Читайте также: Про Адама

Сегодня мы публикуем еще одинотрывок из сборника рассказов отца Александра Дьяченко «В круге света». Это новая книга издательства«Никея» в серии «Духовная проза». В основе рассказов отца Александра — подлинные истории из жизни самого батюшки, а также людей, встречавшихся на его пути. Истории невероятно искренние и живые и оттого такие близкие и понятные каждому.

Молодая женщина лет тридцати обращается ко мне доверительно и немного волнуясь:

— Батюшка, я выхожу замуж, и мы с моим мужем хотим венчаться.

— А знаете ли, голубушка, — поучаю привычно, — что венчание — шаг ответственный, и, решаясь на него, вам нужно взвесить серьезность ваших чувств и намерений?

— Да, батюшка, мы все взвесили и решили сперва расписаться и в тот же день повенчаться. И, потом, сколько еще испытывать эти самые чувства? Я от него уже третьего ребенка рожаю, а все никак не решусь, сколько же можно?! — убеждает себя молодая женщина.

Говорят, сейчас стало модным венчаться, не знаю. Мы в своем храме много крестим, еще больше отпеваем, а вот венчаем крайне редко. Да еще и просим за венчание самое большое пожертвование. И делаем так специально, чтобы люди, прежде чем решиться на такой шаг, подумали даже не семь, а семьдесят раз. Но все равно не помогает, и разводов среди венчанных браков хватает. Я здесь как-то поинтересовался у священника, который принимает в епархии просителей, о церковном разводе, и выходит, что в среднем за год по области мы имеем около трехсот таких семейных катастроф. Человек надеется, что после церковной молитвы, словно по мановению волшебной палочки, в его семье наступит идиллия, а она не наступает. Нет понимания, что венчание — это благословение на начало трудного жертвенного пути двух любящих сердец по созданию семьи, как малой домашней церкви, а не готовый конечный и счастливый результат.

Начинаешь объяснять невесте, что в браке она должна подчиняться мужу и оставлять за ним принятие всех главных решений. Девушка смотрит на меня и улыбается. Спрашиваю:

— Ты чего улыбаешься?

— Батюшка, неужто мне придется ему во всем подчиняться, а если он не прав? А если он вообще человек неумный?

— Так зачем за него идти, если он неумный?

 

Никогда не забуду, находят меня двое, он и она. Она выше мужа чуть ли не на полголовы, да и остальными формами покрупнее будет. Он (жена его называет «Дусик», причем именно называет, к нему не обращаясь и постоянно говоря о муже в третьем лице) все время молчит, зато она говорит не умолкая.

— Мы с Дусиком решили повенчаться, — смотрит в сторону супруга, тот обреченно вздыхает и соглашается: «Угу». — Батюшка, это так ответственно, так ответственно. Мне же снова придется подвенечное платье покупать.

— А вы давно вместе?

— Да, у нас ребенку уже семь лет.

— Тогда вам нет смысла покупать такое дорогое платье, вы просто оденьтесь чистенько, по-церковному.

Женщина, задыхаясь от возмущения:

— Что значит «чистенько»?! Я что же, не могу для такого случая позволить себе новое платье?

Я немедленно соглашаюсь с ее требованием о новом платье, она успокаивается, и мы договариваемся о дате венчания. У «молодых» до назначенного мною дня оставалось еще месяца полтора, и, надеясь за это время хоть немного воцерковить их, я предложил им походить на воскресные службы и разрешил звонить мне, соглашаясь ответить на все интересующие их вопросы. И она звонила чуть ли не каждый день. «Можно венчаться в фате?» «А может, вместо фаты мне ленточку повязать?» «А если коленочку открыть, будет ли это по-церковному?»

Я стал бояться ее звонков, я же не Юдашкин, откуда мне знать, что такое «оборки» и «фонарики» на рукавах? Недели через три, в сопровождении Дусика, она приехала продемонстрировать свой наряд на предмет соответствия его требованиям «церковности». Маленький мужичок покорно стоял передо мной в простеньком костюмчике почему-то зеленого цвета. Не удивлюсь, если он в нем еще в школе аттестат зрелости получал. Зато супруга поражала оригинальностью и эксцентричностью одежд. Не стану их описывать, все равно не смогу, но соглашаюсь на все. Женщина задумчиво смотрит в сторону супруга.

