Елизавета Залегина – художник, преподаватель композиции, рисунка и живописи. Ее работы участвовали во многих выставках. А еще она – счастливая жена и молодая мама десятимесячного сына. Мы сидим на ее кухне в обществе нахального кота и итальянских блюд и беседуем о женских образах в ее картинах и о разных этапах ее жизненной истории.

— Лиза, как появилась картина «Юдифь»?

— Эта картина последняя в серии, которую я создавала несколько лет. Когда я ее начала, это была еще не серия, а просто попытка заниматься живописью не совсем такой, какой меня учили. Мои школьные, студенческие работы абсолютно реалистичны, все свои пятерки я тогда и получила. А тут — попытка заняться другой живописью, и  не без влияния одного хорошего художника.

Вообще, женщина в изобразительном искусстве — это такое существо, которое не может похвастаться оторванностью от реальности, как мужчина. Даже есть такая фраза: «Жена-художник — горе в семье» (улыбается).

А «жена художника» — это тоже особый тип женщины?

— Вообще она и должна быть только лишь «женой художника», а не сама еще и ваять. Неправильно это, не женское это дело. Женщине надо заниматься другими вещами, это все знают. Но когда ей больше заняться нечем, то она может с успехом заняться и живописью.

Я ориентировалась на то, чтобы было красиво. Кроме того, на момент создания этой картины у меня было особое отношение к мужскому полу, негативное.

После развода?

— Я развелась-то не потому, что к мужскому полу плохо относилась. Но это был период одиночества. Я находилась в активном поиске и испытывала одни сплошные разочарования. Знакомилась — не то, не то, не то… Думала: «Господи, ну что же они все-то такие? Где же нормальные?» Я совершенно четко знала, какой мужчина мне нужен, могла его подробно описать. Может быть, это меня и спасло — в итоге я его встретила. Я понимала, что людей с таким набором качеств не бывает, что я буду одна, потому что если я такого не найду, то на меньшее я не согласна.

А Юдифь — она что? Она же героиня еврейского народа, но при этом — подлый убийца. Прокралась, обманула, напоила Олоферна, отрубила ему голову, деморализовала армию противника. Все ей сошло с рук, и, более того, она — героиня.

Время прошло, но она меня не раздражает. Значит, что-то в ней есть такое, что имеет право на жизнь.

Елизавета Залегина, «Юдифь»

А «Плащаница»?

— А «Плащаница» — дело другое. Там вложено столько! Я ездила в монастыри за поиском вдохновения, потому что я оглянулась вокруг — вдохновение брать неоткуда. Результатом поездок стала серия литографий. Одна из картинок той серии показалась мне особенно интересной, но материал, в котором я ее делала, не давал возможности вполне выразить мысль, которую я хотела выразить. Пришлось взяться за большую работу.

Это как раз понимание того, какой должна быть женщина по отношению к своему мужчине. Кроткая, одухотворенная, даже не «рукодельная», а, скорее, талантливая, погруженная и в себя, и в этого мужчину. Это состояние я в себе воспитываю всю сознательную жизнь. Мне кажется, что все несчастья у женщин происходят из-за того, что они не хотят мириться с этой позицией. Они не хотят быть кроткими, хотят быть строптивыми, самыми умными, самыми прогрессивными.

Елизавета Залегина, «Плащаница»

А женщина должна быть замужем — за мужем. Если она что-то из себя представляет, то это прекрасно, в этом нет никакого противоречия. Но все равно она должна понимать, что ее миссия состоит не в том, чтобы выразить свою самость, а в том, чтобы служить мужчине. Мужчина служит Богу, Отечеству, а женщина служит мужчине. Тогда все нормально.

Но в том-то весь и ужас, что нельзя служить какому угодно мужчине только потому, что он на свет родился мужчиной. Вот тут-то и начинаются противоречия: а как женщине жить без мужчины? Потому многие и уходят в монастырь. К Единственному своему — Жениху Небесному. Я для себя не исключала этот путь, как бы это сейчас напыщенно ни звучало. Когда начинаешь серьезно относиться к поиску мужчины и понимаешь, что этот поиск ни к чему не приводит, в итоге можно просто разрушить себя, разменяться на человека, который того недостоин, и страшно себя потерять.

