Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга и даже Годурж) — это имя известно любому, ведь каждый слышал словосочетание «Вальпургиева ночь», которым обозначается дата весеннего слета ведьм на шабаш. Как же так вышло, что христианская святая оказалась не просто связана с такой неблаговидной компанией, но еще и дала своё имя подобному сомнительному мероприятию?..

***

Святая Вальбурга родилась в Англии в далеком 710 году (или около того, некоторые источники подвергают сомнению эту точную дату, делая ее примерной). Её отца звали Рихард или Ричард — и, опять же, мнения историков расходятся: многие авторитетно и с уверенностью заявляют, что это не просто какой-то знатный дворянин, а вовсе даже целый король, однако есть те, кто не принимает эту версию. Тем не менее все исследователи сходятся в одном: у Вальбурги было два брата, Виллибальд и Вунибальд. Оба святые, оба просветители Германии, как и их сестра. И вот об этом можно рассказать подробнее.

K

Дело было так: святой Бонифаций, просветитель Германии, являвшийся дядей Вальбурге и её братьям, пригласил Виллибальда и Вунибальда помочь ему в сложном деле христианизации германских земель. Братья откликнулись, причем изначально они пустились в путешествие вместе со своим отцом, но тот по дороге скончался. Молодые люди сначала отправились в Рим в паломничество, а Вальбурга осталась с Теттой — аббатисой Уинборского монастыря в графстве Дорсет, где ожидала возвращения братьев и воспитывалась в благочестии и строгости. Ожидание затянулось: Вальбурга провела в стенах монастыря 26 лет.

Неудивительно, что за это время она успела принять постриг и сильно поднаторела в изучении Священного Писания. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что в какой-то момент братья вызывают Вальбургу к себе в Германию помочь им в нелегком деле миссионерства в языческих землях — и, конечно, сестра без промедления отправляется к ним. Монахиня берет с собой молодую подругу по имени Хугебурк (впоследствии именно она станет автором жития святых братьев), родственницу — монахиню Лиобу и еще несколько монахинь.

Принято считать, что именно во время этого морского путешествия Вальбурга совершает первое чудо: корабль попадает в страшную бурю, жестокий шторм грозит потопить путников, но, по молитве святой, стихия усмиряется. Этот факт позволяет, помимо всего прочего, считать Вальбургу покровительницей моряков и помощницей в нелегком деле борьбы с морской болезнью. Кстати, это чудо привело к тому, что в Германии святую уже встретили с почтением: изначально путешественники высадились в Антверпене, и слава о силе молитвы Вальбурги обогнала ее. Считается, что это случилось в 748 году.

вальбурга2

С 751 года в собственности Вунибальда находился участок земли, на котором вместе с Виллибальдом он построил монастырь. Сообразно церковным обычаям тех лет это были две обители рядом: мужская и женская. Именно туда пришла Вальбурга, после того как несколько лет прожила в другом монастыре под руководством Лиобы. В 761 году Вунибальд умирает, и его сестра становится настоятельницей не только женской, но и мужской части обители.

***

С этого момента начинает расти и шириться слава монастыря Ханденхейм.

Сначала детище Вунибальда и Виллибальда было лишь прочным оплотом среди мира языческих страстей (житие святого Вунибальда говорит, что «было много заблуждений, появлявшихся вследствие порочности язычников, множество идолопоклонников, готовых убивать и жечь, некромантии, прелюбодеяния; язычество всё еще было настолько сильным и поднимало такое отчаянное сопротивление христианству, что победить его можно было только крайними благоразумием, терпением и мужеством»). Однако с того момента, как у руля обители встает Вальбурга, ситуация начинает изменяться.

С одной стороны, ей куда как тяжелее: она женщина в громокипящей и грубой Германии VIII века. С другой, ей изначально куда больше присущи те самые мягкость и терпение, о которых говорит житие ее братьев. К тому же, Вальбурга при жизни творит изумительные чудеса, о чем становится известно далеко за пределами ее монастырей.

Так, однажды она была на вечерней службе в мужской части обители и задержалась там до глубокой ночи. Привратник по непонятной причине не просто отказался проводить настоятельницу до ее кельи в женской части монастыря, но даже не дал ей фонаря или светильника. Вальбурга смиренно отправилась в темную ночь одна, но вскоре над ней сам собой загорелся свет, льющийся с неба. Славя Господа, игуменья дошла до своей части монастыря, помолилась и легла спать — а сестры проснулись от того, что сквозь стены и потолок из комнаты их настоятельницы несколько часов лился чудесный свет.

Монастырь

Исцеление умирающей девочки являет нам двойное чудо. Первое из них довольно бытовое, хоть и внушительное: Вальбурга отправилась в дом состоятельного человека, который попросил помочь его больной дочери. Уже у самых ворот на святую набросилась стая взбесившихся бродячих собак, но игуменья воскликнула, что она под защитой Христовой. Этого возгласа хватило, чтобы собаки тут же успокоились и смирно отошли от Вальбурги, которая вошла в комнату больной девочки и велела всем удалиться. Всю ночь гостья молилась, а наутро умиравшая девушка встала живая и здоровая.

Подробности прочих прижизненных чудес святой Вальбурги стерлись из народной памяти, так что их описание дошло до нас в совсем скупых вариантах изложения. Однажды игуменья исцелила женщину от родильной горячки и спасла ребенка, умиравшего от голода, дав ему ровно три небольших пшеничных колоска.