— Батюшка, последнее время меня волнует несоответствие идеи моего платья цвету его костюма, я боюсь, что нарушается гармония.

«Невеста» мельтешит на фоне зеленого супруга, а я, понимая всю нелепость происходящего, но боясь обидеть людей, только молча развожу руками. Вечером она вновь позвонила и сообщила, что решила заказывать новое платье.

Зато венчание прошло великолепно. Зрителей понаехало множество, правда, «невеста», слегка паникуя, часа за два до прибытия к храму эскорта автомобилей спрашивала меня о какой-то очередности входа в храм, но все недоумения, к счастью, удалось разрешить.

Потом, уже выходя из храма, она бросала в толпящихся сзади незамужних девушек свой букет. А те, подобно волейболисткам, визжа и смеясь, выпрыгивали ему навстречу. Довольный действом народ устремился вслед за королевой бала к машинам, а сзади, не поспевая за всеми и, видимо, боясь потеряться, смешно семеня ножками, спешил Дусик в нелепом костюмчике зеленого цвета.

 

Но все-таки таинство, даже если люди и забывают о его сути, остается таинством, и наблюдаешь порой, как человеческая слабая плоть не выдерживает присутствия благодати. Во время венчания девушки нередко теряют сознание. Мамочки жалуются на спертый воздух в храме и на жар от горящих свечей. А причина, скорее, в том, что все чаще широкие юбки белоснежных подвенечных платьев невест скрывают уже значительные сроки беременности. Помню, венчал юную девочку шестнадцати лет и мужчину лет тридцати пяти. На его фоне она выглядела совершенным ребенком и в то же время сама уже готовилась стать мамой. Тонкая высокая шейка, худенькие ручки. Во время венчания девочка вдруг медленно, словно свечечка, начала оплывать на пол. Потом, заметив вдоль стены стоящую лавку, улеглась на нее с ногами.

Я неспешно продолжаю читать молитвы, сродники, в том числе и жених, в растерянности обступают молодую. Та лежит и в прострации улыбается своим видениям. Но через минуту жених уже стоит на положенном месте с юной супругой на руках. Он держит ее, точно бездыханное тело, с запрокинутой головой и безжизненно свисающими вниз руками. Однако мужчина тверд в своем намерении продолжить венчание и всем видом старается мне это показать. Спрашиваю:

— И что будем делать?

— Венчаем дальше, батюшка.

— Так венец не фуражка, как мы его на ее головку крепить станем?

Благо мои помощницы подсуетились и прохладной святой водичкой привели девочку в чувство. Правда, до последней минуты ее приходилось поддерживать под руки, а венчальную свечу передали свидетельнице.

Источник: photosight.ru Автор: Elena Orlova

Если теряют сознание молоденькие девчонки, то это в порядке вещей, но когда на пол храма опрокидывается большой сильный мужчина, то здесь на беременность уже не спишешь.

Идет венчание. Поворачиваюсь лицом к открытым Царским вратам и, воздев вверх руки, готовлюсь произнести венчальный возглас: «Славою и честию венчай их», как вдруг слышу звук рухнувшего тела. Оборачиваюсь и вижу жениха распростершимся на полу. Невеста отскочила в сторону, на ее лице недоумение и испуг. Общими усилиями приводим незадачливого жениха в чувство. Он не совсем понимает, чего от него хотят, но потом все-таки встает. Вновь воздеваю руки, произношу возглас, и молодой человек опрокидывается навзничь, да так резко, что чуть было не увлекает за собой свидетеля. Жених падает, а его ноги в ботинках сорок четвертого размера с новыми кожаными подошвами по инерции взлетают вверх. Его вновь поднимают и усаживают на табурет. Он сидит, прислонившись головой к невесте, так и венчаем.

Правда, этот случай с сильной половиной человечества на моей памяти единственный. Но если кто-то думает, что мужики народ менее чувствительный и ранимый, чем женщины, то он глубоко ошибается. Года два назад я присутствовал на регистрации брака в ЗАГСе. Помню, как после всего к жениху подошел свидетель и пошутил:

— Не понимаю, как ты решился расстаться со свободой и стать семейным человеком?

