Женщина становится православной. И через какое-то время окружающие с удивлением замечают, что от ее былой привлекательности не осталось и следа. Заботясь о внутреннем, она с негодованием отвергает заботу о внешнем как суетное и недуховное. Является ли такой подход действительно благочестивым, рассуждает иерей Алексей Горячкин, выпускник Московской духовной семинарии, духовное чадо протоиерея Валериана Кречетова.

Как выглядеть православной женщине?

— Почему происходит эта трансформация — привлекательная женщина приходит в храм и за какое-то время превращается в серое существо в мешковатой бесформенной одежде?

— У нас люди любят бросаться в крайности — сначала одна крайность, потом другая: все бросаем, становимся ультраправославными. Понятно, что внешность — это проявление внутреннего мира. И человек старается подогнать внешний мир под внутренний: одеться аскетично, скромно, целомудренно.

Встреча с Богом бывает неожиданной, все в человеке переворачивает. Если в нем что-то перевернулось, он хочет это показать — может, даже больше не для окружающих, а для самого себя. Но дело не в юбке и макияже. По внешности никогда нельзя судить о внутреннем мире человека. И если внешне женщина стремится продемонстрировать свое благочестие, внутренне она еще может быть далека от того образа, к которому стремится. Окружающие видят это несоответствие, и в лучшем случае это вызывает в них недоумение, а в худшем — раздражение. Поэтому женщина достигает прямо противоположного результата. Но со временем все уравновесится — и внутреннее, и внешнее. Человек находит золотую середину, свой уровень, и старается потихоньку расти.

— Иногда бывает так, что женщина оденется красиво в храм — например на праздник, а на нее набросятся и отчитают «за легкомыслие». Насколько справедливы подобные замечания?

— Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.

Очень важно человека не отвратить. Если женщина одета красиво, ничего плохого в этом нет. Тут важно, чтобы все было прилично. Слово «прилично» должно быть ключевым, все остальное абсолютно неважно — дорого человек одет или скромно. Дресс-кода у нас нет.

— Почему воцерковленные женщины часто считают, что быть привлекательной — это грех?

— Все зависит от цели. Само слово «привлекательный» что значит? — человек хочет кого-то привлечь. Возникает вопрос — кого и для чего привлечь? Женщина часто этого даже не осознает — она хочет любой ценой получить реакцию, пусть и негативную. Так чаще всего происходит в светском обществе. Главное — чтобы обратили внимание. Если внимательно посмотреть вокруг, можно увидеть, что иногда люди буквально уродуют себя, чтобы удивить окружающих. Это, конечно, крайность. Другое дело — если человек просто старается выглядеть прилично.

Не пообщавшись с человеком, нельзя понять, для чего он стремится быть привлекательным. Я еще раз повторяю, что на основе внешнего нельзя делать выводы о внутреннем. Я, например, считаю, что макияж портит лицо. Вот я часто езжу на метро, вижу там много женщин. Те, кто накрашен, выглядят обычно. У ненакрашенных видна индивидуальность. А так все одинаковые — румяна, тени, помада. Эта краска скрывает естественную красоту.

Приведу пример. Возьмите русскую иконопись Андрея Рублева. Там неяркие оттенки, но как это красиво! И возьмите современную, скажем, греческую иконопись. Там очень яркие, даже едкие цвета. Да, там все горит, но чувcтвуешь совершенно по-другому. Иконы хорошие, но за этой яркостью что-то теряется.

Это не значит, что макияж надо запретить отныне и во веки веков. Мой духовник говорит, что есть понятие «нельзя», «не принято» и «нежелательно». Эта градация применима к любой ситуации. Макияж — это, скорее, «нежелательно», то есть низшая степень строгости.

— Вот говорится: «тело — храм души». Мы же украшаем храмы, почему же нежелательно украшать тело?

— Все зависит от того, как это делать. Можно так наукрашать, уйти в такую крайность, что все будет выглядеть вычурно и аляповато. Чрезмерным украшением храм можно испортить. Так же и с храмом души — телом: если переборщить, то легко испортить. Все должно быть в меру и со вкусом. Главное, чтобы у человека было правильное понятие о красоте.

— Иногда бывает так, что православные женщины совсем перестают следить за собой — ходят неопрятными, с немытой головой, неделями не стирают одежду. При этом оправдывают себя отсутствием времени или тем, что святые подвижники тоже не мылись для смирения плоти.

