Читайте также: О профессиональной ориентации и многом другом

Выбирая учебное заведение, подростки и их родители в первую очередь должны думать не о том, куда поступать.  Главный вопрос,  на который нужно искать ответ:  «Чего я хочу от жизни, и каковы лучшие варианты, позволяющие это получить?» Данная постановка вопроса дает простор для выбора лучших вариантов, и, только ответив на него, можно искать учебное заведение. К тому же,  их много – как колледжей, так и вузов. И среди них есть много хороших заведений, часто не уступающих по качеству преподавания ведущим колледжам и вузам страны.

Процесс принятия решения протекает в четыре этапа:

— необходимость выбирать;

— анализировать варианты;

— сделать выбор;

— жить с этим выбором.

Но на каждом этапе мы сталкиваемся с препятствиями.

— Нам необходимо выбирать, но иногда мы сами устанавливаем узкие рамки, из-за которых некоторые варианты даже не рассматриваются.

Мы врачи в третьем поколении, в какой технический вуз ты собрался? Только медицинский, потом спасибо скажешь.

— Мы анализируем разные варианты, но на многое мы смотрим предвзято и поэтому выбираем только ту информацию, которая подтверждает нашу точку зрения.

Да знаю я, знаю, что это хорошая профессия, но в нашем городе такого производства никогда не будет, значит, мой сын по окончании вуза уедет от меня, у него будет своя жизнь, и он не будет нуждаться во мне. Вот этого я никогда не допущу, пусть идет учиться, куда я скажу, стерпится-слюбится, я мать, я лучше знаю.

— Под воздействием эмоций мы можем сделать неверный выбор. Когда возникает необходимость принять решение, особенно если давалось оно нелегко, наши чувства бурлят, мы прокручиваем в голове различные аргументы, мы неоднократно меняем свое мнение. В таких случаях лучше взять небольшой тайм-аут и составить таблицу «плюсов-минусов».

— Затем мы живем с нашим выбором, но часто бываем слишком самоуверенными по поводу того, как ситуация сложится в будущем.

Большая часть жизни взрослого человека проходит достаточно рутинно, на автопилоте, мы не замечаем этого, но ежедневно выполняем очень маленький процент дел обдуманно и осознанно. Это не хорошо и не плохо, просто данность, но в этой жизни бывают повороты, решающие в конечном итоге, где мы окажемся. Выбор профессии вместе с ребенком является именно таким поворотом, и, чтобы благополучно миновать его, вырулив на хорошую дорогу, нужно знать, как нейтрализовать вышеуказанные препятствия.

Выбирая профессию, нужно максимально расширить количество рассматриваемых вариантов, руководствуясь вопросом: «А я могу сделать и это?». Не или/или, а именно и. Мы уже говорили о том, что мир профессий насчитывает более 5000 наименований. Так почему мы соглашаемся с тем, что «Подруге нравится, и я за компанию». Ей-то, может, и нравится, а, может, мама с папой настояли, а причем здесь наш ребенок?  С появлением Интернета знакомство даже с 1% профессий позволяет сильно расширить поле выбора.

Анализируя разные варианты, можно:

— пообщаться с психологом (увы, такая возможность существует пока не везде);

— преподавателем, хорошо знающим вашего ребенка;

— познакомиться со специалистами в той или иной профессии, чтобы подросток мог услышать их рассказ о своей деятельности. Во времена СССР к нам в школу несколько раз в год, начиная с 7 класса, приглашали разных специалистов, они рассказывали, в чем суть их профессии, ее плюсы и минусы. Кажется, сегодня такое не практикуется, по крайней мере, пока учились в школе мои дети, таких встреч не было.

Чтобы нейтрализовать эмоции, возникающие в процессе обсуждения и принятия решения, необходимо немного дистанцироваться. Это поможет сделать правильный выбор. Порой достаточно задать себе вопрос: «А чтобы я посоветовала, если бы это был не мой ребенок?», или «А как бы поступила в этой ситуации бабушка (мама)?».  Моей мамы нет на свете более 15 лет, все недопонимания, обиды умерли в тот момент, когда застучал молоток, забивающий крышку гроба, и с тех пор я многие решения пропускаю через вопрос: «А что сказала бы мама?». Эмоции отходят на второй план, а на первый выходит решение, которое в данной ситуации является единственно верным.

И последнее – нужно быть готовым к возможной ошибке. Наше будущее имеет поразительную способность удивлять, и невозможно увидеть то, о чем мы пока даже не догадываемся.

1 января 1962 г., музыкальная группа из четырех молодых людей под названием «Битлз» была приглашена на прослушивание в Лондон, на одну из самых крупных звукозаписывающих компаний Decca Records. Джон Леннон вспоминал: «Мы были в восторге, это же Decca!» В течение часа они сыграли пятнадцать разных песен, в основном каверы. «Битлз» и их менеджер Брайан Эпштейн надеялись получить контракт и с тревогой ждали реакции. И она не замедлила появиться:  Decca решила их не записывать. Известный охотник за талантами Decca Records, Дик Роу, в письме менеджеру группы так объяснил решение компании: «Нам не понравилось, как звучат ваши мальчики. Группы уже не популярны, особенно группы с гитарами из четырех человек, их время проходит».

До 1963 г оставался год. Я уверена, что Дик Роу очень бы хотел вернуть 1 января 1962 г. и свои слова обратно.

Теги:  

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора

Отправить ответ

Сортировать:   новые | старые | популярные
Наталья

только сейчас, имея 2 высших образования (техническое и физкультурное) я сделала для себя вывод, как надо выбирать место учебы. сначала надо определиться, кем ты хочешь работать и, если это возможно, где. потом прийти в эту (или подобную) организацию и сказать: "здрасьте, я хочу у вас работать. где мне для этого нужно учиться?".

kiriniya

Очень верный совет насчет расширения количества вариантов. Мы и во взрослом состоянии иногда открываем в себе новые желания и возможности, получаем удовольствие от работы, о которой прежде и не думали. Надо активнее вести разведку.

Елена

Уже 6 лет работаю кадровиком широкого профиля — и делопроизводство, и подбор, и управление персоналом — постоянно сталкиваюсь с проблемами профориентации. Замечательные ребята, выпускники, понятия не имеют, что делать со своим дипломом и своими талантами, куда это все приложить, как реализовать, как соединить хочу и могу. Налицо проблема государственного уровня — никто не занимается с молодежью, не учит их анализировать, делать выбор и принимать решения, в результате — полная дезориентация, профессиональная и жизненная неудовлетворенность.

wpDiscuz

Похожие статьи