Доброй всем пятницы, дорогие сёстры. Пользуясь случаем, хочу попросить всех, кто осилил до конца мою нетленную сагу про лягушку Жабиту: будьте добреньки, черкните пару слов про ваши впечатления. Мне для дела: вдруг всё-таки заставлю себя попытаться куда-нибудь это отнести на предмет публикации. Куда-нибудь, где я увижу. Например, под последней главой. Всем заранее низкий поклон.

Ну а сегодня мы с вами опять поговорим об искусстве. На сей раз — преимущественно о кино и театре.

Заранее каюсь: в театр я не хожу. Кино не смотрю.

Но кому это когда мешало высказывать своё ценное мнение…

Ну, видите ли, с театром мне не везло практически с детства. Несмотря на то, что родилась и выросла я прямо в самой что ни на есть Москве, в семье военно-гуманитарной интеллигенции.

Родители уделяли творческому воспитанию нас большое внимание. Благо тогда в Москве это было сравнительно легко и дёшево. Конечно, нас с братом водили в театры. И в ТЮЗ на «Царевну-лягушку», и во МХАТ на «Синюю птицу», и в им. Пушкина на «Аленький цветочек», и в Театр Сатиры на «Карлсона», и в Театр им. Сац — запомнилось в основном прекрасное фойе, где можно было порисовать.

Учитывая программу тогдашнего телевидения, плотность домашней библио- и фонотеки и всякие кружки типа хореографии и фортепиано, можно смело сказать, что к воспитанию в нас культурного уровня ответственно подходили не только родители, но и вся страна.

Что не помешало мне скептически отнестись к драмтеатру уже в дошкольном возрасте.

Мне казалось, что сцена — это то место, где люди показывают какие-то свои серьёзные умения. Например, красиво танцуют. Как трудно этому научиться, я по себе знала. Или играют на всяких музыкальных инструментах — это ещё труднее. Или поют: это совсем легко, но всё равно надо постараться и выучить мелодию со словами.

В драмтеатре артисты не танцевали и не пели (а если пели и танцевали, то лучше бы они этого не делали), и уж подавно ни на чём не играли. Они просто выходили на сцену в каких-то нарядах и говорили какие-то слова: прямо как мы на школьном утреннике. И музыки красивой не было — тоже как у нас на утреннике: максимум пластинку включили через динамик, вот и вся радость. А так, чтобы оркестр, чтобы над ямой в антракте повисеть… даже если на сцене, не приведи Андерсен, детская опера. Всё равно красиво.

Это я пытаюсь оправдать своё нехождение в драмтеатры. Во взрослом состоянии я ещё пару раз попыталась, но поняла, что мне, видимо, не дано. Поскольку я так и не поняла, что на сцене делается такого, чему надо было бы специально столько лет учиться. Зато было понятно, что в институте эти ребята старательно прогуливали уроки по постановке голоса. Или им поголовно не повезло с педагогами. Поэтому в особо драматичных местах приходится включать «подзвучку».

Кино я не смотрю с тех пор как посмотрела «Реальную сказку» — я имею в виду, отечественное кино. Это была последняя капля. Потому что сколько уже можно писать/снимать про то, что жизнь трудна, несправедлива, жестока и хорошие люди в ней вообще не выживают. А если выживают, то потом всё равно умирают или спиваются. Под глубокие разговоры о смысле бытия на фоне прекрасных русских пейзажей.

В общем-то, про то, что у нас всё плохо и будет ещё хуже, я могу и в соцсетях прочитать. Поэтому и туда стараюсь пореже. Но иногда таки срываюсь и огребаю «оптимизма» по полной программе. Особенно мне нравится, когда в ленте просьбы о помощи умирающим без лекарств больным перемежаются ссылками на блоги для так называемой «элиты», где обсуждается острый дефицит грамотных дворецких и невыносимые страдания от аллергии на вездесущие ананасы в шампанском.

В общем, в один из самых тёмных дней бич современной русской интеллигенции (впрочем, наиболее обеспеченные из современных русских интеллигентов считают это не бичом, а даром творческого предвиденья) —  угрюмая вера в то, что выхода нет, — добрался и до меня.

