Понеже Дорогая Редакция снова отказалась удовлетворить мою просьбу об отпуске, ничего не поделаешь, продолжаем заседать.

Насчёт «как там с лошадками закончилось?». Да никак не закончилось. В смысле тогда это вообще ещё только начиналось. Как-нибудь в другой раз снова предамся воспоминаниям и расскажу про один из самых счастливых годов моей жизни. Их, в общем, немало набирается, но тот был первый. А пока про сейчас.

Итак, сегодня ночью меня осенило. Пронзило. Можно сказать, озарило.

Я решила создать оперный театр под названием «Старая опера». Цели, задачи, репертуар, бизнес-план — всё есть. Правда, на данный момент не предвидится пары свободных миллиардов, чтобы всё это устроить. Но ведь у кого-то эта пара свободных миллиардов есть! А идей нет! А у меня даже и без этой идеи уже много других, так что дарю.

Итак, представьте себе оперный театр, где главным действующим лицом является… нет, не угадали. Не коммерческий директор. И не главреж. И даже не главный дирижёр. Я же говорю, это совершенно новаторская идея. Практически сенсация.

Оперный театр, основой существования и целью его же является… дробь малого барабана… опера!

Нет, вы только это себе представьте! Как, вы всё ещё не упали со стула? Значит, плохо представили. Потому что если бы вы себе представили это хорошо, вы бы упали даже с места пилота в вашем личном вертолёте, и никакие ремни безопасности не предотвратили бы этого.

Ну, я понимаю, идею в целом вообразить слишком сложно: масштаб. Можно по кусочкам вообразить. Так понятнее будет.

Ну вот, допустим, зачем далеко ходить, «Иоланта» Чайковского. Захотели вы в вашем оперном театре нового поколения поставить оперу «Иоланта». Все газеты написали, что готовится нечто потрясающее. Всё держится в строжайшем секрете, и даже имя режиссёра-постановщика, представьте себе, никому ничего не говорит. Во какая конспирация.

И наконец — день премьеры. Ложи блещут, партер и кресла — всё кипит, в райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит…

Итак, занавес поднимается… поднимается занавес…

Шок!

Первая сцена в замке происходит… в замке!

Не в кабаре, не на пляже, не на горнолыжном курорте!

В обычном средневековом замке в горах! Вот чего никто не ожидал!

Зрители изумлённо замирают. Некоторые даже отключают сотовые телефоны. Пресса сидит с распахнутыми ртами. Их можно понять: они пытаются вспомнить слова «средневековый замок».

Но ещё большее изумление вызывают действующие лица.

Главная героиня, слепая принцесса Иоланта, одета не в мини-бикини, не в норковый палантин и не в авангардное кимоно, каким его себе при помощи известных сильнодействующих стимуляторов творческого воображения представил знаменитый американский дизайнер. Нет. Обычное средневековое платье обычной средневековой принцессы. Она даже тёмные очки не надела. Хотя и слепая. Это просто бомба! Дробный перестук падающих на пол челюстей. У прессы от неожиданности подвисают цифровые фотоаппараты.

Peter Iljitsch Tschaikowsky: Jolanthe

Её кормилица Марта одета в обычное платье обычной средневековой кормилицы. И даже её служанки одеты в обычные платья обычных средневековых служанок обычной средневековой французской принцессы. Хотя фасон публика и пресса, возможно, заметили не сразу. Сначала они кое-как осознали тот факт, что служанки в принципе одеты. То есть не голые. Причём все.

Нет, вы только представьте: оперный театр, а хористки не голые! Да ваша постановка уже вошла в новейшую историю!

Два обморока среди прессы. У ребят реально потеряны ориентиры, они просто не знают, как это можно описать, чтобы понятно было.

Пока зрители без профильного образования в ступоре созерцают декорации и костюмы, зрители — вернее, слушатели — с профильным образованием замечают и вовсе неладное.