Я пыталась, искренне пыталась на какие-то вещи закрывать глаза, но в каждом новом мужчине, который появлялся в моей жизни, я видела: это всё не то! Очень многие женщины согласны на компромиссы, очень многие идут по тому принципу, что «хоть плохонький, да мой». Потом всю жизнь страдают, говорят: «Ну что же мне так не повезло!» Дорогая, а чего ты хотела? Ты его выбрала. Ты сказала, что тебя это устраивает. Почему ты решила, что он вдруг изменится, и изменится в лучшую сторону? Очень часто мужчины меняются только в худшую сторону.

Очень многие женщины вообще не задумываются над моментом выбора: она ему понравилась и она счастлива этим — его выбором. Свой собственный выбор она не делает. Она соглашается: ну, раз он меня выбрал, значит, я достаточно хороша, он тоже не дурак, стерпится-слюбится. А потом проходят годы, и они удивляются, как вообще могли быть с этим человеком связаны — у них же ничего общего нет. Я считаю это мифом — что люди с годами друг к другу притираются. Если люди сразу друг друга в чем-то раздражают — неважно, говорят они об этом или нет — то это раздражение с годами никуда не денется. Оно просто будет копиться, копиться, копиться, а потом выливаться в серьезные разборки.

О своем нынешнем муже я не могу сказать, что он лишен недостатков — нет. Они, конечно, есть, но они меня умиляют. Когда я довольно быстро поймала себя на этой мысли, я поняла, что это мой человек. Потому что в других случаях ты видишь у человека недостаток и думаешь: ну ладно, исправим, ну, стерпим. Ничего подобного. С каждым годом все будет зудеть еще больше. Раньше я пыталась на что-то закрывать глаза, но ты же не можешь вечно притворяться? Из философии этой картины появилась моя философия отношений мужчины и женщины.

Все проблемы современного общества заключаются, на мой взгляд, в том, что мужчины и женщины не могут договориться о ролях. Они друг друга не слышат. Даже не в том смысле, что в основном мужчины занимают руководящие должности в политике, а в том, что нет какого-то правильного взаимного уважения, правильного внимания к нуждам и потребностям другого пола.

Когда я наблюдаю несчастные брачные союзы, то всегда хочется спросить: «А зачем вообще вы сошлись?»

— И странный вопрос: почему ты решила стать мамой?

— Почему я решила? Правильнее задать вопрос — почему я раньше этого не сделала? Потому что не было такого мужчины, от которого хотелось бы рожать детей. А когда он появился, все оказалось намного сложнее, чем я предполагала. Мы практически сразу решили ребенка родить, но ничего не получилось — первую беременность я потеряла. Потом какое-то время врачи не разрешали беременеть, а когда стало можно — не получалось. И когда я уже окончательно махнула рукой и решила, что, наверное, не судьба мне быть матерью, вдруг — раз, и я узнаю, что беременна.

Я никогда не боролась со своей способностью забеременеть, не делала абортов — я просто не хотела быть матерью. Нет, неправильно — я хотела ребенка, но в условиях хорошей семьи. Некоторые женщины насчет семьи не заморачиваются — был бы ребенок. Я понимала, что ребенка одна не потяну, на своих родителей в этом вопросе не рассчитывала и не рассчитываю. Не то чтобы я решила, что пора, просто поняла, что все — если я не сделаю этого сейчас, то опоздаю. Это было бы ужасно.

С таким человеком, как мой муж, только детей и рожать. Сейчас, наверное, уже не получится по здоровью, а то я еще бы родила и второго, и третьего.

Пока не было детей, надо было в чем-то себя реализовывать. Это даже не сублимация — это занятие.

