Мне было около 8 лет, и весь класс должны были принимать в пионеры. На 7 ноября принимали отличников и хорошистов. Для них готовили праздник — планировалось позвать ветеранов, дарить цветы, читать стихи. Троечникам и оставшемуся второгоднику хотели по-тихому, скромненько, в классе повязать галстук на шею и отпустить с миром.

Я болела неделю и не выучила клятву. Поэтому в тот день, утром, могло решиться — в какую группу я попаду. Накануне, придя из школы домой, я встала на колени, сложила пальцы щепотью. В то время не было никакой прямой информации о том, как молиться. Но девица я была начитанная, и в советских бодрых книгах, в которых критиковалось всё церковное,  извлекала крупицы знаний. Так вот — перекрестилась, и лбом об пол, да так, чтобы побольнее. На тот момент мне казалось — чем больней, тем Бог быстрее услышит. Исправно мой лоб с громким стуком соприкасался с полом — целых три раза, как должно.
На следующее утро меня не приняли.

Опыт запомнился. Как возможный путь обращения к кому-то в трудности.

Девяностые. Страх. Болезнь мамы. Страх. Ужас. Одиночество. Кругом враги — со слов мамы.

Церковь стала защитой от страха. Но только если точно, до мельчайших деталей, выполняешь обряды. Иначе — колдуны, апокалипсис, чернота, бесовщина. Страшные сны. Ведьмы хотят заполучить мою душу. Пытаюсь перекреститься, изо всех сил пытаюсь поднять руку — не могу, как ватная, не послушная, не моя. А Это все ближе.

Ходила в церковь. Нравилась принадлежность к чему-то недоступному для остальных людей. На Пасху ходила одна, мне было 13 лет. С таким благообразным личиком. Вдохновенным.

Гордыня. Обладание внутри чем-то недоступным для остальных людей. И первые службы в храмах часов с 8 утра до 15-16. Исповедающихся море, долгие проповеди. И шепот — ах тебе плохо в храме – это бесы, бесы.

Обманывала в первую очередь саму себя. Самообман.

Вижу очень многих, да что говорить, всех знакомых, которые ходят в храм. Они остановились в развитии. Пытаются казаться, а не быть. Я очень люблю этих людей, но не могу брать с них пример. Для них главное — отходить в храм каждое воскресенье. Если не ходишь, пытаются на тебя воздействовать манипулятивным образом — рассказами о тех, кто не ходит и как им плохо. Кругом все плохо, мир во зле лежит. Спасение только в церкви. На самом деле я не вижу разницы между людьми вне ограды церкви и в ней. Только те, кто в церкви, более горды и надменны, смотрят на остальных с чувством превосходства — как, может быть, городской житель смотрит на бомжей. С чувством презрения, но как бы никуда не денешься, надо терпеть.

Не хочу врать. Себе в первую очередь. Бог если любит, то поймет. Мне нужно время.
Не хочу лицемерить. Уж достаточно лет ходила в храм и ждала, что что-то откроется. На все вопросы — один ответ:  «Молись, деточка».

Если нет кризисов веры, то нет и самой веры. Вера должна расти. Я уже выросла из одежды новоначального, но еще не пришла к сердечной вере.

Знания есть. Антония Сурожского читала раньше.  Его книгу с дарственной надписью нам подарил священник, который и венчал нас. Читала с благоговением. Читала вслух мужу, читала своему зачатому ребенку. Сейчас этому ребенку 10 лет. И он ненавидит воскресную школу, потому что там преподает суперзамечательный театральный режиссер и педагог, поэт и сценарист. Он ставит спектакли в филармонии с участием наших детей. У него такие чудесные морализаторские истории вкупе со странными педагогическими методами, что я одобряю стремления моих детей не посещать эту школу.

Я взяла тайм-аут, чтобы прислушаться к себе и понять, что же я чувствую и хочу. Ведь я не копирка какого-либо святого, не клон и не робот.

Мне дана свобода выбора,  и я хочу ею воспользоваться. Поверить в себя хочу, несмотря на утверждения, что и мысли у нас подвержены бесовскому воздействию, что лучше руководствоваться святоотеческой литературой. На голову кокошник, глаза в пол, юбку еще ниже.

Мне нужен период тишины, чтобы на меня не давили, чтобы в меня верили. Это ведь так важно.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

новые старые популярные
Ni-ka

А встречи словно и не было. Молись, реально, помогает, если молитва идет от сердца, а не звучит заклинанием, чем больше прочту — тем надежнее. В этом полная противоположность старых священников, перенимавших опыт у потомст. священников, кот-е, когда меньше всего ждешь, могут сказать: "Читай правило пр. Серафима", а потом напротив благословить вычитывать акафисты с канонами, и большой части рукоположенных на скорую руку, те и рады бы, а не умеют, не дано, нет опыта, уверенности, и могут на человека в унынии/сомнении нагрузить бремена неудобоносимые, причем не из-за какой-то злокозненности, а просто по нехватке качеств. Бывают и оч молодые священники из невоцерк семьи,… Читать далее »

MaryNightingale

ППКС. Как говорят англичане — I could not agree more).