Оперный дирижёр не пытается гнуть солистов под себя, а тактично сопровождает и поддерживает пение, попутно умудряясь выражать в дирижировании не себя, а Чайковского.

Профессионалы не знают, что и думать. Это шутка? Это стёб? Что это? Так же не бывает! Дирижёр за пультом для того и есть, чтобы его было и видно, и слышно, и чтобы никто не сомневался, что именно он тут главный. Вместе с главным бухгалтером. И кто из музыкантов оркестра не согласен служить высокой цели его самовыражения, может немедленно писать «по собственному желанию».

Солисты, кстати, поют. Это ещё одна фишечка, которую я безвозмездно дарю. Как известно, оперный солист не должен петь. Он должен бегать по сцене, стоять на голове, лазить по сценическим конструкциям…

Конечно, петь — это труднее. Но вы не оставили артистам выхода. По стенам средневекового замка в платье средневековой принцессы — акробатикой особенно не займёшься. Вот бедной Иоланте и приходится красиво петь. Хотя ей уже совсем не 18 и даже не 25. Оперный голос в наших широтах дозревает до нужной кондиции годам к 30, поэтому опера — искусство, полное условностей.

Да, кстати! Учтите: это ещё одно ноу-хау. Условность в искусстве это не когда Иоланта в стриженой норке, потому что жена главрежа любит стриженую норку, и главреж  таким образом привнёс в постановку мысли о своей великой любви к жене. Условность — это когда все понимают, что в силу объективных причин балет… что, сложновато? Ладно, не балет. А, допустим, стриптиз. Высокое искусство стриптиза, да. Так вот, в стриптизе артистка хороша, пока молода. Попа, грудь, всё такое. А в опере там голос, а голос это с 30 до 50, потом начинается медленное угасание…

Ну, так я про что и говорю! Вы — новатор! Вы набрали в труппу не девах с формами, которые тут спели, а там не смогли, поэтому их пришлось раздеть, чтобы публика не заметила того, что не смогли, а настоящих оперных певиц. Типа со школой, всё такое… Ну, как ваш дирижёр, которого за пультом из-за Чайковского незаметно.

Да я же говорю! Никто так не делает! Вы первый!

Короче, народ в зале натурально офигел. Во-первых, все одетые, во-вторых, поют. В-третьих, на русском вроде бы языке поют, а все слова понятны, так что и краткое содержание пытаться читать не надо при свете гаджета. Даже хор понятно поёт… ну потому что в хоре тоже все петь умеют. Потому что на прослушивании вы их именно прослушивали, а не просматривали. Это балет и миманс вы просматривали — причём в зале, а не у себя на диване в кабинете по одной.

_3_jpg_converted

Ладно, я про это потом расскажу подробнее, а сейчас про спектакль.

Публика в оперный театр в наши дни просто так не пойдёт. Если ей там не предложат сильных ощущений испытать. Так вот, будьте уверены: на вашем спектакле никто попросту не успеет не то что соскучиться, а толком оклематься от одного потрясения, как ему на смену уже придёт другое.

Явление двух рыцарей Роберта и Водемона.

… Ох, мне прямо уже жаль тех людей, которые в зале. На всякий случай пусть около театра дежурит несколько нарядов скорой помощи.

Потому что, едва выйдя из ступора при виде одетой и поющей Иоланты, публика узрит двух рыцарей, которые  появляются на сцене… тадамм!… пешком.

Не на горных лыжах выезжают. Хотя замок-то в горах, и это было бы вполне естественно. И не на горных велосипедах. И не в спортивной форме. А в обычной одежде знатных молодых людей той эпохи. И даже на боку у них не автомат Калашникова в ножнах болтается. Нет. Даже здесь вы были безжалостны.

Ну вот. Из зала уже кого-то понесли. Культурный шок.

