Я — нищеброд. Неприятное слово, резкое. Однако точное. Об этом не принято говорить и писать, это стыдно и неприлично, наоборот, — принято всеми силами, айфонами, фильтрами и соцсетями создавать имидж успешного и состоятельного человека, у которого «все хорошо». Вот фотки из Чехии, вот — Таиланд, а это мы недавно в Финку за продуктами сгоняли…

Одна тонкость: попробуйте позвонить владельцу такого аккаунта и одолжить у него денег. В ответ что будет? Именно. «Денег сейчас нет», «время такое» и т.п. Одна из самых восхитительных причин отказа дать в долг пару тысяч рублей была только что купленная за 250 тысяч шуба.

Если честно, я просто завидую. Тоже так хочу. Очень. И в Чехию, и на юг. И жене шубу «в пол», себе машину большую, а семье квартиру в Пушкине.

Одна проблема, я нищеброд. Чтобы сразу определиться с термином: в моем понимании «нищеброд» — это когда много лет не покупал никакой мебели и бытовой техники (включая настольные лампы), никуда не ездил отдыхать; когда постоянные долги по ЖКХ (и не потому что «забыл» или «времени нет»); когда две тысячи, подаренные родителями жены, — ощутимая помощь семейному бюджету; когда уже нет денег на кредитных картах (в которые давал себе твердое обещание не залезать без крайней нужды) и звонишь знакомым одолжить тысячу на продукты, а у них тоже нет.

Причем у этих — реально нет, потому что они тоже — нищеброды.

И вот тут интересную закономерность я заметил. Те, у кого денег нет, но есть инстаграм с Таиландом и шуба, — неправославные. А вот те, которые и дали бы эту несчастную тысячу, да у самих нет, — православные. В чем тут дело? Лично во мне и конкретно в моем православном окружении, а в других приходах дела обстоят по-другому? Или в том, что миром правит князь тьмы, который злится на нас, детей света, и перекрывает нам кислород? А может, вера во Христа и достаток несовместимы? Может, это сам Господь, готовя нас к Своему Царствию, денег не дает, потому что видит, что с тугим кошельком мы в игольное ушко не пролезем?

Есть у меня один православный знакомый, у которого многодетная семья и которому очень нужны деньги. Это не я придумал, он сам об этом постоянно говорит. Так вот, однажды я хотел перевести ему деньги на карточку. Он сказал, что у него карточки нет, потому что она ему не нужна. Как не нужна, удивился я, вот, я хочу дать тебе деньги, у меня нет наличности, и я технически не могу это сделать?!

Тут я вспомнил свои 11 лет в храме. Была ли у меня такая «карточка», куда Бог мог бы перевести мне деньги? Опа… Во всяком случае, первые годы воцерковления — точно не было. Тогда храм стал для меня отличным местом, чтобы прятаться от Бога. Прятаться от реальности, ответственности, других людей и самого себя. От света, на котором были слишком заметны мои болячки. Я убежал в сумрак храма, со всех сторон обложившись книжками, иконами, молитвословами и акафистами. Я отрастил волосы и спрятался за бородой. Я одевался как чмо — но меня это не беспокоило, наоборот, в этом был подвиг и вызов бессмысленному блеску мишуры погибающего мира… К чему тратить время, внимание и деньги на внешний вид — это ведь не главное. Я отлично себя чувствовал среди таких же, как я, неухоженных и некрасивых людей. Некрасивых — не в смысле особенностей строения тела, черт лица или физических дефектов, нет! Я имею в виду нечесаные волосы, серо-коричневую одежду не по размеру и такое же выражение лица. Я думал, это такой культурный код, в котором зашит суровый и бескомпромиссный выбор между православием и антиперспирантом.

