Пока сотни фирм разрываются на тысячи заказов, а иные актёры, не моргнув глазом, отменяют приглашения в Голливуд («У меня ёлки!»), некоторые здравомыслящие родители предлагают детям «не врать» и «несуществующих волшебников не придумывать».

Особенно остро вопрос стоит у православных. Есть Рождество, с ним всё понятно. И тут — какой-то дед.

Так что же делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся разобраться с гораздо более общей проблемой — а что такое сказки?

На самом деле сказки возникли в очень глубокой древности и представляют собой не что иное как мифы; просто со временем в них перестали верить. До сих пор помню самую страшную книжку первого курса филфака — «Исторические корни волшебной сказки» Проппа, где было написано, что Баба-яга охраняет вход вовсе не в Кощеево царство, а в царство мёртвых. А от Ивана-дурака пахнет вовсе не «русским духом», а человечьим — потому что в царство мёртвых пришёл живой.

Живые, мёртвые, страж на воротах… Узнаёте? Правильно, миф об Орфее. Ну… национальный вариант, но сюжет, в общем и целом, тот же. Итак, начали мы со сказок, а упёрлись в мифы. А что такое миф?

А миф — это очень любопытная штука. Потому что это способ, с помощью которого люди передавали знания о мире тогда, когда объяснить что-то с помощью достижений науки и техники ещё не могли.

Маленькое лирическое отступление. Мы оставим сейчас в покое любимый предмет копьеломания на всех конфессиональных форумах — вопрос об эволюции. Происхождение видов — большая проблема, которую я с радостью подарю богословам и биологам. Я сейчас о другом — о развитии сознания. А оно за обозримую человеческую историю проделало немалый путь. Об этом свидетельствуют многочисленные данные из жизни сапиенсов, неплохо прослеживаемые по археологии и письменным источникам.

Итак, сначала у людей были мифы, информацию — огромные пласты — они хранили в устных преданиях, а их представления о мире развивались медленно-медленно. Потом возникла наука, потом — у кого-то раньше, у кого-то позже — письменность.

Это я всё к тому, что древний человек воспринимал мир совсем не так, как мы. А как?

Представьте себе современного ребёнка, который спрашивает у мамы, отчего солнышко поднимается утром и заходит вечером. Современная мама, недолго думая, берёт настольную лампу, яблоко и объясняет дитяти, что вокруг чего вращается. Иначе говоря, основы гелиоцентрической системы.

А теперь представьте себе тот же вопрос, но только заданный первобытным ребёнком первобытной маме. С одной стороны, знание о том, что времена суток и времена года цикличны, — важное, и передать его надо. С другой — до путешествия Магеллана ещё должно пройти некоторое время, а до полёта первого спутника — ещё немножко. Глобусов, как и лампочек, нет. И как выкручиваться?

И первобытная мама придумывает… сказку. И неважно — про «вышла на небо, сверкая перстами пурпурными, Эос» или про «огромный крокодил наше солнце проглотил». Ну, то есть, выплюнул. Главное — цель достигнута: теперь ребёнок будет знать, что солнце всходит и заходит каждый день, а, почему — потом-де разберёмся.

По большому счёту, все многочисленные, в чём-то похожие, а в чём-то различные коллекции языческих богов — это просто списки приоритетов древнего человека, категории мышления, очеловеченные, поскольку категорий логических ещё не было. То есть, первобытные люди не могли сказать: «Наша жизнь построена на охоте на мамонтов или, там, сельском хозяйстве». Но вот сделать мамонта своим богом, ну, или там придумать историю об Афине, подарившей жителям оливковое дерево, могли. И потом, всё — дружно бежим окапывать оливки — сама Афина, как-никак.

Но потом время идёт, мышление развивается, и фразу «возделывание оливок составляет основу нашего сельского хозяйства» сказать уже вполне можно. И даже пару эдиктов издать — с налоговыми льготами. И остаётся один вопрос: «А что делать с богами?» И тогда мифы становятся сказками.

Правда, содержание в них меняется. Раньше миф был рассказом о мире, и герои в нём были вовсе не обязательно добры. А сказка — это скорее история о добре и зле и человеческих отношениях. Ну, просто сложные этические проблемы вроде вопроса «чьи в лесу шишки?» удобнее иногда выяснять на зайчиках и белочках.

716037

А теперь вернёмся к тому, с чего мы начали — к детям.

У ребёнка ведь тоже есть период, когда по уровню знаний о мире он очень похож на древнего человека. То есть, знания минимальны, но мир познавать нужно. И тогда в ребячье представление о мире очень легко вписывается волшебство. Оно просто заполняет те отрезки, которые ещё не заняты знаниями. И восход солнца для малыша — это такое же чудо, как и говорящие животные, в существовании которых он не сомневается. И Дед Мороз.

Остальное — решать родителям. Что для вас важнее — строгое соответствие всего, что читает ребёнок, церковным канонам? А может быть, умение верить в хорошее и дарить подарки?

Пройдёт всего несколько лет — подросший малыш сам поймёт, что никаких волшебников не существует. И тогда Дедом Морозом ему придётся работать самому. И, мне кажется, это — очень полезное занятие.

И ещё — жалко, все-таки, что Деда Мороза нет. Вот я бы загадала…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жизнь — серьезная штука, и поэтому совершенно незачем делать из нее трагедию. К сожалению, иногда это поздно понимаешь.

