«Как я могу быть искренней, ведь это же невежливо!», — нередко мне приходится слышать такие фразы. Вот и Ира искренне недоумевает, как же ей себя вести. Психология рассказывает о конгруэнтности, но что делать, если согласовывать свои чувства и поступки ну вообще не получается?

Ире с детства рассказывали о том, как ведут себя настоящие девочки. Мама и бабушка не были потомственными интеллигентками, но очень любили литературу и восторгались временами Отечественной войны 1812 года. Настоящий подвиг, умение владеть собой, красота и чувство долга – что может быть прекрасней? Особенно если сравнивать с началом девяностых, бездуховностью, деградацией и деструкцией.

Картинка за окном непрерывно менялась. Вот уже вместо старенького района с пятиэтажными «хрущевками» возникли новый бизнес-центр, жилой комплекс и парковка, а мама и бабушка продолжали в качестве ориентиров привносить в жизнь «молодого поколения» в лице Иры и её сестры Оли дипломатичность и умение «держать лицо» Анны Павловны Шерер, дружбу лицеистов пушкинского выпуска и самоотверженность жён декабристов.

Вот только в школе Иру встречали совсем не Пущин с Кюхельбекером, а шпана с московских окраин. Университет тоже как-то сильно отличался от оплота нравственности и культуры, где восторженные юноши и девушки, буквально паря над старым паркетом, перемещаются по аудиториям, окрылённые новым светом истинного знания о том, что угол падения равен углу отражения, а существование вечного двигателя первого рода, который совершал бы работу, не черпая энергии со стороны, невозможно.

Сейчас Ира рассчитывает кредитные риски в одном из банков и чувствует себя полнейшим заложником реальности. Как бы она мечтала оказаться там, в XIX веке, на балу. Там совсем другие люди, там честность, чувство собственного достоинства и настоящая дружба. А здесь приходится работать локтями, чтобы влезть в утреннюю маршрутку. Фи.

Да и на работе. Ну как можно этой дуре Петровой искренне сказать, что она выглядит очень комично в этих своих вечных рюшах, закатывая глаза под потолок и театрально раскидывая в стороны руки: «Ой, а я забыла…»! Голову ты дома не забыла, Петрова? Лучше бы внимательнее проверяла отчётность. А то вон глаза намалевать не забыла, а обсудить величину кредитной ставки по новому продукту забыла.

Или как искренне сказать маме, что совершенно не её дело – контролировать Ирину личную жизнь и то и дело вздыхать о том, что у всех подружек уже внуки, а у неё только две великовозрастные дуры на выданье, у которых даже мозгов не хватает родить для себя.

Ира правда не понимает, как можно совмещать в одной голове любовь к Гончарову и мечты о том, чтобы её дочь родила для себя (вернее, для мамы) ребёнка и с чувством выполненного долга дальше отправилась зарабатывать свою трудовую копеечку, обеспечив дорогую родительницу новыми заботами и смыслом жизни.

Нет, Ира совершенно не понимала этого всего. И была совершенно права. Очень часто мы в повседневной жизни путаем искренность и банальную невоспитанность.

«Как же тогда себя вести», – резонно удивляется Ира, слушая мои пространные рассуждения о том, кто такой человек внутренней силы и в какую сторону он отличается от инфантила. Ведь надо быть хорошей девочкой, а это порой просто невыносимо.

Потому что, во-первых, – почему Петровой можно, а мне нельзя?

Во-вторых, если вести себя не как достойная девочка, то ведь тут же лишишься всякой работы, будешь сидеть напротив дома в обнимку с бутылкой и, как этот Иван Петрович из пятнадцатой квартиры, орать на весь двор о том, что «докатились, до чего страну довели, разворовали, подонки и мрази продажные» и вообще с ума сойти.

В-третьих, вы же совершенно не знаете мою ситуацию, у меня же на самом деле желудок слабый, мне надо о себе заботиться, волноваться мне нельзя, а у меня кроме себя никого нет, так что и думаешь постоянно, как бы соломки везде подстелить. Это вон у Петровой муж есть, а у меня нет никакого мужа. Зато есть мама. Но Петрова – это мы уже проходили, ну её, эту Петрову, в конце-то концов.

skazki_big

Круг опять замкнулся, никто так и не понял, что делать, зато есть чёткое убеждение о том, как делать нельзя.