Дело в том, что когда я еще находилась, как говорится, «в активном поиске» и даже отчаялась, можно сказать, найти себе спутника жизни, мои друзья порекомендовали мне обратиться к одной женщине, которая может посоветовать и помочь. А у меня была проблема следующего характера: я рассталась с человеком и очень сомневалась, правильно ли я сделала. Рассталась я очень резко, можно сказать, по живому отрезала.

Мы, женщины, — очень слабые. Мы сначала делаем, а потом начинаем сомневаться, жалеть, а не нужно ли его назад возвращать. Она мне сказала, что мне нужно обязательно найти икону «Взыскание погибших», что это «моя» икона и даже не просто моя, а именно та, которая мне поможет. Я говорю: «А где я такую икону могу найти? У нас ведь в Москве много храмов». Она ответила: «Не знаю, поспрашивайте у людей». И вообще она сказала, что нужно внимательно слушать, обращать внимание на некие знаки. Советов она мне много надавала, и надо сказать, что все, что она мне говорила, сбылось. Она мне предсказала, что один год будет такой, другой — такой, третий — такой. И только через пять лет я обрету гармонию. Я вообще была в ужасе, потому что на тот момент мне было уже 33 года.

Как-то я еду с работы, выхожу из метро в сторону маршрутки. Сейчас я езжу домой от «Площади Ильича», а раньше такой маршрутки не было, я ездила от «Марксистской» по улице Таганской. И тут женщины две стоят, разговаривают. Одна другой говорит: сейчас пойдете и идите, вот так вот, прямо-прямо-прямо. И я вдруг как-то поняла, что она это говорит мне. Что это мне надо туда идти — прямо-прямо-прямо. Я понимаю, что она говорит о Покровском монастыре, где находятся мощи блаженной Матроны.

Я прямо в первый день туда не пошла, но подумала, что надо сходить. Я там не была, хотя жила в этом районе уже несколько лет. Это сейчас там стоят сумасшедшие очереди, а тогда, несколько лет назад, очередь была гораздо короче.

Подхожу и думаю, как мне в храм попасть. Подхожу к киоску купить свечки, а киоск на улице. Смотрю, там продают иконы блаженной Матроны, Христа Спасителя и икону Божией Матери, к которой я так приглядываюсь и вижу, что написано «Взыскание Погибших». Я очень сильно удивилась, спросила, почему именно эта икона здесь продается. Мне ответили, что она находится здесь в храме. Я пошла в храм, хотя даже не уточнила, где именно в храме висит эта икона.

Вижу — перед входом в храм стоит небольшая очередь людей. Я подумала: неужели народу в храме так много, что все не помещаются? Встала в хвост этой толпы. Потом оказалось, что это была очередь к мощам блаженной Матроны. Я иду к мощам и вдруг вижу: справа висит эта икона. Я ее даже не искала, она сама меня нашла. У меня внутри — какой-то экстаз. Я помолилась и пошла домой.

Пошли эти годы чередой. Опять неудачные встречи, расставания, работа. Потом — встреча с будущим мужем, первая неудачная беременность, которая оказалась замершей. И когда я узнала, что снова беременна, сделала УЗИ, которое это подтвердило, моя первая мысль была: «Надо пойти к Матроне». Муж согласился: «Надо — так надо».

Пришли, а там толпа. Я подумала: «Это потому, что выходной день, лучше приду в будний». Но в будний было еще больше народу. Куда деваться — я была одна, встала в очередь и отстояла ее.

А уже незадолго до того, как мне рожать, я туда решила опять сходить. Люди в очереди стояли по 9, по 10 часов, а я с огромным животом вперлась без очереди. Ничего, пропустили.

Я не мистик, но я верю в судьбу. В то, что если тебе это предначертано, то будь к этому внимательна, не надо от этого отмахиваться. Особенно от таких моментов, как святыни.

— Вижу, что в квартире преподавателя кафедры «графический дизайн» дизайна все вещи очень к месту и безупречно гармонируют друг с другом. Каковы вообще тенденции в современном дизайне?