Тогда, 11 лет назад, у меня все было плохо, я остался без денег, друзей, работы и здоровья, зато с долгами, больными детьми и браком на грани развода. Я был на дне. А в храме я сразу нашел объяснение всем своим проблемам! Боль и злоба, обида на весь мир и чувство собственной исключительности — все сразу же встало на свои места. Ну конечно! Миром правит сатана, вот почему у меня ничего не получилось! «Злато – зло», успех, достаток и радость не для меня, блаженны изгнанные, нищие и плачущие! Мои трусость и угодничество оказались «кротостью и смирением», а лень и безответственность — «доверием Богу». Мне очень понравилось «не заботиться и не печься», а особенно — «само приложится». Это так удобно: оставить дома жену с детьми и пойти молиться Богу! Так просто — оправдывать свои неудачи цитатами из святых отцов, так уютно — надеть наушники с лекциями и проповедями, чтобы не слышать того, что творится вокруг. Пусть жена ест капусту (по праздникам — морскую, в ней много йода) — здоровее будет, а дети играют деревянными кубиками, ведь мониторы компьютеров — это окна в ад!

Реально, это очень удобно.

А еще отличная тема — когда другие меня просят что-то сделать бесплатно. Мне это всегда проще, чем зарабатывать деньги или потрудиться дома. Тут я получаю многоуровневую выгоду. Во-первых, поднимаю самооценку и чувствую себя нужным. Во-вторых, нет ответственности: сделал, как смог, и в такие сроки, как получилось. А самое главное — я делаю богоугодное дело, занимаюсь «благотворительностью», «помощью ближнему» или «служением». В общем, спасаюсь. Не то что эти, которые в Бога не верят и деньги зарабатывают. Впрочем, «спаси Господи, я, в отличие от некоторых, не горжусь и никого не осуждаю». А семья… О ней Бог позаботится. Мы ж — лилии… Мы — семья лилий, так что не парьтесь и радуйтесь, и пусть нам сам царь Соломон завидует.

Так прошло несколько лет, пока до меня не стало доходить, что это — нечестно.

Что если я отдал Богу свою жизнь, то она уже мне не принадлежит, и я просто не имею права так беспечно относиться к Хозяйскому добру, так по-цыгански разбазаривать свои ресурсы! Теперь это уже не мое время, не мои тело, лицо, здоровье, таланты и силы!

Я отдал Богу свою жизнь, а Он вручил мне семью и весь мир, чтобы я о них позаботился. И если в этом мире существует такая энергия, как деньги, то мое смирение будет заключаться в том, чтобы принять реальность такой, какая она есть, вместе с материальной средой и товарно-денежными отношениями.

Может быть, стоит набраться мужества и сказать «нет» очередной бесплатной работе и «благотворительности» и сотворить что-нибудь за деньги? Может, стоит иногда пропустить Мариино стояние, постояв это время вместо жены у раковины и плиты? Может быть, пора позаботиться о своем (впрочем, теперь уже Божьем) здоровье, заняться спортом и выступить на соревнованиях, прославляя Бога и Его могущество? Может быть, мне стоит приходить в храм красивым и нарядным? Разве я имею право проявлять неуважение к той красоте, которой меня, как и каждого человека, одарил Сам Бог? Теперь это уже моя ответственность — эту красоту обнаружить, отмыть, отогреть и принести в храм, чтобы благодарить Творца. А потом нести дальше, чтобы те дети Божии, которые пока в стране далече, смогли увидеть в моих глазах Вифлеемский свет и поскорее вернуться домой.

Уверен, мой Вифлеемский свет найдет себе прекрасное выражение не только в сиянии глаз, добром слове, сердечном тепле и молитве, но и в купюре, которую я дам батюшке, и в материальной помощи, которую смогу оказать тем, кто в ней нуждается, и в паре красивых теплых зимних сапог, которые вместо очередного платка получит моя дорогая и любимая жена на Рождество.

В общем, мое новоначальное отношение к материальным ценностям изменилось.

Я стал уважать деньги. Правда, статус пока остался прежним — нищеброд. Уже не такой лютый, как раньше, но тем не менее. Сегодня я учусь этого не стесняться, потому что со своей стороны честно делаю все возможное, чтобы моя семья жила в достатке.

А уж как получится — знает только Бог. Ему виднее, что и когда мне нужно. Возможно, Он так и не благословит меня богатством. Возможно, Он считает, что я и так богат, от слова «Бог», и что достаточно для меня Его благодати — ведь Он уже дал мне любимую и любящую красавицу-жену, троих чудесных детей, здоровье, любимое дело и возможность высыпаться. И если бы передо мной встал выбор — ни один из вышеперечисленных даров я не променял бы ни на какие деньги.

