Сегодняшнюю тему для заседания я поднимать не хотела, но меня взяли на «слабо». Мол, а не слабо ли тебе, Дунаева, написать о правильном воспитании в юном человеке ответственности и прочих взрослых качеств?

Ну вообще-то мне про это написать раз плюнуть. Воспитать — это другой вопрос, а написать много ума не надо. Алфавит я знаю, чего ещё-то…

А началось всё с разговора на тему о том, почему слово «ответственность» вызывает в нас чувства скорее связанные с Уголовным Кодексом, нежели с чем-то приятным и вдохновляющим.  Ответственность — это то, от чего по возможности следует держаться подальше, как от тюремной камеры. То, что пугает в высоких должностях и в браке. И вообще пугает. Часто пугает настолько, что человек готов вообще не жить, лишь бы не столкнуться с этим ужасом.

Давайте проголосуем: у кого слово «ответственность» связана с понятием о чём-то приятном, поднимите правую руку и весело помашите толпе своих фанатов. У кого это слово вызывает ассоциации с гильотиной, поднимите левую руку и приставьте дуло воображаемого пистолета к виску.

Не волнуйтесь, воображаемые пистолеты не заряжены. Кому-то не хватило? Неудивительно.

Неудивительно, что все мы с детства знаем, что ответственность наступает в случае невыполнения возложенных на нас обязательств по уборке комнаты или по возвращению вовремя с прогулки. Ответственность наступает в виде подзатыльника, громкой лекции о нашем раздолбайстве или мрачного молчания на ту же тему.

И это притом, что отнюдь не мы сами возложили на себя обеты. Нам бы сроду не пришло в голову обещать это добровольно. Нас заставили пообещать, что мы уберёмся, что вернёмся домой ровно к обеду, что сделаем уроки и так далее. А когда мы не выполнили данное под угрозой немедленного разжалования в плохие девочки обещание (или выполнили его плохо), мы понесли заслуженную кару.

Кроме того, в результате постоянного повторения ситуации мы навсегда запомнили, что мы — безответственные, неорганизованные, несерьёзные и никогда не повзрослеем.

А теперь я снова позволю себе обратить свой взор на восток. На Дальний.

Я не очень люблю японское анимэ, предпочитаю фильмы с живыми людьми. Но всё-таки смотрю, особенно классику вроде Миядзаки. На анимэ-сериалы так и не подсела, но от нечего делать заглядывала и туда.

Меньше всего меня интересовали волшебные приключения и прочие спецэффекты. Для меня интересен повседневный быт, который идёт таким незаметным фоном даже в самых фантастических сюжетах, как нечто само собой разумеющееся — для японца. Но не для меня.

Пересмотрев некоторое количество материала, я смогла сделать следующие выводы:

— слегка подросшие дети «у них» ведут себя как взрослые, а взрослые – как дети, в том смысле, что все ведут себя примерно одинаково;

— если в семье один ребёнок, достигший школьного возраста, а оба родителя работают, повседневную домашнюю работу делает ребёнок (подразумевается ежедневная уборка, стирка и приготовление еды на всех. Приготовление домашнего задания не входит в список по умолчанию, поскольку это личное дело ребёнка);

— если в семье двое детей, то воспитанием младшего занимается старший (воспитание заключается в таскании младшего на спине, если он устал, утешении, если ревёт, укладывании спать, кормлении, одевании и так далее. Когда младший достигает сознательного возраста, старший постепенно включает его в работу по дому, которая почти полностью на нём — см. пункт первый);

— при всём этом у героев мультфильмов ещё и хватает времени на приключения, составляющие основной сюжет мультфильма. И если маленький персонаж бывает расстроен, то не по причине повседневных забот, а потому, что, скажем, знакомый кот-оборотень заманил его в своё котовье царство с целью  жениться/выдать замуж. А герою/героине совсем не хочется.

Я не встретила ни одного мультфильма, дидактическая линия которого была направлена на воспитание в девочке хозяйственности. Разве что в мультике для категории 3+ «Панда большая и маленькая» было о том, как совсем мелкая девчушка осталась за хозяйку, пока бабушка куда-то отлучилась. В мультике, насколько я смогла понять, пока мне не стало окончательно скучно, было про то, как правильно и вежливо принимать гостей. Даже если они панды.

