как раз едет домой с вечерней службы. говорит, ее можно поздравить-сочинять начала целыми фразами!!!!!!!!!!

Марина

Я могу писать после каждой службы. Накопилось… До переезда сюда, жила в Казахстане. Там у нас на клиросе (грех великий!) смеху хватало. Одна бабушка так интерпритировала 50 псалом:"Научу беззаконным путям Твоим". А здесь много просто комических случаев бывает. Что ценно, что никто не обижается. Ходили в церковь два маленьких мальчика-брата. Первое соборование, стоят возле меня, всё спрашивают, подпевают, зажигают на чтении Евангелия свечи, серьёзные, сосредоточенные. Доходим до последнего чтения, когда нужно выйти на середину храма, встать на колени и слушать под покровом епитрахили. Делаем шаг в сторону батюшки, практически встаём на колени, и вдруг один из братцев спрашивает:"А свечку с… Читать далее »

Annushkko

Впервые совершенно не понравилась статья. Ни ответа на вопрос "можно ли понять, что и зачем нужно в Церкви, зайдя просто “свечку поставить”, ни рассказа о "своем воцерковлении", как заявляется во вступлении. Зарисовка "до" и "после" в духе "что вижу, то пою". Ни моральной нагрузки, ни хотя бы промежуточно-итоговых мыслей в тексте. Прошу автора не обижаться, но пять тысяч знаков с легкостью заменились бы одной хорошей фотографией. Но это мнение журналиста. А теперь мнение прихожанки о наболевшем, копившемся годами, и не только у меня… Что касается комментариев и настроения этого эссе… на днях читала статью о работающих в храме людях ("В… Читать далее »

5julia68
5julia68

Annushkko, мне хочется вам немного ответить. я тот самый храмовый работник. в этой небольшой ЗАРИСОВОЧКЕ нигде не просматривается высокомерного отношения к пришедше-зашедшим людям. никакого осуждения, обсуждения, хихикания. вполне доброжелательный тон. и к шипящим бабуськам это не имеет никакого отношения. да, все это присутствует, но где вы усмотрели в данном материале или в комментариях подобное настроение? вы высказали свои обиды. "фи" здесь никто никому не сказал. кстати, в храм приходят и к работникам. я работала за городом, так вот ко мне и к моей сменщице приезжали ЛИЧНО, в том смысле, что мы всегда уделяли очень много времени для общения, так как… Читать далее »

Annushkko

Я не говорила про высокомерие. Раздражение, нетерпимость, осуждение — да. По крайней мере у меня от статьи осталось именно такое ощущение, ну и жизни это больше всего, конечно, касается. Я своими ушами слышала и своими глазами видела то, что творится "с обратной стороны". Впечатлило. В плохом смысле. А насчет брошюрки… знаете, бывало много раз — еду куда-нибудь по делам, вдруг кручу руль в совершенно другую сторону, забываю все дела и лечу в Храм. Вот озарение у меня! Порыв! Предположим, впервые. И вы думаете, я пулей ринусь штудировать брошюру или стенд? Ну уж нет, уверена, что Богу в данном случае совершенно… Читать далее »

5julia68
5julia68

я вас вполне понимаю. я говорю за себя-к одуванчикам всегда старалась относиться трепетно. их видно. но-все не без греха. тема эта давнишняя, что уж снова ее поднимать . брошюры можно почитать и дома. один раз по всем организационным моментам. в любом случае, если вы куда-то собрались, например, в приемную какого-нибудь начальника, уж обязательно заранее постараетесь разузнать порядки. тем более-в храм. одно дело-душа рванулась, другое дело-порядок, последование Богослужения, в который можно ворваться ураганом и внести сумятицу. Богу разницы нет, как вы поставили свечку. Богу разница есть-смущаем мы друг друга или нет, вводим в искушение или нет,прощаем ли друг друга или нет.… Читать далее »

Annushkko

Поймите, людям, которые впервые переступают порог храма, не могу относиться с юмором к своей неопытности, потому что речь идет об очень деликатной сфере, духовной. А у работников храма, в отличие от учителей, врачей и журналистов, существует еще и некая миссия — помочь, подсказать и не уничтожить такой тонкий душевный порыв. Им дано больше, чем нам, прихожанам — с них больше и спрашивается.

gerry

Я тоже была работником храма. И уж поверьте, всегда относилась к приходящим людям с сочувствием и старалась помочь, так что насчет среднестатистического работника храма Вы несколько преувеличиваете. И напарницы тоже всегда к людям были внимательны. Было такое дело пару раз — от сильной усталости и плохого самочувствия была резка. НО! ни к осуждению, ни к высокомерию это не имело ни малейшего отношения. Думаю, когда новенький человек попадает в храм, он просто сильно волнуется и иногда как бы перестает видеть. Бывает. Но, кажется, это все понимают и никто над этим не веселится… Поверьте, Annushkko, я смотрю на мир без розовых очков… Читать далее »

Annushkko

Вот знаете, удивительно — если все такие хорошие и вежливые, откуда вообще эта печальная тенденция? Я правда очень рада, если именно вы — не такая. Но насчет "среднестатистического" — поверьте, не преувеличиваю.

Annushkko

Ксения, уверена, что из вашего материала с легкостью можно было бы сделать "конфетку", добавив всего несколько штрихов — не просто наблюдений, но и каких-то мыслей. Лично мне была бы интересна "средняя" часть повествования, о моменте воцерковления — даже в том же слоге… не знаю… когда вы однажды пришли в храм и почувствовали, что в этот момент все изменилось — и хоть вы еще ничего не знаете, но чувствуете себя как дома… что-то вроде того. Будем считать, что я примерила на себя роль вашего редактора )) А по теме…мы в любом случае не сможем быть согласны друг с другом, потому что… Читать далее »

Похожие статьи