Каково же было мое удивление, когда через год я, просматривая видеозапись уже со свадьбы этого свидетеля, увидел как большого роста могучий крепыш в момент, когда они оба с женой поставили подписи под одним документом, не совладал с чувствами и заплакал. Он стоял и плакал, как дитя, а жена успокаивала его и гладила по волосам.

Такие мы мужики, какие бы мы ни были большие и сильные, нам очень важно, чтобы нас любили.

 

Мне рассказывал мой друг отец Виктор, что как-то зимой он заболел и попал в больницу с двусторонним воспалением легких. Он сгорал от высоченной температуры, и врачи, как могли, боролись за его жизнь. В самый критический момент к нему пустили матушку, может быть, – попрощаться. Она наклонилась над ним и просит:

— Витенька, ты только не умирай, держись. Ты же сам знаешь…

Батюшка, предвосхищая ее слова, подумал: «Сейчас она скажет “как я тебя люблю”, и так, говорит, на душе хорошо стало. А матушка продолжает:

— …детей кроме тебя, кормить некому. А их у тебя вон сколько, и кому они, если помрешь, будут нужны?

— Действительно, — согласился батюшка, — никому.

Поболел еще немного — и на службу.

 

Разные случаи бывали с моими молодоженами, один даже трагический. Семья находилась на грани развода. Муж сильно выпивал, и жена ухватилась за идею повенчаться как за последнюю соломинку. Он согласился и по ее просьбе даже закодировался, но мне об этом ничего не сказали. Во время венчания молодые пьют общую сладкую чашу вина, вот он ее и выпил. Сорвался и запил, а месяца через три семья распалась окончательно.

А один раз жених со свидетелем перед самым венчанием чем-то, видать, обкурились. Родственников понаехало, а их развезло, стоят и хохочут. Невеста плачет, а они заливаются. Вот беда какая.

Много случалось всего, и забавного, и грустного, но было одно венчание, которое меня потрясло и осталось в памяти на всю жизнь.

С Галиной мы познакомились в храме. Она подошла ко мне после службы и попросила соборовать и причастить ее мужа. У Андрея, так его звали, обнаружили опухоль. Ему еще не было и сорока. Будучи по природе человеком терпеливым, он научился скрывать от окружающих боль, потому и болезнь открылась уже на последней стадии. После операции Галина привезла мужа домой. Тогда она и просила его соборовать.

Мы разговорились с Андреем. Вера в нем была, но, правда, очень маленькая, а вот надежды не было совсем. А без надежды в таком деле нельзя. Все время, пока я его соборовал, он смотрел на меня с таким выражением лица, словно говорил: «Я понимаю, ты делаешь свое дело и хочешь мне помочь. Но только зря ты, парень, стараешься. Все равно из этого ничего не получится. Я обречен». И тем не менее, он даже было пошел на поправку, но его настроение от этого не улучшилось. Она поменяла квартиру, чтобы у Андрея была отдельная комната и дети ему не мешали. А он спешил сделать в ней ремонт, чтобы ей потом, после него, было меньше мороки со всеми этими мужскими делами.

А месяца за два до кончины Андрея она попросила их обвенчать. Я назначил день, и они приехали в храм нарядные и торжественные. И еще, может мне это показалось, но они были счастливы. Несмотря на то что время их оставшегося счастья уже можно было исчислять часами. Остался в памяти землистый цвет лица Андрея и проступающая порой в их глазах боль от близкой и неминуемой разлуки.

— Ты хочешь связать себя навсегда? — спросил я ее перед венчанием.

— Да, я хочу и в вечности быть вместе с ним. Здесь мы были вместе до обидного мало.

— Ты еще молодая женщина, подумай, у тебя двое детей, и их нужно поднимать, хватит ли тебе сил?

— Бог не оставит, батюшка, моей бабушке после войны было еще труднее.