Как правило, в японских мультфильмах поднимаются куда более глобальные, действительно «взрослые» проблемы, которые равно стоят перед людьми всех возрастов. Любовь, одиночество, дружба, разлука, смерть, мечты, верность, предательство, благодарность и так далее.  И вполне возможно, что основной посыл «Дяди Фёдора» японцы попросту не поймут. Ну, уехал мальчик пожить отдельно от родителей. Ну, в деревню. И что? В его возрасте любой нормальный мальчик вполне может самостоятельно позаботиться не только о себе, но и о коте, собаке, корове и почтальоне Печкине.

Неужели это знаменитая «японская» система воспитания даёт такие поразительные результаты? В пересказе на русский основные её постулаты звучат крайне сомнительно: «до семи лет ребёнок — ребёнок, и ему всё позволено, после семи лет ребёнок — взрослый, и спрос с него как со взрослого».

Мне всегда было интересно: это как вообще? В смысле, как это достигается на практике? Доопустим, до семи лет мальчик (или девочка) самозабвенно творит всё, что хочет, закатывает истерики с битьём посуды в супермаркете, размазывает по полу еду, отрывает усы у кота, и родители умилённо взирают на все проявления его активности. Но вот наступает день Х, в который ребёночку стукает семь лет, и после торжественного задувания свечек ему не менее торжественно объявляют, что теперь он взрослый, и всё вышеперечисленное ему больше нельзя?

По моему скромному мнению, эти слова только укрепят ребёночка в мысли, что теперь ему тем более можно абсолютно всё. В Японии считается крайне невежливым делать замечания и указывать на промахи и неподобающее поведение.

И тем не менее, в Японии «японская» система воспитания работает. Во всяком случае, если судить по мультикам.

И я пошла смотреть ролики из жизни. В рамках японской телевизионной программы «профессиональные умения» меня, конечно, интересовал только один персонаж, и про династии кузнецов, полировщиков мечей, мастеров чайной церемонии и так далее я не смотрела. Но какая разница, в конце концов.

Ну так вот, как воспитывают актёров традиционного театра.

3 (4)

Обучение начинается по достижении 3 лет, в 4 года мальчик (если в семье нет мальчика, то девочка) играет свою первую роль. Роль, я вам скажу — не баран чихнул. Чисто физически прыгать по сцене в полной выкладке и в маске в течение 40 минут это сдохнуть можно. Спектакль при этом не детский. Спектакль играется так, как его играют уже лет 600. Всё должно быть выучено и воспроизведено до миллиметра.

Фильм про воспитание и обучение наследника семьи Номура, маленького Юки, я смотрела, распахнув рот и выпучив глаза. Даже притом, что у меня пока нет собственного ребёнка, в некоторых местах мои руки начинали непроизвольно шарить в поисках носового платка.

Например, когда во время репетиции Юки надул в штаны и смущённо сообщил об этом своему сэнсэю (и по совместительству папе). Или когда он уже явно устал и проявил невнимательность, и молодой сэнсэй призвал его к порядку. Рявкнул так, что даже я бы оглохла, хоть и вокальный педагог. В общем, тоже проявил несдержанность и, следовательно, был неправ. В диалог на редкость мягко и тактично вмешался старый сэнсэй (дедушка). Моего незнания японского вполне хватило на то, чтобы понять: никаких замечаний насчёт «веди себя прилично» не последовало. Ни в адрес сына, ни в адрес внука.  Так что и авторитет молодого сэнсэя не пострадал, и Юки успокоился. Оба поклонились старшему, и работа продолжалась.