— Не секрет, что у нас очень долго художественное академическое образование было идеологизировано. Предполагалось, что художник — это не просто тот, кто получил академическое образование, а тот, кто занимался «Искусством дивным» . На Западе такого, конечно, уже нет. Там и школа академическая, можно сказать, умерла, потому что не оказалось потребителя. А здесь основным потребителем, заказчиком очень долго было государство.  И очень большое количество художников жило за счет так называемых госзаказов.

Что интересно: вся бытовая начинка, так называемая красота зданий, бытовых предметов, утвари, даже упаковка — все это на Западе на очень высоком уровне было и остается. А у нас только в последние десятилетия стали на это обращать внимание. Я не вижу в этом никакой тайны. Просто на Западе люди художественно одаренные, получившие специальное образование, занимались в основном дизайном, а у нас тем, что называлось «промышленный дизайн», занималась небольшая горстка людей. Толпы художников писали картины, вся красота уходила в живопись, а не в то бытовое, что нас окружает.

Теперь у нас вроде бы на эту тему задумались, дизайн появился, но все это как-то неуклюже, неправильно, не с того конца, с уже порушенными, уничтоженными корнями. В той же Италии — у них все это от корней никто не отрывал, там никто не глумился над тем, что было, а традицию только наращивали.

Считается, что заказчиками дизайна должны быть потребители. Это ложь. Потребители должны быть достаточно развиты, чтобы воспринимать лучшее и отторгать худшее. Потребителю зачастую вообще все равно, как вещь выглядит, лишь бы она была подешевле.

Насколько важно окружать себя красивыми вещами и как развить к ним вкус?

— Это очень важно, я считаю. Когда я работала в лицее (МАХЛ РАХ), одна наша выпускница поехала в Париж. Ну, казалось бы, Париж и Париж. Привезла оттуда фотоотчет и позвала нас с коллегами смотреть. Сначала я испугалась, что будет скучно, там было более 100 фотографий. Но потом начала смотреть — ни одного плохого кадра. Снимала она не что-то открыточное, а просто все подряд. Дома, улицы, торговые центры, лужайки — все так небестолково, все так продумано. Даже когда это какие-то современные технопропорции. У нее, конечно, еще и особый взгляд на вещи, подготовленный художественным образованием, но все равно.

И еще пример. Как-то мне довелось посмотреть фотографии нестоличного, совершенно провинциального японского городка. Я была в Южно-Сахалинске, а оттуда детей из художественной школы пригласили в Японию, и у них у всех отвисли челюсти. Когда в конце поездки у детей спросили, что им больше всего понравилось, они ответили: «Здесь так чисто!» Но дело даже не в чистоте, хотя это тоже очень важно. Дело в выверенности. Каждое пятно, каждая лужайка, фонарик, заборчик, дверь, окно — все облюбовано, ничто не брошено, все чье-то. Важно, что это кем-то придумано, кем-то ухожено. Там все понимают: это мое.

В наших необъятных просторах, в нашей неухоженной пустоте тоже есть красота, но она где-то теряется.

Спросите любого архитектора — что стало происходить в архитектуре в хрущевские и застойные времена? Пусть до того архитектура была немного странная, имперская, сталинская, но все-таки это была архитектура. А потом как в фильме «Ирония судьбы»: все типовое, безликое, коробочки — вот он, идеал. О каком дизайне тут может быть речь?

Привить вкус можно, научить можно. Это надо воспитывать прямо с детства, открывать детям горизонты, возить их в Европу или в ту же Японию. Ведь при дурном вкусе погоня за красотой, к сожалению, часто превращается в красивость: какие-то безумные цветы из пластиковых бутылок. Все ахают, ставят «Класс!» в «Одноклассниках»: ой, здорово, своими руками сделал! А это на самом деле ужасно.

Человек хочет сделать красиво, но у него корней нет, видения нет, он не знает, как. Я себя еле сдерживаю, чтобы в таких случаях не написать в комментариях гадостей.

