Тема денег и отношения к ним всегда была трудной для осмысления. Оно, в общем, и понятно. С одной стороны, «деньги – это свобода, выкованная из золота», как говорил Ремарк. Но и опасность поклоняться «золотому тельцу» преследует человечество, начиная с первобытнообщинного строя. В период моего детства, а это был конец 1980-х, о деньгах вообще говорить было не принято, будто это отдавало чем-то буржуазным. Тогда могло показаться, что деньги особо и не нужны. Как говорил Малыш домоправительнице Фрекен Бок, «зачем мыть руки, есть-то все равно нечего». Многие помнят времена, когда продукты доставались по блату либо выдавались по талонам. Поэтому энтузиазма заработать лишнюю копейку у меня не было. Позже, в начале 90-х, нехватка денег уже начала ощущаться. Джинсы, плеер, сникерс – это были вполне реальные объекты мечтания тогдашних подростков. Как бы там ни было, сейчас мы живем в эпоху рыночной экономики и не говорить о деньгах с детьми невозможно. Особенно в условиях, когда маркетинговые крючки все изощреннее, а микрокредитные удавки все заманчивее. Базовая финансовая грамотность сегодня важна не меньше, чем осведомленность в вопросах здоровья или оказания первой помощи. Вроде бы, кажется, не коснется. Но деньги – как электрический ток: в одной ситуации помогут, в другой могут погубить. Мы, взрослые, сами не всегда понимаем, как оценивать ту или иную практику среди подростков. Родительские форумы пестрят сообщениями: «Что делать? Дети торгуют в школе!» Ребята спокойно продают друг другу свои вещицы и даже результаты своего труда – недавно был бум на липучки-слаймы, их делали из аптечных ингредиентов и предлагали одноклассникам. Какой ужас! Куда катимся! Или нет? Давайте обсудим. Мера труда и усилий Современная практика уходит дальше любых теоретических представлений о том, как правильно. Например, все больше становится самозанятых. Женщины с двумя-тремя высшими образованиями нередко после декрета перепрофилируются в косметологов, репетиторов, кондитеров. Создают семейные бизнесы – кстати, и дети тут могут оказаться с радостью на подхвате. Ну а что подростки? И они не отстают. У кого-то свой блог с доходами от рекламы. Кто-то художественно одарен и рисует авторские знаки, комиксы, а то и картины на заказ. Иные делают украшения из бусин, варят фигурное мыло или свечи, ну и прочий хендмейд. Связь труда и денег становится все более наглядной. И это, на мой взгляд, неплохо! Ведь и дети, находясь в этой реальности, начинают смотреть на деньги как на меру труда и усилий, а не на способ удовлетворить свой очередной запрос. К тому же начинают понимать, что стоит за каждым рублем. Усилие, время, терпение, риск! И это важно, чтобы не возникало психологии «нет денег? сходи в банкомат». Школьные торговцы Если перейти к явлению торговли между детьми, возникает огромное количество нюансов. Хочу заранее оговорить, что речь идет о сделках в пределах незначительных сумм, иначе тут кроме морального аспекта нужно поднимать еще и юридический. Первой проблемой, наряду с вопросом собственности вещей, является место торговли, а это – школа. Не учитывать ее порядки, а главное, представления других родителей о нормальности такого товарооборота, было бы некорректно. Дело даже не в том, что обмен происходит за деньги. Ведь и в прежние времена было обычной практикой для детей меняться чем-то. (Об этом есть много рассказов у Драгунского и Носова.) Иногда родители смотрят на это спокойно, но иногда – как мама Наташи из мультфильма «Домовенок Кузя»: «Опять с Павликом поменялись? Завтра же верни!» Вряд ли она переживала, что из ее дома что-то вынесли без спроса, скорее беспокоилась, что мама Павлика будет не рада лишиться семейной игрушки. Так что проблема не столько в факте торговли, сколько в обмене без согласования с родителем. А уж обмен на вещь или деньги – это второй вопрос. Чтобы такие ситуации предотвращать, важно обговаривать, объяснять детям ценность каких-то вещей для семьи – своей или другой, обозначать права собственности на них. Важен и этический момент, который остается на совести продавца. Если кто-то из ребят решил продать/купить хотя бы один раз, он должен понимать, что все правила рынка на него распространяются. Нельзя продавать вещь плохого качества, по цене выше рыночной, неэтично продавать несмышленому младшекласснику. Подобные сделки, как показывает практика (даже если речь идет о каком-нибудь слайме или мыле ручной работы), расторгаются родителями с большими