И я её прекрасно понимаю, ведь и мне в детстве рассказывали о том, как надо вести себя настоящей девочке, полной чувства собственного достоинства. И меня долго мучил этот вопрос: КАК? Как выражать свои чувства, если того нельзя, этого нельзя, пятого нельзя, десятого тоже. А где-то в районе грудной клетки копится и копится заряд отрицательной энергии, и не за горами то время, когда внутренний компьютер выдаст табличку «Buffer overflow», и этот неведомый ком разорвёт меня на тысячу маленьких, но очень хороших девочек, которые падут смертью храбрых, так ничего и не поняв про свою жизнь.

А ведь есть большая разница между тем, чтобы играть в хорошую девочку/дочку/коллегу/жену/начальницу (нужное подчеркнуть, необходимое добавить) и уметь видеть людей и прощать им их недостатки.

Вот взять ту же самую Петрову. Ну рюшечки, и что? Ей, что ли, от этих рюшечек плохо? Ей вот нравится. Да, вкус плохой, но кто же является мерилом вкуса-то? И почему так всё внутри скукоживается, когда она опять начинает вести себя странно и неразумно? А ведь резонанс налицо.

Внутри каждой хорошей девочки есть специальный театр. И каждый участник труппы этого театра, каждый работник, даже слесарь дядя Ваня и билетёрша Изольда Мельхиседековна – это на самом деле та самая хорошая девочка, только в своём особенном амплуа. Говоря языком психологии, это такая субличность, то есть часть личности хорошей девочки, наделённая каким-то очень важным качеством, и если все эти субличности соединить, то получится полноценная личность. Вроде как ген является носителем какой-то единицы информации, так и субличность является носителем определённой психической задачи.

3b8432e92772

Так вот, представьте, что в театре этой хорошей девочки всегда играются только дико банальные и заунывные дамские романы, где все друг друга любят и ценят. С хэппи-эндом в конце. А где-то в самой дальней гримёрке, которая к тому же снаружи завалена всяким реквизитом вроде деревьев, сундуков, замков и пирамиды Хеопса, сидят герои, которые играют роль армии Наполеона, драконов, симпатичной амазонки, Царевны-Несмеяны, Ивана Сусанина, сапожника, старухи-процентщицы, вредных сестёр, Жанны Д’Арк, инквизиции, Квазимодо, обворожительной нимфы, бригады пожарных вместе с их пожарной лошадью, Ивана-дурака, Золотой рыбки и прочих прекрасных персонажей, без которых сказка с моралью в конце превращается в сахарный сироп и сплошное наказание для зрителей.

Актёры все хорошие, роли свои знают и при должном к ним уважении совершенно не собираются устраивать на сцене безобразия, вести подрывную деятельность или говорить слова, которые им не задавали. Только сидят они в этой тесной гримёрке уже тридцать лет и три года. И очень хотят вырваться наружу. И директор театра всё равно знает об их существовании. Но всячески пытается сделать вид, что на самом деле их нет и не было никогда. Потому что у хороших девочек в сказках есть только принцессы.

Золушка встречается с Красной Шапочкой, и они вместе, исполненные чувства долга и любви к почтенной родительнице, регулярно ходят из леса в домик на опушке и носят, и носят бедной бабушке пирожки, горшочки с маслицем, плов, кусты роз, кашу из топора, свадебный торт… «Хватит уже! – кричит бабушка. – Не могу я больше есть эти пирожки! Давайте уже волка сюда, внучке моей уже четвёртый десяток пошёл, а она всё дура великовозрастная, а между прочим, охотник тоже уж спиваться начал, а у них с Красной Шапочкой должно быть четверо детей в конечном итоге, но как они встретятся, если волка нет?»

Но бабушку, выдавшую страшную тайну, тоже изолируют от общества, и Золушка с Красной Шапочкой начинают играть в ролевую игру. Одна играет бабушку, другая — внучку, и каждый квартал они меняются местами. Потому что интуиция подсказывает, что этот путь от дома до лесной опушки очень важен и даже судьбоносен. Но если нет волка, нет бабушки, нет охотника (у него ружьё, он тоже потенциально опасный элемент), то хождение за три моря становится бессмысленным. Я уж не говорю о чувствах зрителя, которые уже и не надеются на то, что эта сказка когда-нибудь завершится хэппи-эндом и им разрешать посмотреть что-нибудь ещё.