После премьеры, когда мальчика вынули из реквизита, мальчик заплакал. Взмыленными и убитыми со сцены вернулись все, а хорошему актёру просто не положено возвращаться со сцены в другом виде, даже если ему всего четыре годика.  Молодой сэнсэй прочёл сыну дежурную лекцию на тему «наша работа трудна, но это наша работа», впрочем, без особенного вдохновения.  Ну, просто, наверно, её положено было прочесть. Все её слышали после дебюта.  Мама дебютанта молча стояла рядом и поправляла на Юки рубашечку. Юки кивал головой и соглашался, что плакать нельзя, при этом продолжая плакать. Слёзы с обоих глаз он утирал одной рукой — личико-то японское, плоское…

Своего отца, судя по поведению в кадре, маленький Юки просто обожает, тем более, что не на репетиции папа ведёт себя как обычный папа, который тоже очень любит своих детей (кроме сына в семье ещё две дочери; клянусь своей бородой, когда их отцу в фильмах приходится иметь дело с младенцами, я просто растекаюсь лужицей. Оказывается, актёр, спокойно, умело и осторожно берущий на руки живого младенца, — это… это… ну, в общем, мне больше никакой эротики не требуется. Когда в поведении актёра виден большой опыт, а не выученная роль).

Ну, а мама — это мама, пока она рассказывала что-то о своей скромной роли невестки, жены и матери наследников древнего рода, Юки вообще с неё не слезал, переползая с её колен ей на шею и обратно. В общем, вёл себя как вполне обычный ребёнок своего возраста. Он отнюдь не выглядел замученным и заученным. Веселился, пищал, прыгал, носился, в общем, как положено. Но в репетиционном зале мгновенно переключался в рабочий режим. По собственному опыту знаю, что это способность не может развиться без глубокого внутреннего спокойствия. У меня его нет, и мне приходится делать над собой усилие, которое невозможно над собой сделать, когда тебе не 40 лет, а всего 4.

Тайна «японского воспитания» вдруг стала мне ясна. И заключается она в том, что воспитанием никто специально не занимается. Потому что все прекрасно знают: дети не слушают слова, дети смотрят на поступки и стараются подражать, ибо очень хотят поскорее стать взрослыми.

Любой ребёнок хочет поскорее стать взрослым.

Впрочем, он хочет этого лишь до тех пор, пока не убеждается в том, что взрослым быть — галимо и отстойно.

Как только он понимает, что по мере роста взваливаемой на него ответственности (которая слишком часто попросту чрезмерна) уважение к нему остаётся таким же, каким оно было, когда он ещё не мог самостоятельно усидеть на горшке, желание расти резко падает.

Юки уже давно вырос и стал очень приятным молодым человеком, одним из тех, кто полностью достоин называться аристократом. Он мне чем-то напоминает одну итальянскую принцессу, фильм про которую я смотрела намного раньше, чем увлеклась Японией. Эта девочка — принцесса в том же роде, в каком Юки — принц. Она знатного происхождения, её фамилия Гуччардини-Строцци, и своим спокойствием, доброжелательностью и трудолюбием она покорила меня не меньше, чем её японский сверстник.

Тогда я впервые пожалела о том, что меня не воспитывали в той строгости, в какой ранее было принято воспитывать знатных детей по всему миру.

Я сужу по плодам, по тому, что я вижу. В этих детях столько свободы и столько самодисциплины, что невозможно не позавидовать. Принцесса Гуччардини-Строцци, несмотря на богатство, никогда не сидит без дела, потому что настоящая госпожа — это та, которая показывает пример своим слугам, а не помыкает ими. Юки, чья судьба была определена с рождения, принял свою ответственность перед династией как должное и как желанное.

Ведь уже в три года он увидел и, конечно же, накрепко запомнил, как его мудрый дед, не произнеся ни слова порицания, направил его тогда ещё не очень мудрого отца к мысли о том, что, да, Юки ещё ребёнок, но тем не менее, он уже наш коллега. Направил настолько уважительно, насколько это мог сделать очень хорошо воспитанный японец.

И с тех пор Юки знал, что взрослый человек — это ответственный человек. А ответственный человек — это тот, кого уважают. А уважения, как и благодарности, никогда не бывает слишком много. Конечно, не стоит путать искреннее уважение и благодарность с тем сладеньким сюсюканьем, которым потчевали нас в детстве: ах ты, какая умница, сама блюдечко в раковину поставила, ай, какая хорошая девочка, прям совсем взрослая!

