На вопросы участниц нашего сообщества продолжает отвечать Глеб Слобин, сотрудник психологической службы “Семейное благо”.

Здравствуйте, уважаемые Матроны!
Большое спасибо за ресурс!
Пожалуйста, помогите разобраться: психологи сейчас часто говорят о
необходимости отстаивать личные границы. А в Евангелии написано
«Отвергнись себя…» Как же быть в ситуации, когда кажется, что твои границы нарушаются? Считать «границы» проявлением гордыни и терпеть (правда, иногда психосоматика потом вылезает…), или отстаивать с риском огорчить кого-то, кто совершенно не считает, что что-то «нарушил»?
Заранее спасибо!
М.

З
дравствуйте, уважаемая М.!

Есть одно очень важное для жизни понятие – человеческое достоинство (или честь). Для верующего человека это достоинство христианина. Разумеется, это ни в коем случае не надувание щек, не превозношение себя («се, избранный!»). Наверное, жизнь в соответствии со своим достоинством есть сохранение и преумножение тех даров, которые Господь дал каждому человеку: свободы самоопределения, разума, творческих сил,- а также их защита от зла в самой различной форме. Такая жизнь предполагает наличие определенных целей (как больших – «целей жизни», так и более «мелких», ежедневных) и принципов их достижения. А эти цели, принципы и способы их достижения уже делят Вашу жизнь на то, что, скажем, «целесообразно, полезно, можно», и на то, что «вредно, глупо, нельзя»! Т.е. являются своего рода границами, которые определяете Вы сами в каждый конкретный момент своей жизни. Эти границы не являются «железобетонными», их можно сдвигать в ту или иную сторону. (Обращаю Ваше внимание: под словами «принципы, границы» в этом тексте я не подразумеваю заповеди Божии!

К примеру, должен ли христианин уметь говорить слово «нет»? Конечно, просто обязан уметь это делать! В противном случае его просто «разорвут на мелкие клочки» те люди, которые любят дармовщинку или не имеют чувства меры. Другой вопрос, что отказаться можно так, что другой человек не обидится, а даже начнет больше Вас уважать.

У каждого из нас есть свой объем ресурсов, физические и душевные силы, знания, время, деньги и прочее. У каждого есть свои первоочередные обязанности: семья, работа, родители и т.п. Соответственно, мы распределяем свои ресурсы по иерархии целей, т.е. по степени важности.

Например, есть у нас на работе срочное задание – мы можем отложить помощь своему коллеге на более удачное время. Тяжело заболел ребенок – мы оставляем срочное задание (вопреки недовольству начальства) и везем ребенка в больницу.

Еще пример. Многодетная мать закрывается на полчаса утром на кухне с чашкой чая и книгой, оставляя детей в комнате, чтобы набраться сил и потом на целый день посвятить себя детям.
Последний пример. Один верующий и весьма известный в церковных кругах человек, когда ему нужно совершить какую-то работу (он ученый, преподаватель, исследователь), закрывает дверь своего кабинета (в заранее оговоренное с сотрудниками время) и не открывает ее, пока не сделает то, что ему необходимо, даже если в нее стучат.

Вы говорите, есть «Есть риск огорчить другого»? Да, есть. Но христианин ведь не пятак, чтобы всем нравиться. Принципиальный человек практически всегда имеет недоброжелателей, которые, кстати, могут уважать его за принципиальность. При этом, не любя и относясь пристрастно, с обидой, с претензиями.

Господь дает нам важный пример, принимая человека, но не принимая грех, совершенный этим человеком. Так и мы можем, отказывая, тем не менее, показать человеку, что мы понимаем его положение (состояние, чувства), но не можем в данный момент уделить ему время (силы, внимание и т.п.).

Вы пишете, что «психосоматика потом вылезает». Такое бывает, если мы не смиряемся со своим вольным или невольным выбором, сдерживаемся внешне, но внутри «кипим». В этот момент мы теряем свою целостность. Прежде чем делать выбор, важно научиться сверяться не только с тем «как должно», но и со своими возможностями и желаниями, образно говоря, со своей «мерой любви» на текущий момент. И только после «сверки» делать выбор и давать согласие или отказываться.

Наша способность любить (а значит, отдавать себя) может расти с Божией помощью и нашими усилиями. Но этот рост не происходит быстро. Требуется время и терпение.
На этом пути важно не путать человеческое достоинство с гордостью (самолюбием). Внешне проявления и того, и другого могут быть очень похожими. Принципиальная разница во внутреннем содержании, в том, ради чегочеловек поступает тем или иным образом.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Очень, очень важная тема. Особенно для христиан. Мы часто называем смирением неблагое молчание, когда злимся, и загоняем это внутрь. Мне нравится совет свт. Феофана Затворника во избежание гнева мирно ворчать, если имеет место быть неудовольствие. Мирная бранчливость — называл это святитель.

Странно одно: почему-то в ответе не указано, что "отвергнись себя…" сказано вовсе не о личных границах 🙂 А стоило бы об этом упомянуть.

Все же любой текст, в том числе и Евангелие, нужно читать вдумчиво, обращая внимание не только на отдельные слова, но и на контекст. "Здравствуй, Кэп", конечно, но, по моим наблюдениям, в наше время далеко не все помнят эту "как бы очевидность" 🙁

Похожие статьи