Колобок — это подрастающий ребенок, который проходит 4 ступени инициации: выход из родительского мира в компанию сверстников (встреча с Зайцем), наставничество учителей (встреча с Волком), начальство на работе (встреча с Медведем) и, наконец, брак (встреча с Лисой). Под попыткой «съесть» следует понимать желание окружающих сделать из личности свой слепок.

Я всегда ненавидела сказку про колобка, но мультфильм от студии «Гора Самоцветов» (Эдуард Назаров, Марина Карпова) очаровал меня. Качественное музыкальное сопровождение, трогательная «малышовая» озвучка Колобка и настолько детально прорисованное русское лето — лес и огород в солнечных лучах, — что ты будто действительно находишься в лесу и видишь эти кувшинки-улитки-колокольчики-иголочки. Но главное: они смогли мастерски обыграть финал так, чтобы и сказку не испортить, и малышей и взрослых в печаль не ввергнуть. А уж этот «последний полет» Колобка, когда перед ним проносится вся его недолгая жизнь… Рекомендую к просмотру и размышлению над сюжетом именно этот вариант мультфильма, он выложен на Youtube.

Интерпретаций сказки в литературе и интернете достаточно, я хочу предложить свою. На самом деле, она бросается в глаза. Я вижу Колобка как подрастающего ребенка, который проходит 4 ступени инициации: выход из родительского мира в компанию сверстников (встреча с Зайцем), наставничество учителей (встреча с Волком), начальство на работе (встреча с Медведем) и, наконец, брак (встреча с Лисой).

Начнем с того, что кроме головы, у Колобка ничего нет. И правильно: не руки-ноги делает общество, а голову твою общество делает. Это-то в сказке и рассказывается. Под попыткой «съесть» следует понимать желание окружающих сделать из личности свой слепок.

Первыми «лепят» человека родители. Но, хотя они слепили, они могут и «съесть» — уничтожить. Всякий человек сопротивляется этому, отсюда кризисы детства и отстаивание своих интересов.

Удрав из родительского мира («уход» не следует понимать буквально — физически, а лишь морально), Колобок и сочиняет свою песенку: «Я – Колобок, Я – Колобок, румяный бок, румяный бок. По амбару я метен, по сусекам наскребен, на сметане я мешен и на окошке я стужен…». То есть у героя произошло самоосознание, каков он есть, что он отличается от родителей.

От родителей ребенок переходит к компании сверстников — следующей ступени влияния. Тут тоже могут проглотить, и всякий должен этому в меру сопротивляться, о том и сказка. Лучший друг всегда хочет видеть нас таким, как он сам — он тоже стремится «съесть» нашу индивидуальность. От ее отстаивания и получается хорошая дружба, а вот от бесхребетного подчинения получается роль мальчика на побегушках, которая обычно кончается тумаками и насмешками, а дружбы не получается. Вот и здесь Колобок повторяет свою песенку, разъясняет миру сверстников («огород»), кто он есть.

Дальше — лес темный: взрослый мир. И следующим этапом инициации становятся учителя. Но наставник обычно всего один — тот Учитель, которого мы за Учителя почитаем. Учитель — тот, кто дает нам новую, уточненную картину мира и помогает определить наше место в этом мире (увы, иногда — ошибочно). Каждый учитель, развивая ученика, вкладывает в него душу, но всегда подспудно ждет, что ученик будет таким, каким он его видит. А ученик должен стать собой. Здесь тебя тоже не должны «съесть». Это такая борьба, которую принимают и понимают обычно обе стороны. Чтобы из тебя получилось что-то в жизни, учитель и ученик должны сотрудничать, потому что никто, кроме ученика, не знает, кто он есть на самом деле. И вот, убежав от «волка» — Наставника, Колобок вновь повторяет свою песенку, но уже в уточненном виде. Каждая ступень инициации прибавляет к ней новый куплет.

И вот, наконец, мир профессиональный. Большая жизнь, где нас пытается подстроить под нужды компании наш начальник. И опять нужно сопротивляться съедению. Хороший сотрудник делает то, что от него нужно начальнику, гениальный сотрудник — создает и творит свои инициативы в рамках цели, общей с компанией. Это возможно только в том случае, если на работе не «съели» твою индивидуальность. Хороший начальник, заметив твой талант, будет использовать его в своих целях, но и здесь нужно остаться индивидуальностью, идти на компромисс так, чтобы продолжать развиваться в рамках своего пути, подсказывая Начальнику, что ты сам можешь делать для компании лучше всего. То есть опять нужно петь свою песенку.

