Верующие родители, конечно, хотят, чтобы и их ребенок с пеленок приобщался к вере. Молился, причащался, постился и вел себя в храме тише воды, ниже травы. Однако в реальности дети далеки от наших идеальных мечтаний, начинают бегать, иногда кричать и всячески дискредитировать наши идеи о «правильном» церковном воспитании… Что делать?

Мой ребенок еще мал, но я могу поделиться своим опытом — опытом ребенка, которому в храме бывало скучно, и опытом ребенка, у которого были мудрые родители…

В первую очередь, мне кажется, надо просто признать, что не только ребенку, но и взрослому иногда бывает скучно на службе. Может, не скучно, но мысли уходят далеко-далеко от происходящего и не сразу возвращаются. Легче сосредоточенно простоять литургию, собранную и известную «от и до», чем, например, праздничное всенощное бдение с литией, полным чтением канонов и еще и словом пастыря… Часа на три-четыре. Поневоле замечтаешься. А если мы не можем, может ли ребенок? Поэтому надо признать, что даже ребенок, воспитанный в церковных традициях с рождения, не может отстоять службу, не отвлекаясь, не крутясь и не думая о том, что после службы можно будет покататься на горке…

Во-вторых, надо понять для себя, какова цель пребывания ребенка в храме. Чтобы причастился сейчас или чтобы уповал на Господа «всегда, ныне и присно»? Потому что стратегии будут, как мне кажется, сильно различаться.

Ребенок должен понимать, что происходит в храме. А значит, это в первую очередь должен понимать тот, кто его в храм привел. И это понимание необходимо постоянно транслировать ребенку: на ушко во время службы, после службы, перед службой. Начинается чтение Евангелия — тихонько сказать, что читают Евангелие, послушай, потом обсудим. Или «читают Евангелие, постой спокойно, потом я тебе расскажу, о чем читали». Начинается Херувимская — шепотом подчеркнуть, какой момент литургии. Евхаристический канон — стать на колени и шепнуть: «Видишь, все становятся на колени, сейчас мы молимся о самом важном и благодарим, слышишь, хор тоже поет «Тебе благодарим»? Знаете, как в некоторых храмах, где во время Херувимской и Евхаристии ставят у свечного ящика объявление «идет важная часть службы, сейчас продажи свечей нет»… И повторять это придется из литургии в литургию, обращая внимание на возгласы священника, которые предваряют важные моменты службы.

Конечно, важно, чтобы ребенок слышал пение хора и мог различить слова. Если непонятно — можно отчетливо шептать на ухо или проговаривать, а если ребенок постарше, то дать в руки текст и показать, как следить за пением по тексту.

Только «натягивать удила» нельзя. Ребенку нужно знать, когда можно «выдохнуть», Пусть Шестопсалмие — важнейшая часть всенощного бдения, но выстоять в темноте 15-минутное чтение не всякому ребенку под силу. Стоит разрешить ему выйти из храма или выйти вместе с ним, походить, попить воды, напомнить, что сейчас будет. Или просто найти место, где ребенок может посидеть и — даже так! — подумать о чем-то своем. Когда мы говорили папе, что во время Шестопсалмия мы думали о другом, папа всегда отвечал: «Сегодня за вас Ангел-Хранитель послушал, а в следующий раз и вы чуть больше послушаете».

Невероятно важно, чтобы осмысленность событий присутствовала в каждый миг пребывания ребенка в храме. Пение Символа веры, Отче наш, Воскресения Христова — это минуты, когда соборное единение ощущается особо. Но если не поют родители, запоют ли дети?

Если есть возможность, то ребенка можно по чуть-чуть приобщать к мелким обязанностям в храме. Пусть дочка год только занимается подсвечником — она в храме, и «Ангел-Хранитель слушает», а потом придет и ее «слушание». Мальчики нередко алтарничают, но важно, чтобы это служение сопровождалось пониманием «святая святых», в которые можно войти и где совершается — Евхаристия…