Если представить, что в нашей стране не прерывалась бы традиция, то каким бы сейчас был русский дизайн?

— Во-первых, он бы был. Русский дизайн, собственно, при советской власти и перекочевал в Европу, они сами далеко не всё придумали. Конечно, развили, додумали, но корни-то дала Россия. Художников в революцию особо не трогали, были у нас авангардисты и в 20-е, и в 30-е годы. А соцреализм 40-х-70-х годов просто задушил всё это искусство окончательно. Живопись 20-х-30-х — это был новый виток развития, но по известным причинам все инакомыслящие советские художники были вынуждены уйти в подполье или уехать из страны.

Жене, маме, которая выбирает вещи для дома, на что следует обратить внимание, чтобы воспитать у детей хороший вкус?

— Во-первых, нужно обратить внимание на то, что есть такая вещь, которая называется стиль. Вкус — это очень индивидуальное, а стиль — это уже что-то более конкретное. Если критериев измерения вкуса нет, то критерии того, придерживается ли человек стиля, очень даже есть. Очень важно найти в окружающей действительности ориентир. По большому счету, мы практически ничего не создаем с нуля, но все равно от чего-то отталкиваемся. И в этом нет ничего плохого. Творческий человек — это не тот, который вдруг сел и что-то изобрел, а тот, который набрел на какую-то новую жилу в уже существующем месторождении.

Если говорить о стилях, то в своем доме, в своей одежде нужно выбрать какой-то стиль и стараться его придерживаться. Его можно развить, можно стили смешать, но если у тебя есть в голове какое-то представление (например, это может быть минимализм или древнерусский стиль, японский, скандинавский стиль — каждый стиль уникален, временем отточен), то можно развивать это и дальше.

Если же дело касается каких-то визуальных моментов, то это должно быть цветовое сочетание, приятное для глаз.

— А если хочется чего-то не общепринятого? Например, приятным сочетанием кажется зеленое с розовым?

— «Общепринятое» — это не просто что-то, о чем договорились люди. Это какая-то объективная реальность. Не надо забывать, что каждый человек — это отдельная реальность, и у него могут быть свои собственные сдвиги по фазе. Если ты не такой как все, «с чудинкой» — я сейчас в самом плохом смысле слова это говорю — тогда можно все. И вот такие люди как раз двигают прогресс. Но если в тебе этого нет, если другие не считают, что ты не такой, как все, то лучше не выпендриваться. А тот, кто на самом деле не такой, как все — он и спрашивать никого не будет.

У моей знакомой дочь сейчас вошла в переходный возраст и требует, чтобы все в ее комнате было окрашено в черный и красный цвета — обои, мебель. Нужно ли такому желанию подростка идти навстречу?

— Можно. Но, что интересно: все вещи, прежде чем обрести себя в мире, были нарисованы. В этом состоит искусство дизайна. Художники рисуют то, что уже и так есть, а дизайнеры сначала рисуют несуществующую ситуацию, а потом она осуществляется. Все — упаковку, полотенчико — нужно сначала нарисовать, потому что никто не будет ткачихе объяснять на пальцах, какой нужно воплотить рисунок. Сначала нужно сделать эскиз.

Так и с этой девочкой — пусть садится, ищет это все в интернете и делает коллаж. Или рисует, в зависимости от того, что она умеет. Не родители должны это делать, конечно, — это же не их идея. Вот пусть она создаст эскиз, и потом все вместе обсудят это на семейном совете. Если это все «на ура» и всем нравится, то почему бы не воплотить это в жизнь? А если она в процессе творческого поиска увлечется и придумает еще десять вариантов? Для того он и нужен, творческий поиск, чтобы найти. Творчество — это поиск вариантов.

Беседовала Ольга Гуманова

Биографическая справка:

Залегина Елизавета Владимировна, 1973 года рождения.