Однако здесь стоит заметить, что песенка у нашего Колобка — ущербная. Его достижения складываются из того, что он от кого-то «ушел», а не из того, что он может предложить. На каком-то этапе юношеский протест («я еще не знаю, кто я, но уже отстаиваю свое мнение, хоть какое, но свое») должен был перейти в более конструктивную составляющую «Я умею делать то-то и то-то лучше всех». А из песенки выходит, что Колобок лучше всего умеет избегать сотрудничества, только и всего. То есть отстаивает свою «самость», хотя еще себя не сформировал. А это создает угрозу для его существования и предсказывает кризис сказки. Рано или поздно человек, в котором нет собственных корней, будет проглочен.

И наконец, последний этап инициации, где нужно отстоять себя — брак. И это самый сложный этап, потому что нередко тебе самому хочется, чтобы здесь тебя съели без остатка. Человек без «корней» (Колобок, круглый человек, которому не за что «зацепиться») начинает ассоциировать себя с супругом и его достижениями. Это значит, что его попросту проглотили. Его собственное развитие в браке кончается…

Партнер — Лиса — будет восхищаться твоими качествами, и ты не сразу поймешь, что тобой манипулируют. Лиса сама просит Колобка спеть песенку! Так, наш партнер зачастую бывает первым, кто интересуется нами по-настоящему, глубиной нашей личности. Но этот интерес небескорыстен: совместная жизнь при таком раскладе потребует «вмешательства» в твою голову. И здесь тебя съедят, Колобок!

Этот этап мало кто проходит. Если не съедают, то откусывают прилично. Если бы Колобок был сильной личностью, у которой ко времени вступления в брак сформировались собственные ориентиры, он бы не попался на Лису. Он бы искал партнера, который сможет идти с ним за руку вровень, а не поглощать. Но личность Колобка еще не столь полноценна, чтобы уметь сотрудничать по принципу «выиграл-выиграл», как это происходит в зрелых парах, он умеет только по принципу «выиграл-проиграл». А такая жизненная стратегия рано или поздно закончится проигрышем. Получается, наш Колобок не отрастил свои ручки-ножки, а присоединился к чужим.

Держу пари, вы знаете таких Колобков и в жизни. Некоторые из них вполне довольны таким положением. Некоторые перекатываются к кому-нибудь другому и дальше. Но своих ручек-ножек по-прежнему не имеют.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

28 лет, профессиональный журналист и преподаватель, корреспондент «Русского репортера», автор учебника «Репортаж: от идеи до гонорара». Сейчас мама двоих маленьких детей, занимаюсь их воспитанием, пишу статьи и репортажи на «Православие и мир», которые я охарактеризовала бы общей темой «материнство как фильм ужасов». С рождением детей уверена, что живу в фильме ужасов, не столько из-за какашек, аллергий и насморков, сколько из-за наших больниц и общества, не предназначенного для счастливого материнства, безопасного детства, здорового образования. В связи с этим вижу свою миссию в том, чтобы своим талантом способствовать последним трем вещам. Также (по остаточному принципу) пишу сказки, стихи, валяю шерстяные бусы и броши на заказ, продолжаю брать интервью и учить желающих технике репортажа.

Другие статьи автора
8 Comment threads
19 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
Mariya_Ya

Ждем, когда про репку напишут.

Ольга Алексеева

Маша, да напишите уже сами. Не важно, что не психолог. Так и пишите: «Мои впечатления после прочтения «Репки»». А потом и другие матроны подтянутся, все начнут анализировать «Курочку рябу».

Ольга Алексеева

«Колобок искал полноценного партнера, который будет идти с ним рядом и не поглощать».
«Когда Вы говорите, Иван Васильевич, такое ощущение что вы бредите» (с)

Это абсолютно надумано. Также как сто тысяч диссертаций по произведениям Пушкина. Ну не хотел он этого сказать и этого тоже не хотел. Но нет — пишут и пишут. А почему колобок это не планета земля которая проходит через исторические этапы? Так сказал бы какой-нибудь новейший историк-эзотерик. А почему колобок это не символ футбольного мира, который хотят съесть любители кибер-спорта? А почему это не Нео который хочет выйти из матрицы, но агенты волк,лиса и пр. его не пущают…Ладно хватит.

Migella

Предлагаю для следующего анализа кота в сапогах. И гуси-лебеди.

Так лебеди этож по любому гуси, а гуси по любому лебеди — латентные алкоголики и пассивные наркоманы, которые бегут от своих проблем на «юг», то есть не осознают своей зависимости. А кот в сапогах это — «раскрытие внутреннего потенциала для преобразования окружающего мира, через активные воздействия на инертную среду».

