«Как прекрасно летом на даче с детьми!» — думала я, и, собственно, реальность подтверждала эти мысли, когда детям было, скажем, 2-6-15-лет. Малыши пасторально копались под окнами в песочнице, я готовила на веранде, поглядывая на них, потом работала за ноутбуком, покачиваясь в шезлонге и изредка отвечая им: «М-м-м, красивый букетик. Мням-мням, какой вкусный пирожок из листиков!». Старший читал, смотрел фильмы, периодически уезжал ненадолго с отцом в город или — надолго — в спортивный лагерь. В жаркие деньки девочки могли часами играть с тазами с водой, ставить зонты от солнца, расстилать подстилки, наряжаться в летние обновки и прочая, прочая. Однако стоило детям немного подрасти, пастораль улетучилась так же быстро, как солнце в нашей Северной Пальмире.

Итак, им 7 и 11, утро, позавтракали.

— Девочки, что вы будете сейчас делать?

— Ничего, мне плохо!

— Не знаю, буду лежать на кровати!

— Не хотите прогуляться?

— Нет, там холод собачий! (вариант – «дико жарко»)

— Ладно, как хотите, я пойду работать.

Через час, очнувшись от подозрительной тишины:

— Э-э-э, отложите телефоны! Что это за игры с утра пораньше по часу! Давайте займитесь чем-нибудь!

— Чем? Я ничего не хочу делать, мне плохо! (ну и так далее, см. выше)

— Смотрите, вот я купила вам пастельные мелки и бумагу для акварели (эх, 370 +140, вздыхаю, взглянув на ценник). Давайте вы нарисуете красивую картину каждая, а потом устроим выставку.

Проходит 15 минут.

— Все, я не буду! Она все срисовывает с меня!

— А ты мне красный не давала, когда он был нужен!

— А ты вообще сразу лист испортила и взяла новый, думала, мама не заметит!

— Все, я не хочу рисовать больше, раз она такая.

Одним словом, я уже пару лет назад поняла, что пасторали больше не будет. И хотя старшие дети совсем самостоятельные и у меня остались «всего» две девочки, с мыслью о том, что я смогу работать, пока они будут тихонечко «играться» на лужайке (а у нас есть теннисный стол, баскетбольный щит, спортивный уголок, качельки, песочница и домик!) пришлось расстаться навсегда. В разные по успешности дни они рассоривались через 5 или 50 минут, я злилась, срывалась, кричала, упрекала их в несознательности (когда работала) и черствости (когда болела). От этого лучше не становилось, как ни странно, а ко всему лишь добавлялось мое испорченное настроение и чувство вины и безнадежности. Я стала отдавать девочек на июнь в летний школьный лагерь и дежурную группу в саду, но лето — это три месяца, и даже если отпуск у нас с мужем один месяц, остается еще один рабочий — когда муж уезжает, как обычно, в офис, а я пытаюсь совмещать свою удаленную работу с жизнью на даче, хозяйством и двумя юными особами с прескверным характером.

Со временем я в этом даже преуспела, методом проб и ошибок сделала некоторые выводы и своими наработками могу поделиться. Думаю, что детям в младшей школе важно помочь полюбить загородную жизнь — тогда в старшей они не будут кривиться при слове «дача» (а мы проходили и это) и всеми силами пытаться избежать такой участи.

Итак, вариант «идите позанимайтесь чем-нибудь», так же как «другие сестрички прекрасно играют, а вы…», совершенно не проходит. Почему-то моим детям (а может, это веяние времени, и так у всех) очень трудно делать что-либо без видимого одобрения/ вмешательства/ участия взрослого человека. И я составила им расписание дня, суть которого — в кратких (по полчаса-часу) чередующихся занятиях, как с маминым участием, так и самостоятельных. Неожиданно они его очень полюбили. Подъем, зарядка (и неважно, что мы ее делаем раз в пять дней, зато нам есть что обсудить утром), завтрак, далее время до ужина расписано на разные активности. В них, в частности, входит «прогулка с мамой» (в ближайший лесок, кругом по садоводству, до магазинчика на велосипедах — полчаса), «игра в настолки с мамой» («мемори», «уно», прочее — тоже полчаса). Остальное — самостоятельные занятия: чтение на свежем воздухе («не хочууу» — «ну мы же договаривались, всего полчасика» — «ну ладно…», через полчаса: «а можно еще? тут интересно!»), «самостоятельная прогулка» (на спорткомплексе, гамаке, до ближайших «достопримечательностей» типа родника и общественной детской площадки), мультик или фильм (1,5 часа), игра в телефон (30 минут), рукоделие или рисование. Конечно, никто не мешает нам периодически жить без расписания — когда, допустим, соседские дети позвали в гости или просто нет настроения, — но как некий стержень оно нам очень помогает.