Кстати, Вальбургу на иконах часто изображают именно с тремя колосьями в руках, и тут исследователи снова расходятся во мнениях: одни придерживаются версии, что всё дело в упомянутом чуде, а другие считают, что суть в том, что Господь даровал своей святой не просто покровительствовать сельскому хозяйству, но конкретно защищать зерновые. Помимо этого Вальбургу считают скорой на отклик помощницей при эпидемиях, бешенстве, голоде и неурожае, ее призывают как покровительницу рожениц и крестьян.

Помимо трудов по просвещению язычников, духовных подвигов и помощи жителям окрестных городом и деревень Вальбурга не забывала и об интеллектуальном труде. Она в совершенстве знала несколько языков и, например, описала на латыни путешествие одного из своих братьев в Палестину. Другой брат, кстати, не остался обделен вниманием: Вальбурга составила его жизнеописание, правда, уже на английском. Именно благодаря двум этим книгам Вальбургу иногда называют первой писательницей Англии и Германии.

***

Точный год смерти святой неизвестен: кто-то называет 779-й, кто-то 780-й. В последний путь Вальбургу провожали не только насельники и насельницы ее обители, но и родной брат, епископ Виллибальд, которому после смерти сестры отошло управление монастырем Хайденхейм. Епископ похоронил сестру рядом с братом Вунибальдом в монастырской церкви.

Прошло примерно столетие, слава святой стала постепенно забываться, однако новый епископ Айхштадта решил произвести глобальную реконструкцию монастыря и храма, что привело к удивительным последствиям. Нерадивые рабочие сильно разрушают могилу святой — и она, грозная и величественная, является епископу во сне. Тот с благоговением достает святые мощи, которые перевозят в Айхштадт, где они начинают мироточить. И вот каждый год, с октября (перенесение мощей) по февраль (дата смерти святой) святые мощи источают миро, или, как его еще называют в народе, «Вальпургиево масло». Это прозрачная жидкость, похожая на воду, с помощью которого верующие исцеляются от многочисленных болезней.

Вторая волна почитания святой Вальбурги (после обретения мощей) поднялась повсеместно, не только в Германии. Интересный исторический факт: именно игуменья монастыря святой Вальбурги оказалась той персоной, которой во время Второй мировой войны доверили проведение переговоров с американцами о сдаче им города Айхштадта. Более того, именно благодаря наличию здесь этого монастыря, город не был стёрт с лица земли, как многие другие немецкие города и поселения.

Вальбурга

Частицы мощей святой «разлетелись» по всему миру. В ее честь называют больницы и школы, а в 1886 году ее имя присвоили небольшому астероиду, открытому ученым Венской обсерватории.

Но где же связь с волшебством, откуда взялась Вальпургиева ночь? Парадокс в том, что два события — один из дней памяти святой, отмечаемый 1 мая, и языческий весенний праздник Бельтайн — не имеют друг к другу никакого отношения, кроме того, что просто празднуются в один и тот же день! Со временем возникшее совпадение привело к тому, что Вальбургу стали считать еще и защитницей от колдовства и злых чар, однако шлейф непонимания тянется за этой историей до сих пор.

Определенным образом масла в огонь подлил Гёте со своим фаустовским шабашем, так что среднестатистический гражданин логичным образом связывает у себя в голове святую Вальбургу и ночь ее имени. И это притом что Европа, кроме языческого Бельтайна, любит встречать весну, сжигая чучела ведьм и бесов, прогоняя нечисть громкими мальчишечьими криками и еще всячески выражая своё неприятие нечистой силы. Тем не менее от этой исторической нелепости уже никуда не деться, англичанка-просветительница Германии Вальбурга неразрывно связана в народном сознании с колдовскими практиками.

***

Интересно, что большому количеству вдумчивых современных читателей имя «Вальбурга» известно благодаря «Гарри Поттеру»: в книге так звали пренеприятную темную волшебницу. Вдумчивый читатель отличается от просто читателя тем, что начинает  разбираться и искать скрытые смыслы там, где их, возможно, нет даже и близко.

Однако в случае со святой Вальбургой, игуменьей Хайнденхеймского монастыря, особая прелесть ситуации состоит в том, что, увидев первый, очевидный пласт (Вальпургиева ночь), мы можем копать копать еще глубже. И увидеть так много интересного, что можно парадоксальным образом говорить о новой миссионерской деятельности для святой Вальбурги.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Figaro

Spasibo! deystvitel'no horoshaya stat'ya.

Dusineya

Ольга,спасибо вам за статью, вы, можно сказать, в моем сознании очистили имя христианской святой=) а то словосочетание устойчивое, вот и возникает мысль о том, что Вальпурга-то…а она святая, оказывается.
По теме статьи — еще вспоминается Варфоломеевская ночь, вернее, рассуждения о ней у о. Павла Флоренского в "Именах".

Спасибо! Самое приятное — читать такие отзывы, понимать, что твой текст что-то сделал для человека.
Ура! 🙂

Варвара

Спасибо за интересную и информативную статью!
Скажите, пожалуйста, а как звали ту самую злую волшебницу из "Гарри Поттера", которую назвали в честь св.Вальпурги? Читала все 7 книг, но не могу такой вспомнить (или вы имели ввиду темного волшебника, главного отрицательного персонажа произведения)?

Вальбурга Блэк, мать Сириуса Блэка: http://harry-potter2.com/valburga-blek/

Варвара

Большое спасибо! ^_^

Похожие статьи