— Я знаю одну историю, как в одной комнате жили два семинариста. И один из них решил подражать святым подвижникам в смирении своей плоти. Его сосед сначала терпел, а потом сказал: «Если хочешь быть подвижником, стань сначала отшельником!»

Это воспитание, элементарная опрятность, здесь с верой нет ничего общего. Нужно следить за собой, какой бы веры ты ни был. Выглядеть аккуратно и красиво — это даже не традиция, это элементарная вещь.

Если женщина не следит за собой — это лень. Сколько бы ни было детей, всегда можно выглядеть прилично. Я знаю несколько примеров многодетных матерей, которые выглядят прилично, еще и другим пример подают. Когда много детей, лени уже нет места, иначе все зарастет.

Если жена стала неопрятной, в этом есть и вина мужа. Это же происходит не в один момент, а постепенно. И здесь муж виноват, что вовремя не сделал замечание. Это он не уследил за тем, чтобы она следила за собой. Муж и жена — одна плоть, одно целое, одна семья. Кто еще подскажет жене, как не ближайший человек?

— А если муж требует, чтобы жена делала макияж и модно одевалась? Или, например, неверующий муж требует, чтобы жена сделала пластическую операцию и изменила форму носа?

— Общепринятый подход такой — верующая жена неверующему мужу должна подчиняться во всем, что не требует отречения от веры. Она не может, например, пойти в храм вместо того, чтобы приготовить ужин или прибрать квартиру. Послушание превыше всего.

Что касается пластических операций, то здесь нельзя давать общих рекомендаций, каждый конкретный случай надо разбирать отдельно. Но у меня такие требования мужа вызывают недоумение. Куда он смотрел, когда женился на ней? Разве он не видел, какой у нее нос? Когда двое создают семью, они должны принять друг друга такими, какие они есть, и уже ничего не должны друг в друге менять. Менять нужно себя, а другого человека не нужно стараться исправить, иначе в семье будут постоянные конфликты — мне в тебе это не нравится, то не нравится… Так можно войти во вкус и постоянно искать: что бы еще такого в супруге исправить?

— Если у женщины много детей, наверняка ее фигура претерпела существенные изменения. Муж просит жену вернуть былую стройность. Как быть?

— Тут, конечно, имеет значение, каким тоном муж это сказал, какие слова выбрал. Все должно быть в духе любви. А так — что ж, пусть жена займется, например, спортом. В этом нет ничего плохого. Если муж согласен сидеть с детьми, пусть жена ходит в спортзал, спорт всегда полезен.

То же касается и диеты. Абсолютно ничего предосудительного в диете не вижу. Внутреннее и внешнее — не взаимоисключающие вещи. Женщина может думать о внутреннем, но и о внешнем не забывать. И даже можно себя внешнего ставить себе внутреннему в пример. Потому что себя внутреннего не так просто изменить, но можно тянуться за собой внешним. Как мы заботимся о благоукрашении тела, так надо заботиться и о благоукрашении души.

— Воцерковленная женщина часто меняет не только свою внешность, но и свое поведение: ходит, опустив очи долу, говорит едва слышно, постоянно извиняется… А если женщина открыто улыбается, шутит — она уже не такая благочестивая?

— Я против унификации. Не должно быть одинакового поведения. Как человек себя чувствует, так пусть себя и ведет. Вот сейчас по городу везде висят растяжки: «Будь самим собой. Остальные роли уже заняты». Не надо подстраиваться под остальных, это пагубно. Каждый человек индивидуален в бесконечной степени. Главное — держать себя в рамках приличий. Но это я уже говорил.

 

Беседовала Анна Берсенева

Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№1(39) 2011) 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Всё о воспитании и внутрисемейных отношениях.. Журнал призван помогать читателям в непростых вопросах воспитания, внутрисемейных отношений, образования, культуры. Читатели «Винограда» - люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Наши авторы - это всегда авторитетные специалисты в области воспитания, психологии, филологии, истории, естествознания, искусства, а также представители православного духовенства. Разделы журнала: Тема номера, Воспитание, Семья, Образование, Искусство

Другие статьи автора
новые старые популярные
Lisa_Anfisa

Правильные вопросы задает журналист. Православная женщина должна быть живой и открытой, радостной. А все эти "еле слышно говорит, потсоянно извиняется" одно сплошное лицемерие, театр одного актера, человекоугодничество. По поводу макияжа — а мне кажется он подчеркивает красоту лица.