А ещё режиссёр спектакля не стал простраивать дополнительную любовную линию. И герцог Бургундии поёт свою блестящую арию о любви к прекрасной Матильде, не глядя страстно в сторону графа Водемона. И граф Водемон не выражает затаённого страдания от ревности, аккомпанируя арии любимого… любимого друга размерными ударами лба о бутафорскую стену замка.

Он даже не танцует и вообще не привлекает к себе внимания — вот что самое удивительное! Настоящая режиссёрская находка! Ведь предполагается, что во время слушания арии одного героя и публике, и остальным героям не хватает движухи. Поэтому граф — теоретически — должен бегать вокруг, качаться на сценических конструкциях, отрабатывать приёмы сценического фехтования, на худой конец — сопровождать арию герцога смешным сурдопереводом.

Но он просто отошёл в сторонку и внимательно слушает. Из-за этого Роберту тоже приходится не скакать козлом и не танцевать гоу-гоу, а — невероятно! — петь. Просто петь. К счастью, он это умеет. Да, как оперный певец, он не владеет многим, чем должен владеть артист его профиля в наши дни: не садится на шпагат, не жонглирует канделябрами, не прыгает с парашютом. Бедняга умеет только хорошо петь, хорошо играть и красиво двигаться по сцене. Но не беда! Превратим баг в фичу, то-то все удивятся!

Пресса рвёт на себе волосы. Пресса не владеет необходимым лексическим арсеналом, поскольку в наши дни он утрачен за ненадобностью. Но не волнуйтесь, у меня этот арсенал в сохранности, отправляйте всех ко мне. О расценках договоримся.

Итак, публика в очередной раз поражена. Какая интрига! Все-то думали, что граф и герцог — просто любовники, а они — страшно вымолвить — друзья!..

Тут, конечно, надо осторожнее. Как-то помягче намекнуть на их настоящие отношения. Ну, пусть хотя бы один раз обнимутся, что ли… Там будет драматический момент, где можно: граф умоляет герцога признаться отцу Иоланты в нежелании жениться на принцессе.

Кстати, явление Иоланты перед рыцарями тоже нужно обыграть неординарно. Все-то будут ждать, что уж во второй-то раз она выйдет на сцену в своём истинном облике. Ну, в том, какой на самом деле имел в виду композитор, только противные цензоры не дали ему вписать это в партитуру. Ведь любому образованному режиссёру в наши дни известно, что в искусстве ничего простого не бывает. И что главное там — Фрейд и психология, а не музыка там какая-нибудь.

То есть вполне естественно, что принцесса появляется перед рыцарями не для того, чтобы невинно обрадоваться гостям. Я вас умоляю: в её возрасте и невинная… Смешно. Вот и у кормилицы её, Марты, муж имеется — неспроста же! Ружьё просто так на стену не вешают. Любому режиссёру ясно, что все персонажи на сцене находятся в любовной связи друг с другом. А также с ружьём, стеной и системой Станиславского.

Но мы их удивим. Всех. До предынфарктного состояния.

Принцесса Иоланта — да никто и представить себе такого не мог! — просто слепая невинная девушка, которая по-детски рада гостям. И вино она им вынесет не как официантка в закрытом клубе для сексуальных гурманов. Да, у нашего режиссёра слишком мало опыта в подобных делах. Как следствие — бедное воображение, что не прибавляет ему популярности среди коллег. За это мы его и взяли! Он наша «тёмная лошадка»! И эта лошадка «сделала» всех по полной программе! Смотрите, как народ безмолвствует! Про прессу и говорить нечего. Пресса уже дала зарок и поклялась на любимом айпаде, что, если доживёт до финала, навсегда бросит ругаться матом. Даже в печатных изданиях. И даже пойдёт на курсы по изучению русского языка.

Хотя финал суждено будет пережить не всем. Потому что, вопреки всяческому здравому смыслу, во время пения о торжестве света, осветители дадут на сцену полный свет. Хотя любому режиссёру ясно, что, когда поют про свет, в зале должно быть темно, как в погребе.