Прошло уже много лет, и я иногда встречаю Галину. Она освоила мужскую специальность, занималась извозом, торговала запчастями к автомобилям. Сейчас купила огромный «патриот», чтобы ездить на дачу. Сыновья выросли, родились внуки. Так что забот у нее, как говорится, «полон рот». Я иногда ее встречаю, но никогда не вижу рядом с мужчиной.

Недавно она меня подвозила, и я спросил:

— Не жалеешь о том венчании?

Она сказала, помолчав:

— Вспоминаю то время, оно шло, и я понимала, что теряю мужа, наступало отчаяние, и я не знала, что со всем этим делать. Но после того как мы повенчались, я вдруг отчетливо поняла, что теперь все, мы навсегда остаемся вместе. Никогда еще, как в те дни, я так остро не ощущала времени. Оно стало для меня управляемым, он уходил, а я каждую секундочку нашей жизни словно перебирала между пальцами, как ты свои четки. Те два месяца научили меня ценить то малое, что у меня есть, и быть благодарной за то, что у меня есть. Я не думаю об Андрее «был», для меня он продолжает быть. Он умер на моих руках, и я сама закрыла ему глаза. Может, оттого, что я знала о его скорой кончине и делала все, чтобы ему было покойно, у меня нет на душе чувства вины или какой-то недоговоренности. Словно он переехал в другую страну, а я остаюсь ждать его вызова. Когда-то он обязательно придет, и я пойду за ним вслед.

А вскоре вся страна узнала о взрывах в московском метро. И думаешь, ведь никто из тех, кто погиб, не собирался умирать в тот день. Люди уходили по своим обычным делам, строили планы, а потом буквально в мгновение их жизнь прервалась. Мы жалеем погибших, но жалеть нужно тех, кто остался. Теперь день изо дня месяцами они будут вспоминать все одно и то же. Ту самую минуту, когда любимый человек уходил из дому в то злополучное утро. Возможно, это было так: «Быстренько иди сюда, поцелую и я побежал, уже опаздываю!» — «Беги, беги, я умываюсь, вечером поцелуешь», или звонок по телефону: «Я хочу тебе сказать что-то очень важное для нас обоих». — «Прости, мне сейчас неудобно разговаривать, вечером скажешь, мы же договорились о встрече». Может, это было так, а может, как-то по-иному. Только не будет теперь этого вечера. Никто так и не скажет оставшимся тех заветных слов, никто больше так не обнимет и не поцелует. Лишь остается подушка, которую можно обнять в надежде уловить запах того, кто уже не придет. Мы неисправимы и начинаем понимать, что были счастливы, только тогда, когда счастье теряем.

 

Ночь, табло на часах говорит, что сейчас где-то около трех. Проснулся и почему-то вспомнил тот разговор с Галиной в ее вездеходе и то венчание. Рядом со мной, свернувшись калачиком, мирно спит моя матушка. И я делаю неожиданное открытие: а ведь моя матушка за все двадцать пять лет совместной жизни так ни разу и не сказала, что она меня любит. Вот это здорово, а как же мы так поженились, без констатации самого важного? Спать сразу же расхотелось, и так стало себя жалко. Нет, так дело не пойдет, матушку определенно следует обличить, утром, сразу же, как проснемся.

Для сбора компромата мысленно возвращаюсь в те наши далекие годы и почему-то сразу вспоминаю, какими счастливыми глазами смотрела она на меня, когда я делал ей предложение. Потом, как старалась она подложить мне на тарелку самый большой и вкусный кусочек, как обшивала, стирала, гладила до появления всех этих чудо-машин. Нужны обличающие факты, а в голову лезет всякая ерунда, как всеми силами она старалась дать мне поспать, когда появился на свет малыш. Потом, как вместе пришли в церковь и она терпеливо выслушивала мое дилетантское «богословие». А когда, став священником, я получил самостоятельный приход, она ушла с прежней работы на зарплату в пять раз меньшую ради того, чтобы быть рядом и организовывать клирос. Вспомнилось, как перед первой нашей Пасхой, когда не было денег на красные облачения, она пошла на рынок и продала свою единственную ценность — новую шапку из голубой норки.

Воспоминания, тесня и наплывая друг на друга, выстраивались в одну большую непрерывную цепь обличений, но только уже меня самого. Вот так, Саша, получается, что рядом с тобой вот уже целых двадцать пять лет живет человек, который и живет-то ради тебя, а ты этого до сих пор не понял. А для любви слова, оказывается, вовсе и не обязательны.