Lisa_Anfisa

Когда тебе 20 лет — это одно, а когда 30 и больше совсем другое. Я не могу позволить себе прийти на работу без макияжа, так непринято и выглядишь бледно. Да, во всем должна быть мера, но не нужно запрещать женщине быть женщиной.

Nata.

Правильно. То что женщина должна следить за собой — это прописная истина. Я лично макияжем не пользуюсь, но криминала в нем не вижу. Правда ухаживаю за кожей лица, делаю прическу, маникюр, люблю хороший парфюм…

Наталия

Православных женщин сразу видно! Юбка и глаза в пол, платочек,кофта.Особенно благочестивые в черном. Короче "красота"!

Клюква

Да, ни чего не видно.Где ж вы таких видите — то? Я из провинциального города, так и у нас таких весьма мало. Все веселые и красивые. Скорее наоборот — у нас о красоте внешней ну столько попечения, что почти ничему и не кому место больше и не остается.Я конечно утрирую.Простите.

Вероника

у нас тоже верующие( девушки, женщины посещающие храм) выглядят подчас лучше… одеты со вкусом, и не вызывающе, всегда с прическами. стрижками, укладками. Хор отдельная история — на них только равняться.Не видела еще ни одной "благочестивой в черном" только Монахинь. Но их красота не в одежде заключается…

Polly_S

Есть еще один довольно страшный момент — воспитание в таком духе девочки-подростка.
Ее старательно делают бесполой, ориентируют на "высокое", убивая в ней вполне естественное в подростковом возрасте желание нравиться, открывать в себе женственность. Почему-то это считается греховным.
А потом у нее начинаются очень большие искажения — девочке как бы запретили быть женщиной. Точнее "быть женщиной" объясняют как — терпение-смирение-молчание-неподнимание головы.
И с противоположным полом потом возникают трудности, и с проявлением женственности, и даже в интимном плане проблемы.

Вероника

сомневаюсь, что это писала православная женщина…покажите мне верующую женщину напоминающую "бесполое существо"??? миф!

Polly_S

Вы 90-е не помните? Очень даже много было подобных тетенек. А потом у них подросли дочки…
Детям верующих родителей вообще жить не просто, а девочкам — особенно)

Nata.

Непросто наверное когда у родителей период неофитства. Рано или поздно он проходит, и все встает на свои места.

Polly_S

Просто проблема в том, что потом приходится пожинать плоды воспитания — не только родителям, но и детям. Даже когда неофитство уже позади, выросло то, что выросло. Психика у многих искалечена, конечно(

Ni-ka

в Свято-Тихоновский зайти нельзя было в ином виде, тетки заклевали б, не о. ректор, не батюшки, а какие-то то ли уч. часть, то ли кто. Примерно, середина 90х.
Было,насчет интимного плана, не в курсе, но юбки в пол и платки в метро, на улицу, в общем, вне храма практиковались.
И юноши, выбиравшие таких закутанных девочек, потом заглядывались на тех, кто умеет себя подать.
Я ходила как чума болотная, но не по маминым-папиным принципам, а по бедности в гумпомощи.
Иногда искренне "завидую", смотрю, сколько всего есть у племянниц, у их ровесниц.
Одеваться мы научились годам к 30.

Ляля

Много слышала о женщинах православных, которые не моются и не опрятно выглядят, но не разу не видела, видимо мало смотрала по сторонам, большинство обычных, многие нарядные, некоторые с макияжем, в брюках почти половина, так где же они где? я в Петербурге живу… так где же они водятся?

Вера Шарапова
Вера Шарапова

Массы таких женщин остались в лихих 90-х, до наших дней сохранились в этом виде лишь редкие экземпляры:)

Тамара

Спасибо большое за статью!!! Мне сейчас 23 года и когда я впервые пришла в Храм, то конечно, в этом плане, я сразу начала приглядываться к воцерковленным девушкам, как выглядят, как одеваются, как говорят…. опять та же история…. а нас с детства мама учила одеваться красиво, со вкусом. Стараться ухаживать за собой. Я почему-то почувствовала сразу, что не "вписываюсь" в "православный образ" и решила, что раз меняется мой духовный мир, то вместе с ним, и надо переодеться бы…… 🙂 (один мой друг сказал мне однажды, что я стала похожа на старушку). я поняла, что это самообман — и очень глупо, когда… Читать далее »

Anuk

Самый адекватный комментарий!
Все должно быть к месту и во время!