В 1991 году окончила Московскую среднюю художественную школу при институте им В.И.Сурикова (ныне МАХЛ РАХ). По результатам окончания без экзаменов зачислена в МГХАИ им. В.И.Сурикова.

В 1997 году с отличием кончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова по специальности «Станковая графика».

Лауреат премии «Новые имена» 1991 года. Стипендиат Президентской стипендии за 1998 год.

С 1997 года по 2009 год преподавала «Рисунок» и «Живопись» в Московском академическом художественном лицее РАХ на Архитектурном отделении.

Залегина Е.В. занимается разработкой методик преподавания академического рисунка и живописи. С 1998 года и по сей день, Залегиной Е.В. прочитано более 15-ти семинаров по повышению квалификации и проведены мастер-классы по проблемам преподавания композиции, рисунка и живописи для преподавателей и руководителей Художественных школ и школ Искусств в таких городах России как: Архангельск, Абакан, Петропавловск-Камчатский, Самара, Саяногорск, Саров, Сыктывкар, Тамбов, Томск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск.

С1997 года Залегина Е.В. является участником многих выставок. Член союза художников России с 1998 года.

С 2007 года преподаёт «Рисунок» и «Живопись» в РГУИТП.

Фото из личного архива Елизаветы Залегиной

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
sharapich

Хорошая статья,логическое женское мышление,в наши времена к сожалению редкость..Большинство девушек совершенно иначе представляют свою жизнь.

Фиалка

быть может, это воля/ свобода/ и право самих Девушек представлять Свою Жизнь.
Не люди сами себе, а Бог дал каждому человеку свободную волю и возможность выбора.

Engy13

А у меня вопрос — к такой такой женщине за советом ходила героиня?

Елизавета

к Ольге Владимировне..)) не колдунья, не бойтесь..

Engy13

Это хорошо. А то я забеспокоилась)

Ольга

А как найти Ольгу Владимировну? Очень надо.

Елизавета

к сожалению..или к счастью..я не сохранила её телефон ..Он был записан на листочке, городской телефон…

MaryNightingale

Простите, я не в курсе. А кто такая Ольга Владимировна?

анна хацкевич

а где ее найти?Ольгу Владимировну?очень нужен совет…

zosya72

Про жуткие цветы из пластиковых бутылок — прям бальзам на душу. А вот с утверждением, что из безликости постхрущевской архитектуры и люди выходили безликие, категорически не соглашусь.

mamakatja

а мне нравятся цветы из пластиковых бутылок.Я даже пыталась их с детьми к Рождеству делать как висячие украшения для арки в квартиры.

MaryNightingale

Я тут по наводке в этой статье посмотрела на эти самые цветы из пластика в интернете, и мне тоже понравилось)). Эх, проглядели что-то мои родители скульпторы в воспитании во мне художественного вкуса, даром по музеям водили, в художку отдавали)))).

Елизавета

Дело не в материале как таковом…хотя и в нём тоже..Дело в том, что обычно в этих поделках читается: .."спи спокойно, дорогой товарищ"..)))
а вкус, стиль и эстетика там рядом не стояли… тот резонанс, который вызвал именно этот вопрос, впрочем, очень показателен..))

Елизавета

тут.."трудности перевода" и расшифровки интервью..Конечно, я не имела в виду "безликих" людей..ведь я сама из Марьинской коробки в школу типовую ходила..)) речь о недостатке определённой широты взглядов и отсутствии воспитания художественного вкуса у КАЖДОГО..

Engy13

А мне в любом предмете, где приложена с любовью рука — видится красота.

zosya72

Это тот случай, когда о вкусах не спорят. Мне ближе рассуждение Елизаветы о красоте и ее отличии от красивости. С любовью можно всякого-разного нагородить… Вот, к примеру, в Москве несколько лет назад появилась мода на обустройство минисадиков под окнами многоэтажек, с установкой созданных своими руками малых архитектурных форм. Замечательная идея. Только зачем прибивать к пням мягкие игрушки, которые под дождем и снегом к тому же превращаются в ужас ужасный? А ведь с любовью люди старались. Примеры можно приводить бесконечно, в т.ч. маститых общепризнанных художников. Кич всепроникающ. Это не красота, а ее подмена.