Нередко бывает, что начинается чтение Евангелия, а на скамеечке вполне взрослые дети начинают болтовню… Грустно в такие минуты, больно. И мне кажется, что любой взрослый в эту минуту должен сказать (тихо и ласково, без малейшего раздражения!), что читается Евангелие, надо помолчать и послушать. Еще грустнее и больнее, когда в пустой с начала часов храм приходят к причастию дети лет 9-13, то есть те, которые в принципе в состоянии отстоять всю литургию. Перед чашей начинается толчея, выяснение, кто будет первым… Полезно ли такое причастие этим детям? Дерзну утверждать, что неполезно ни им, ни родителям (дай Бог, чтобы я заблуждалась!). И родители, и алтарники, и даже дьякон, выходящий с чашей, могут (а на мой грешный взгляд, и должны) раз за разом напоминать, что приготовление к причастию — вся литургия (не говоря уж о домашнем правиле), что «со страхом Божиим и верою приступите» относится ко всем от мала до велика, без стратификации на младенцев и подростков… И без благоговения подойти? К чаше?

Порой кажется, хорошо, что дети хотя бы в храме… А мне вспоминается, что в моем детстве детей в храме было очень немного, но священники не делали скидок на то, что это дети. Тебе 8 лет, а ты не постился перед причастием? Попостишься и причастишься в следующее воскресенье. Опоздали на исповедь? Надо раньше вставать. Не прочитал полностью последование? Попроси родителей. Кому-то это кажется суровым, может быть, даже жестоким, но так приходило понимание особости происходящего и необходимости подготовки к Литургии, Исповеди, Причастию… И потому начинали вникать, стараться понять и тропари, и кондаки, и икосы канонов.

Очень хотелось петь в хоре, и семейная традиция была — пение «Отче наш» и тропарей перед воскресной трапезой, а потом — подпевание в храме. И возникало чувство общего дела — литургии.

А на какие-то ектеньи можно было сесть. Или выйти из храма. Или проинспектировать подсвечники. Тихонько.

Фото Анны Даниловой

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Кандидат филологических наук, переводчик-синхронист, преподаватель Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Другие статьи автора
новые старые популярные
Delete

«Кому-то это кажется суровым, может быть, даже жестоким, но так приходило понимание особости происходящего и необходимости подготовки к Литургии, Исповеди, Причастию… » — а мне это кажется еще и безрассудным. Мы ведь в здравом уме и трезвой памяти не требуем от 8-9-летнего ребенка рассуждать на уровне зрелого человека. Или поднимать тяжести, которые носят взрослые. Или выполнять «взрослые» обязанности по содержанию быта и семьи. Так с чего тогда требовать от него поститься по всей строгости устава (растущему организму-то!) и молиться всеми канонами, что не под силу даже многим из нас? ИМХО, это как раз то, что святые отцы называют «ревнованием не… Читать далее »

Не могу со всем согласиться. Помню, как приехала в монастырь исповедаться и причаститься в собственные именины, мне было 11 лет. И я не полностью прочитала последование, не успела или почему-то не смогла. Священник на исповеди не хотел меня допускать к причастию, хотя он и знал, что у меня день ангела, и на свой возраст я не выглядела. Все понимаю, монастырь и все такое, но до сих пор помню его тон, и помню только с горечью обиды. Это наверное неправильно, но это так. Год спустя в том же самом монастыре другой священник совсем без проблем и выговоров простил мне случайное нарушение… Читать далее »

А о каком посте перед Причастием идет речь? О трехдневном или Евхаристическом? Если еженедельно принимать Причастие, то трехдневные посты неуместны и взрослым.
Соглашусь с другими комментаторами, что требовать вычитывания канонов и последования для младшешкольников — перебор. Бессмысленная трата времени, не лучше ли почитать вместе с ребенком Евангелие (в редакции для детей) и дать возможность ребенку творчески подойти к подготовке: сделать доброе дело, своими словами помолиться: искренне и с пониманием того, что ты говоришь Богу?

Delete

Можно еще увлекательно и в доступной форме рассказать о библейских событиях, которым посвящены ирмосы канонов. О святом — авторе той или иной молитвы перед Причащением. Ведь, слава Богу, сведения об этом авторстве сохранились. Одним словом, «подружить» с молитвами и канонами.

Уверена, что после этого ребенку будет интереснее и проще в меру сил молиться перед Евхаристией.

