Несколько раз в год мы ездим в старый русский город, где родились и умерли мои предки, в дом, который построил мой прадед за полвека до моего рождения. Вокруг шумят деревья, которые он посадил, стучат по стенам, вытаскивая паклю для гнезд, птицы, веет прохладой с большой реки.

Когда-то меня возили сюда на поезде, по дороге за мной прыгала сумка на колесиках, набитая одеждой и едой, которую нельзя было купить здесь.

Теперь мы ездим сюда на машине. Летом и зимой, и, если получится, весной и осенью тоже. В этом году мы ехали на Рождество, светило солнышко, и когда мы видели из окошка машины храм, то хором пели тропарь Рождества. Долго пришлось нам петь, и к середине поездки стало получаться слаженно.

Но я хочу написать не об этом… Не совсем об этом. То, о чем я хочу написать, мы все знаем по стихам Блока, которые учили в школе:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни полевые,
Как грезы первые любви.

Песен на моей земле уже нет, увы. Осталась тоска. Пустое осеннее кладбище у разрушенной церкви. Черные ветки с колтунами птичьих гнезд. Серое низкое небо. Запах печного дыма. Быстро наступивший темный холодный вечер и огоньки окон вдали… Те самые серые избы вдоль дороги проскальзывают и исчезают вдали. В некоторых светятся огоньки, почищены дорожки, летом гуляют куры. Другие дома с провалившимися крышами, пустыми окнами, заросшими огородами. Мёртвые.

Замусоренные обочины дорог. Заброшенные заводы за серыми бетонными заборами в узорах-ромбиках. Развалившиеся сельскохозяйственные постройки. Бесконечные кварталы пятиэтажек. Стайки полубродячих собак. Поле, заросшее молодым березняком. Когда я вижу город Дзержинск/Красноармейск/поселок Краснооктябрьский/хутор 1 мая, оказываюсь на улице Ленина/Кирова/коммунаров/боевиков, встречаю толпу пьяных малолеток, что-то орущих матом, или нищую старушку со слезящимися глазами, которая куда-то ковыляет в стоптанных сапогах. Или пьяного мужичка — здоровый, сильный, добрый, ему бы жить да жить, растить детишек, — но нет… Счастья нет, работы нет, радости нет, и никто это ему не дает …

Примерно то же я чувствую, когда вспоминаю про Бутовский полигон и поминаю своих молодых предков. сгинувших на войне, читаю мемуары. А мемуары я читаю сейчас часто, пытаюсь найти в них ответ — где, когда мы свернули с дороги к гибели? Что изменилось тогда в душах людей, и что из этого осталось в нас и сейчас и заставляет бояться?

Мой душевный мир куда-то исчезает. Мне хочется плакать, вытащить Ленина из мавзолея и проткнуть осиновым колом, драться, умереть, потому что уже ничего не исправишь, и смерть тоже ничему не поможет, как не помогли тысячи смертей, хочется молиться, но если бы я умела…

Фото: www.boston.com

Фото: www.boston.com

И мне подумалось, что должна быть какая-то молитва, которую можно петь или читать, когда ты видишь необратимый распад и к тебе приходят ненависть и отчаяние. Да, не вернуть, не спасти. Но — сохранить хотя бы свой душевный мир и спокойствие, а там, глядишь, Господь как-нибудь управит.

Молитва, красивая и короткая, запоминающаяся, как тропарь Рождества. Чтобы там был и плач по погибшим и погубленным, и упование на милость, и сокрушение о своих грехах и просьба дать нам сил, чтобы наладить нашу несуразную жизнь, память о погибших, сожаление об исковерканных жизнях, в том числе и нашей, и просьба вразумить и по возможности все это исправить. Хоть немного…

Молитва Новомученикам? Иисусова? Дорогие сестры, может быть, если такой молитвы не существует, мы сами попробуем её придумать?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
лисочка2015

У меня сегодня тоже был "день потерянных людей" — на улице попалось так много пьяных,грязных,не в себе людей, что такая тоска напала…у меня они вызывают всегда острую жалость,страх и непонимание — ну что же так вышло-то,почему так получилось, и ведь никто от этого не застрахован…и солнечно вроде было,а на душе уныние.