Ну как вам моя идея?

Вижу, проняло.

Что ж, дело за малым: парочка миллиардов. Поверьте, это самая маленькая из проблем, которую в наше время нужно решить, для того чтобы в наши дни в театр можно было спокойно привести детей.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
aktovegin

А мне понравился спектакль "Метрополитан" "Травиата" (в записи, конечно). Да, одеты в современные костюмы, но никакой пошлятины я не увидела. Хотя, конечно, мы в консерваториях не обучались.

В прошлый раз Вы сказали, что правильное пение не может быть скучным в принципе. Долго думала, и, наверное, соглашусь:

Ну как женщина с веслом, стоящая посреди вокзала, может быть скучной, если ее вылепили по всем правилам, с хорошим знанием анатомии, композиции и всего того, что положено знать скульптору со времен Микеланджело?

Ася

Не пойдет ваша постановочка.Слишком авангардно, публика не поймет:)
Вот если бы на каком-нибудь совсем иностранном языке, или кто-нибудь из персонажей гей…Тогда ладно, пусть хор поет одетый.

aktovegin

Встречаются два режиссера. Один говорит, что начал новый, яркий новаторский проект
— Про что?
-Про любовь.
-Ааа…мужчина любит мужчину?
-Нет.
-Ну женщина любит женщину?
— Нет.
-Мужчина любит овцу?
-Да нет же!! Мужчина любит женщину…
-А! Документалистика…

ККК

Замечательный оперный театр, надеюсь, у кого нибудь найдется ну хоть пол миллиарда и рядом откроют театр поменьше- драматический, но с теми же фишками.

Мария

Аплодирую стоя! Особенно понравилось "Пресса уже дала зарок и поклялась на любимом айпаде, что, если доживёт до финала, навсегда бросит ругаться матом. Даже в печатных изданиях. И даже пойдёт на курсы по изучению русского языка". Смеялась от души.

Безумно жалко, что утрачена красота и чистота "старой оперы". А вообще надо вашу статью какому-нибудь продюсеру подсунуть по-тихому на рабочий стол — вдруг что-нибудь получится? 🙂 Я серьезно.

aktovegin

Опера должна развиваться. Жить прошлым тоже нельзя, это тупик. Михаила Фокина старые балетоманы костерили на всех углах. Больше ругали только совсем новаторских новаторов вроде Дункан или Иды Рубинштейн и ей подобных.
В итоге Фокин вошел в историю мирового балета, а Дункан и пр. остались за бортом, как звезды-однодневки.

Комисаржевскую ругали, что она в угоду современности неверно трактует образ Ларисы, вместо чудесного романса "Не искушай меня без нужды" поет вульгарный новомодный "Нет, не любил он".
Опера должна найти новые формы, иначе она умрет. Только надо соблюсти грань, чтобы развитие было гармоничным, а не уродливым.

MaryNightingale

Лет 15 назад была с родителями в Мариинке на Китеже — очень современная была постановка, но нам понравилось. Даже консервативный папа, который все первое действие плевался, к концу оного сказал, что здорово.

aktovegin

Кстати, насколько я помню, "Травиата" если не провалилась, то была встречена современниками более чем холодно.
Конечно: вместо богов и богинь, героев античности или, на худой конец, пикантных водевилей, показана современность, причем с той стороны, о которой в обществе говорить не любили. Ни пышных декораций, ни королевских мантий: артисты пели в своей повседневной одежде. Нет, пьеса Дюма интересна в драмтеатре, но опера — это ОПЕРА! И не надо портить ее грубым натурализмом!
Так с новаторства начинается все. И все плохое, и все хорошее.