Я сидела и думала: всё плохо. Искусство погибло, очередь за культурой. Врачи — мошенники. Учителя — неучи. ЖКХ — сволочи. Полиция — палачи. Пожарные — не приедут. Издаваться — только за свой счёт. А денег нет — и не будет. Кто работает — тот не ест. В топе — пошлость и бесвкусица, а «пипл хавает». В Большом танцуют стриптиз, в драме героини Чехова щеголяют рваной джинсой…
хандра

Поскольку всё вокруг было окончательно хреново, и работать не имело смысла, я включила комп и решительно ткнула на фильм «Замок Болванчика». Я давно его скачала про запас.

Честно говоря, смотреть его мне не хотелось. Потому что главную роль в этом фильме играет человек, к судьбе которого я испытываю страстную и безысходную зависть.

Ну, представьте себе: вы родились в японской семье, которая уже лет триста или больше потомственно играет в традиционном японском театре (но, кабуки, кёгэн и т. д.) Первую роль играют в возрасте четырех лет. Когда и если старшие признают актёра состоявшимся, он берёт родовой псевдоним. Поскольку до него это имя уже носил кто-нибудь из его предков, окончательный вариант звучит по-королевски из-за приставок: Второй, Пятый и так далее.

Выглядят эти ребятки и в самом деле как принцы крови, в смысле, как настоящие принцы крови: скромные, воспитанные, сдержанные, изящные. Японский театр это примерно как японские боевые искусства: хочешь преуспеть — тренируйся с пелёнок и всю жизнь. Как известно, гениальность это 20 процентов таланта плюс 80 процентов труда. Учитывая, что японцы не умеют работать меньше, чем на 100 процентов…

Уже годам к тридцати эти люди обретают такое осмысленное и ясное выражение лица, что мне, чтоб не мучиться, нужно отвернуться и не смотреть. Но я, понятное дело, не могу.

В кино эти актёры приходят крайне редко, но уж если приходят, то никогда не позволят себе сняться в картине сомнительного качества. За ними, понимаете ли, честь не только собственная, но честь семьи и профессии. Поэтому, прежде чем согласиться на роль, они ещё сто раз подумают: а смогу ли, а хорошо ли это будет?

… Видимо, поэтому, когда на экране моего ноутбука господин Болванчик заявил, что ему плевать, что против его пятисот воинов выступит двадцатитысячная армия, ибо её командир слишком дурно воспитан, чтобы сдать замок без боя, как это было приказано начальством, я поверила, что играющий Болванчика актёр на его месте поступил бы так же.

— Неужели вам не противно, что умными правит грубая сила? — внезапно взорвался тихий дурачок, над которым посмеивались даже крестьянские детишки (от них знатный самурай и получил своё поименование). — Что всё решают деньги? Что бездари водят за нос талантливых? Даже если весь мир с этим согласен, то я против! И я буду сражаться, даже если я буду один!

Теперь я часто смотрю этот фильм. И моя интеллигентская хандра всегда отступает.

Потому что эти слова произносит не ископаемый исторический князёк Нарита Нагатика, а вполне реальный человек, живущий в одном мире и в одно время со мной.

Его отец носит титул Живого национального достояния Японии, но ездит на работу в театр на метро. Жильё семьи — среднестатистическая  квартира. Японский традиционный театр — вещь, полностью исключающая богемную жизнь. Даже комедийный кёгэн степенен и больше похож на неторопливый балет, а но так и вовсе не театр, а групповая медитация. Сомневаюсь, что даже в Японии сохранилось много людей, способных наслаждаться этим древним искусством (я заснула на пятой минуте). Но, видя, как живут эти актёры, я понимаю: даже если однажды они выйдут играть перед пустым залом, они всё равно будут играть так же, как всегда. И будут хранить и передавать традицию дальше, даже если все кругом скажут, что это ерунда и никому не нужная рухлядь.

Даже если у них отберут все их театры и переделают под мюзик-холлы и кабаре.

Даже если им придётся зарабатывать себе на рис, трудясь на заводе.

Осталось понять: а я? А я могу хотя бы немножко быть похожей на них? Могу ли, не обращая внимания ни на какие внешние обстоятельства, продолжать вставать по утрам, тщательно одеваться, молиться и приниматься за свои дела спокойно и сосредоточенно?