Анастасия

Замечательная статья! Как про меня писали, особенно про Ленина, благодаря которому с Россией происходит то, что происходит сейчас за век безверия, и "вытошненного" в наказание советским родителям нашего поколения с содомскими грехами и верой во всякую ересь.. И тоже руки опускаются, и тоже наполняет ненавистью( Вот только мое мнение насчет молитв — издавна известные, на церковно-славянском языке, обладают силой, помогают. А новые… тем более, на русском… не отсебятина ли это? У Вас есть духовник, или хотя бы постоянно исповедующий батюшка? Они всегда знают, кому какую молитву посоветовать, лучше такие вещи у людей в сану спрашивать, мне кажется… (Это сугубо субъективное… Читать далее »

Валентина

меня как-то пронзили слова молитвы-Верни мне добродетели,через грех изгибшие- в них для меня и есть суть

Мария

Я, когда впадаю в тоску, пою "Царице моя преблагая". Повторить до достижения мира и спокойствия. Еще "Утоли болезни" (тропарь иконе "Утоли моя печали"). Ну и вообще молитвы Богородице: "Предстательство христиан непостыдное", "К Богородице прилежно ныне притецем", "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго", "Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево", "Взбранной Воеводе победительная". На все случаи жизни. Потом, "Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще…" — чем не подходит? Мне уже начало помогает, "всякаго бо ответа недоумеюще" 🙂 А может, 90 псалом, классика? Не такой длинный, чтобы его нельзя было запомнить. А вот самим придумывать молитву мне кажется самонадеянным. Каждый из… Читать далее »

Ася

Вот точно такие же чувства испытывала и испытываю часто, но не могла облечь в слова. Спасибо Вам Юлия — когда я вижу, что кто-то выразил ту же боль словами, то становится хоть чуточку легче.

Мария

Юлия,у Вас есть возможность вернуться в свое родовое гнездо и возрождать этот населенный пункт. Эта опустошенность,описанная Вами возникла по многим причинам-храм,пишете ,полуразрушен и т.д. А все и начинается с храма!Видимо,выехали все способные люди из этого поселения.Уехали с целью лучшей жизни….Скорбит и моя душа,видя полнейшийупадок перефирии.А наблюдать приходиться часто.

Ежик

Теоретически да,поехать возрождать,а на практике из таких населенных пунктов пунктов пытаются уехать всеми силами туда,где жизнь не такая беспросветная…
По существу да,именно так дела и обстоят…и вариант Дзержинск и далее я думаю еще не самый худших по сравнению с какой-нибудь губернией. Только не знаю,Ленин виноват или кто…

Юлали

Я бы и поехала… Только муж никуда не поедет, это точно. Он очень городской человек.

Karamelka

Мне кажется важна не сама молитва,а то что ты вкладываешь в неё-90 псалом-защита от врагов,напастях,унынии,безотчетной скорби-и надо бы знать о чём поешь.Молитва Животворящему Кресту,любая молитва Богородице-Владычице нашей и Защитнице-у нас дети каждый день поют на утреннем правиле
Тропарь Порт-Артурской иконе Пресвятой Богородицы, глас 4:

Днесь торжествует град Владивосток, /
и с ним сликовствуют вси пределы земли Дальнероссийския: /
сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, /
Порт-Артурскою нареченную, /
в благословение и знамение торжества /
христолюбивому воинству Дальней России дарованную, /
на ню же взирающие вси зовем: /
Русь Святая, храни веру православную, /
в ней же твое утверждение.