Сразу скажу, что к этому «лагерю дневного пребывания» я заранее подготовилась. Скачала штук 20 разных хороших мультфильмов и фильмов для семейного просмотра. Закупила в магазине рукоделия много заготовок на разный возраст (варить мыло, вырезать свечи из парафина, расписывать глиняные игрушки). Хорошо это идет под аудиокниги — соответственно, надо скачать штук 20 аудиокниг или радиоспектаклей.

Еще на дачу мы купили б/у синтезатор: когда все надоедает, можно «потренькать» на нем, заодно и руки вспомнят клавиши. В идеале — можно подготовить концерт и показать в конце лета. Это вполне было по силам нашим старшим детям, младшее поколение (по той же субъективной или объективной, не знаю) причине совершенно не может осуществить такой цельный проект без участия взрослых.

Какие еще могут быть занятия на даче? Поскольку грядок у нас нет от слова вообще, то младшей дочке за счастье было, что папа ей вскопал маленькую грядку, где она посадила редиску и морковку. Которую, соответственно, нужно иногда полить и прополоть (тут я пас, хочешь — поливай, ухаживай; не хочешь — все тихо помрет).

Мы постарались познакомить детей с детьми соседей — близких и далеких. Садоводство у нас маленькое и немноголюдное, поэтому детей довольно мало. Специально гуляя «по району» пешком или на велосипедах, мы, в частности, здоровались с каждым выглядывающим из-за забора ребенком. Впрочем, вскоре садоводы, объединив усилия, сделали уже упомянутую общественную детскую площадку, и знакомиться с детьми стало проще. И да, мы приглашаем других детей к себе на дачу. Как соседских, в любое время дня, так и друзей из города — и на день, и на неделю, и с родителями, и без них, кто как сможет.

Нет, я не жду от таких больших девочек помощи на даче (вот дома да, дома обязанности и прочее). Есть правило для всех: «Помой за собой тарелку после еды», оно очень облегчает жизнь без посудомоечной машины, а так — ну какая на даче работа, кроме моей, что в компьютере. Грязь в доме экологически чистая, пол мыть необязательно. Девочки могут под настроение подмести крыльцо и вытрясти коврик (это можно делать хоть каждый день, толку никакого, соответственно, можно и не делать). Ах, да! Младшая любит «играть в уборщицу», особенно с подружкой. В игре они могут оттереть чистящим порошком шкаф в кухне или кучу посуды. Да, постирать в тазу они тоже любят, как хорошо, что у нас есть уличный кран. Дети постарше могут побелить деревья (вспомним Тома Сойера). Кстати, с покраской забора или чего-либо еще они тоже, при определенной постановке задачи, вполне справляются. Старшая любит «играть с огнем» (во всех смыслах) — лучше пускать эту энергию в мирное русло, так что периодически я прошу ее сжигать накопившиеся бумажные отходы в мангале. Да, съездить на помойку на велике — тоже годное развлечение для дачной жизни: там можно встретить приятелей, посланных родителями с той же миссией. Если дети не боятся живности, можно попросить их собрать улиток с кустов. Одно лето мои девочки самозабвенно играли в улиточный детский сад — выстраивали им загончики/ ходы/ препятствия и наблюдали, как улитки перемещались (а дело это небыстрое, как вы понимаете).

Для радости у нас — приготовление (почти ежедневное) пирога в мультиварке. Рецепт взят из книги про Петсона и Финдуса и в разных интерпретациях повторяется с максимальным участием детей. Есть сыр — сырный пирог, есть ягоды — ягодный. Ягоды они тоже собирают сами, а еще рвут листья и «травку» для чая.

Книги, чтение вслух, песни вечером при свечах, старые рисунки, которые привезены из города и которые можно в дождливую погоду рассматривать и периодически вешать на стену, обновляя экспозицию, — все это наполняет дом уютом. Ну и, конечно же, интернет — к которому современный ребенок должен припасть, как к живительному роднику (и никуда от этого не денешься), вечером (или после обеда — это уже как вы составите «расписание»).

