Как удобно, когда жена и мама работает удаленно, не в офисе, правда? Экономится время на дорогу, экономятся деньги на проезд и обед. Экономится время на няню. Домашний процесс все время под контролем, между делом проверила уроки, отвела в кружок, подогрела суп. И дети не с чужими людьми, и мама при деле.

Но давайте разберемся, экономятся ли нервы? Поток параллельных задач на работе резко и перпендикулярно разбивается не меньшим потоком домашних дел. От такого «раздвоения личности» голова идет кругом, ловишь себя на том, что делаешь ошибки и забываешь что-то важное то там, то тут. А как дела с ощущением нужности и важности в семье? Ты всегда у всех под рукой, и кажется так удобно и логично попросить тебя о маленьком пустяке. «Ты же дома! Неужели тебе сложно?» Даже если рабочий день длится 8 часов и зарплата вполне приличная, работающая удаленно мама регулярно слышит: «Мы не успели помыть посуду, сможешь? Ты же дома», «Мам, я забыл форму на физру, принеси, пожалуйста, в школу, ты же дома», «Вызови сантехника, ты же дома», «Придет курьер, прими посылку, ты же дома», «Ты же дома, неужели нельзя приготовить хоть что-то из еды»…

В общем, по Жванецкому: писатель в семье — нахлебник под девизом «ты все равно сидишь дома, постирал бы что-нибудь». Обесценивать мы все умеем в совершенстве, но когда обесценивают твой труд, уже не до шуток.

Как же справляться с рутиной, оставлять достаточное место в голове для рабочих задач, не сойти с ума, не прослыть среди домашних мегерой, которой все мешают, но все-таки привить в семье уважение к себе, работающей, — даже если это работа дома? Поделюсь некоторыми личными наработками.

  1. Все объяснить

Года три назад, в очередной раз возмущаясь, что уже довольно большие дети не понимают — маму не надо дергать каждые пять минут, когда она за компьютером, — я с удивлением обнаружила: дочки воспринимают мою работу просто как «сидение за компьютером». Я объяснила, чем я занимаюсь в рабочее время, показала часть переписки в мессенджере, редактируемые файлы, опубликованные статьи. Рассказала, какой объем мне нужно выполнить за день и сколько стоит час моей работы, сопоставила со стоимостью на знакомые им товары и услуги. Кроме прочего, среднюю дочь весьма удивило, что у меня на рабочем ноутбуке совсем нет игр. «Я думала, честно говоря, что ты там иногда играешь или просто сидишь в соцсетях», — призналась она.

То же самое — если необходимо — можно объяснить и супругу. Иначе говоря, на вопрос «а что ты делала весь день» можно не обидеться, а подробно рассказать, что именно. Это нелегко, признаю. Но оно того стоит.

Также мне пришлось объяснить родственникам и друзьям, что в рабочее время я не могу разговаривать по телефону. Часов до 16 я просто не беру трубку, если это не рабочие звонки. Перезваниваю позже. И все несрочные домашние дела я откладываю на вечер. То есть если вы выделяете себе какое-то время строго для работы — например, с 9 до 16, то лучше в это время не отвлекаться ни на что, даже если это «всего на пять минут». Ну, кроме базовых нужд, конечно. Практика показывает, что встать от рабочего стола, сварить суп, пообедать, беседуя с детьми, — это час с небольшим, после чего можно вернуться к сосредоточенной работе. А вот если параллельно рабочим делам «отнести в школу забытую форму, вызвать сантехника, встретить курьера и помыть гору посуды», то сфокусироваться на них после обеда уже довольно сложно.

  1. Определить пространство

Лично я не могу работать, когда вокруг беспорядок, валяются бумажки и вещи, не заправлена кровать; невозможно работать, если не причесана, халат накинут на пижаму. Поэтому, сколь бы срочная задача надо мной ни висела, сначала я привожу в порядок себя и комнату, потом сажусь за компьютер. Я прошу стучать детей, когда дверь в мою комнату закрыта. К сожалению, мне не удалось внушить им, что не надо сообщать мне очередную новость каждые 15 минут, поэтому мне по-прежнему сложно сосредоточиться, когда они дома, но условие «постучать» хотя бы заставляет их сфокусироваться на сообщении, с которым они ко мне приходят, а не просто вваливаться, сливая на маму эмоции.

Некоторым работающим удаленно проще пойти в коворкинг (если он платный, надо, конечно, сопоставлять с уровнем своей зарплаты), лично я иногда сидела в библиотеке неподалеку, нередко работала в машине, ожидая ребенка с кружка, прошлым летом записала на неделю младшую дочку в городской лагерь на полдня, а в это время сидела в парке с ноутбуком и мобильным интернетом. Такое разнообразие приятно, когда надоедает все время сидеть дома, и действует вдохновляюще.

  1. Подарить любовь

Однажды дочка в сердцах сказала мне: «Лучше бы ты работала, как все нормальные мамы, и приходила вечером». Так она обиделась на мое вечное «не мешай мне работать». Действительно, приходящая вечером мама дарит все (ну, или часть) свое внимание детям, не отвлекаясь на рабочие задачи. И кажется, что мама, присутствующая и днем, должна вести себя примерно так же. Что тут может помочь? С малышами мне помогало натискаться и навозиться с ними с утра. Полчаса полноценного общения равно полутора часам спокойной работы. С подросшими детьми примерно то же: когда средняя дочь приходит из школы, я обедаю с ней, выслушивая бесконечные школьные истории, потом она спокойно уходит заниматься своими делами. На каникулах помогает совместный неторопливый завтрак и обсуждение дел на весь день вперед. «Включения» выделенного внимания (это 30-40 минут без телефона в руке) лучше делать 2-3 раза в день, какими бы большими ни были дети.