Да, и это было бы очень хорошо. Но канонически подготовка к причастию требует именно вычитывания определенного количества молитв, и это количество таково, что иначе как на автомате читать их трудно. А уж детям… помню, мы с братом тратили на их прочтение 2 часа — лет в 7-8 — и не понимали ровно ни одного слова

Ольга,вы с братом как минимум гении, раз в 7-8 лет тратили всего 2 часа на каноны и последование. Среднестатистическому ребенку нужно неделю читать этот объем, и конечно же текст будет для него бессмыслицей. Всё же сейчас есть священники, которые благославляют посильную подготовку.

Mariya_Ya

Помню, что в детстве вела себя в церкви почти примерно (разве что разговаривала время от времени), но очень рано отметила себе, что службу, ее смысл — не понимаю. И некому было объянить. Просто изображала благочестие — крестилась, кланялась. Смысл Таинств тоже никто не объяснял, но тут в дело пошло детское воображение. О Чаше я особенно не задумывалась, а вот плат, который перед Чашей держали алтарники, казался мне символическим мостиком куда-то в иной мир. Радость после Причастия объясняла себе тем, что это все запивочка и просфорки. На исповеди я ни в чем не каялась, батюшка просто вопросы задавал — изучаю ли… Читать далее »

В понимании богослужения очень помогает воскресная школа. Нам рекомендовали следить за службой по книге, и мы следили, и сразу становилось гораздо понятнее и интереснее. Но, странно, далеко не все священники это одобояли и даже разрешали

Выполнение всех этих предписаний церковной жизни под силу лишь немногим взрослым, я уже не говорю о детях. Это вероятно под силу тем, у кого есть семейная преемственность,кого родители научили своей жизнью и опытом. У меня все тяжелее, никого в семье из дедов не было православными, я крестилась в молодости, вышла замуж, детей пыталась научить, водила в воскресную школу. Но сама не обладая никаким опытом духовной жизни, встретилась с множеством проблем, начиная от бытовых — постоянные посты,отсутствие рассудительности видимо. И вот, моих детей в храм не затащишь. Я и сама как-то подорвалась, второй год хожу, но через большое услилие, не знаю,… Читать далее »

kettyketty

У меня похожая ситуация. Уже год, как я редко стала посещать храм. А ранее старалась на неделе 2-3 раза в церковь ходить. Меня раздражает, что большую часть службы (особенно всенощной) я не понимаю.

Delete

kettyketty, ну а, может, ради Главного стоит просто взять, сесть да и разобраться?
Ведь сколько сейчас классных материалов на тему всенощного бдения есть. В ютубе канал «Киберпоп», например, его ведет один умный и грамотный батюшка, о. Андрей Федосов. Можно все нужные вопросы прояснять.

В зрелом возрасте-то всё понимание зависит от нас самих, как ни крути.

И сына мотивируете заодно Дети чаще всего «зажигаются» тем, чем «горят» их родители.

Ольга Алексеева

Наоборот, Вам легче. Очень часто неумное воцерковление чужими руками может нанести вред. Поэтому лично я против и преподавания оных предметов в школе, да и воскресная школа небезобидной может быть.

kettyketty

Мой сын в храме с рождения. Нельзя сказать, что мы требовали от него стоять всю службу, вычитывать все правила. Но, видимо, где-то переборщили, так как в храм он ходить не хочет. Ходит только чтобы бабушка не расстраивалась.

E.P.

Больная тема. У меня старшей 4, в храм водили с рождения, пытались рассказывать, объяснять, никогда особо не заставляли в храме стоять, но я вижу, что ей это все не интересно, вот от слова совсем. Причащаться и то в последнее время не хочет. Хочется просто сесть и разрыдаться Я вижу, что помогает только молитва за ребенка и если удается найти что-то действительно интересное — рассказ про святого какого-то, например. Но для такого возраста очень мало хорошей литературы, а самому придумать не всегда получается. И еще проблема — все библкйские и житийные истории упираются в тему смерти, от которой у ребенка начинается… Читать далее »

Честно говоря, я все больше склоняюсь к тому (и такое же мнение высказывают некоторые уважаемые священники), что с определенного возраста детей вообще лучше не водить в храм. Да, совсем маленьких дома одних не оставишь, поэтому приходится брать их на службы и по мере сил отвлекать-привлекать-развлекать, чтобы они не мешали другим прихожанам. Но как только ребенка можно оставлять дома на несколько часов одного (в нашей семье этот возраст начинается в 5-6 лет), то брать его на службы стоит только, если ребенок САМ очень хочет и просит. А если он не просит, то лучше оставить его в покое и позволить ему заниматься… Читать далее »