Mariya_Ya

Кот — это личный коуч, пиар-менеджер и имиджмейкер, вот так-то )))

Ольга Алексеева

Нет, Кот — это образ родителя, который проживает жизнь за своего ребенка, вплоть до реализации своих тайных желаний: укладывает в постель к сыну Принцессу, строит ему квартиру (замок), налаживает связи и карьеру.

Migella

Еще «Руслан и Людмилу».

О нет, только не их!! Там же сплошь Фрейд

Ольга Алексеева

Да, я тут решила почитать ее ребенку дальше зачина про лукоморье — дошла до вполне реалистичной информации про импотенцию Черномора и закрыла )))

Вот-вот. Мне подруга сказала, что детям читать стыда не оберешься, а я с детства не читала и ничего не помню, решила освежить в памяти. Ну и натурально, поразилась и изумилась и вообще )) вот где смыслы искать соответствующие!

Migella

Ай да Пушкин! А вообще у него полно такого.

Migella

Кстати дети по неопытности и не понимают ничего. Так что можно читать.

Gkortsi

Мне очень нравится произведение «Руслан и Людмил», я его прочла сама в 12 лет без родителей … да ,вообще, эта поэма просто красива. Вот если бы не прочитала комментарии ,ну не догадалась бы никогда о такой трактовке. Может все же у кого чего в голове происходит , он это везде и находит..

Ольга Алексеева

Для чистоты эксперимента советую перечитать сейчас , а потом решать, у кого где крутятся мысли. На самом деле там нечего анализировать — все сказано без аллегорий. Кстати, я в 12 лет читала»Трех мушкетёров» и слегка задумалась, как получилось так, что д’Артаньян пришел к Миледи одетый, а убегал голым…? И сама хозяйка почему-то в ночнушке оказалась…Так и не поняла (((

Ольга Алексеева

Вот Дрюон был более понятен: «Графиня Маго не была создана для вдовства, только и всего: у нее, у этой обжоры был отменный аппетит, как за столом, так и в постели» — все понятно. Женщины, у которых умерли мужья, любят кушать по ночам))))

Да, я тоже в детстве ничего у Дюма не понимала )) а недавно мне подруга рассказала, что в «Коньке-Горбунке» эта их присказка это эвфемизм, и я теперь и его детям не почитаю…. не смогу %) кстати, насчет «горбунка» еще в детстве замечала, что фраза какая-то непонятная, ни к чему вообще

Ольга Алексеева

Может, у подруги, как у автора, привычка везде видеть ответ на свои мысли? Как говорил еще Фрейд «сигара во рту иногда всего лишь сигара во рту».

Может выдать дикий хохот читающего в неподходящий момент ))

Migella

Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить —
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

(Пушкин)

Mariya_Ya

Ну Пушкин не в лоб говорит, у него все в приличных выраженьях, человек несведущий не поймет — ребенок то есть.

stern

Мне статья и толкование понравились. Я, когда думала над этой сказкой, решила, что речь идет о поиске спутника жизни, что в конце концов найдется «лиса» которая на тебе женится 🙂 Ваше толкование глубже и соответствует течению жизни. Я сама часто поступала, как колобок: потихоньку «откатывалась» от пытающихся повлиять на меня «благожелателей». Спасибо за статью.

согласна с Вами, мне тоже понравилось толкование. Так же себя узнаю в этом колобке((( и порой кажется, что не отрастила я рук-ног, такая же круглая и инфантильная качусь по жизни. Не пустила корни, много на то причин, и уже наверное поздно — лет мне очень много…

Gkortsi

Надо же, а мы учились читать по этими сказками, учились понимать новый для нас мир. Как ни странно ,но понималось правильно , без псих анализа главных героев. Прекрасные статьи о внутрисемейных проблемах были у Лилии Малаховой. Жаль , что не пишет на Матронах.

AnnaM

Автор, как Вы думаете, когда колобок встречается с героями на тропинке, они двигаются или стоят?
Почему «в масле пряжен»? Почему «на окошко сажен»? Почему 2 горсти муки, а не 3 или 1? И еще десятка полтора «почему» по всей сказке, на которые Вы не ответили в данном толковании. Наверное, поэтому получилось не очень.

savrasska

У меня свое понимание сказки. Это испытания души, отправившейся в самостоятельный путь слишком рано, без должной подготовки и родительского благословения. Первые три испытания пройдены успешно. Заяц — не обидеть слабого. Волк — не испытаться грубой силы. Медведь — лень и чревоугодие. А лиса-блудница погубила.

Похожие статьи