Ni-ka

"Не хочу лицемерить. Уж достаточно лет ходила в храм и ждала, что что-то откроется. " А где Вы вычитали или откуда появилась убежденность, что "что-то должно открыться"??? Экзальтированность, опыт откровений, явлений, голосов почти всем и каждому как-то присущ католицизму. У нас все намного больше подвергается сомнению: если считаешь, что тебе было откровение, прелесть по % чаще, нежели Откровения. "Бог если любит, то поймет." Господь, действительно любит, а когда в Его любви сомневаются, то это страшно. Только наличие божественной Любви не является гарантией, словно над тобой раскрыли зонтик, а ты можешь совать пальцы в розетку, лезть в реактор и кричать, как… Читать далее »

Женщина

Религия- это связь. Человеку нужна увереннность в том, что его слышат, ему отвечают. Не через голоса, видения и прочее в подобном роде, конечно же, а именно по внутреннему ощущению. Если он не ощущает диалога с Богом, выстаивание служб, чтение молитв, посты становятся лишь внешней формой, которую просто невозможно выдерживать. И честный человек все внешнее оставит. Пока не обретет живые личные отношения с Богом, не ответит для себя на вопросы: зачем это все? Кто для меня Христос? Где Он в моей жизни?

MaryNightingale

Не поняла, что уж такого крамольного в комментарии Ники, что аж три минуса поставили.

Лариса
Лариса

Спасибо большое автору!! Как знакомо, понятно…. и так правильно, у каждого своя дорога, главное, чтобы она вела к Богу, к Богу в душе и в делах, а не напоказ и по воскресеньям. Сколько остановок и пересадок мы сделаем на пути — решать, чувствовать, переживать только нам.

Cordelia1981
Cordelia1981

Светлана, какая откровенная, честная статья, спасибо Вам! При том, что я верю, что спасение — только в Церкви, я подпишусь обеими руками под словами: "На самом деле я не вижу разницы между людьми вне ограды церкви и в ней". Я тоже не вижу, в том смысле, что все мы — Божьи и для Него любимы и дороги, а если верующему человеку дается больше сил для любви к ближнему, то они именно что даются извне, а не становятся присущи ему самому. И мне кажется искусственным выделение таких православных анклавов в миру, которое еще и слишком часто становится противопоставлением: "православное предпринимательство", "православное… Читать далее »

Annavic

Конечно, ведь в Евангелии сказано, что мы — соль земли, и ещё что наш свет должен светить перед людьми (к своему стыду не могу точно процитировать). Как же мы можем отгородиться? Это уже будет клуб по интересам какой-то, а не Христианство.

Annavic

А Вы не пробовали меньше с прихожанами Вашего прихода общаться? Я для себя уже решила, что надо не всякие странные вещи слушать, а непосредственно читать Евангелие — слова Самого Бога то есть. У Вас наверное "передозировка" показного благочестия каких-то людей. А хочется духовного, настоящего Христианства, наверное.. Так давайте идти в Церковь за Богом, а не про "платок на голову, юбку в пол" слушать. А почему в пол? У меня до колена (а если с работы)? Просто странно так, я думала, что это уже ушло в небытие, и сама с таким не сталкивалась. Да не обращайте вы внимание, это же абсурд,… Читать далее »

Ni-ka

обычно в воскресную школу водят, чтоб снять с себя обязанность рассказать ребенку о Боге.
Или по нехватке знаний и уверенности или по лености
Или для того, чтоб ребенок дружил с тем, с кем хотят родители, чтоб сформировать круг общения.
Ну иногда по благословению, проблема в том, что зачастую выглядит так: я хочу это делать -благословите.
Если сын захочет ходить в воскресную школу снова — замечательно.
Нет — не стоит давить, равно как и обесценивать то, что он там все-таки получил

Платиновый Кот

Ха, впервые слышу чтобы в Воскресную школу водили от лени! Это что-то новое… От лени обычно включают детям телевизор и идут на балкон пить пиво.

Я бы предположила, что от страха ответственности. Там научат вере, а мы с себя снимаем ответственность.

Annavic

А по поводу людей за оградой и вне : я тоже не вижу разницы. И Вы знаете, что меня утешает? Какой-то святой сказал, что мы в Церкви — не святые, а спасающиеся грешники. То есть попросту больные, которые лечаться. А Святые — уже спасшиеся люди, они уже на Небесах, с Богом, созрели и ждут нас. В этом и была моя проблема, разочарование : "Я думала, они все святые, а они обычные грешники". Так и должно быть — это нормально. Этот святой отец (не помню какой) прямо указал на этот факт. А иначе бы они уже созрели для вечности, и их… Читать далее »

Annavic

И в храме главное — Евхаристия, соединение со Христом, разве нет? При чём здесь воскресные школы (даже не знаю, что это такое), "кругом плохо, мир во зле", и т.д. Да отбросьте Вы весь этот ворох второстепенных вещей, а смотрите на Главное. Мне легче, я заграницей. У нас в храме ни бабушек, ни чего такого ))).

Annavic

А если плохо в храме, так вам душно было. Если плохо не становится при любом заходе в Храм (как одному моему знакомому), дело наверное было не в бесах. 🙂 Просто странные вещи такие, кто Вам всего этого тогда наговорил? Если по горячности и только начинали духовную жизнь, так это опять же нормально и наоборот даже очень мило, по-моему, зачем же так трагично — "самообман". Естественные этапы духовной жизни.

Annavic

А моё "личико вдохновенное" меня ещё как раздражает, как вспомню, для себя решила — пока не замечу, что меняюсь изнутри, прикидываться "смиренной овечкой" не буду, а иначе лицемерие одно. Да и не похоже, неестественно выглядит, ведь это уже не я. Противен как-то стал этот отказ от самой себя + лицемерие впридачу.

Svetlana

У каждого своя дорога к Богу. И кто может из нас сказать, что его дорога правильнее? Иуда был учеником Христа, видел Его дела, слышал Его проповеди и — предал. А разбойник, всю жизнь живший в грехе, первым вошел в рай, покаявшись. Имеем ли мы право говорить что-то о других? В каждом человеке есть образ Божий. Его и надо искать. Тогда мир станет другим, и люди тоже. Помоги, Господи , всем нам, ищущим Тебя.

Похожие статьи