За более чем десятилетние христианское служение с детьми и двадцать два года нахождения в церкви с нашими собственными мы пришли к выводу, что попытки «воцерковить» детей приносят больше вреда, чем пользы. Одни родители перегибают палку с правилами, постами, исповедями и т.д., другие с упрощенно-развлекательным православием (бесконечные объяснения на «доступном языке», христианские постановки-рисунки-поделки и прочий креатив), третьи с детскими христианскими тусовсками (воскресные школы, молодежные клубы, христианские лагеря и проч.). В результате к подростковому возрасту дети сыты церковью и православием по самое не могу: для одних оно ненавистно, для других просто скучно и привычно, как заезженная реклама, но почти ни у кого… Читать далее »

Конечно, если маленькие дети просят взять их на службу или более старшие ездят в храм сами (а такие дети были и есть, и даже среди наших детей), то можно только радоваться этому. Но это не значит, что нужно ожидать этого от всех детей (и, если ваши дети не хотят идти на службу это не значит, что вы плохие родители и плохие христиане!). Для каждого из нас у Бога есть свой план. В конце концов Иисус Христос призывает не мешать детям приходить к Нему, а вовсе не призывал тащить их Нему всеми правдами и неправдами.

E.P.

Может Вы и правы, но столько всего написано об обязанности родителей сформировать привычку и стремление к добродетели, что кажется, если ничего не будешь делать для того, чтоб помочь детям встретить и узнать Господа, в их воспитании будет упущено самое важное.

Е.Р., мне думается, что самое важное прививается собственным примером. Ничего не надо делать специально, чтобы детям что-то привить, достаточно самому жить с интересом и любовью к этому. То есть как — может быть, и недостаточно, и только глядя на пример родителей, дети в церкви не останутся, но пример это единственное более-менее убедительное, что мы вообще в силах сделать

Кесарю кесарево, а Божье Богу. Задача родителей, помимо обеспечения базовых потребностей -это воспитание: дать ребенку понятия о нравственности (знаменитые «что такое хорошо и что такое плохо»), приучить к принятым в обществе нормам поведения и вежливости, привить навыки самодисциплины, трудолюбия, ответственности и самообслуживани, научить состраданию и помощи другим и т.д. (и по опыту могу сказать, что именно этим ПРЯМЫМ обязанностям многие православные родители уделяют гораздо меньше внимания чем «воцерковлению» своих детей). Обеспечить же ребенку «встречу с Богом» родители не могут по определению, потому что Господь не прибегает к услугам «свах», и Его встреча с любым человеком — это только Его воля,… Читать далее »

Плюс много, Нина. Да, замечала тоже такое, что в погоне за воцерковлением упускаются элементарные нормы цивилизованного поведения. Но это и для взрослых неофитов характерно ))))) «дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю»(с)

Delete

Ну, с другой стороны — поведение невоцерковленных и расцерковленных тоже часто, скажем так, не на высоте.

Просто, положа руку на сердце, — часто православные как раз своих же, православных, яростно шпыняют за то, что легко прощают невоцерковленным обаяшкам. Вроде братья-сестры, но пнуть «ПГМ-нутого» иной раз особенно приятно((.

Грех, да. Бороться надо.

Как бы это так сказать, Delete… если меня на рюмку чая на флет зовет далекий от церкви гражданин,я не удивляюсь. А если церковный, то посещает, знаете, чувство легкого недоумения. И так во всем. Может, нецерковный человек и заповедей никогда не видел в глаза. А от церковного ждешь невольно, что он хотя бы демонстрировать их нарушение не будет

E.P.

С одной стороны да, это очень деликатная сфера, которая не терпит насилия. Но с другой полюбить что-то невозможно, пока ты его не узнаешь. Если рассказывать детям о любимых святых, интересных историях из их жизни, о том, как премудро все Господь сотворил, что вот какой хороший день Он нам сегодня дал, мне кажется, у них больше шансов узнать и полюбить все это, чем если родители себе сами молятся и ничего не комментируют.

E.P.

Нина, еще вопрос, Если не секрет, какое у Ваших детей сформировалось отношение к Богу и церкви при таком подходе?