В выходные мы часто ездим по ближайшим пригородам, а также по друзьям, обитающим на дачах. Ездим периодически и в будни: в ближайшем районном центре я нашла недорогие занятия живописью и графикой, платить там нужно разово, и уже не первый год, когда у нас есть настроение, мы там культурно обогащаемся (ну, это дети обогащаются, а мама, как обычно, — сидит в коридоре, уткнувшись в ноутбук).

Рано или поздно, впрочем, даже при самом удачном раскладе мама довольно сильно устает. Быть одновременно работником-аниматором-кухаркой 24/7 (ну ладно, 24/5, в выходные подключается папа) все-таки довольно утомительно. И, кстати, не верьте тем, кто говорит, что дома работать легче. Я бы, например, с удовольствием ездила в офис, если бы кто-то так уверенно мог жить с моими детьми на даче.

Но это уже совсем другая история, да и один месяц отпуска все-таки бывает даже у мам. Главное, провести его в правильном месте, где нет кухни! А если очень повезет — и где есть аниматоры.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, живет в Санкт-Петербурге. Работала спецкорром журнала «Фома» в Петербурге, шеф-редактором журнала «Вода живая», представителем издательства «Никея». Автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»), соавтор нескольких брошюр и книг (издательство «Сатисъ», «Никея»). Замужем, мама четырех детей. Редактор портала "Матроны" и "Православие и мир".

Другие статьи автора
новые старые популярные

Как странно заставлять детей делать то, чего они не умеют и ожидать от них преуспевания. Ваши дети не умеют занять себя самостоятельно. Они не умеют придумывать себе развлечения. Они не умеют видеть любопытное/красивое/экспериментальное вокруг себя. Они умеют играть в телефоне. Вы научили их играть в телефоне. А лазить по деревьям и ловить лягушек — нет. Что вы от них хотите в таком случае? Интернет полон стенаний — ах, современное поколение! Ах, они только в телефоне! А вот мы в их возрасте! Казаки-разбойники/кондалы/по деревьям лазили/дворовые спектакли ставили (подчеркнуть нужное). Дети умеют то, чему вы их научили. Не учите висеть в телефоне.… Читать далее »

NinaK

Вообще-то, когда наше поколение (50 и старше) было детьми, наши родители ВООБЩЕ не учили нас ни занимать себя, ни развлекаться. Нас отправляли с 4 лет одних гулять во двор, и там нас учили всем казакам-разбойникам и прочему старшие дети, но никак не взрослые дяди и тети. И дома родители говорили: «Мне нужно постирать/убраться/съездить на рынок/приготовить обед/посмотреть матч, займись чем-нибудь сам/сама» и мы, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, сами себя развлекали. По наблюдениям не только рядовых родителей, но и психологов, родители никогда прежде не проводили столько времени со своими детьми и не тратили столько энергии и фантазии на занятия с ними, как сейчас. Так что… Читать далее »

NinaK

По поводу «Дети умеют то, чему вы их научили». Еще каких-то 10 лет назад моя старшая дочь писала в университете работу по детскому фольклору и собирала стишки, «страшилки», игры, считалки и проч. у людей разных поколений. Так вот, не только многие «литературные шедевры» никогда не одобрялись родителями, но и многие игры, в которые играли дети (и в которые нам обычно категорически запрещалось играть!) ни один взрослый в здравом уме никогда бы не придумал и уж тем более не учил бы им своих детей. Мы играли в разнообразные «неприличные» игры: «поцелуйные» игры и игры «на желание»; опасные игры — начиная от… Читать далее »

Не стоит писать много-много гневных букв, не ознакомившись внимательно с комментарием, на который собираетесь отвечать. Его посыл заключался в том, что дети, привыкшие к потреблению развлечений через интернет и игры в телефоне не имеют навыков генерирования собственных идей. Презрительного отношения не имею вообще ни к чему, ибо человек я разумный и светлый. Что и подтвердит вам мой любимый ребятёнок, не имеющий зависимости от компьютерных игр и умеющий самостоятельно играть и развиваться с трёх лет без моего тотального надзора.
Давайте на том и завершим, ибо диспут с невнимательным собеседником не доставит обоим ни удовольствия, ни конструктивных размышлений в послевкусии.