А я знаю женщин, для которых юбка в пол, платок, отсутствие косметики -нормально и органично. И заставлять таких переделываться — это неправильно. А юбка в пол и блузка с длинным рукавом в храм, а в остальные места -мини, каблуки и макияж — это род лицемерия, ИМХО. Если сознаешь себя христианином, то одеваться нужно так, чтобы можно было в любой момент зайти в храм (кидайте в меня тапками, я фарисейка!) Другое дело, что для меня ни макияж, ни туфли на каблуке, ни даже штаны не являются препятствием, чтобы пойти в храм. Неприемлемым лично для себя считаю — глубокое декольте, шорты-бриджи, мини-юбки,… Читать далее »

Яна

Мария,насколько я знаю.к иконе вообще не прикладываются накрашенными губами…вот что-что,а это правило остаётся незыблемым.

Правило правилом, а у нас некоторые иконы уже так зацелованы, что не отчистишь — помада имеет свойство въедаться в краску, и если не стереть сразу — то уже навсегда, разве что вместе с краской соскоблить.

Zeru

Что значит "в любой момент зайти в храм"? Это по определению нереально, потому что в храм всё равно не войдёшь ни в спортивной, ни в курортной/пляжной одежде, ни в профессиональной униформе, да и коктейльное платье будет смотреться крайне неуместно. Не будете же Вы утверждать, что во всех перечисленных местах появляетесь исключительно в "храмовой" одежде?

Nata.

В купальнике точно не войдешь. Коктельное платье — все зависит от степени его открытости. А во всем остальном — почему бы нет? Что криминального?

Zeru

В "Адидасе"? В нейлоновом топике и велосипедных шортах? В байкерской коже с ног до головы? В штанах-афгани и уггах? В не первой свежести рабочем комбинезоне (а у нас ещё и медсёстры на работу с неё прямо в своих зелёных и голубых "пижамных" штанах и робах ездят)? Не криминально, конечно, но исключительно НЕУМЕСТНО. Причём как женщинам, так и мужчинам. У нас в дальнем зарубежье, например, женщины спокойно ходят в храм в платках и брюках, но джинсы и кроссовки на прихожанах обоего пола (не говоря уж о спортивных костюмах и спандексе!) это верх неприличия. Я так понимаю, что в России если прихожанка… Читать далее »

Nata.

Можно конечно сюда добавить нижнее белье и пижаму…. Тоже вроде как бы не принято. Есть наверное такие вещи в которых человек из дома не выходит. В принципе. адидас адидасу рознь, все зависит от степени открытости, а в коже — почему би и нет?

Zeru

Зачем же сразу бельё и пижама? У нас тут широкая география вообще-то и мир одной только Москвой или Киевом не заканчивается. Я не знаю, где вы живёте, но в каждой местности есть свои особенности одежды. В курортных городах, а тем более, в южных странах, люди всегда одеты в слишком открытую одежду (ну когда не в офисных костюмах, конечно). Даже в Минске по сравнению с Москвой юбки на девушках короче, а каблуки выше. В странах Центральной и Южной Америки, где мне часто приходится бывать, в ходу вечные топики с полностью открытым верхом (даже без лямок), те же короткие юбки и шорты,… Читать далее »

Nata.

Я живу в Москве и лично моя одежда в 90% случаев — это офисный деловой стиль. Не считаю это для себя препятствием чтобы зайти в храм, проходя мимо.

Zeru

Ну и ну… В огороде бузина, а в Киеве дядька.

Перечитайте, пожалуйста, ещё раз мой первый ответ Марии Тасаловой и подумайте, причём тут лично вы и ваш офисный костюм?

Nata.

Я отвечала не на Ваш первый ответ, а на самый последний. А они друг от друга отличаются.

Zeru

А я что, в свою очередь, делала Вам какие-то наставления в каком виде Вам надлежит посещать храм? Что-то не припоминаю такого… )

Zeru

Я живу тоже в тёплом климате, и хотя у нас по улицам массово не шастают в том же самом виде, как в Гаване или Рио-де-Жайнеро, зато "куриных попок" (так у нас тут называют бегающих по улицам худеющих дам) больше, чем школьниц на вашей улице ) Христианских храмов разных сомнительных конфессий в нашем маленьком городке аж целых 12 (прописью — двенадцать, среди них ни одного православного, но речь сейчас ни о том), но НИ РАЗУ в жизни я не видела, чтобы кто-то туда заходил меньше, чем в платье и шляпке! Даже чернокожие не позволяют себе что-то более простое, чем выходной костюм.… Читать далее »

Nata.