Старшая дочка — одна из активных приходских молодежных лидеров, младшая — рядовая прихожанка, как и мы, старший сын в подростковом возрасте отошел от церкви, считая себя дуалистом, младший — двеннадцатилетний — всегда просится в храм, но его подростковый возраст и, соответственно, личный выбор еще впереди. И для нас очень важно, что все наши дети делали осознанный выбор и их отношения с Богом — это живые отношения, а не формальное следование родительским правилам. Господь может обратить даже самого неистового, но искреннего атеиста, но сокрушается о тех, кто «ни холоден, ни горяч»

Во-первых, большинство родителей в любом случае вынуждены брать детей с собой на службы, потому что маленького ребенка не оставишь дома надолго одного, а няни и бабушки, готовые сидеть с детьми, пока родители в храме, есть не у всех. И, естественно, беря детей на службу любой родитель объясняет ребенку, что там происходит, хотя бы для того, чтобы ребенок не боялся и/или не шалил. В верующей семье для ребенка нормально, что родители каждую неделю ходят в храм, молятся (в некоторых случаях просят ребенка молиться за кого-нибудь), отмечают праздники, и для него это такая же неотъемлемая часть его жизни, как и все остальное… Читать далее »

Но вот если для того, чтобы ребенок «узнал и полюбил», родители начнут слишком рано и много водить его по вернисажам/концертным залам/заставлять тренироваться, то вероятность того, что ребенок к подростковому возрасту слышать не захочет о том, чем его кормили все детство, очень велика. Но в случае увлечений родителей все-таки можно понять: ни картина, ни симфония, ни горные лыжи сами собой к ребенку не придут, но когда родители считают, что без их сверхусилий Господь забудет про их ребенка и не будет Сам искать встречи, то это говорит либо о христианском маловерии, либо об огромной родительской гордыне («без моих усилий мой ребенок не… Читать далее »

Delete

«но когда родители считают, что без их сверхусилий Господь забудет про их ребенка и не будет Сам искать встречи, то это говорит либо о христианском маловерии, либо об огромной родительской гордыне» —

а чрезмерное родительское упование на Милость Божию (кстати, вполне себе известный аскетике грех) — водить в храм не буду, причащать не буду, пусть делает, что хочет, а ты, Боже, управляй его духовный путь без моих телодвижений — чем лучше?

Он ищет встречи с нашими детьми, а мы их не ведем к Его Телу и Крови — это нормально вообще?

«Не понос, так золотуха», честное слово(.

Ольга Алексеева

Нина, в любом случае, при неудаче будешь себя обвинять что передал или недодал — нужное подчеркнуть.

Delete

«Господь не прибегает к услугам «свах» — тем не менее, Ему зачем-то понадобились слуги в рясах и храмы.
Парадоксально, но факт…

Delete

«Честно говоря, я все больше склоняюсь к тому (и такое же мнение высказывают некоторые уважаемые священники), что с определенного возраста детей вообще лучше не водить в храм.» — странно. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко мне», а уважаемые священники и прихожане почему-то пришли к выводу, что лучше «не водить» и «не воцерковлять». Это как? В мире, где нападки сатаны колоссальные с раннего возраста, оставить без Таинств? Таинства ведь — главное. Не «чудеса открытия» и прочие радостные переживания, ахи-охи с умилениями да «приходское лидерство», а реальная Евхаристия. ИМХО, от священников, советующих не водить детей в храм (если они правда советуют ТАК)… Читать далее »

Во-первых, не передергивайте никто не говорит о том, чтобы «не пускать» в храм детей, когда они этого хотят. Речь идет о том, чтобы не принуждать детей ходить в храм всеми правдами и неправдами, когда им там скучно (см.название статьи), когда это их тяготит, потому что в этом случае к подростковому возрасту дети не просто перестают ходить на службы, но часто вообще порывают с христианством. Несколько лет назад была целая серия статей разных священников на эту тему на Правмире. Во-вторых, начиная с ап.Павла христианам постоянно напоминают, что механическое понимание и принятие Таинств не спасает, и считать Причастие «чудо-таблеткой», которая автоматически защитит… Читать далее »