Вглядываюсь в ее лицо и, хотя на дворе еще темно, отчетливо вижу ту самую девчонку, которая согласилась идти по жизни рядом со мной и идет вот уже целую четверть века. Мы привыкаем, что кто-то живет рядом, для нас становится нормой быть кем-то любимым, что о нас кто-то постоянно заботится и на него можно свалить кучу всяких домашних рутинных дел. И кажется, что так будет всегда, но в том-то и дело, что «всегда» в нашем конечном мире не бывает и это «всегда» рано или поздно заканчивается. И можно так и не успеть научиться быть благодарным, а потом ненавидеть себя, что вовремя не целовал эти глаза и эти руки.

Пытаюсь вспомнить, а когда сам ей говорил, что люблю, когда последний раз дарил цветы? И хотя в комнате темно, понимаю, что мои щеки начинают пылать. Нет, нужно в корне все поменять, завтра же, нет, уже сегодня я скажу ей, что люблю ее, и очень сильно. Нет, это неубедительно, что значит «очень сильно»? Скажу просто, что люблю ее, но зато целых пять раз, или лучше десять, и так каждый день или, в крайнем случае, через день. Правда, она может заподозрить, что я где-то в чем-то проштрафился. Ну и пусть, потом перестанет, пора ей привыкать к новой хорошей жизни, вот с этой самой минуты.

Засыпаю довольный собой, успевая краем глаза заметить цифры на электронном светящемся табло. Все, время новой жизни пошло.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
aktovegin

А вот я не верю в венчание… Не заповедовал Иисус нам такого таинства. Причем и повод ведь у него был — свадьба в Канне.

Ирина

Свадьба была — в Кане. Как определения таинства венчания действительно нет. Есть таинство брака. Венчание является его частью, о венчании говорим — обряд. Автор говорит о венчании: "…венчание — это благословение на начало трудного жертвенного пути двух любящих сердец по созданию семьи как малой домашней церкви, а не готовый конечный и счастливый результат". Так что можно брать церковное благословение, можно не брать… Но верующий человек, конечно, желает получить церковное благословение в таком серьёзном деле — устроении новой жизни, когда два человека становятся единым целым. Так что наше отношение к венчанию (на мой взгляд, разумеется) — это наше отношение к вере.

olgayeriomenko

Если бы к минусованию еще и объяснили, в чем я не права… ((((

kiriniya

Просто люди хотели сказать: "А я верю". Вот и все. Правота тут ни при чем.

Olga Balytnikov-Rakityansky

А и нет такого таинства — венчание. Есть Таинство брака, Божье благословение на брак, соединение супругов друг с другом и с Богом. Собственно, это Иисус и совершил на браке в Кане, претворив воду в вино (весьма символический акт). А внешние формы испрашивания и подания этого благословения могут разниться от эпохи к эпохе, от страны к стране. Вот в наше время это венчание. Веке, скажем, в 9-м формы были другие. В 14 веке греки практиковали венчание в его нынешнем виде, тогда как, например, русские все еще пользовались старыми обрядовыми формами. А суть остается прежней, и смотреть стоит именно на суть.

olgayeriomenko

ИМХО, Иисус благожелательно посмотрел на то, что благословили люди, подтвердив , что если двое обещались друг другу перед людьми, то это уже священные узы.Иными словами, если двое в ЗАГСе создали семью, то это уже свято.
Я воцерковлена, если что.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Знаете, "свято" — это такое общее слово… Примерно как "хорошо" и "плохо", "красиво" и "некрасиво", понимать под ним можно что угодно. Да, если двое создали семью по законам своего общества — через ЗАГС, через брачный пир с приглашением всей деревни (у индийцев, например, так), через выплату родителям выкупа коровами (как у наших негров в ЮАР) — это уже именно семья, законный брак. А вот испрашивание на этот брак Божьего благословения, "приглашение" Бога в этот брак (как Иисус был приглашен на свадьбу в Кане) — это все же нечто другое. Кто-то испрашивает это благословение, кто-то считает его для себя не нужным.… Читать далее »

olgayeriomenko

Иисуса как частное лицо пригласили. Он и чудо свершил после уговоров матери. И своим присутствием призаключении брака по местным законам подтвкрдил незримое присутствие Бога при создании семьи по закоеам общества.