Елена

для zosya72
Да уж, насчёт ужасных игрушек, раскисающих под дождём, точно подмечено… А у нас сейчас ещё "фишка" появилась — старые колёса раскрашивать и в них сажать цветы; кроме того, старые ржавые тазы раскрашивают "а-ля мухомор"…Лепота по-нашему! Кстати, эти колёса прелестные "прижились" не только во дворах, но и в детсадах…Сразу вспоминается: "Голь на выдумки хитра". Кроме "любви" (которая бывает и зла), ещё элементарное чувство вкуса и здравого смысла должно быть.

Engy13

А мне и это очень нравится. Живые такие выходят сады. В общем я далека от мира искусства.

гость

А вы посмотрите иностранные журналы! Там клумбочки в облезлых лейках, кастрюлях и тазах встречаются. Но это ж заграница.

Engy13

Действительно — это тот случай, когда о вкусах не спорят. Я отношусь ко всему гораздо проще. Понятно, что мокрые игрушки под дождем — это не айс. А так, я с удовольствием смотрю, как люди что-то делают руками. Пускай это не классически красиво, но столько души в этих вещицах. Хотя согласна, что обустройство личного пространства — это личное дело вкуса каждого.

5julia68

и бабушки наши не кости моют всем подряд, а на своих клумбочках сидят под окнами. я за них очень радуюсь. и за их цветы тоже. и пара старинных эмалированных чашек- мухоморов меня даже радуют.

mamakatja

вот поэтому-то мне и нравятся цветы из бутылок-сделать из мусора крашение.В этом и есто хороший вкус художника- увидеть эту красоту даже в бутылке, которую выкидываем не глядя.

Елизавета

Сделать из "всего" конфетку..Ещё скажите-голь на выдумки хитра…!!Но художник и рукодельник, это не одно и тоже..А посыл мой касался НЕ бутылок., хотя из всего интервью лишь "бутылки" так цепанули сознание))))… Речь шла о недостатке примеров хорошей эстетики вокруг, отсутствия глубинных её корней и, как следствие, недостатке общей культуры. Ни в одной стране мира не было такого геноцида высшей прослойки, творческой интеллигенции, духовенства…

Алиса Грифон

Прочла статью — и получила исключительно радужные чувства!! Просто не ожидала, что могу увидеть такую насыщенную особым смыслом картину, как "Плащаница" !!

00009999

После Сурка, когда ты уже раскрутился как художник/дизайнер, можно себе позволить пококетничать — сказать, ах, да. замужем это круто, давайте подчиняться, дамское творчество — всего лишь занятие…
А когда творческий потенциал мешает жить и стоять спокойно у кастрюли со щами, и главное — никаких перспектив, кроме пелёнок и преподавания ИЗО в школе… Как-то не получается принять эту позицию 🙁

Елизавета

вот она проблема..! В том выборе, который вы делаете ..Вы хотите творить? творите! хотите детей? можно и с детьми.! прекрасный пример -успешный театральный режиссёр Нина Чусова, мать троих(!) детей.. Просто не нужно искать причину того, что вам мешает состоятся в других..

Елизавета

вот она проблема..! В том выборе, который вы делаете ..Вы хотите творить? творите! хотите детей? можно и с детьми.! прекрасный пример -успешный театральный режиссёр Нина Чусова, мать троих(!) детей.. Просто не нужно искать причину того, что вам мешает состоятся в других людях или обстоятельствах…
..кстати, я совсем-совсем не "раскрученный" художник/дизайнер,..а преподаватель .. с 15 летним стажем …буквально со студенческой скамьи…

з1з1з1

Сейчас Вас "матроны" раскрутят, до Никаса Сафронова )))