Delete

Ну, говорилось о том, что с «определенного возраста детей вообще лучше не водить в храм», если только они об этом чуть ли не умоляют. ОК. Тогда, возможно, не стоит их убеждать чистить зубы, если они в будущем рискуют из-за этого не брать в руки зубную щетку? Можно, кстати, так поступить — но только кариес подросший ребенок будет лечить долго и нудно. Или все-таки лучше понуждать, попутно объясняя, ЗАЧЕМ? А у души «кариес» тоже бывает, и еще какой. Но ее, увы, часто ставят ниже зубов. Или не заставлять дитя ходить в школу, если оно не хочет? Кстати, и это можно. Но… Читать далее »

Delete

И да, искренне не понимаю, почему в сознании многих христиан понуждение (не ПРИнуждение, именно ПОнуждение) ребенка посещать храм каждое воскресенье непременно ассоциируется с «механикой» и прочей дрянью?

Наличие такой обязанности может прекрасно комбинироваться с творческим подходом к духовному воспитанию ребенка. Почему нет?

Sasha_

Да не поможет Вам творческий подход, если он будет комбинироваться с часовыми принудительными посещениями богослужений. Меня так водили все детство, вспоминаю с содроганием ранние подъемы по выходным, потом транспорт, потом часовые стояния в забитом душном храме — хорошо если удастся опереться на стену, скамейки заняты бабушками (не влезай убьет), а меня еще и тошнило на голодный желудок, так и стояла скрюченная всю службу у любимой колонны и считала время. Караул. Выходить из храма надолго нельзя («ты чего это во дворе болтаешься??»), и плюс место могут занять. Цирк с воскресным школами я даже вспоминать не хочу. И единственное, что могло мне… Читать далее »

E.P.

Саша, а что было не так с воскресными школами?

Sasha_

Совершенно бессмысленное времяпровождение. «Программа» из года в год одна и та же, уроки двух типов: пересказ «Закона Божьего»/катехизиса + «этот ужасный нецерковный мир, дети, делайте добро». Церковнославянский еще пытались учить, ну там читать нехитрое дело, все остальное — провал. Костяк обычно составляли дети церковных служащих, которые уже это все смотрят не первый год и которым уже фиолетово, они кайф ловили от осознания принадлежности к особым «внутренним» церковным кругам. Потом — дети прихожан, к коим и я относилась, эти ходили через раз и начав прогуливать, потом ныкались в церкви от учителя по темным углам, дабы избежать укоряющего взгляда и отчитывания. Ну… Читать далее »

А я вспоминаю воскресную школу с радостью. Ходила в детскую 4 года и во взрослую года полтора. И еще в одну взрослую около года, наверное. В детской кроме закона Божьего мы учили пение, и мне очень нравилось. В первой взрослой преподавали преподы из Свято-Тихоновского, и там на самом деле было очень интересно.

Delete

Знаете, Sasha_, я вот почитала о Ваших буднях в воскресной школе и впечатление возникло от стиля повествования… ну, грубо говоря: «Очутилась роза среди навоза». И те такие, и те сякие, и то не так, и это не эдак. Одноклассники — циркачи, бабки — убийцы, и нравиться ничего не может там. Ну прям караул караульский. А когда человеку все дурно и все виноваты — простите, но, может, дело в нем, его восприятии? Мы ведь как в притче о мухах и пчелах. Или через свои обидки смотрим на все и видим одно дерьмо, или все-таки ориентируемся на мед. А Мед в Церкви… Читать далее »

Ksaniya

Например, потому что у меня дома живет такой выросший ребенок, которого ПОнуждали посещать храм каждое воскресенье. Из милого и благочестивого мальчика-алтарника (мамина радость и гордость!) вырос вполне взрослый мужчина, который прекрасно годами обходится не только без причастия, но и без литургии. Как говортт мой муж: «Когда ты между лекциями и семинарами в универе успеваешь еще работать на двух работах, чтобы оплатить образование, звонки мамы в семь утра в воскресенье с вопросом: «Ты почему еще не встал?! Мы с папой сейчас заедем за тобой» — и последующей истерикой на тему: «В воскресенье на службу не пойти — это позор для всей… Читать далее »

«Причем, мой муж часто ведет себя гораздо более по=христиански, чем многие мои воцерковленные знакомые», кстати вот да, очень верно замечено,) это тоже большая отдельная тема)))…

Delete

И повод слегонца пнуть воцерковленных знакомых). Хай не выпендриваются своей верой, понимаешь)).