Karamelka

А лучше,если всё таки понять ,что человеку не подвластно изменить ход времен и что всегда было и будет мерзость запустения, человеческих поступков,гибель невиновных,но Богу всё возможно изменить во благо и никто не знает что лучше.Вот вчера прочитала в одном из комментариев: «Был в одном городке Германии,чисто вылизанном.В таком комфорте вообще не может быть мыслей о Боге!» Это я,например ,часто думаю,что насколько предпочтительнее в лютую зиму была бы избушка с очагом современной квартире, когда вдруг отключат электричество,а за ним и отопление… Но сама конечно же не очень то спешу в деревню переселиться .Я думаю,не надо зацикливаться на том,что могло бы быть… Читать далее »

Энная

Правильные слова, поддерживаю.

Ксания

Мне кажется, автору такого коментария будет сложно думать о Боге везде. В комфорте ему плохо, в нищете и запустении у него руки опустятся… И вообще, скорее всего, это очередной товариСЧ, пытающийся доказать, как все плохо в Европе.
Эта красота и чистота, они ведь не сами по себе создаются. А работа — она как раз молитве большое подспорье 🙂
И уж всяко больше шансов подумать о Боге старательному немецкому бюргеру, встающему утром на 20 минут раньше, чтобы перед работой успеть прочистить дорожку от снега, чем пьяному российскому мужичку, просыпающемуся с большого похмелья.

ольга

очень тронула меня Ваша статья. хочу что-то написать- и не знаю что, слов не находится… грустно. желаю Вам мира душевного, может еще возродится этот старый город. да и все мы с ним. и читайте "Отче наш"- Он сам дал нам эту молитву

ККК

Как всем Ленин покоя не дает. Просто найти главного опереточного злодея и сидеть обливаясь светлыми слезами. Мы не такие, мы в белых пОльтах. Почитайте историю, только более менее независимые источники, а лучше статистику — как замечательно жилось рабам божиим при царе батюшке, такая благодать, что солому ели, школ не было, врачей тоже, нет были- один на уезд, да и тот нехристь- немец, неа, не по православному к такому идти. Как баб можно было до смерти забивать при молчаливом согласии попов и общины, главное ни содома ни гоморры, благолепие одно! Спасибо, я уж лучше в нашем времени поживу. Будет нужда в… Читать далее »

Φωτη

для ККК … Мне прабабушка рассказывала (1901 г.р.) , в деревне под Смоленском жили. Эта деревня исчезла с карты после расстрелов в 1936 году. Работали, пахали, сеяли, мельница была у них , сами все делали , батраков не нанимали. Семья 6 дочерей, никто никого не лупил. Не жаловались. После революции сами понимаете , что получилось, мужиков всех расстреляли как кулаков. Время тогда было такое , в Европейских странах кризис тоже был, а вот гражданская война только в России.

Гоблинище

+оченьмного!! Я вот хотела написать, но так связно не сказала бы. Можно подумать, революция от хорошей жизни случилась. И до Ленина была сплошь благодать.

Юлали

Ну да, можно подумать, что стало лучше после его деятельности…
Наверное, социальные проблемы можно было решать не только путем уничтожения части населения…

Гоблинище

Я вообще ни разу не революционерка и не за, и совок мне не нравился, не нравится и вряд ли понравится. То, что революции только обостряют острые вопросы, по крайней мере на какой-то период времени, это вообще общее место. Но тауже общее место и то, что решать эти поблемы можно или сверху — да, путем адекватных реформ, — или снизу. А снизу это только вот так, кроваво и ужасно. Лучше не стало. Ну, то есть в чем-то стало много лучше, хоть и много лет спустя. Но факт, что до того было не так прекрасно, как пишет Шмелев. Кстати, и одно то,… Читать далее »

Φωτη

Моя прабабушка закончила церковно-приходскую школу ( 4 класса), что позволило ей на каком-то этапе жизни работать бухгалтером, а также она помогала нам иногда с уроками своим правнукам! Про сельских врачей рассказывала, как приходил врач на дом, неспеша мыл руки, знал всех своих пациентов по имени… "Солому ели" после гражданской войны и во время Великой Отечественной. А у Вас откуда такие сведения