shachina, Нина очень внимательный собеседник, и это мне известно из общения с ней на этом форуме, сама она не декларирует свою светлость ))

Да никаких фантазий, чистое описание собственного быта. «Наше поколение» в моём конкретном случае меньше 50-ти.
И вам не показалось, что вы не в оппозицию моего сообщения написали, а то же самое практически? ))

NinaK

Я написала, что в прежние времена взрослые никогда не развлекали детей и уж тем более, не учили их «лазить по деревьям и ловить лягушек» (большинству из нас родители это категорически запрещали!),»наблюдать за муравьями» (нашим родителям вообще не пришло бы в говову считать это достойным занятием, впрочем, и большинству детей тоже). Родители не счиали нужным учить нас развлекаться, они просто занимались своими делами, предоставляя детям развлекаться, как те сами хотят. Впрочем, летом родители вообще обычно не имели дела с детьми: большинство детей отправляли в лагеря, кого-то к бабушкам в деревню или на дачу, а сами родители работали в городе, так что… Читать далее »

NinaK

Я могу сказать, что как минимум 2 часа в день мои дети занимались уроками (математика, русский, английский) плюс музыка плюс работа по дому, так что они были рады оставшемуся свободному времени, а уж как они его проведут — за телефоном, книгой, игрой, рукоделием или «наблюдением за муравьями» — это их дело. Конечно, вечером мы могли вместе поиграть в настольные игры, или что-нибудь вместе посмотреть или почитать, но это уже час или 2 перед сном. Поэтому я могу только восхититься самоотверженностью автора.

NinaK

Проблема же о которой она пишет — отсутствие культуры детского досуга появилась РАНЬШЕ смартфонов и интернета. В 90-ые гг родители перестали отпускать детей играть одних на улицу (тому было много причин) и в результате была, с одной стороны, прервана культура общих детских игр, с другой, родителям пришлось сами развлекать своих детей. Это было еще ДО всеобщей компьютеризации. А дальше родители просто стали искать способы высвободить себе хоть немного времени, и телефоны и компьютеры стали одним из них, наряду с внешкольными занятиями, огромным количеством наборов для детского творчества и т.п.

Ezhik

Согласна,Нина. Я 40+-ничему такому наши родители нас не учили,ни играм,ни созерцанию росы…

shachina, я вот тоже хотела бы, чтобы мои дети к 10-и годам не знали, что такое интернет,и не умели им пользоваться, но меня тревожит, что таким образом я лишу их необходимого в современной жизни навыка, который им так или иначе придется освоить. Звезды, костер и роса — я сама это очень люблю и детям показываю, но в жизни им пригодится не только это. Так что я даже не могу с уверенностью сказать, что неумение пользоваться интернетом в определенном возрасте — это плюс. В три года плюс, думаю, а в 10 — честно, не знаю. Может, и в 10 плюс. В… Читать далее »

Ezhik

Ой,интернет куда интереснее муравья,росы и костра. Че хорошего в том муравье? еще на ногу заберется и укусит. Устроен он достаточно примитивно,да и не препарировать же его? А в костре? фу,потом одежду не перестираешь.Картошка что ли печеная?она невкусная. На звезды можно посмотреть 3 минуты в ясную морозную или южную ночь,найти Большую Медведицу,что ли,ну может как-нибудь один раз в жизни в какую обсерваторию с телескопом выбраться…В Москве есть? Интернет куда лучше. В нем можно подработать денежек на ремонтик или на поход в нынче котокафе. Узнать,чем таки закончится ЧМ что все же такое «нога Акинфеева». Можно переписываться с отбывшими на юг мужем и… Читать далее »

Интернет — это зло. Ко-ко-ко! Я не такая, я в белом пальто. Жесть! Средневековье какое-то.

Berry

Почему бы редиску не пополоть? Всё бы польза была. От работы тоже удовольствие бывает…

У автора статьи на даче нет грядок. У нас здесь тоже нет, ни одной, хотя мы на пмж.

Berry

Нет, там папа вскопал грядку под морковку и редиску.
Можно хотя бы самый простой цветник устроить, поливать его и пропалывать, ухаживать за кустами, например. А отношение «пусть засохнет» — совсем ни к чему.