Елизавета

поздно..))) мне сейчас не до того…Про это собственно и интервью..
Если бы я хотела "раскрутиться, то не пошла бы работать в школу (МАХЛ РАХ), в свою "альма матер"..и не писала бы столь сложные и многодельные картины..
..правда заключается в том, что если ты хочешь заработать, не будь ХУДОЖНИКОМ…или продай душу, сами знаете кому..Гоголь в "Портрете" уже всё про это сказал…

Елена

для Елизавета
Да,кстати, только начала читать Ваш ответ, сразу вспомнила "Портрет" Гоголя…Дочитываю до конца Вашу фразу и…вижу, что Вы о нём же вспоминаете:) Успеха Вам и Божьей помощи!

Елизавета

Спасибо!! ))

з1з1з1

для Елизавета
Ага, никто не запретит быть художником, а про раскрутку понятно, что та раскрутка нужна не столько для самовыражения, как для прибыли. )))
Насчет Сафронова — это шутка была, из интервью в общем-то, ясно, что выбор Ваш вас вполне устраивает , и что первое и самое интересное — семья.

Юлия

Поддерживаю Вас! Когда не успела реализовать себя в творчестве, потому что вместо творчества деньги на жизнь зарабатывала, а потом на жизнь семейную, а потом на обеспечение ребенка, чтобы муж мог подняться… бывает такое, что даже очень хорошие мужья оказываются без работы и средств к существованию… а потом смотришь вокруг, а все твои бывшие сокурсники по выставкам, да по галереям, а ты просто жена и мать… Можно гордиться и этим, но нереализованный творческий потенциал действительно мешает и выкраиваешь минутку ночами, пока сон не срубит, чтобы хоть что-нибудь, хоть как-нибудь нарисовать… а ничего не выходит — ждать надо пока малышня подрастет и… Читать далее »

_Katya_

Надо народ выселять из бетонных многоэтажек и создавать нормальные поселения и жилищные условия. Можно подумать, места нет. Эти огромные коробки вообще анти-человечны. Со временем они будут все уродливей и рано или поздно, все равно надо будет сносить. Чем раньше, тем лучше. Как сказал один профессор, в них, ты такой как все, но и не сможешь стать тем, кем ты хочешь…Архитекторам, которые все тот же совок проэктируют, надо заново получать образование либо менять профессию..

zosya72

И место есть и хорошие архитекторы есть. Денег жалко.

Елена

Впечатление от статьи очень хорошее! Такие женщины, как Елизавета, у меня всегда вызывают горячую симпатию: талантливая красавица, умница, любящая-любимая мама и жена и очень интересная личность. ЗдОрово! Тоже так хочется:)…но что-то не получается:) А ещё история Елизаветы подтверждает известное: "Любовь стоит того, чтобы ждать!" Cпасибо!

Елизавета

Дорогие пользователи, если вы решили "позаимствовать " мои картины..(Татьяна Коломеец из Уфы выложила "Юдифь" в качестве своей аватарки "в контакте")..то обязательно указывайте автора. Это касается, конечно, только интеллигентных людей, знакомых с понятием "ЭТИКА".

mamakatja

не огорчайтесь, Елизавета! И придет же такое в голову-картину в аватар к соц.сети…И чего про вкусы спорили…Тут уж никакие пласт.цветы и тазы рядом не стояли.

Елизавета

я не огорчаюсь..Более того, Татьяна из Уфы даже извинилась передо мной, за свой необдуманный порыв..просто ей понравилась картинка, а то, что у неё есть автор..как то не подумала..)))
В наш век вседоступности и вседозволенности очень сложно отследить чье то авторство. Студенты курсовые качают из интернета и это общее место..)) да и хорошо, если не вся "специальная" литература этим грешит…Что уж про картинки говорить…

з1з1з1

Юдифь Елизаветы неожиданно боевая, по сравнению с привычной нежной , by Джорджоне. )))

MaryNightingale

Боевая, но неагрессивная. Взгляд человека, которому предстоит исполнить долг, пусть и не очень приятый.

Похожие статьи