Ksaniya

Почему сразу «повод» пнуть? Нет, я эту фразу написала в контексте, что мой муж продолжает жить, ориентируясь на христианские ценности. То есть, он не отрекался от Бога, он просто перестал понимать связь Бога с определенным церковным регламентом.
Мы с мужем — две «Марфы», нам деятельная помощь ближе, чем богословские рассуждения. И его приход (мой муж — католик) хотя и забыли, как мой муж выглядит, тем не мене, письма с просьбой о дополнительном пожертвовании присылают регулярно.
И лучше так (ИМХО), чем регулярно посещать слубюы, а в перерыве «травить» невесток и сплетничать с соседками.

Delete, вы, действительно, хотите, чтобы Литургия и Таинства были для ваших детей чем-то вроде чистки зубов или школы (если, конечно, она ненавистна, потому что многие дети и в школу ходят с радостью?). Зачем? Чтобы они формально числились христианинами? Но в этом нет никакой пользы для души, ведь это именно та теплохладность, которая не оставляет место ощущению духовной пустоты и жажды и, соответственно, духовному поиску в подростковом возрасте и юности. Даже если такой молодой человек продолжает по привычке ходить в храм (а большинство все-таки уходит из церви, как уходят, вырастая, из школы), эта «привычка» не приводит к личной встрече с Богом.… Читать далее »

Delete

Нина, я действительно хочу, чтобы мои дети понимали, что быть со Христом, в Евхаристии, следить за гигиеной своей души не менее важно, чем за чистотой тела. И развивать ум.

Не надо сразу ярлыки «бытового православия, «кощунства» и прочей дряни лепить. Мы живем не в первые века, когда каждый второй христианин чудеса творил и бесов изгонял. Увы, мы сейчас не настолько сильны, как они.

Сущность христианства — это жизнь со Христом. Если ребенок тяготится богослужением, то, пребывая на нем, он никаким образом к этой цели не приближается: это мы, взрослые, осознанно выбирая ходить в храм, можем извлечь духовную пользу даже от нашей усталости и рассеяния на службе — они учат нас смирению и вызывают раскаяние. Дети же, которых понукают ходить в храм родители, просто терпят долгую службу, как очередную непонятную повинность, и, хорошо еще, если внутренне не осуждают родителей, которые их притащили в храм и саму службу за «тягомотность». «Гигиену души» родители воспитывают ежеминутно сами, уча ребенка своим примером и назиданиями тому, что «хорошо,… Читать далее »

Delete, тут, собственно, Нина и пишет, что заставить или принудить развивать ум мы можем только себя. А детей нет, это отдельные люди. Детей мы можем в данном случае учить только своим примером. Все говорят, что нельзя привить любовь к чтению у ребенка, чьи родители сами читать не любят. И тут то же. Зато, если родители любят читать сами, дети тоже будут читающие. Да,родители должны обеспечить это — покупать интересные книги, отводить время для чтения, ориентировать детей в мире литературы, но заставить читать невозможно. Так и с верой

Ksaniya

А почему христиане первых веков были так сильны? Может, потому что для них Христос не равнялся «гигиеническому средству для души», а вера чаще всего была осознанным выбором?

Вообще-то, если вдумчиво читать апостольские послания, то станет ясно, что первые христиане вовсе не были поголовно святыми, как это иногда любят представлять. Иначе апостолам не пришлось бы постоянно убеждать этих самых первых христиан, чтобы они не тщеславились, не завидывали, не прелюбодействовали, не пьянствовали, не предавались разврату и противоествественным порокам и т.п. Ведь ап.Павлу нужно было даже специально указывать, что епископа нужно выбирать, чтобы он был «трезв, целомудрен, благочинен, честен,…не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, … не сребролюбив». Епископа, Карл! Т.е. ап.Павлу, который хорошо знает этих самых первых христиан, вовсе не кажется диким предположением, что все эти грехи есть… Читать далее »

Delete

«Может, потому что для них Христос не равнялся «гигиеническому средству для души»» — а Вам не кажется, что Вы сейчас утрируете, причем очень глубоко и грубо?

Я ведь написала через запятую, а не поставила знак равенства. Так, на минуточку.

Вы уверены, что для тех, кто пытается приучить ребенка ходить на литургию каждое воскресенье, — не осознанный выбор, что для них Христос = «гигиеническое средство для души»? И что Вы вправе делать такие выводы о них? Ведь это довольно серьезное обвинение.