  1. Составить расписание совместных и раздельных занятий

Мне здорово помогает расписание, особенно в каникулы. Уже лет пять летом я живу с младшими детьми на даче, совмещая в течение дня работу и домашне-родительские дела. Это возможно только благодаря расписанию, которое мы составляем вместе и где есть промежутки совместных занятий и «времени тишины», когда девочки занимаются сами (важно придумать — чем).

В остальное время года короткие интервалы помогают мне с самодисциплиной. Что я имею в виду? Например: с 9 до 11 часов — написание статьи. На это время я отключаю интернет и телефон. Затем полчаса на упражнение для спины, чай или ланч, возможно, приготовление обеда. Следующие полтора часа — ответы на письма и какие-то короткие «рваные» задачи. 10 минут на полив цветов, можно в это время перезвонить тому, чьи неотвеченные вызовы вызывают смутное беспокойство. Еще полтора часа — на какую-то другую сложную цельную задачу (редактура большого текста), интернет и телефон снова выключить. Далее минут 15-20 — ответы на письма/сообщения. В принципе, на этом можно и закончить — уверяю, если вы выдержали такой распорядок, вы сделали больше, чем смогли бы успеть в офисе за 9 часов нахождения там.

P.S. Пока я писала эту статью о том, как правильно планировать время и не давать обесценивать свой труд, мои милые крошки с утра громогласно ссорились, поминутно забегая ко мне в комнату и жалуясь друг на друга, потом мне пришлось отвозить в поликлинику старшего сына, у которого поднялась температура (и нет, он не говорил «ты же дома», я вызвалась сама), затем оказалось, что вчерашний суп есть никто не желает («он был таким вкусным, что я поела его три раза, сегодня больше не могу, аааа!»), и пришлось срочно варить новый, средняя дочь пошла в школу искать забытую сменку и звонила мне каждые 15 минут, чтобы сообщить, где она ее не нашла, а потом пропала на два часа, а младшая никак не хотела повторять сама музыкальные произведения к завтрашнему концерту, так что пришлось сидеть с ней рядом. В результате, вместо «с 9 до 11» я эту статью писала «с 9 до 15» и, соответственно, не успела сделать все остальные запланированные дела.

Но пусть это признание не внушит пессимизм ни мне, ни вам. Будем считать, что такие дни — исключение, лишь подтверждающее правило: работать дома, все успевать и снискать уважение в глазах домашних — возможно!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, живет в Санкт-Петербурге. Была спецкорром журнала «Фома» в Петербурге, шеф-редактором журнала «Вода живая», представителем издательства «Никея» в Петербурге. Автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»), соавтор нескольких брошюр и книг (издательство «Сатисъ», «Никея»). Замужем, мама четырех детей. Редактор рубрики «Семья» на Матронах.

Другие статьи автора
4 Comment threads
1 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Старшему здоровья, маме сил. А в самом деле, надо просто именно объяснить, чтобы у домочадцев не было разочарования от неоправданных ожиданий. Они ведь на полном серьезе уверены, что раз мама дома, то и подаст и принесет, чо такого. И всерьез обидятся, что она не выполняет их просьбы. Никому вообще не очевидно, чем занят другой человек

Поэтому гораздо лучше для мамы ходить официально на работу. И нервы целее, и от работы ничего не отвлекает, и домашние ценить будут. Потому что объяснить им что-то — вряд ли реальная задача. «Ты же все равно работаешь из дома, тебе что, трудно 5 минут выделить».

elena_d

Это всего лишь вопрос верно выстроенных границ. Если изначально, даже в нерабочее время, приучить домашних, что у мамы есть свое время, которое она вправе тратить только на себя (что угодно — отдых, уход за собой, просмотр фильма), и она не будет ежесекундно «в состоянии готовности обслуги», то и с пониманием того, что во время работы на дому нечего ее трогать — проблем будет меньше.
И, кстати, иногда и 5 минут на близких выделить можно. В офисе тоже иногда и с коллегами парой слов перекинешься, и чай/кофе себе пойдешь сварганить, и на обед сходишь.

Ольга Терехова

Лично я не смогла бы работать дома. Даже само присутствие за стенкой домочадцев уже бы отвлекало. Не говоря уже о том, что кто-либо подошел ко мне со своими вопросами. Бесит и то, когда заглядывают через плечо. А уж если и по дому надо что-то успевать делать — то это уже не работа. Полное рассредоточение и злость на всех. Единственное, чего мне удалось добиться — чтобы никто не лез ко мне, когда я куда-то собираюсь, даже не разговаривал. Иначе могу забыть взять с собой что-то важное, как уже не раз было.

Много лет работаю из дома, при трех детях это намного удобнее, чем офис на другом конце города. Самая интенсивная работа — после 22, когда дети отправились спать, и до 2 ночи; плюс пара часов до обеда, пока дети в школе, и пара часов — после (тут уже по принципу «а теперь маму не беспокоить»). Я в «детском доступе» днем в обед и примерно после 5-6 вечера — хватает времени и а общение, и на домашние дела. Но их утренние сборы всегда были заботой их самих и мужа, я абсолютная сова и раньше 9-10 утра — вообще не человек)))

Похожие статьи