Другие статьи автора
10 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
ККК

Дед Мороз есть! Не зависимо, что и кто о нем думает. Всех с Новым годом!

Ася

Тут на одном православном форуме прочитала гневную тираду о тех кто "вместо Бога молится Деду Морозу".(Я-то дура думала что Дед сказочный персонаж и остальные люди тоже это понимают.)Так что Вы это, поосторожнее желания ему загадывайте, а то мало ли чего:)

olgayeriomenko

Ну любят люди усложнять жизнь на ровном месте. Это их проблемы. Мне такие мысли даже в голову не приходили. Праздник и праздник.

kiriniya

Ну, волшебство науке не помеха, и от того, что мы знаем, что вокруг чего вращается, восход солнца чудом быть не перестает. В конце концов, и Дед Мороз реален, раз подарки все же приносит, а вот ощущение чуда и праздника греет потом всю жизнь. С Новым годом, всем желаю добрых чудес и праздничного настроения!

Anya

С Новым годом, дорогие сестры-матроны! Желаю тем, кто нашел, сберечь и не потерять, а тем, кто не нашел — бороться и искать, найти и не сдаваться) Здесь я имею в виду не только спутников жизни, но и вообще все — материальное и нематериальное, кому что необходимо в жизни.

Grusha_Jablonja

Как-то много мыслей в этой статье — с чем-то можно согласиться, что-то хочется дополнить… Насчет того, что сказка=миф — согласна полностью; и с тем, что таким образом люди передавали знания о мире. Что-то подобное мне приходило в голову и применительно ко всяким "погодным приметам" типа "если в день такого-то святого светит солнце, то лето будет теплым" — примитивная метеорология + мнемотехника. И скорее всего эти прогнозы были довольно точными — цена ошибки слишком уж большая: посеешь теплолюбивую культуру, а лето окажется сырым и холодным — и помрешь с голоду. Видимо, какие-то атмосферные процессы начинаются задолго (до, скажем, лета) и проявляются… Читать далее »

Grusha_Jablonja

…Но как в "донаучное" время (или при недоступности научных знаний) объяснить, что на такое-то атмосферное явление надо обращать внимание, скажем, "во второй половине марта". А если этих явлений десятки? И как это, главное, запомнить и передать потомкам? Ответ: передавать в яркой, запоминающейся форме, а привязка к дням памяти святых (кто там празднуется во второй половине марта, да еще с подходящим именем?) — вообще отличная штука! "Мокей-мокрый" обещает мокрое лето — великолепно! И при всей возможной замусоренности этих знаний система как-то работала! (Видимо, еще с кучей тонкостей при конкретных наблюдениях, чего нет напрочь сейчас, когда мы читаем подобные "народные приметы" в… Читать далее »

Ксания

Вы, на мой взгляд, правильно рассуждаете 🙂 И еще отмечу один момент, ведь раньше люди не особо были избалованны книгами, отрывными календарями и прочим. А вот воскресный поход в храм был "одязательной программой". Поэтому сказать, какое сегодня число марта, среднестатистический крестьянин мог и затрудниться. А вот какого святого память мы празднуем сегодня — это батюшка ежедневно объвляет 🙂
Кстати, многие народные приметы действительно работают. Например, там, откуда я родом, цветение терна и абрикос всегда опровождается похолоданием и дождями. Хотя я сейчас живу в совсе другом регионе, три последние весны подтверджают примету 🙂

Grusha_Jablonja

…Не очень могу согласиться с тем, что языческие боги — это исключительно "списки приоритетов древнего человека, категории мышления". Мне ближе точка зрения, что это все-таки еще и некая духовная реальность, только тварные духи, тогда как нам заповедано поклоняться одному лишь Творцу — потому Церковь и относится плохо к поклонению языческим богам. Ну, может, конкретно греческие боги и были больше "категориями мышления" (греки — они вообще очень логичные, любтели все по полочкам раскладывать), но не все языческие боги — факт. Одно обожествление императоров чего стОит — но это уже другая песня. Насчет "совместимости" Деда Мороза с Православием — а почему, собственно,… Читать далее »

ККК

Потому что Дед Мороз он наш, понятный и родной. С посохом, который замораживает реки и рисует узоры на стекле. Он оставляет подарки под елкой. Англичане считают, что Леди Озера хранила их корабли во второй мировой. А морозы небывалые в 41 и 42 под Москвой? Как хотите, а Дед Мороз он наш! Руки прочь от дедушки!

Grusha_Jablonja

Что же касается переживания сказки и чуда под Новый год в детстве — меня как-то сказок никто не лишал, и я даже довольно долго в них верила, и эта вера как-то сочеталась с реальной жизнью — типа есть там где-то такой мир, в котором все это реально… Но именно Деда Мороза с подарками под елкой не было, меня всерьез воспринимали 🙂 Дед Мороз воспринимался как сказочный персонаж из того же мира, ну и ладно… И новогодней сказки в жизни было не меньше… Так что всех Матрон — с Новым Годом! И дай Бог, чтобы с новым счастьем!

Таня

Спасибо, очень поравилась статья!

ОльгаК

Мы с братом довольно долгое время верили в деда мороза)) потом увидели припрятанные подарки, но теплые воспоминания о детской вернее в деда остались…
согласна, что у ребенка обязательно должна быть вера в чудо, в волшебство …потом легче верить в Божьи чудеса…

Похожие статьи