ZVHzd37RhY

И когда на горизонте появляется Петрова со своими ужасными рюшами и кудряшками, то директор театра вдруг вспоминает, что где-то там, на периферии сознания, в его труппе имеются всякие дурачки, а вместе с ними щуки, говорящие печи, невоспитанные принцессы и Змей-Горыныч в придачу. Но знание это несёт директору театра многие печали, и он, вместо того, чтобы уже вызволить из заточения всех этих мучеников псевдоблагочестия, заново отрепетировать все произведения и уже разнообразить репертуарчик, начинает ругаться на Петрову, что заставила его переживать неприятные чувства.

Так вот, искренность – это когда в театре каждый герой сказки на своём месте, они все знают свои роли и выходят на сцену согласно сценарию. И сам директор театра с радостью присутствует на каждом показе и искренне переживает то, что происходит в процессе постановки. И видит в этом глубокий смысл.

А если кто рядом ведёт себя некультурно (ну вот, допустим, в соседнем театре заперли в гримёрке всех принцесс, оставили только кикимор да дядьку морского с тридцатью тремя богатырями, а они с тоски решили на соседний театр пойти войной), то просто сказать ему – ты мой театр не трогай. А то у меня тут не только кикиморы, у меня тут ещё Джинн есть, великие мудрецы и золотой петушок. А через месяц мы новую постановку забабахаем, туда уже приглашены и активно осваиваются молитвенники. Ну и куда вам против этого войска?

А Петрова тут совершенно не при чём.

633c3336c38f

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Katherina

О да! Только на каком-то этапе уже очень трудно понять, где ты- а где не ты. Гордость и страхи мешают только так. "Это что же, значит, я?!! Хочу?! Этого?!!" О ужас, пойти и повеситься. Или прореветься, если всерьез 🙂

Лиза

А делать-то что? Понятно, что так, как есть — нельзя, что это неправда, ты обманываешься сама и людей вокруг обманываешь. Но что теперь, ругаться, когда хочется ругаться? Ведь ругаться не хорошо.

А об этом в следующей серии. Ругаться не надо, конечно. А вот прояснять отношение можно.

Елена 12

для matrony
Лика, Ваш стиль чем-то напоминает манеру отца Андрея Ткачёва, но это субъективное впечатление (у него, наверное, однозначнее и "проще"). Вы не издавали книгу своих "сочинений"? Это было бы интересно.

Katherina

Простите, пожалуйста, что влезаю, но по моему опыту, в конкретной ситуации, когда четко осознана двойная задача: быть правдивым с собой, но не нагрубить — оптимальное решение может найтись. Просто оно не дастся сходу и с полпинка, его придется поискать, а для этого нужно хорошо представлять себе расклад. Не знаю, ну, например, если грустно, а вокруг веселье и вроде как нужно "держать лицо"- можно не натягивать улыбку, а вовремя оценить обстановку и улизнуть куда-то, где можно побыть одной

Анна1982

Если дело касается работы, то, когда хочу высказать коллеге свои претензии, использую только язык должностных инструкций и т.д.

Елена 12

для Katherina
"…если грустно, а вокруг веселье…можно не натягивать улыбку, а вовремя оценить обстановку и улизнуть куда-то, где можно побыть одной". Уже несколько лет так и стараюсь делать: окружающие смирились и почти не пристают. Впрочем, я и в юности также старалась делать. Когда уважаешь свою свободу, люди это чувствуют и тоже начинают уважать.