ККК

Так читаю иногда аналитику в Коммерсантъ е. У Шаховского, кажется, были детские воспоминания о голоде крестьян, как их пролетку провожал тяжелым взглядом исхудавший крестьянин, у него же и про солому было. Голод в Поволжье, когда Лев Толстой собирал деньги в помощь голодающим. Квакеры из Англии откликнулись и помогли с деньгами хорошо. Настоящие они христиане оказались. Бабушка у меня родилась в 1918 году, но остатки прежней роскоши помнила- купцом и не последним прадед был. Потом ужас Революции. По разному люди жили, только воспоминания бабули одно, а аналитика и статистика, подкрепленная документами- другое.

Φωτη

"Квакеры из Англии откликнулись и помогли с деньгами хорошо. Настоящие они христиане оказались"- это было во время голода 1921-1922гг в Поволжье. Толстого тогда уже не было..

Гоблинище

Толстой и его семья организовывали помощь голодающим уездам. И это были 70-80-е годы

Марни

Если сравнивать бедность российской глубинки сейчас с бедностью до революции, то тогда все же было немного по-другому: люди в селах много работали, рожали много детей, намного меньше пьянствовали (по данным статистики), храмы не стояли в запустении. Поэтому я понимаю людей, не питающих теплых чувств к Ленину. Хотя, мне кажется, его пора похоронить во всех смыслах: физически и духовно. Большинство населения нашей страны не может с ним расстаться: одни обвиняют его во всех сегодняшних бедах, другие ностальгируют по советским временам.

ККК

Да, сестра старшая моей бабули закончила гимназию, что ей позволило преподавать в университете французский в славном северном городе, куда она бежала с мужем. Муж был из семьи священника- его братьев юнкеров расстреляли большевики, что с отцом священником стало- не знаю, но фамилию жены он взял, что б поповскую не светить. Ужас и горе принесла Революция. Но вот почему народ так ей воодушевился? Наверное сытая жизнь надоела, движухи захотелось. Сплошь ведь воцерковленные были, православные, а кишки помещикам и попам выпускали с огоньком, с остервенением, с чего бы, а?

Φωτη

для ККК Ленин был не злодей , а хуже , нет такого слова , которым можно было бы обозначить катастрофу , которую он принес нашей стране. "Но вот почему народ так ей воодушевился?" — вот на этот вопрос хочется задаться другим — народ Германии был в таком же страшном положении как и в России , только они пошли еще дальше — к нацизму, это тоже можно оправдать голодом?

ККК

Народ Германии был унижен результатами Первой мировой, ухудшение жизни. Есть прекрасный роман Ганса Фаллады "Железный Густав". Там на примере семьи все эти процессы- почему немцы оказались готовы к нацизму очень хорошо описаны. Я вообще-то ничего и никого не оправдываю, просто вместо вашего пафоса хочу немного логики.

Φωτη

"а кишки помещикам и попам выпускали с огоньком, с остервенением, с чего бы, а?" Кишки выпускали не только православным, но и католическим , протестанским , еврейским — и они поддерживали друг друга. Лично для меня они все мученики, независимо от вероисповедания, потому что умирали за Истину. Вот ради них давайте помолчим , пожалуйста..

ККК

Я вам об одном, вы мне про мучеников. Я где то оправдывала революционные деяния масс и их вождей? Я говорила о том, что для революции были предпосылки в самой жизни крестьянских масс да и рабочих. Реформы Столыпина не пошли, в элитах разброд и шатание, с царем тоже "повезло". Ленин и вся его шайка гениально воспользовались ситуацией, но не они ее создали! Расшатали- да, повезло им в какой то степени- конечно! НО народ жаждал перемен!

Похожие статьи