Читайте также: О профессиональной ориентации и многом другом

Выбирая учебное заведение, подростки и их родители в первую очередь должны думать не о том, куда поступать.  Главный вопрос,  на который нужно искать ответ:  «Чего я хочу от жизни, и каковы лучшие варианты, позволяющие это получить?» Данная постановка вопроса дает простор для выбора лучших вариантов, и, только ответив на него, можно искать учебное заведение. К тому же,  их много – как колледжей, так и вузов. И среди них есть много хороших заведений, часто не уступающих по качеству преподавания ведущим колледжам и вузам страны.

Процесс принятия решения протекает в четыре этапа:

— необходимость выбирать;

— анализировать варианты;

— сделать выбор;

— жить с этим выбором.

Но на каждом этапе мы сталкиваемся с препятствиями.

— Нам необходимо выбирать, но иногда мы сами устанавливаем узкие рамки, из-за которых некоторые варианты даже не рассматриваются.

Мы врачи в третьем поколении, в какой технический вуз ты собрался? Только медицинский, потом спасибо скажешь.

— Мы анализируем разные варианты, но на многое мы смотрим предвзято и поэтому выбираем только ту информацию, которая подтверждает нашу точку зрения.

Да знаю я, знаю, что это хорошая профессия, но в нашем городе такого производства никогда не будет, значит, мой сын по окончании вуза уедет от меня, у него будет своя жизнь, и он не будет нуждаться во мне. Вот этого я никогда не допущу, пусть идет учиться, куда я скажу, стерпится-слюбится, я мать, я лучше знаю.

— Под воздействием эмоций мы можем сделать неверный выбор. Когда возникает необходимость принять решение, особенно если давалось оно нелегко, наши чувства бурлят, мы прокручиваем в голове различные аргументы, мы неоднократно меняем свое мнение. В таких случаях лучше взять небольшой тайм-аут и составить таблицу «плюсов-минусов».

— Затем мы живем с нашим выбором, но часто бываем слишком самоуверенными по поводу того, как ситуация сложится в будущем.

Большая часть жизни взрослого человека проходит достаточно рутинно, на автопилоте, мы не замечаем этого, но ежедневно выполняем очень маленький процент дел обдуманно и осознанно. Это не хорошо и не плохо, просто данность, но в этой жизни бывают повороты, решающие в конечном итоге, где мы окажемся. Выбор профессии вместе с ребенком является именно таким поворотом, и, чтобы благополучно миновать его, вырулив на хорошую дорогу, нужно знать, как нейтрализовать вышеуказанные препятствия.

Выбирая профессию, нужно максимально расширить количество рассматриваемых вариантов, руководствуясь вопросом: «А я могу сделать и это?». Не или/или, а именно и. Мы уже говорили о том, что мир профессий насчитывает более 5000 наименований. Так почему мы соглашаемся с тем, что «Подруге нравится, и я за компанию». Ей-то, может, и нравится, а, может, мама с папой настояли, а причем здесь наш ребенок?  С появлением Интернета знакомство даже с 1% профессий позволяет сильно расширить поле выбора.

Анализируя разные варианты, можно:

— пообщаться с психологом (увы, такая возможность существует пока не везде);

— преподавателем, хорошо знающим вашего ребенка;

— познакомиться со специалистами в той или иной профессии, чтобы подросток мог услышать их рассказ о своей деятельности. Во времена СССР к нам в школу несколько раз в год, начиная с 7 класса, приглашали разных специалистов, они рассказывали, в чем суть их профессии, ее плюсы и минусы. Кажется, сегодня такое не практикуется, по крайней мере, пока учились в школе мои дети, таких встреч не было.

Чтобы нейтрализовать эмоции, возникающие в процессе обсуждения и принятия решения, необходимо немного дистанцироваться. Это поможет сделать правильный выбор. Порой достаточно задать себе вопрос: «А чтобы я посоветовала, если бы это был не мой ребенок?», или «А как бы поступила в этой ситуации бабушка (мама)?».  Моей мамы нет на свете более 15 лет, все недопонимания, обиды умерли в тот момент, когда застучал молоток, забивающий крышку гроба, и с тех пор я многие решения пропускаю через вопрос: «А что сказала бы мама?». Эмоции отходят на второй план, а на первый выходит решение, которое в данной ситуации является единственно верным.

И последнее – нужно быть готовым к возможной ошибке. Наше будущее имеет поразительную способность удивлять, и невозможно увидеть то, о чем мы пока даже не догадываемся.

1 января 1962 г., музыкальная группа из четырех молодых людей под названием «Битлз» была приглашена на прослушивание в Лондон, на одну из самых крупных звукозаписывающих компаний Decca Records. Джон Леннон вспоминал: «Мы были в восторге, это же Decca!» В течение часа они сыграли пятнадцать разных песен, в основном каверы. «Битлз» и их менеджер Брайан Эпштейн надеялись получить контракт и с тревогой ждали реакции. И она не замедлила появиться:  Decca решила их не записывать. Известный охотник за талантами Decca Records, Дик Роу, в письме менеджеру группы так объяснил решение компании: «Нам не понравилось, как звучат ваши мальчики. Группы уже не популярны, особенно группы с гитарами из четырех человек, их время проходит».

До 1963 г оставался год. Я уверена, что Дик Роу очень бы хотел вернуть 1 января 1962 г. и свои слова обратно.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Наталья

только сейчас, имея 2 высших образования (техническое и физкультурное) я сделала для себя вывод, как надо выбирать место учебы. сначала надо определиться, кем ты хочешь работать и, если это возможно, где. потом прийти в эту (или подобную) организацию и сказать: "здрасьте, я хочу у вас работать. где мне для этого нужно учиться?".

kiriniya

Очень верный совет насчет расширения количества вариантов. Мы и во взрослом состоянии иногда открываем в себе новые желания и возможности, получаем удовольствие от работы, о которой прежде и не думали. Надо активнее вести разведку.

Елена

Уже 6 лет работаю кадровиком широкого профиля — и делопроизводство, и подбор, и управление персоналом — постоянно сталкиваюсь с проблемами профориентации. Замечательные ребята, выпускники, понятия не имеют, что делать со своим дипломом и своими талантами, куда это все приложить, как реализовать, как соединить хочу и могу. Налицо проблема государственного уровня — никто не занимается с молодежью, не учит их анализировать, делать выбор и принимать решения, в результате — полная дезориентация, профессиональная и жизненная неудовлетворенность.

Похожие статьи