Позади новогодние праздники, и вот она, третья четверть. Как там ваш младшеклассник? Держится или вся семья на последнем издыхании? Узнаете симптомы?

  • Ребенок не высыпается,
  • ребенка невозможно разбудить, 
  • ребенок стал напряженный и нервозный,
  • делать уроки – изматывающий квест для всей семьи,
  • участились скандалы и взаимное недовольство…

Что происходит? Где «школьные годы чудесные»?

Какая тоска эта ваша «мама мыла раму»

Дети хотят познавать и узнавать новое. Помните, как вашему малышу хотелось поковырять пальцем розетку или изучить все кнопки мобильного телефона? Или как он упорно пытался ходить – падая и вставая? А почему сейчас, начиная с 7 лет и старше, когда самое время показать жажду знаний учителям и родителям, ребенок вдруг забыл, что он – поглотитель нового и покоритель навыков, например, устного счета или каллиграфического письма? Самим смешно, правда?

В случае с розеткой и телефоном ребенку самому интересно, это называется внутренняя мотивация. В случае с прямохождением – им движет биологическая программа развития организма, это, так сказать, «закон природы». А вот со школьным обучением у нас проблемы: неинтересно и природа молчит. Оно нужно нам, взрослым. Тут включается мотивация родителей, то есть внешняя по отношению к ребенку, – сделать из него культурного и образованного человека. Вот это нужно понять и уже с этой точки двигаться дальше. И если вы стремитесь к тому, чтобы ребенок учился, придется сначала постараться нам, родителям.

Дети хотят, чтобы их любили, не ругали, чтобы вокруг были доброжелательные взрослые и им было хорошо, надежно, радостно. С походом в школу ситуация во многом меняется. Число критикующих увеличивается, в игру «воспитай меня, кто сможет!» вступают учителя. Для ребенка и семьи обучение в школе, особенно в начале, – очередной кризис и стресс, потому что теперь вдруг надо:

  • сидеть 45 минут на одном месте, действовать и соображать,
  • вместо заслуженного отдыха, дома опять домашнее задание,
  • учиться новому почти каждый день, да еще и порой нудному – прописи, «мама мыла раму», «дважды два четыре» – тоска!
  • подчиняться, слушаться, не бегать, не мечтать, наоборот, сосредотачиваться, напрягаться,
  • ощущать, что тебя оценивают, сравнивают с другими, ругают, стыдят (здесь кому как повезет с учительницей), могут и прикрикнуть, а это страшно.

Новая школьная реальность требует от детей сил и выдержки. А от родителей – установить в голове ребенка новую кнопку: «надо учиться и делать уроки». Задача не из легких, согласны? Но если ее не решить вовремя, ситуация будет только усугубляться. И станет реальной проблемой к 5-му классу.

Нужна помощь!

От родителей хорошо бы получать внимание и поддержку, а никак не лозунги: «Ты уже взрослый! В школу ходишь! Давай учись, так положено!» Важна стабильность, и дома необходим настоящий крепкий тыл.

Вспомните себя, когда вы сдавали экзамен в ГАИ или когда пришли первый день на работу. Можете сказать, что чувствовали абсолютную безмятежность и полное счастье? Думаю, вряд ли. Ситуация обучения и оценки тревожна сама по себе и воспринимается не с плюсом, а с минусом, а значит, отталкивает. Ребенку действительно нужна помощь. В чем именно?

Научить ребенка учиться можно, главное – знать, как

Жаль, что никто из нас не помнит, как мы учились ходить. А то бы обнаружили, что это было сложно, но… Вокруг никто не кричал, не подгонял, не закатывал глаза к небу: «Ну ты даешь, ничего не соображаешь!», не угрожал: «Если сейчас быстро два шага не сделаешь, грудь не получишь!», не критиковал и не насмехался: «Ну сколько можно падать?! Ты что, совсем, что ли?!» 

Почему сейчас-то все иначе? Почему тогда это было «давай, молодец, умничка, мое солнышко», а сейчас «сил больше нет с тобой тут сидеть! неужели непонятно, что надо «молоко», а не «малако»!» 

Почему? Кто отнял у нас наше «солнышко»? И заменил на бестолкового деревяшку Буратино? 

И что самое интересное, мы все ходим! Научились, как нечего делать! Почему сейчас в школе ничего не получается? 

Причин может быть несколько: 

1. Обучение требует слаженной и хорошей работы разных систем мозга, а у вашего ребенка какая-то одна может не очень хорошо работать. Нужна коррекция со специальными упражнениями. 

2. У всех нас что-то одно развито лучше, другое хуже, это нормально. Значит, нужна тренировка и тоже могут помочь специальные упражнения.

3. Когда получается легко и вокруг все аплодируют, хочется увеличить дозу оваций, поэтому: «Буду стараться, ведь я красавчик». В обратном случае – трудно, вокруг сплошное недовольство, «стараюсь, а толку ноль», поэтому «не буду, не хочу, надоело». 

 Третий пункт самый сложный. Но он всецело зависит от реакции взрослых, учителей и родителей на ошибки ребенка.

Если ошибка – это повод научиться быть лучше, то отлично. А если ошибка – повод к негативу и осуждению, результат будет обратный: ребенок возненавидит учебу, может быть, навсегда.

