В Пушкинском музее до 15 мая Кранахи. А значит, мы опять отправляемся путешествовать по прошедшим эпохам и понимать непривычное.

Нет, всё-таки при всей нервозности немецкого XVI века была в нём определённая стабильность.

Только представьте: одно за другим выходят переиздания «Молота ведьм». (Да-да, это не мрачное Средневековье, как мы иногда думаем, а вполне себе «светлое Возрождение». Появился «Молот» в 1487 году, и за одно только XVI столетие переиздать его успели двадцать раз, по большей части в Германии).

Потом, в 1517-м, появляется ещё одно знаковое сочинение — «95 тезисов» Лютера. И понеслось: католики против протестантов, протестанты против католиков. Вторые обвиняли первых в узурпации власти и алчности, первые боролись за влияние и правильную трактовку догматики. В общем, немирно.

И в то же время в Виттенберге жил себе художник, сын художника, отец двоих художников и даже дед и прадед художника! А ещё — владелец мастерской и аптеки, пары домов и типографии, и несколько раз бургомистр — Лукас Кранах-старший.

Вот так, просто и спокойно, безо всяких там «мук творчества». И даже отчасти «технологично», ибо водилось за мастерской Кранаха использование трафаретов, с последующим «доведением» сходных композиций до готовности силами многочисленных подмастерьев.

Придворный живописец Фридриха Мудрого (эта должность принесла ему дворянский титул) с одинаковой готовностью брался и за портреты своего кума Мартина Лютера,

Мартин Лютер

Мартин Лютер

и за издание лютеровского перевода Библии, и за гравюры к протестантским памфлетам, и за портреты лютеровского оппонента кардинала Альбрехта.

«Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием»

«Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием»

Что же оставил нам Кранах-старший? Прежде всего, неповторимый «лисоглазый» и рыжеволосый женский тип. Так на картинах Кранаха выглядят все — и Мадонна с виноградом, и ветхозаветная Юдифь, и евангельская грешница, и даже герцогиня Саксонская.

Портрет принцессы Сибиллы Клевской

Портрет принцессы Сибиллы Клевской

Мужские типы у художника разные, но вот его женские лица полуинопланетянок ни с кем не спутать. Удивительное постоянство.

Пожалуй, более реалистичен Кранах-старший был в портретах детских, хотя их написано им всего-то два. Саксонские принц и принцесса, два ребёнка в одеждах взрослых дворян, смотрят на нас с чуть условных, но вполне живых изображений.

Портрет саксонского принца

Портрет саксонского принца

А ещё у художника есть масса картин на библейские темы и даже на сюжеты из античности. На этих полотнах интересен, кроме прочего, пейзажный фон, ибо Кранах-старший считается одним из основателей североевропейского пейзажа. Но именно пейзажи на его картинах очень своеобразны.

Перспектива на них, в общем, есть, но зрителя не покидает ощущение, что все эти леса и горы на заднем плане — фантазийны и условны. Пожалуй, в чём-то они даже сродни пейзажам Леонардо, кроме двух моментов. В отличие от художников итальянского Возрождения, которым приходилось «выкручиваться», всевозможными способами маскируя отсутствие в их распоряжении стабильного зелёного пигмента, у Кранаха проблем с зелёным цветом нет. Но нет в его произведениях и атмосферной дымки. Художник словно бы задался целью не отдавать перспективе ни детали, и на горизонте мельчайшие листочки на деревьях выписаны у него так же тщательно, как на первом плане.

«Суд Париса», 1528 г., музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Суд Париса», 1528 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И ещё. Пожалуй, именно на этих сюжетных, многофигурных композициях немецкого художника заканчивается Возрождение и начинается маньеризм. Потому что главная примета, по которой можно отличить маньеризм в живописи, — «всё слишком беспокойно и сложно».

Бесконечные Венеры и обнажённые Лукреции, которыми наводнила немецкую живопись мастерская Кранаха, сочетают какую-то неуместную откровенность с необъяснимой напряжённостью, где эротика и мистика переплетены так тесно, что иногда одна заменяет другую.

Как вариант, привычные сюжеты оправлены в необъяснимо сложную композицию, которая способна вызвать лишь возглас: «Слишком много деталей».

«Распятие Христа». 1503. Старая пинакотека, Мюнхен

«Распятие Христа», 1503 год. Старая пинакотека, Мюнхен

Одним из продолжателей отцовского дела стал Лукас Кранах-младший. Впрочем, отделить творчество сына от отца временами так сложно, что всевозможные атласы их часто путают. И это неслучайно: много лет пробыв подмастерьем в отцовской мастерской, Лукас-младший начал с того, что копировал отцовские картины и создавал многочисленные их варианты. Сходных или едва различных полотен так много, что порой трудно сказать, кому принадлежит тот или иной сюжет — сыну или всё-таки отцу.

И вновь перед нами — обнажённые Лукреции, фривольные Венеры и рыжеволосые дамы с лисьими глазами. И ещё — библейские сюжеты, в которых древнепалестинского нет совсем.

«Христос и грешница». Государственный Эрмитаж

«Христос и грешница». Государственный Эрмитаж

Посмотрите на «Христа и грешницу» Лукаса-младшего (вариант этой картины есть и у отца). Изображение Христа здесь, в целом, привычно. Старательно выписаны образы апостолов — видно, что художник неплохо понимает, кто из них — кто, и старается выдержать достоверность. Но дальше с эпохами начинается явная путаница, потому что легионеры в кирасах здесь — никакие не легионеры, а обычные немецкие бюргеры. И даже головные уборы свои они принесли в картину из XVI века.

Более того, кроме грешницы — очередной лисоглазой дамы — здесь очень легко понять, кто из персонажей отрицательный. Ведь лица легионеров написаны с таким гротеском, словно бы они сошли с полотен другого художника — Иеронима Босха.

Да, похоже гармония и радость Возрождения остались где-то позади. Беспокойное это всё-таки было время — немецкий XVI век.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
новые старые популярные
kiriniya

Время, может, и было беспокойное, а вот от созерцания картин старых мастеров мне всегда хорошо. Как будто душа разглаживается и утишается. Отчего так? Лисоглазые красавицы бесподобны.

*Natalie

"И помогают стать счастливей картины старых мастеров" (с).:)

kiriniya

Вот, что-то реально в этом есть, это не личный вывих или ошибка восприятия, правда? Интересно, что же это?

jane

Они загадочны (картины, герои, сюжеты), есть некоторая странность.

елена к

В "Кардинала перед распятием" такой пейзаж красивый)

Малинка

Спасибо! Очень интересно!

Maria_Francesca
Maria_Francesca

О, назвать это время немирным значит сильно преуменьшить 🙂 Как почитаешь — реально светапреставление. Это было начало Нового Времени, того мира, который мы знаем. И, соответственно, конец мира старого. И то, и другое мучительно. Кажется, сквозь века я слышу отголосок этой боли…

Ta_ennaya

А потом было барокко.

Emilya

Спасибо за обогащенную профессиональным комментарием экскурсию. Было очень заманчиво!))))

Похожие статьи