Люди могут жить в одном мире – ходить бок о бок по улицам, ездить рядом в транспорте – и при этом находиться в совершенно разных мирах. Более того, таких миров может быть множество, и тогда «прыжки» из одного в другой начинают походить на интересную игру. О чём я? Да о том, что вот она – под нашими ногами лежит Москва Пушкина, Булгакова, Ивана Шмелёва. Стоит только немного покопаться в справочниках и прикрыть глаза… Так почему-то вышло, что «Лето Господне» я прочла очень поздно. Уже были опубликованы широчайшими тиражами «возвращённые имена» русской литературы, и коллеги-учителя в голос охали, видя шмелёвские тексты мелькающими в официальных сборниках диктантов и изложений (а ну-тко попробуйте в нервной обстановке годового диктанта «быстренько» объяснить выросшему в неверующей семье ребёнку всю обстановку и смысл домашней исповеди или что за такие «маковые кресты» пекли раньше Великим постом), а роман всё как-то ходил мимо меня… Когда же, наконец, до него почему-то вдруг добрались руки и глаза, выяснилась интересная подробность – многие шмелёвские места я чуть не с детства прохожу и проезжаю регулярно. Так, оказалось, что Большая Калужская, про которую маленький герой романа говорит всё время «наша улица» — это не что иное, как кусок нынешнего Ленинского проспекта от Калужской площади до площади Гагарина – бывшей Калужской заставы. Большая Калужская улица в Москве. Фотография начала 1950-х годов К сожалению, при перестройке этого района в 1950-е, когда здесь прокладывали трассу из Кремля в аэропорт «Внуково», историческая застройка не сохранилась; среди прочих исчез с карты и дом Шмелёвых. Та же участь, но только с многочисленными мытарствами, постигла в конце концов и «нашу церковь» — храм Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, прихожанами и ктиторами которой Шмелёвы были много лет. Храм Казанской Божией Матери у Калужских ворот съёмка 1898 года Необычно величественный для Замоскворечья, но закрытый в конце 20-х годов, лишившийся части куполов и алтарной апсиды, храм ещё очень долго был известен москвичам как кинотеатр «Авангард»; в 1972 г. его спешно взорвали по надуманному поводу. Калужская площадь, Кинотеатр Авангард съёмка 40-х гг. XX века Ныне приблизительно на месте прежнего храма выстроена небольшая церковь-часовня, стену которой украшает мемориальная доска с его изображением. Храм-часовня Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади, современный вид Абсолютно «моими», знакомыми, оказались и многочисленные маршруты, которыми ездят герои. Вот они отправились на постный рынок в торговые ряды у Кремля. Это значит – по Большой Калужской в центр – по Якиманке, через Большой Каменный мост и дальше направо. А если от моста повернуть налево, то получится – по Волхонке к Гоголевскому бульвару – туда, где в 1880-е достраивалось как раз старое здание Храма Христа Спасителя – отец Шмелёва поставлял туда строительные леса, и в начале книги мальчик видит зашитый ими купол, который почти закончили золотить. Шмелёвские купальни и «портомойни» разбросаны возле разных московских мостов: хозяйственная — там, где бабы за почасовую плату стирают с мостков бельё, — это возле Крымского моста; ещё одна – на Яузе – за Зарядьем, возле нынешнего Устьинского моста и высотки на Котельнической – представляете, в конце XIX века там просто стирали и брали воду.[1] Ещё один маршрут. За берёзками на Троицу герои едут «на Воробьёвку» — на Воробьёвы горы. Это значит – по Большой Калужской из центра, а затем вправо – от нынешней площади Гагарина по улице Косыгина. При этом по правую руку у них остаётся сначала зелёный массив Нескучного сада, откуда, по словам главного героя «тянет ландышками», а потом и «Андреевская богадельня» — это знаменитый с XVII века бывший Андреевский монастырь, расположенный аккурат ниже площади Гагарина на набережной. Проход к нему сейчас легко отыскать, ориентируясь на здание Президиума Академии наук, футуристические конструкции на крыше которого хорошо видны со всех окрестностей. Вид на Москву с террасы ресторана Крынкина На Москву герои любуются из трактира Крынкина, что «на самом торчке». В начале XX века этот трактир превратился в знаменитый на всю Москву ресторан, особая примечательность которого состояла в том, что расположен он был на Воробьёвых горах, в районе современной смотровой площадки, и с его террасы открывался великолепный вид. Вам тоже чего-то не хватает в этой панораме? Так и быть, подскажу – сейчас на первом плане снимка, сделанного с этой