О "свежести" костюма — так вроде бы прописная истина, что надо за собой следить, отсюда вопрос — а бомжу УМЕСТНО зайти в храм, или все же не стоит?

Zeru

Если в храме немного людей, то бомжу уместно зайти, если он трезв и у него есть серьёзная в этом нужда, а не просто денег у прихожан поклянчить.
Если же в храме много народу, то придётся учесть их интересы, как интересы большинства, и попросить бомжа привести себя в должный вид или оставаться на улице.

И что касается "прописных истин", то кому-то одна только свежесть прописная истина, а кому-то и общий стиль. Кто к чему привык, очевидно…

Если возникла потребность помолиться и побыть с Богом, то зайти можно в чем угодно. И я не вижу причин, по которым медсестра должна была бы стыдиться своей профессиональной формы, входя в храм. И я пока не видела людей, которые прямо с велосипеда в шортах- и в храм.

Zeru

****И я пока не видела людей, которые прямо с велосипеда в шортах- и в храм. ****

Конечно не видели, о чём и речь. Как раз именно по той причине, что я и пытаюсь до Вас донести – идея о перманентно пригодном для посещения храма виде является заведомо абсурдной по причине её невыполнимости в реальной жизни.

Ну, в спортивной одежде занимаются спортом, а не ходят по улицам 🙂 Одежда же спортивного стиля никак посещению храма не препятствует. В пляжной — Вы имеете в виду, в купальнике, конечно, тоже не комильфо, но если я знаю или предполагаю, что в один день будут и храм, и пляж, то просто надо взять с собой во что переодеться, ничего сложного. Коктейльные платья в храме я обычно наблюдаю только на свадьбах, всегда можно подобрать подходящую модель. А чем плоха профессиональная униформа?

Zeru

Я говорю не про одежду спортивного стиля, я говорю именно про СПОРТИВНУЮ одежду.
Вот допустим, я еду на велосипеде вся обтянутая спандексом как бэтмен. Или совершаю пробежку в шортах и танк-топе доходящем до средных рёбер. Или еду на мотоцикле в полной экипировке с "прибамбасами". Проезжаю/пробегаю мимо храм, решаю зайти внутрь. Вы всерьёз считаете, что мне стоит там появляться во всём своём облачении или всё-таки найти способ предварительно переодеться?
Под профессиональной униформой я имею ввиду прежде всего рабочую одежду. Не обязательно грязную, но в большинстве случаев всё же недостаточно опрятную для посещения подбных мест.

Если захотелось зайти — я считаю, что вполне можете. Более правильным было бы вернуться домой, переодеться и зайти в храм в подобающей одежде, но это уже как бы следующая ступенька. Хотя мне сложно представить человека, который бежит свой кросс и вдруг думает — а зайду-ка я в храм, свечку поставлю 🙂

Zeru

Именно так. Впрочем, по этому поводу я уже ответила выше )

Элла Рейн

Наверное, определенный дресс-код ввести следовало бы) может особо рьяные до благочествия, в их понимании, будут по другому выглядеть. А то на фоне длинных сальных юбок, ситцевых рубах 20-летней давности и сланцев с носками, как то не по себе становится. И данную одежду как раз наблюдать приходится на молодых, старушки и средний возвраст одеваются прилично.

Мамадорогая, где ж Вы все это наблюдаете? Я вот последний раз сальные волосы+серая юбка в пол видела только на каких-то околомонастырских тетеньках, ну так там своя субкультура со своими правилами и понятиями. Молодых девушек в таком виде вообще не видела никогда.

Элла Рейн

Ну вот, а выходит везет) регулярно встречаю.

Нет, конечно, иногда приходится видеть в храмах девушек, чья красота старательно спрятана под безвкусной одеждой. Хочется взять их за руку и отвести в ближайший ТЦ, а потом в салон красоты. Но такие девушки прекрасно встречаются и вне храма.

Элла Рейн

Мария, вне храма у нас встречается в таком виде именно наш контингент))))))) по крайней мере, в нашем городе.

Тэсс

У нас всего хватает, и продуманных нарядов, и вызывающих не к месту кружев, и носков в босоножках.
Большинство женщин вполне прилично одеты.

Похожие статьи