Помнится, меня это вполне бесило, как всякая ложь. В общем и целом ко мне относились как к биологическому объекту, и отношение это шло из глубины биологии, и было оно тревожным и недоверчивым, и я, как любой нормальный человек, прекрасно это чувствовала. В нашей многострадальной стране так сложилось, что детьми занимаются по большей части женщины, и материнский инстинкт не уравновешивается отцовской трезвостью.

Никто же на самом деле не считал, что я взрослая.  Ладно взрослая, никто не воспринимал меня как человека. Дети — это не люди. Дети — это отдельные существа, у них, вон и психология совсем не такая, как у людей, сколько про это книжек написано…

Наверно, не случись в моей жизни балетного класса, я бы ещё долго не узнала, что это такое: когда взрослый воспринимает тебя всерьёз. Но что ещё может заставить шестилетнюю девчонку, кусая губы, растягиваться в шпагат, как не молчаливый взгляд учительницы: ты ещё ребёнок, но мы уже коллеги.  Она не врала, что я взрослая. Но она видела меня в перспективе. И я тоже начинала видеть себя в перспективе. И это вдохновляло.

Тихо подозреваю, что, если бы на меня вот так же посмотрели, когда я вдруг взяла и вымыла посуду, я бы стала чемпионкой в этом виде спорта. И мне не пришлось бы каждый раз заставлять себя брать в руки швабру. Или самостоятельно следить за чистотой своей школьной формы. Или, сделав уроки, приготовить ужин для вернувшихся с работы родителей…

***

Ну вот, я это сделала. Я это написала. Возможно, кто-то решит, что я решила кого-то воспитать, и обидится. Но я прошу отметить: то, что я написала — не наставление. Это всего лишь моё личное несбывшееся, которое взяло, да и выползло наружу, воспользовавшись удобным случаем.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
qweeny

чистая правда! я тоже непослущная, ленивая. еще и беспомощная. Вот, кстати, словечко это — много лет понять пыталась, что же оно означает, "беспомощность" моя(( Решила так: а помочь-то мне некому! Ну ладно, вот я сыновей родила, воспитывали их мы уж как умели, впрочем, как НЕ умели…А они такие разные. Уй-уй не знаю ачимууу. Один — сама ответственность в свои 27, другой — сама безответственность в 37 и при наличии двух детей. Теперь вот внуков просто люблю изо всех сил .

Гоблинище

Гммм. Почему-то никогда не испытывала симпатии к японским методам воспитания. Главным их побуждением остается спасти лицо — и свое, и всех прочих, главным образом вышестоящих. Это, наверное, тактично и правильно, но приводит к невозможности поправить начальника, если он неправ, что в реальности оказывается Фукусимой. Ладно у нас Чернобыль, на то мы раздолбаи. Но японцы! А это логично вытекает из их системы воспитания и образа жизни. И мне их жаль. Ну и трудоголизм тоже… Нет, он, наверное, в каких-то случаях имеет смысл, но та же Фукусима опровергает японский вариант трудоголизма. Это мое такое мнение. А может, мне повезло, что с нами… Читать далее »

Jeniay

До сих пор смеюсь, когда вспоминаю рассказанный мне давно анекдот о русской трактовке японской системы воспитания:
В автобусе едет мама с малолетним сыном. Сын ведет себя безобразно: скачет по салону, орет, плюется, толкает других пассажиров. Мужчина, сидящий напротив, говорит маме: "Успокойте своего ребенка. Почему он себя так ведет?" Мама ему: "Не могу. Мы воспитываем по японской системе, когда до семи лет все можно". Тогда мужчина достает изо рта жвачку и смачно намазывает ее маме ребенка прямо на блузку. Женщина в шоке: "Как???!!! Что???!!! Что Вы себе позволяете???!!!" Мужчина ей: "А меня тоже воспитывали по японской системе…".

kiriniya

Ну вот… сижу и плачу. Хорошо написали. Буду себя воспитывать по японской системе — авось не поздно!