… Князь Нарита Нагатика, я принимаю твой вызов. Ведь ты тогда победил.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
annouchka

Пошла молиться…а то с утра голова болит и сил мало. Спасибо, Людмила!

Милана

Эээээх, Дунаева, 5 балов … хотела бы и я спросить себя о том же…..

Юлали

Угрюмая вера в то, что выхода нет, — мне кажется, свойство нашей интеллигенции от века, не только современной…" Жаль только, жить в эту пору прекрасную, уж не придется ни мне, ни тебе." Хотя был период, когда выход казалось бы был виден, — но все это плохо закончилось.

olgayeriomenko

"Иногда захочешь написать что-то на форуме, только занесешь пальцы над клавиатурой, а потом подумаешь: "Да ну его!", и слышишь, как за спиной ангел-хранитель отчетливо вздыхает с облегчением." А мне мой ангел даже интернет отключил. Говорят, что "таланту надо помогать, бездарность пробьет себя сама". Не согласна категорически. Талант пробьется всегда. Во все времена, которые, кстати сказать, "всегда одни и те же". Но более по теме другая ИМХа: "У каждого человека есть свой пьедестал, но почему-то большинство предпочитает карабкаться на чужой". Люди часто в упор не видят, насколько они талантливы, что они уже стоят на пьедестале — нет, надо с него спрыгнуть… Читать далее »

Jeniay

Оля, абсолютно с Вами согласна — тут многие сидят и думают, какая Люда молодец — и там натворила (в хорошем смысле), и там успела — нам бы так! А Люда по японцам вздыхает….:)

Morvenlight

сёстры, ну дык же они кроме всего такие няшечки! Как по ним не вздыхать?!

Jeniay

🙂 А я под Ваши сказочки рисовать, наконец, села. Впервые за восемь лет:) Это хорошо, когда есть кто-то, кто сподвигает дать себе творческого пинка:) Пусть даже японцы:)

Jeniay

А на всяких няшечек вообще стараюсь не смотреть, а то сразу нести начинает не в ту сторону:)

olgayeriomenko

Да такие же.
Когда-то прочитала записки Мурасаки Сикибу — если убрать дворцовый этикет (а он в каждой стране свой), то я все ахала — ну как похоже! Ощущение, что моя подружка пишет. Или я… (краснеющий смайл).
"Только мы с Х расположились в отведенной нам комнате, как пожаловали двое придворных из свиты государя. Пришлось поить их чаем. "Ну, что девочки, устроились? А перегородка тонкая! А если к одной из вас….гости придут?))) Ну, ладно, пошли мы". Куда они идут, подумала я. Кто, из фрейлин младшей жены сегодня дежурит?"

Наши дежурства напомнило, когда молодыми были )))

Гоблинище

Японцы няшечки?! сентиментальные садисты. Хризантема и меч. Извините, если кого обидела. Они очень декоративны — да. Но я бы застрелилась с ними на одном гектаре… Кимоно мне правда очень нравится, которое бабушка из Японии привезла. Оно же еще и натуральное оказалось, ко всеобщему изумлению. Но няшечки?? Брр. И работают как сумасшедшие фанатики. Нот ин май лайн.

Morvenlight

да, сестра, тут мы с Вами не совпадаем. Хризантема и меч — это не садизм, а искренность. милосердие воина — убить одним ударом. как имеющая некоторое отношение — это трудно. нужно долго тренироваться.
козлов, несомненно, хватает везде, но не будем о них.

Гоблинище

На вкус и цвет )) просто и помимо меча как-то у них все очень сурово. Жизнь как ценность не воспринимается. А мне это жаль. Тогда ведь и смерть не ценность….

kiriniya

Ну, я точно не могу быть похожей на них. Обидно!

Morvenlight

почему?

kiriniya

Ну вот представила, что хожу на работу и делаю все как надо бы в идеале, из благородства, на 100%… а требований-то у наших шефов много, у меня духовности не хватит все это выполнить! И посетила меня хандра… ведь я так уважаю людей, подобных этому князю!

Ежик

Сомневаюсь,что князь выполнял сообразно расторонним и противоречивым требованиям начальства…во всяком случае,в приоритете.