точки, была бы Большая спортивная арена «Лужников». А в конце XIX века Лужники – это всё ещё огороды, исправно снабжавшие Москву овощами и зеленью. Кстати, собственная, выращенная тут же на грядках клубника была ещё одной «фирменной» достопримечательностью ресторана Крынкина. Москва, ресторан Крынкина на Воробьёвых горах. Фото предположительно 1900-1902 года Накануне Вербного воскресения откуда-то из далёкого далека, из лесной чащи, Шмелёвым везут вербу. Везёт чёрный лесной старик Михал-Иванов, да рассказывает, как «захаживают» в его владения медведи, живёт в избушке ручной ёж, а вокруг водятся в лесу ягоды и грибы да на болоте клюква. И создаётся ощущение, что старики, добиравшиеся на Большую Калужскую два дня, с ночёвкой в лесу, привезли свою красавицу-вербу никак не ближе, чем из сибирской тайги. Да вот только «тайга» эта расположена, по словам автора, на берегах Сетуньки. А Сетунька — небольшой приток одной из московских речек, ныне на большей части своего течения загнанный в трубу, — вьётся…в районе современной МКАД, начинаясь в Тёплом Стане и заканчиваясь недалеко от Солнцево. То есть получается, что добиравшиеся к Шмелёвым в начале 1880-х с такими подвигами гости почти что и не покидали границ современного города. Вот вам и медведи. Отдельный маршрут – это упомянутые в романе московские кладбища – Ваганьковское, Даниловское, Рогожское и, конечно, «наш Донской монастырь». Уж не знаю, какими путями добирались герои на «Ваганьковку», куда им ехать было через весь город – от Большого Каменного моста через Арбат и Пресню. Но вот Данилов монастырь от Донского расположен так близко, что не посвящённые в церковную топографию современные водители их иной раз путают – и такое бывало на моей недолгой памяти. А и правда, если на машине – чего там ехать-то? – вдоль стены Донского вниз, чуть по Серпуховскому валу – вот тебе и «Тульская», а за ней – Даниловский вал. А вот «Рогожку» – знаменитую заставу московских старообрядцев – я, признаться, открыла для себя недавно. Правда, сам Рогожский посёлок – что за Таганкой, возле нынешнего Третьего Транспортного кольца, – небольшой. В 2005 он был практически с нуля восстановлен в своём историческом облике, а на кладбище здесь много могил знаменитых рогожских ктиторов – начиная с Саввы Морозова. Но настоящим открытием для меня было другое – старообрядцы когда-то населяли в Москве весьма немалый по площади район от Таганки и до Рогожского посёлка – между Таганской и Николоямской, Нижегородской и началом Владимирского тракта – нынешним шоссе Энтузиастов. По этому прямоугольнику – с его улицами, храмами и прочими примечательностями — мы когда-нибудь прогуляемся отдельно. И, наконец, сердце и центр всего романа – Донской монастырь. Знаменит он не только тем, что расположен на соседней со Шмелёвыми улице, не только крестным ходом в день памяти иконы Донской Божией Матери, который в романе подробно описан, но и тем, что там, на «чистом солидном» кладбище у «яблонного сада», семейство Шмелёвых мечтало быть когда-нибудь похороненным. И самое невероятное состоит в том, что мечта эта, несмотря на все исторические перипетии XX века, в конце концов исполнилась. Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году во Франции, много лет прах его покоился на Сент-Женевьев-де-Буа. Однако в 2000 году состоялось перезахоронение писателя и его супруги в Москве, в Донском монастыре. Да, и новый яблоневый сад рядом с некрополем там теперь тоже есть. Некрополь Донского монастыря. Могила Шмелёвых В статье использованы материалы ресурсов http://dedushkin1.livejournal.com http://www.oldmos.ru [1] На секунду отвлекаясь от Шмелёва, добавлю, что с высоткой на Котельнической набережной связано два любопытных киномомента. Все помнят, конечно, её появление в фильме «Покровские ворота» — там живёт семья Маргариты, обретённой мечты главного героя Костика. Но вот «кинодебют» этого здания состоялся гораздо раньше – дом, который, к слову, закончили строить в 1952 году, видно на первых кадрах фильма «Старик Хоттабыч» 1956 года. Эта мимолётная, буквально в несколько минут экранного времени, съёмка показывает, что здание стоит на довольно диком пустом берегу, и на его фоне в реке купаются мальчишки. Проезжая сейчас по закованным в камень набережным, сложно представить, что река здесь когда-то использовалась для стирки и купания, но, если вспомнить Вольку Костылькова, вылезающего из воды с волшебной находкой именно в этих местах, шмёлёвские «портомойни» уже не кажутся столь невероятными.