Jeniay

Видимо, в моем детстве было слишком много нелогичного со стороны родителей, поэтому я уверена, что чтобы ребенок брал на себя ответственность, он должен понимать смысл и целесообразность того, что он делает. Аргумент: "Я сказала — пошел выполнять" — плохой аргумент и уместен только в крайнем случае, когда ребенок не понимает, а действие выполнить ну очень необходимо прямо здесь и сейчас (такое тоже случается с детьми). И потом все равно желательно объяснить смысл проделанного. У меня в детстве была обязанность ("обвязанность") мыть полы каждую неделю. Но на мои логичные вопросы я ответа так и получила. Почему полы, а не пылесос? Я… Читать далее »

Ежик

Интересно,а что бы изменилось в вашем мировоззрении,если б на каждый вопрос вам дали ответ? Ну типа-"не пылесос-потому что с помощью воды пол чище отмывается и исключено наличие лишней пыли в воздухе (доме),в воскресенье-чтобы новая неделя начиналась в чистой квартиры,менять ведро-потому что если мыть раз в неделю в нем вряд ли может быть чистая вода" и т.д. Интересно,вы посчитали бы эти объяснения достаточными и мыли пол с удовольствием,или произошло еще что-то-не устроили бы ответы, не согласовались с вашим представлением о должном,или еще как?

Jeniay

Изменилось, очень изменилось бы. Изменилось бы самое главное — отношение. Это значило бы что родители уважают и воспринимают меня как равного, как человека, а не как некоторое отдельное и недостойное существо под названием "ребенок", которому положено только молчать и слушаться.
И вот ведь, написала и сама поняла: если родители считают ребенка недостойным знать, почему у него именно такие обязанности, то они просто не уважают его как человека.

Птичка

Во многих семья существуют всякие "традиция" как делать домашнюю работу. Переходят по женской линии: пол мыть три раза, воду менять после каждой комнаты, суп варить только так, картошку чистить только так, бельё обязательно гладить, посуду мыть сразу после еды и много разных заморочек. Женщины мучаются, мучают своих дочерей и все ровно делают "как правильно". А ещё мама стоит и контролирует, что бы дочь все делала как надо. Я этого терпеть не могла, сразу все бросала и уходила. Мне скоро 40 лет и недавно готовила у мамы, она смотрит и говорит: "А мы с бабушкой не так картошку режем!" Вроде в… Читать далее »

Jeniay

Вот абсолютно согласна. И детям также даю свободу самим решать, как делать и получить помощь если нужно. Так и дети в таких условиях работают с удовольствием. Просят еще работы 🙂

CCathrine

Из-за разницы культур с мужем "традиции" моей родительской семьи по многим вопросам, включая домоводство просто часто не работают. Приходится как говорится, на ходу разбиратся. Это интересно первые несколько лет, потом потихоньку начинает раздражать что "все не так", да же если понимаешь что мужнин вариант работает. Иногда правда получается передать наверх, т.е. бабушке и маме новый вариант, им любопытно.

CCathrine

У меня шок случился именно когда я начала понимать своих родителей, включая логику требований… это не весело.

Ta_ennaya

Сочувствую. Есть в этом что-то от армейской дисциплины, где, как я понимаю, встречаются нередко злоупотребления, нелогичные требования и прочее тому подобное. Ужас.

Jeniay

Спасибо. В последнее время без конца открываю для себя что-то новое. Одно из последних — видимо, у моей мамы много-много лет была (и есть) хроническая депрессия, которой она так и не занялась. А я стала жертвой этой депрессии.

светлана

О да, …, понимаю, а еще такой прикол — при явно выражаемом ребенком несогласии делать имено это и именно сию секунду, начинать делать все самой, костеря все и всех, выхватывать тряпку из рук и т.д. Стоишь как дурак, виноватый кругом и во всем, а в чем конкретно, не понимаешь. Феномальный по своей эффективности способ отбить у ребенка любое желание помогать в чем-либо.

elleni7

Читала как-то, что есть издержки в японском умении себя контролировать. Мол, слишком многое в себе приходится подавлять. И уже с детства. Там основной фактор воздействия — стыд. Стыдно потерять лицо. Повести себя не как надо, в общем. Слишком много сил на это тратится. Отсюда нездоровая склонность к эротике (они так напряжение сбрасывают). Нет, не наше это. Японцы нам тут не пример. Самоконтроль и ответственность должны быть здоровыми. Прежде всего- за самих себя. Вы мультики-то за реальную жизнь не принимайте. В реальной жизни дети, которым приходится слишком рано брать на себя ответственность, которая им по годам ещё не доступна, становятся "псевдовзрослыми"… Читать далее »

гость

Очень верно. И очень красиво вы это написали, я бы даже сказала — сильно.