5julia68

вот насчет уговоров я бы предложила Вам посмотреть толкователей Евангелия, мне нравится Феофилакт Болгарский.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Учитывайте еще, что свадьба, на которой присутствовал Иисус, была по определению религиозной: это была еврейская свадьба, без ЗАГСа и коров, зато с соответствующими религиозными благословениями, обрядами и молитвами. Бог туда и так уже был приглашен вполне сознательно (хотя люди и не знали — не по своей вине — что Он присутствует здесь еще и физически в лице Иисуса); и чудо стало только еще одним тому свидетельством, соединением ветхозаветного благословения с новозаветным, идущим ему на смену. Кстати, той же цели послужила и просьба матери: Бог ведь никому не навязывается и не преподает благословения насильно, Он приходит и благословляет тогда, когда мы… Читать далее »

Nata.

Ну раз уж мы про брак в Канне. Следует сюда еще добавить, что жених после той свадьбы, Симон Кананит, стал одним из 12-ти апостолов.

Julia_Z

Бог, как частное лицо, подтвердил свое присутствие….по законам общества… ооох

Свинка Пеппа

Я тоже — не верю в венчание!!!!!!!
Я венчанная, и даже — многодетная!
но счастья мне венчание не принесло…
прости меня, Господи!!!

Ирина

Очень красиво. И очень серьёзно. Жаль, искренне жаль, что читает такие истории "о чувствах" обычно женская аудитория…

Ди80

Как чудесно!!!
Особенно последняя фраза- такую вселяет надежду, что все- таки реально можно постараться и запустить новую жизнь, новое отношение к близким…
Спасибо!!!!

5julia68

Люблю я таких батюшек, видела, знаю, скучаю и тоскую по таким.. . Побольше бы их. История с зеленым Дусиком очень показательная.

Екатерина

А в силу соборной молитвы верите?))
Ведь венчание это прежде всего — соборная молитва о том чтоб Господь благословил брак, чтобы благословил этим двоим быть одною плотью. А там где участвует Господь — разве не Таинство?

olgayeriomenko

Верю. Так можно поминать в молитвах, заключивших брак, ежедневно, ежечасно.
В том-то идело,что я могу понять таинство брака: двое обещались друг другу по местным законам, батюшка благословил, и не могу понять таинства венчания как такового.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Таинства венчания — нет. А Таинство брака, действительно, продолжается ежедневно и ежечасно — если сами супруги об этом заботятся. конечно, а не рассматривают брак исключительно как партнерский союз-договор по ведению хозяйства и воспитанию детей. Венчание же — это испрашивание Божьего благословения на начало этого таинства, испрашивание благодати на его совершение, когда вместе с супругами о том же молится вся Церковь. Благодать священства (таинство священства), например, тоже продолжается всю жизнь, так же как и благодать таинства крещения — но вначале все-таки нужно побывать в купели или рукоположиться. У всего на свете есть свое начало, безначален только Бог.

тания

Все Таинства Церкви — это вопрос нашей веры ,но иногда благодать Таинства освящает и неверующих, Сам Господь касается их сердец. Например на моем венчании плакали взрослые невоцерковленные мужики с чего вдруг, почувствовали наверно их души Божественную благодать. А все сомнения в вопросах веры, действенности таинств, как известно от лукавого, пытающегося их посеять в наших душах.

OlgaKostina

А почему же часто считается гражданский брак (роспись) не действительным в церкви? Почему всегда настаивают на венчании?

Nata.

Почему же? Брак зарегистрированный признается церковью браком (см. концепции, там это конкретно прописано). Другое дело, что если супруги верующие, для них нормально и естественно испросить благословение на брак в форме венчания. Если они оба (или кто-то один из них) неверующие, то никто не неволит.