NinaK

По своему опыту скажу, что проблему занять нескольких детей хотя бы на пару часов в день в течение 3 месяцев пара клумб или грядок с редиской не решат. А превратить всю дачу в сад и огород, для того чтобы дети работали там ежедневно достаточно продолжительное время, это верный способ вызвать отвращение к сельской жизни на всю оставшуюся жизнь. Когда мы были детьми, то многих моих друзей родители были вынуждены постоянно привлекать к такому труду (тогда садово-огородные товарищества требовали засаживать участки ягодами-фруктами-овощами, да и в условиях дефицита и бедности дачи для многих были подспорьем), и потом, подрастая, эти дети наотрез отказывались… Читать далее »

Berry

Сплошное безделье не лучше. А отвращение к земле потом, с возрастом, проходит.

Ezhik

Безделье плохо,да. Отец у меня вырос в деревне,где лопата была постоянным элементом жизни. До школы-«надо полчасика покопать»,после школы-«надо хотя бы часик-два покопать». И так он до сих пор терпеть не может это копание и подобные работы,никуда его не потянуло. Хотя и копал дачу для матери,пока совсем спина не разболелась. А вот маменька да,с удовольствием там что-то делала-но четыре раза в неделю по часу.))

NinaK

Ну, во-первых, все-таки дети автора вывозят мусор, моют за собой посуду, вытряхивают половики и даже что-то стирают в тазу — так что проблема не столько в безделье, сколько в том, что в условиях дачи нет особой необходимости в их помощи. А во-вторых, как показывает опыт истории, бессмысленный, никому не нужный труд портит куда больше любого безделья: вспомните, как в XIX в боролись с протестами рабочих против безработицы, заставляя одну группу рабочих капать траншеи, а другую их закапывать, или знаменитые армейские «от забора до обеда». Если родители, подобно автору статьи, сами совершенно не интересуются садоводством и огородничеством и не нуждаются в… Читать далее »

Berry

Пожалуйста, не надо доводить до абсурда)) Примеры с копанием траншей и натиранием пуговиц. На даче можно выращивать зелень, укроп, тот же редис — это не «никому не нужные овощи», все это свежее идёт в салат. Цветы да, могут расти сами, за ними минимальный уход требуется иногда. Ландшафтный дизайн это в конце концов, модно и подходит для девочек. Хоть узнают, что такое флоксы или клематисы. И да, как написала выше Ezhik — это 1-2 часа полезной работы в день, а потом можно и припасть к живительному источнику.

NinaK

Во-первых, Ezhik как раз написала, что после «хотя бы часик-два покопать» в детстве ее муж «до сих пор терпеть не может это копание и подобные работы». И во-вторых, одна грядка зелени и редиски — а больше их для салата и не требуется, да к тому же у автора она уже есть — никак обеспечивают эти «1-2 часа полезной работы в день». В питерском климате его с частыми дождями ее даже поливать каждый день нет необходимости, и уж тем более ежедневно пропалывать. В том-то и дело, что для того, чтобы обеспечить 2 детей «1-2 часа полезной работы в день», нужно разбить… Читать далее »

NinaK

Пример с копанием траншей и натиранием пуговиц, как раз вполне уместен, потому что автор сама пишет о том, что она никак не заинтересована ни в «ландшафтном дизайне», ни в «свежей зелени в салат»: «младшей дочке за счастье было, что папа ей вскопал маленькую грядку, где она посадила редиску и морковку. Которую, соответственно, нужно иногда полить и прополоть (тут я пас, хочешь — поливай, ухаживай; не хочешь — все тихо помрет).» Понимаете, многие родители вообще не заинтересованы «выращивать зелень, укроп, тот же редис», даже если «все это свежее идёт в салат», а значит это только искусственное занятие для их детей. Слава… Читать далее »

У меня не прошло)) Всё детство провела «на грядке». Сейчас мне за 40, так же, как и когда-то, не люблю копание в земле.

NinaK

У многих моих друзей то же самое. И на своих дачах они категорически не копают никаких грядов, а вместо этого вешают гамаки, ставят качели, шезлонги, бассейны и теннисные столы — словом позволяют себе тот отдых, которого были лишены в детстве. Для «витаминов со своего участка» им, как и автору статьи, хватает ягод с кустов и деревьев, а все остальное они предпочитают покупать. И дачам снова возвращается изначальное значение мест летнего отдыха горожан, а не позднесоветских садово-огородных участков.