Morvenlight

это смотря какие шефы… от наших я как колобок — и от бабушки ушёл и от дедушки ибо жЫрные бездельники сами.

kiriniya

Тоже хочется укатиться 🙂 от дедушек и бабушек…

olgayeriomenko

Зачем????

kiriniya

Как-то само вышло…

Gost

У меня, кстати, тоже непонятое влечение (не печаль) к японскому. Не всему японскому, но некоторым чертам, скажем так, образа жизни.

Гоблинище

Глубоко

Elena

"Делай что должен, и будь что будет".

Jeniay

Если уж насчет японцев, то у меня старшая дочь скрипкой по методу Сузуки занимается. Она в свои шесть такое уже на скрипке выделывает… За это японцам и Сузуки, в частности, большая уважуха:)

Morvenlight

ой, а нельзя по этому методу выучить, скажем, японский? а то по нечаевой это просто харакири.

Гоблинище

Сэпуку ))))))))))))))))))))))))))))) или сепуку?

Morvenlight

Сеппуку. Харакири — это вариант сэппкуку, то есть, "резать живот". Женский вариант — резать горло… о чём это мы…

Jeniay

Ну вы, дамы, и поехали…:)

Гоблинище

Ой, горло?! ужос

Jeniay

Боюсь, что нет. Наша учительница по скрипке вообще на взрослых жалуется. Если малыши спокойно на слух играют, как полагается, то взрослые хотят нот и постоянно туда подглядывают:)

Morvenlight

я не хочу нот! Я их ненавижу))))
а японский, наверно, надо учить методом погружения. Вот, смотрю дораму про спасателей — водолазов…

Jeniay

Ага, метод Сузуки — это и есть погружение в скрипку в том возрасте, когда ребенок еще неосознанно и легко туда погружается. А Вам надо в отпуск в Японию дикарем… За месяц, думаю, освоите:) У меня в США русскоговорящие дети с русскими друзьями — английского почти ноль. Дочь в этом году пошла в школу (по 7 часов в день). За полгода она полностью понимает и говорит и немножко читает по-английски. Скоро будем обратную проблему решать — по-русски заставлять говорить. А мне иногда хочется провести эксперимент над собой — почитать Гюго в оригинале со словарем для изучения французского, но страшно. И еще… Читать далее »

olgayeriomenko

Японский — не английский.

Jeniay

Но все равно язык. Минимальные знания и кто-то сопровождающий не помешают, конечно.

Morvenlight

японцы приезжают, но с переводчиками.

Jeniay

Тока сегодня поняла игру смыслов про погружение в язык и спасателей-водолазов:) Как до жирафа:)

Эвита

Разделяю любовь автора к Японии. Прочитала и на сердце потеплело. С детства обожаю их изящную живопись, принцип функциональности и красоты в вещах, культ верности и трудолюбия. Была рада, когда до нас дошла из кухня , хоть и в адаптация.
В последнее время западня культура поднадоела своим шумом и инфантильностью, перешла снова на Японию. Читаю хокку, посмотрела Квайдан и открыла многие аниме до взрослых (до этого, как ни странно, видела только Сейлор-мун и еще пару).
Если уж и равнятся на кого-то и/или подглядывать достижения, то Япони — один из лучших вариантов.

qweeny

По моему скромному мнению( что в переводе значит -имхо), русскому человеку японцами надо переболеть, как ветрянкой или корью — и чем раньше. тем лучше для организма, потому как что японцу хорошо, то русскому карачун. Я вот. сестры, переболела в студенчестве, с тех пор живу долго и счастливо…
…и больше ночь напролет не слушаю
как в бочку каплет вода…
потому как есть еще много чего послушать! ))

Jeniay

🙂

Гоблинище

А я ветрянкой не болела. Но антитела ее у меня есть. Вот и с Японией получилось как-то так же ))))))

olgayeriomenko

…и больше ночь напролет не слушаю
как в бочку каплет вода…
потому как есть еще много чего послушать! ))

Источник: https://www.matrony.ru/zasedanie-123-yaponskiy-bog
…но утром тревожным вижу,
как ночною капелью
в луже улыбкой растекся японец…

Morvenlight

что русскому — гора, то японцу — яма.
сама сочинила. тырить только с копирайтом Дунаевой!

Похожие статьи