А нищебродство… Боже, если не дашь мне денег, тогда, пожалуйста, дай мне смирение воспринимать их отсутствие как Твое благословение, Твой дар и Твою любовь! Хотя, конечно, очень хочется к морю и большой телевизор…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, актер кино, сценарист, общественный деятель. Многодетный отец, спортсмен, автор и ведущий социальных проектов, направленных на поддержку и помощь детям-инвалидам, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, а также семьям тех, кто страдает от алкогольной или наркотической зависимости.

Другие статьи автора
21 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
Korolek

Очень тонко подмечено. К сожалению в православной среде есть и другая крайность: любители халявы.

Тема сложная и болезненная, но написано живо, легко и весело. Особенно смеялась над «семьей лилий». Да, если бы все было так просто, как в этой метафоре. Прекрасно описана проблема: и внешняя и внутренняя и выход из неё. Деньги и правда, всего лишь часть действительности. И отрицать их, означает отрицать эту действительность. Да, ими можно заболеть, так же как и остальными гранями этой жизни. Как идти со Христом в эту действительность, а не убегать от действительности в христианство, превращая его в миф — задача для всех нас. Мы решаем ее на протяжении всей жизни.

Loreleya

Качественный шерстяной платок может стоить столько же, сколько сапоги)), а участие в соревновании вряд ли прославит Бога, лучше два дня подряд в хозяйстве жене помогите. Но посыл статьи мы поняли.

БлагоДарю!!!

Недавно в статье на Правмире очень в точку был совет одного священника. Он привел пословицу: «Сначала долги отдай, а потом дары приноси». Мне вот очень в тему: прежде чем концерты организовывать, сделай домашние дела.

Вот если дело правда любимое, то это огромное счастье. Потому что когда для «хлеба насущного» занимаешься тем, чем не горишь — это выматывает тяжелее, чем любая грязная посуда. И даже одна невымытая тарелка вечером, когда приходишь с нелюбимой работы, способна превратиться в драму и катастрофу.

lilu

Никита,спасибо Вам за искренность,прямоту! Статья понравилась,»ударила» по стрункам души. Помогла честнее взглянуть на себя и стать ещё капельку смелее,взрослее,ответственнее и благодарнее Богу!

9501972666@mail.ru

Добрый День Никита, Как то вы меня зацепили, что-ли… У меня есть очень верующая подруга, я верующая но в церковь хожу не часто… Действительно моя семья со стороны «обеспеченная».. ЕЕ нет живут на 50% на то что пожертвуют другие верующие. Основная наша разница в том что я не на кого не надеюсь, если есть возможность заработать дополнительно 100 р. никогда не откажусь.. У меня четверо детей каждому что то нужно (двое правда сами зарабатывают, но это не имеет значения помощь всегда не помешает). На болячки не жалуюсь нет денег на продукты могу шедевр из картошки приготовить. Нет мяса держу куриц… Читать далее »

не переживайте за невозможность посетить церковь — бог в душе и сердце, а не на виду у других. удачи вам!

Basil

Почему то, так легче думать, что все православные бедные, а неправославные богатые. Недавно смотрел передачу про воскресную школу на телеканале «Спас», где юный воспитанник утверждал, что богатый человек по-умолчанию плохой и злой и он то, гад такой, точно не спасется. Благосостояние это тоже крест и многие мои знакомые богачи, между прочим очень верующие люди, принимают его с большим трудом. Попробуй-ка духовно не развратиться, когда у тебя безлимитная дебетовая карта.

вы правы.

Katy

Когда у вас появятся деньги на путешествия, вы увидите и удивитесь, как много людей в мире живут в вере и при этом в достатке и даже, по нашим меркам, в богатстве. Никак не пойму, и с каждым годом все больше печалюсь, откуда именно в православии такая линия ненависти или отрицания богатства, денег, достатка и всего, что с этим связано.

Хотя, в других культурах люди — дети божьи, а не рабы, и Господь у них хочет, чтобы люди были счастливы, а не страдали во имя спасения. Наверное, оттуда корни тянутся.

с вами согласна полностью.

Похожие статьи