Лариса Л,

Людмила, прекрасно! Но, боюсь, такую Иоланту мы сможем увидеть лет через 15, когда все окончательно "объедятся" "обнаженкой" и "расчлененкой"! Но горько оттого, что детей действительно невозможно водить на оперные спектакли. Например, в Риге, действие "Севильского цирюльника" происходит в морге, а Фигаро—паталогоанатом, поёт свои арии между препарированиеми покойников. Вкупе с порнографическими средневековыми гравюрами на занавесе во время исполнения увертюры, мы получили очень повышенный пульс, т.к. были в компании 14-летней дочки.

Елена

Похоже, от Фигаро осталось одно название(((

ККК

А мне понравилось… Сначала просто зацепило, а потом не могла оторваться.

Ксания

Проверьте репертуар ХАТОБа (Харьковского театра оперы и балета). Я не могу поручиться за качество звука (мне — хватило, но у меня далеко не консерваторское образование). Но постановки у них всегда были ближе к классическим.
Раньше, пока я жила в Украине, я могла себе позволить раз в пару месяцев выехать на выходные в один из крупных городов, чтобы посетить театр.
В Харькове и Иоланта была Иолантой (без стриженных норок 🙂 ), и Князь Игорь был Игорем… А какой там был Хан Кончак…. м-м-м—м-м! Настоящий половец!

Olga Balytnikov-Rakityansky

Хахаха, вижу, не одну меня, дилетантку. но и профессионалов поразила в самое сердце новаторская Иоланта на лыжах и с дохлым оленем :)))

Александра

Посмеялась:) Я в принципе не любитель театра, в оперу ходила один раз в довольно детском возрасте, хотела спать и была раздражена противным меццо-сопрано (да, название запомнила:)). Но периодически хочется приобщиться к прекрасному. А судя по современным отзывам, приобщаться уже особо не к чему, класссические постановки разве что во МХАТе, про оперу даже не знаю. Что грустно, как и упадок любого вида искусства — даже того, которое лично тебе не по душе. Хочешь вдруг куда-нибудь сходить — и боишься натолкнуться на голых девиц и дохлых оленей:). Ну или на Маргариту с голосом отставного полковника и Иешуа в возрасте за 70, что… Читать далее »

aktovegin

— Мойше, Вы-таки слышали 7-ю симфонию того Шостаковича?
-Не слышал, но мне не понравилось
-Как же не понравилось, если Вы не слышали?
-А мне Рабинович напел.

ОльгаМаргарит

Не Рабинович, а Сара!

qweeny

Да, было бы воспринято как нечто поразительное, если бы вдруг в церковь люди собрались с единственной целью — Богу помолиться.
Статья — просто бомба! (замедленного действия к тому ж)))

Екатерина

Да что там детей — сейчас сам в театр ходить боишься! )))))))))))))))) А то ведь сходишь — а там, того и гляди, то ли моральная травма будет (в худшем случае), то ли кому-нибудь из "исполнителей" в морду дашь, не удержавшись (в случае лучшем)! )))))))))

qweeny

"Бабушка, а кто такие фарисеи и лицемеры?"
"Вот подрастешь, внучек. в церковь начнешь ходить. тогда и узнаешь…"
Скажете, не по теме? А по-моему, очень даже по теме.
Батюшка один все молиться хотел. а главреж ему — деньги собирай, он говотрит, с кого собирать-то, пенсионерки в большинстве. а главбух ему — пусть квартиры продают и деньги несут!
И не придумала я это, а из жизни нашей оперной взяла. Петь-то как хочется, а скакать козлом не хочется — ни мне, ни батюшке.
Аншлаг.

aktovegin

Не очень поняла…((( Вы про профессиональный хор?

Morvenlight

про профессиональных архиереев.

qweeny

я ж говорю ж — бомба!

aktovegin

Грустно. Очень. А вы патриархату подчиняетесь?

qweeny

нет. Исключительно Высшим Силам.

Арина

Неканонично))))))))

qweeny

гы-ы…Иногда мне думается, что, если бы начальники церковные вздумали о Господе нашем поразмыслить, много чего неканоничного в Его деяниях обнаружили))))

Похожие статьи