Этот же вопрос хотелось бы задать Нине в ответ на замечание о «благочестивых привычках» ниже.

Delete, я нисколько не сомневаюсь, что для большинства родителей их собственная вера и их собственное участие в Литургии — это не благочестивая привычка, а их собственных духовный выбор. Но речь идет о детях, которые не хотят идти в храм, которым на службе скучно (про детей, которые хотят ходить в храм речи нет), но родители тем не менее их будят и, либо уговаривая, либо стыдя, либо подкупая, все-таки приводят их в храм и там дети либо просто маются, как на скучном уроке, мысленно считая время до Причастия и окончания Литургии (строгие родители еще заставят его исповедоваться, напомнив, что он на неделе… Читать далее »

Любой нормальный ребенок рано или поздно взбунтуется против такого «Бога», и будет абсолютно прав. Причем и по моему более, чем 20-летнему церковному опыту, и по опыту священников, которые говорят о том, почему большинство детей в подростковом возрасте перестают ходить в храм, это не зависит от того заставляли ли детей стоять на службе «как свечечки» или, напротив, всячески привлекали-развлекали. В любом случае, это не был выбор детей, их водили в храм родители, и «вырабатывая привычку», убивали благоговение. Ведь дети обычно доверяют родителям, даже, если родители этого не хотят. Очень многие вещи, которые важны для взрослых, детям скучны и непонятны, и взрослые… Читать далее »

Ну и главное. Мы можем выработать у детей привычку только к определенному ПОВЕДЕНИЮ (чистить зубы, убирать вещи, здороваться, ходить в храм и т.д.), но мы не можем таким образом воспитать ВЕРУ, потому что вера — это дар Божий, это отношения Бога и ребенка, а не результат наших родительских действий. Все, что мы можем, это свидетельствовать о НАШЕЙ вере, а она заключается в том числе и в том, что мы уважаем другого, даже, если это наш ребенок.

Нина, плюс очень много. Подписываюсь под каждым словом

Goblin_chan, спасибо.

Ksaniya

Да, прозвучало грубовато, простите. Нет, я не считаю, что так к Христу относятся те, кто пытается приучить детей ходить регулярно к литургии. Они,наверняка, преследуют благие цели. Я считаю, что так могут начать к Нему относиться дети, для которых присутствие на литургии станет повинностью перед родителями. Пример выше я уже привела. И еще множество примеров Вы найдете, пообщавшись на приходе. Например из услышанных разговоров: — «Муж пьет. Я уже и исповедовалась, и причащалась, и в паломничество к … иконе ездила, и сорокоусты заказывала… — ничего не помогает. Не знаю, что и делать!» — «С женой скандалы? Вам надо обязательно отстоять три… Читать далее »

А меня удручает, что многие православные родители перекладывают свою ответственность за воспитание детей на Церковь, и вместо того, чтобы терпеливо заниматься педагогической рутиной, считают, что службы, Таинства и воскресная школа должны чудесным образом приучить их детей к дисциплине, вежливости, страрательности, отучить от лени, скверных привычек и капризов, привить уважение к старшим, честность, целомудрие, отзывчивость, ответственность, милосердие и проч, и проч., вплоть до гигиенических привычек и навыков столового этикета. Как будто Церковь — это догорой элитный пансион, куда можно на несколько лет отправить ребенка, чтобы из него воспитали настоящего джентльмена/православного христианина. Мы с мужем в течение 11 лет участвовали в детском… Читать далее »

Uhu

Меня мама с детства водила в церковь. Мне там очень нравилось. Но когда стала ходить туда одна- ко мне дорожку протоптали всякие принципиальные ультравоцерквлённые тетеньки.И каждому хотелось ко мне подойти и сделать замечание: почему не крестишься? Почему ты так одета? Почему так стоишь? Потом одна прихожанка разошлась и после службы, когда в церкви уже никого не было, она подошла ко мне и сделала замечание, что на мне джинсы. К слову, я -из бедной семьи. У меня кроме этих джинсов и блузки не было больше никакой одежды. Ещё школьница была, своих денег не зарабатывала. Тогда она засунула руку мне между ног… Читать далее »

Неужели такое и в правду бывает?!

Похожие статьи