Ольга 23 апреля

Вот где найти золотую середину, чтоб вырос и не инфантил, но и не робот, самостоятельно ставящий себе задачи и успешно их выполняющий, но неспособный разрешить себе шалость- отойти от привычных шаблонов поведения? У нас есть свои "японцы", например в том же спорте. Дети с железобетонными характерами, с высокой работоспособностью, с развитым чувством ответственности, но в большинстве случаев с презрительным отношением к менее сильным, с завистью к более успешным, с готовностью пойти на всё ради победы. Став взрослыми, не будут ли они эмоциональными инвалидами? Смогут ли они быть счастливыми и сделать счастливыми хоть кого-нибудь?

Елена

Есть роль наставника, а есть роль — родителя. Родитель — безусловная любовь, защита и забота, вытирание слез после балетного класса. Наставник — вызов, тяжелая работа в том же балетном классе. Улыбку наставника нужно заслужить и нести как почетную медаль, улыбка родителя тебе дается просто так, потому что ты — ребенок. Проблемы начинаются тогда, когда родитель роль родителя не выполняет. Папа в роли наставника, скорее всего, потеряет родительскую роль. (не, я понимаю, что в нашем обществе хорошо, если папа на себя хоть какую-то роль возьмет, но кто сказал, что это — хорошо?). А отсутсвие уважения к ребенку — это вообще отдельный… Читать далее »

Гоблинище

Насчет уважения согласна полностью. Просто ребенок еще не может его потребовать и заставить других если уж не уважать себя, так хоть не высказывать явного неуважения. И потому нет ничего проще, как постоянно его потыкать. Мне в семилетнем возрасте в общем туалете в доме отдыха некая бабушка сделала замечание, что я не так сижу и не в том порядке, пардон… У меня челюсть тогда просто отвалилась, но ничего ответить я не могла. А в возрасте постарше уже и ответила бы. Но чем это отличается от замечаний вполне взрослым людям, что пора бы тебе замуж, детей и прочее, или почему ты на… Читать далее »

Анна

Часто замечала, как относятся к детям в разговоре. Ребенок, которому что-то хочется рассказать свое, очень-очень важное для него в данный момент, вынужден ждать, пока взрослые закончат свой разговор, порой длящийся час, а то и больше. И не сметь перебивать! Но стоит ребенку улучить момент, когда взрослые вроде бы уже разошлись по своим делам, и начать что-то рассказывать, как один из говоривших возвращается и, не обращая внимания на то, что ребенок что-то говорит, перебивает его и опять начинает что-то говорить. И ладно бы ребенок просто душу хотел излить, хотя это тоже очень важно, а если у него это жизненная необходимость поговорить… Читать далее »

Восточный гость

> самостоятельно ставящий себе задачи Эх, японская (и корейская тож!) система воспитания именно в этом аспекте… мягко говоря, не преуспевает(на мой личный взгляд). СТОЛЬКО безынициативности я не видела и не могла себе даже представить до того как. Задачи, поставленные "старшим", будут выполняться чётко, самозабвенно, самоотверженно, я бы сказала — истово. Но до своих собственных может дело не дойти, а у большинства никогда не дойдёт. Впрочем, там это обычно не требуется. В бытовом и повседневном плане жизнь устроена на зависть многим другим странам. Если, конечно, ты зарабатываешь хотя бы на съём жилья с личным тёплым душем и туалетом (бывает всякое… даже… Читать далее »

Ангелинушка

Здорово, когда дети чувствуют уважение к себе и к своему труду.

Похожие статьи