Светлана Алексеева

Лидия! Вы затронули больную тему многих "хороших девочек". Больную настолько, что иногда не хватает жизни, что бы найти ответ: а как же жить в ладу с собой и с окружающим миром? Ведь часто наши желания не совпадают с ожиданиями окружающих. Как найти ту золотую середину, что бы стать счастливой ( а не казаться? ) и гармоничной личностью и не оказаться при этом в изоляции, не разрушить отношения с близкими и не очень, но тоже важными для тебя людьми? Принимать мир таким какой он есть? Не допускать давления на себя, тем паче унижения, умением защитить себя и вовремя сказать " нет"?… Читать далее »

Елена 12

для Светлана Алексеева "Снять надоевшую маску ?…Может тогда в твоей жизни останутся только "твои" люди? Страшно, а вдруг никого не останется?" Мне кажется, нормально всё будет. Не бойтесь. Кто любит и так видят, что на любимом человеке надета "защитная маска". У меня уже не раз были "срывы", и люди посторонние сразу "припухали" от неожиданности и потом вели себя осторожнее…Некоторые обижались, но, если это "твои" люди, они всё поймут и простят, п.ч. ЛЮБЯТ тебя, а ты ЛЮБИШЬ их. А те, кто совсем чужие тебе по духу, зачем нужны рядом?…Если речь о работе (да и о других ситуациях), стараться держать дистанцию…Всем-то никак… Читать далее »

А я никогда не была хорошей девочкой. меня "чаша сия миновала". Наоборот, я иногда была намеренно "плохой" и нестандартной, такая болезнь была. Причем "плохость моя", как я сейчас понимаю, была исключительно трогательного и невинного свойства.
А вот моя мама — настоящая "хорошая девочка", и в отношениях со своими родителями период подросткового бунта и разрыва шаблонов переживает именно сейчас, в свои 50 лет. А это совсем не сахар.

Natalya_Natalya

Ничего, лучше поздно, чем никогда

Но поздно — это реально труднее и сильнее. поэтому к подростковому возрасту своих детей я заранее готовлюсь морально — пусть будет.

Светлана Алексеева

Вера! По моему мнению, которое хочу высказать , но никому не навязываю, у вас не болезнь "непослушания" была, а воля иметь Свое мнение, сильный характер. У меня же с точностью наоборот родители взяли надо мной такую власть, что подчинилась им безоговорочно.Своего слова я не имела. Но самое плохое, что моя уступчивость чужому мнению стала распространяться и на всех остальных людей. А всем было удобно: покорная дочь, старательная (через силу) ученица, не умеющая сказать "нет" подруга, муж, прививший чувство неполноценности, чтоб дергать за ниточки и управлять… Только мне пришлось нахлебаться от этого по полной, потому что чужое мнение даже о себе… Читать далее »

Елена 12

"Поломанная судьба и бесконечные поиски Себя и Своего Места в этом мире, а не поздно ли?…" Светлана, это никогда не поздно, пока Вы живёте. Вся жизнь уходит на поиск себя, так что ищИте и обретёте. Божьей помощи Вам, радости и счастья!

JullsMark

да я уже начала понимать что надо просто прощать, но ведь не всегда удается. надо работать….*впряглась в свои сани

Grusha_Jablonja

Спасибо за статью! Интересные образы — принцессы на сцене, карабасы и прочие пираты, прячущиеся в подсобке… Если продолжать эту систему образов, то у меня, наверное, получался какой-то такой театр, в котором… и на сцене-то нормальных принцесс не было, скорее, был занавес — ОЧЕНЬ плотный, почти "железный" ;), весьма корявый, на нем грубо намалеваны какие-то принцессы — формальности соблюдены, публике принцессы представлены, и ок. Хотя в подлинность "принцесс" не верит никто, и публика тоже — ну очень уж принцески корявые. А "режиссер", то есть я, с огромным удовольствием проводит целые дни в подсобке с карабасиками и квазимодочками, иногда подползает к сцене,… Читать далее »

Grusha_Jablonja

Продолжаю: Момент своего крещения и прихода в Церковь могу сравнить со вспышкой молнии, когда эта "завеса" раздралась, Спаситель зашел и на сцену тоже, и в подсобку, самых обнаглевших "карабасиков" сдал в полицию… Путь открылся… Но не все так просто. На сегодня занавес то открывается, то закрывается, то становится более прозрачным… Связь между сценой и "залом" появилась, но привычка сидеть в укромном углу в обнимку с монстриками не исчезла, и вот здесь-то я пишу под ником, поставив ноубтук на заваленный окурками стол в очередной "подсобке", в компании очередных карабасиков и пиратиков.. А с принцессами как-то не срастается до сих пор, хотя… Читать далее »

Татьяна

Круть!!!

Похожие статьи