Panda111

Ольга, у коптов, христиан, принадлежащих к одной из древнейших конфессий, о таинстве венчания говорится конкретно — было два человека, а теперь они — одна плоть (хотя с двумя телами). У иудеев то же самое, при заключении брака (что делается только через рабанут) та же молитва — теперь два человека перед лицом Бога — одно единое целое. Там, правда, еще есть слова, что теперь люди становятся такими, какими их задумал Господь. Согласитесь, это не совсем то же самое, как регистрация в ЗАГСе — там люди становятся частично материально ответственны друг перед другом и перед государством. При венчании — полная ответственность за… Читать далее »

Мария

замечательная статья!! большле спасибо!!

Гость

Замечательный отец Александр! Всегда простыми словами и примерами учит самому главному.
Спасибо редакции за выдержку из его книги!

Maria_Francesca

Я была на нескольких венчаниях и все они показались мне прекрасными. Такое счастье там присутствовать!

Гоблинище

Только одного не поняла — почему надо было предостерегать Галину перед венчанием, что ей еще детей поднимать? Ее личный выбор, что она осталась честной вдовой, ни за кого больше не вышла, но ведь и вдов венчают. Венчание ее с умирающим мужем не могло ей помешать выйти замуж и обвенчаться вторично, если бы она этого хотела.

OlgaKostina

Вот! Я ждала этого вопроса или задала бы его сама. Разве бывает только одно венчание в жизни? И как быть, если был развод по допустимым канонами причинам? И что значит вот эта мысль,что мы "там будем вместе"? Если было два брака,я на небе буду бумагу показывать разводную? Извините за юродство,но как тогда все это объяснить?

Dusineya

Одно венчание в жизни, несомненно, бывает.

Гоблинище

Бывает и второе, и третье. Только четвертое канонически запрещено

Гоблинище

Канонически церковь допускает три брака. То есть можно трижды венчаться — при вдовстве или при разводе, когда существуют причины для расторжения церковного брака, и если это измена, то когда в ней не виноват вторично венчающийся. Тот, кто в браке не изменял. И это не благословение на второй брак, а полноценное венчание. Насколько мне известно, венчание не девственников, то есть уже бывших в браке, отличается немного — не такое праздничное в плане внешнего оформления. Но оно столько же таинство, сколько первое. Что касается того, кто с кем будет пребывать в вечности, то откройте Евангелие от Матфея, 22 главу: " В тот… Читать далее »

Ежик

Для второбрачных венчание действительно другое,не только внешне.
Но только в том случае,если у обоих второй брак. А если у одного из супругов первый-то все как обычно.

Nata.

Уточнение: второй брак или второе венчание?
Я в первом браке не венчалась. Муж тоже. Для обоих это был второй брак и первое венчание. Венчали полным чином, как первобрачных.

Гоблинище

Второе венчание, конечно же.

5julia68

я была на венчании дяденьки, который был женат чуть ли не 10 раз. а венчание было первым.

OlgaKostina

Но вот мне сказал мой знакомый монах-что если брак второй,то венчание как бы за второе засчитывается. Если брак третий или четвертый (гражданский),то все равно уже второй раз не повенчают,вроде как-то так. Есть зависимость между росписью и венчанием.

5julia68

нет такого. монах- священник? или Вы что-то не так поняли.

Nata.

Не знаю про Вашего монаха, нас венчал прот. Владислав Цыпин, доктор церковного права, профессор МДА (можете погуглить).
Ничего от него сокрыто не было, все рассказали, как на духу.
Полагаю, что ему виднее.

Екатерина

Венчание одно. Второй раз, насколько знаю особый чин и по сути это просто благословение на второй брак. А единое тело и пребывание в вечности — оно с тем с кем венчался, а не просто благословили жить. Сама маловоцерковлена и не венчана, в браке. Так что могу ошибаться.

Гоблинище

В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни… Читать далее »

olgayeriomenko

Насколько я знаю, в допетровской России венчали полным чином два брака, а третий только благословляли. Четвертый не благословляли, но детей признавали.

kiriniya

Интересно, в новой жизни все же жене цветы подарили? Или все пошло так же? Очень понравился этот отрывок. Все истории такие трогательные, человеческие. Автор умеет заметить что-то важное, интересное в каждом человеке.

Похожие статьи