Berry

Да пожалуйста — тратьте деньги на аниматоров, и на зелень с магазина- кто ж запретит. Сидите в интернете.

NinaK

Спасибо!

Берри, не проходит. Если ребенок вместо отдыха полол грядки все лето, не забывается такое никогда. Моя невестка вспоминает о своем детстве, что когда все шли на день города, она копала картошку. А до того, соответственно, сажала, поливала, полола и окучивала. Поэтому у нее сейчас огорода нет, а между окончанием детства и замужеством она уезжала отдыхать подальше от малой родины

Так грядка дочкина. Ее и ответственность. Если мама не огородник, что же, ей себя заставить заставлять дочку, что ли? мне вот тоже совершенно безразличны огородные дела, и если детям захочется поиграть в грядки, пусть играют, я не против, но уж следить, засохнет там все или нет, не буду

Berry

Нет, грядки это не игра. И растения бросать, чтобы засохли — это дурной пример. Полоть и поливать вполне совсем не трудно, есть маленькие леечки. Я понимаю, что всех раздражает, то что я пишу))) Но я благодарна родителям, которые научили меня трудиться на земле. Что ж, каждому своё.

Если дочка захотела свою грядку, пусть сама за ней следит. Растения засохли — урок на будущее. У меня самой как-то не выросли арбузы из-за холодного лета и моей безалаберности, но я и не расстроилась, это была просто попытка. Не вижу ничего страшного. И земля разная бывает, у нас вот песок, так что трудись — не трудись, а без 20 машин перегноя ничего не вырастет в принципе. А если ребенку интересно, почему не сделать грядку? но да, только под собственную ребенка ответственность

Ezhik

Да,кстати. Это имеет значение-приложенные силы и полученный результат. Есть у меня приятельница,которая переехала в нашу «зону рискованного земледелия»-у нас суглинок разной степени тяжести и редкие полоски чернозема кое-где в области. А она-из южной черноземной области. Говорила,а что там сажать и выращивать,раз уж приехал на дачу-надо и посадить что-то. Попробовала. Сказала,в баню ваши дачи,буду у маменьки лучше сажать на майские праздники. )) Хотя конечно есть любители,но у нас чтобы дача окупила затраты-там надо пахать много. Но все экологически чистое,это плюс,летний отдых для любителей,да. А в основном это хобби-пока заплатишь взносы,проезды,те же инструменты-навозик и прочее…

Оптимистично ))))) я только аниматором работаю, и то к вечеру передвигаюсь ползком 🙂

Идея с расписанием мне понравилась. Время как-то приходится организовывать и на отдыхе тоже.

NinaK

А вообще, наверно, у каждого поколения родителей неизбежно появляются проблемы, которых не было у их предшественников. Когда мы были детьми, наши родители переживали, что мы проводим целые дни на улице без присмотра (поскольку в ту пору практически не было неработающих мам, а бабушки у большинства «новых горожан» еще жили в деревнях), и типичными родительскими кошмарами помимо хулиганов, преступников и машин, были дурные компании, с которыми мы могли связаться и которые могли втянуть нас в разные опасные, а то и противоправные предприятия. Причем речь шла не о подростках, а о детях младшего школьного возраста! У современных родителей нет опасений такого рода,… Читать далее »

«Малыши пасторально копались под окнами в песочнице, я готовила на веранде, поглядывая на них, потом работала за ноутбуком, покачиваясь в шезлонге»…это что издевательство???? С ребенком 2-х лет иногда в 2 часа дня дня понимаю, что сегодня еще вообще не кушала. Его же ни на одну секунду нельзя одного оставить.

Кстати я тоже. но у меня их две. И копаться в песочнице они будут только в моем обществе, не иначе. Или есть песок совками, как вариант ))

светлана

Не согласна с комментарием shachina. Хотя бы потому, что дети уходя из дома гулять, идут к друзьям и играют там в компьютер (зависают в интернете). У детей должна быть огромная выдержка (а этого даже у взрослых нет), чтоб не поддаться соблазну. Знаю, что даже у баптистов дети по тихому от родителей «зависают». Частично соглашусь с Berry. Не жалею и не обижаюсь, что в детстве родители и бабушка с дедушкой привлекали в деревне к сельской работе по силам. Нам хватало времени и после работы бегать по лесам клады искать, на речку купаться, в казаки разбойники играть. Работали не каждый день и… Читать далее »

Похожие статьи