скандалами. И защищаются взрослые от подобных сделок строгими запретами – в частности, на карманные деньги. Можно напомнить и о негласном правиле, которое действует и во взрослом мире: с друзьями лучше не иметь деловых отношений. Хотя как учесть этот фактор для подростка, если круг его общения и есть целевая аудитория? Возможно, в наше время эти правила уже и неактуальны. Зачем им деньги! Сейчас вопрос «а зачем тебе деньги?» кажется странным и наивным. В наше время уже и родители не против, чтобы подарки их детям на день рождения дарили деньгами, что раньше было немыслимым. Но я все же задала этот вопрос некоторым детям в своем окружении и получила следующие ответы. Во-первых, детям важно дарить подарки близким, купленные на свои деньги. Сэкономленные на карманных расходах или так или иначе заработанные. Вариант «слепить котика», вышить салфетку или сварить мыло не так актуален, как в нашем детстве, и подходит далеко не всем. Во-вторых, если у ребенка есть хобби, к примеру, делать ароматизированные фигурные свечи, то ему постоянно нужно докупать какие-то материалы, не спрашивая каждый день об этом родителей. И это, кстати, не всегда маленькие суммы. В-третьих, это то, что называется на языке взрослых «блажь». Например, купить подставку для телефона или воск для челки, в конце концов. Порой родители не горят желанием включать подобные расходы в свой бюджет. Кроме того, подростки сегодня часто «гуляют» в торговых центрах, где есть кафе и кафешки, в которых приятно посидеть с друзьями. Иметь в кармане 80 рублей на стакан газированного напитка – для многих это важное условие входа в ту или иную компанию сверстников. Не такая плохая альтернатива стоянию в подъезде из нашего детства, ведь правда? Нельзя не упомянуть и ту редкую категорию детей с предпринимательским талантом, которых прежде принято было осуждать. Вижу по знакомым подросткам – им действительно нравится процесс торговли: что-то закупать по оптовой цене, продавать в розницу, продвигать сайт, заниматься рекламой и прочее. Некоторые с 14 лет даже регистрируют ИП. Один такой мой знакомый начал с того, что в студенческом общежитии сдавал в аренду свой видик. Сейчас он – крупный предприниматель. А стоит ли заморачиваться? В основе родительских споров на тему денег и детей лежат два аспекта: отношение самих мам и пап к деньгам и отношение их к своей роли родителя. Среди моих знакомых есть люди, которые вообще уходят от обсуждения с детьми темы денег – либо считая ее предосудительной, либо не желая осложнять детям жизнь. В каком-то смысле их можно понять. На практике их дети по-своему догадываются, откуда берутся деньги – от родителей. Но, думаю, что такой подход – с тотальным избеганием финансовой темы может воспитать в подростках инфантильность и в будущем поощрять безответственные траты. Есть и родители, которые осознанно и даже чересчур ответственно подходят к этому вопросу – например, отдавая предпочтение специальной детской банковской карточке с прозрачной отчетностью и лимитами. Каждый родитель, конечно, решает сам – давать или не давать деньги детям, и в качестве чего: небольших фиксированных сумм, подарка на день рождения или премии за нечто эксклюзивное (и тут мне вспоминается «Сережкин рубль» А.Аверченко). Возникает и такой вопрос: а зачем вообще родителям надо, чтобы ребенок в раннем возрасте начинал взаимодействовать с деньгами? Может, это лишняя головная боль? Мне кажется, невозможно чему-то научиться, не имея практического опыта. Как нельзя научиться плавать в сухом бассейне, так и обращаться с деньгами, считать их, вести бюджет, планировать, понимать отказы родителей – невозможно, пока ты сам не распоряжаешься пусть маленькой, но своей суммой. Ребенок учится азам учета. Семейный бюджет как явление перестает быть для него абстракцией. Он и сам начинает понимать, что такое доходы и расходы. Учет собственных небольших денег воспитывает экономическое мышление, которое, вообще, штука универсальная. Вспомним евангельскую притчу о строителе башни: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее. Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить, и не мог окончить?» Экономическое мышление – это и учет собственных возможностей, ресурсов, и планирование наперед и признание необходимости воздержаться от чего-то во имя будущей возможности. А не это ли путь к эффективности? Пусть уж дети пробуют, ошибаются, рискуют в детстве под присмотром родителей, чем уже позже, во взрослой жизни.