Поэтому ошибка – это возможность перевести себя в режим «вижу трудность – не страшно, беру маму или еще кого в помощники и буду справляться».

Душевный дискомфорт – учебе не товарищ

Ой, как радостно устроиться на долгожданную работу! Ваша заветная мечта – профессиональная самореализация, путь, призвание, будут деньги, уважение коллег и пр. Казалось бы, все супер, счастье! А свой первый рабочий день всплывает в памяти? Ага – в тот день давали компот из тревоги, опасений, неуверенности, неловкости, непонимания, кое у кого – неудачных оплошностей. В тот день вы оказались в ситуации, когда еще не знали, кто главный, кто серый кардинал, допускаются ли подколы, острые словечки, что принято обсуждать и много чего еще, что не написано в правилах. И почему-то все это было вам не безразлично, а занимало массу вашего внимания и переживаний. Потому что человек «закодирован» на стремление нравиться другим, быть принятым в группу, стать своим в коллективе. Иначе изгонят из «племени», а в одиночку можно и не выжить – да, вот оттуда, из древности все это повелось и встроилось в наш генокод.

Ребенок в первом классе (или в любом другом при переходе) в таком же напряжении. И если у малыша не очень хорошо развит эмоциональный интеллект (что закономерно в младшем школьном возрасте) и не очень получается распознавать сигналы других и учитывать их в своем поведении, отношения с одноклассниками и учителями могут не сложиться. И это будет страдание. А психика страдания не любит. И, значит, мозг половину своих сил и возможностей отправит не на учебу и «вожделенные» новые знания, а на попытки справиться с проблемой «меня не любят, со мной что-то не так». 

Как вам бежится на работу, когда вы поругались с супругом? Или, еще хуже, – с мамой? Выключиться из отношений и полностью забыться в работе удается либо истинным трудоголикам, либо счастливцам с чрезвычайно интересной работой, либо сильным-пресильным личностям, коих среди нас единицы. Поэтому, если вы знаете, что ваш ребенок не глуп, но успеваемость при этом падает, а он сам сделался тревожным, нервозным, напряженным, раздражительным или, наоборот, апатичным, грустным, замкнутым, – понаблюдайте за его отношениями с одноклассниками. Есть ли там взаимная симпатия, дружба? Как у него в целом с навыками общения?

Тайная кнопка мотивации ребенка к учебе

Уверена, многие сейчас подумали об интересе. Но эта кнопка, честное слово, из другого набора – «фокусы над ребенком». Очень интересно в фитнес-центре бегать по дорожке? А готовить омлет или блинчики по стотысячному разу? А учить новые слова на другом языке, повторяя их друг за другом непрерывно? Да сколько у нас ежедневно таких вот «интересностей»! 

Однако вам как-то удается оторвать свои глаза из телефона и отправиться, например, приготовить обед. Или почитать ребенку «Красную Шапочку». Или погладить мужу рубашку. За счет чего? Какая неведомая сила влечет вас делать нечто далекое от восторга и упоения? Чувство долга? Обязанность? 

И так и не так. Вот смотрите, а что будет, если не сделать? Не приготовить, не почитать? Не погладить? Тут могут быть разные вариации, но по большому счету нам неохота отражаться в глазах близких ленивой женой, невнимательной мамой, плохой хозяйкой. Улавливаете?

Близкие – это те, с кем у нас связь. Чаще всего любовная. Именно жажда продлить эту любовь делает из нас героев ежедневных рутин. 

Но ребенок, вообще-то, сделан из того же самого! Ему так же важны отношения. Один нюанс: если эти отношения есть и они классные. Если в них искрится и переливается любовь. Если мама – тот человек, с которым так здорово и прикольно поболтать. Если она не надзиратель, а твой самый дорогой, близкий, надежный, добрый, любимый друг. Тогда, пожалуй, не хочется ее расстраивать и не делать уроки. Или не учить эту таблицу умножения. Или не писать эти упражнения по русскому. Неохота и скучно, конечно, их писать, но мама важнее. 

Хорошие отношения со значимым взрослым – мощнейший рычаг стимулирования ребенка к учебе! А интерес – он потом возникнет. Если повезет и если стараться, чтобы он возник.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Живет в Москве. Социолог, психолог, гештальт-терапевт. Занимается частной практикой, а своим самым успешным карьерно-личностным проектом считает 16-летнего сына.

Другие статьи автора
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Вот именно так, как описано, я учу сейчас четырехлетнюю дочку ходить. У нее дцп. И она идет, сама, ногами. Не падает. Потому что знает уже по опыту, что если упадет, мы начнем эту же дистанцию сначала. и будем начинать, пока она не пройдет ее настолько хорошо, насколько может. Час, два, три. Она хочет играть. она устала. у нее все мышцы болят. Но она идет. Потому что, пока не пройдет, ни игры, ни отдыха, ни кефира. Ее сестра научилась сама, и не помнит как, и легко и быстро. А вот ей повезло меньше. или больше. Какой характер куется на этих тренировках!… Читать далее »

Ezhik

Ничего не знаю. Про младшеклассника наверное верно. А вот когда ребенок старше не может,похоже и сам разобраться,где и что значимо для него лично,где он пытается угодить социуму,где маме-это тоже какая-то ерунда. И когда на всех пофиг,знает только свое-тоже плохо. Срединный путь сложен.

Похожие статьи