Очень часто — гораздо чаще, чем мне хотелось бы, — мне задают вопрос касательно одной из сфер искусства, к которой я имею непосредственное отношение. Вопрос задаётся в разных вариациях, но смысл его обычно сводится к следующему: «А разве в церковном хоре поют профессионалы? И что, за деньги?!»

Обычно я на такие вопросы сильно обижалась и с налёту с повороту начинала палить из крупнокалиберного направо и налево. А потом задумалась. Нет, ну действительно, а почему это все обязаны знать, что пение в церковном хоре — это тебе не баран чихнул? И что для осуществления данного вида деятельности в объёме, достаточном для того, чтобы у прихожан уши в трубочку не сворачивались, необходим некий комплекс знаний, умений и навыков, которые не даются человеку ни от рождения, ни при обучении в общеобразовательной школе, ни даже по благодати церковных Таинств?

Действительно, никто не должен. А вот я, будучи профессионалом, могла бы и объяснить всё спокойно и без истерики.

Этим я сейчас и займусь.

Начну издалека. Аж с Ветхого Завета.

(Кстати, пока не забыла. Я читала подобные лекции в рамках обучения добровольцев и готовилась к урокам ответственно. И хотя сейчас уже не смогу привести наизусть список использованной литературы, уверяю вас, что ни один нижеизложенный факт не был взят мною ни с потолка, ни из «Википедии». Её тогда ещё не было.)

Итак, давным-давно в одной далёкой стране на Востоке…

Прошу прощения. Забыла, что сказка уже кончилась.

Всем, кто читал Ветхий Завет, известно, что израильское сообщество в определённый период истории делилось на так называемые колена. Первенствовали среди всех священники, которые происходили из дома Ааронова. Вторыми были потомки Левия, так называемые левиты. Они тоже служили при Храме и были чем-то вроде нынешнего дьяконства.

Именно левиты составляли хор. Пели как мужчины, так и женщины.

Службы при Храме совершались чредами — кажется, по два месяца, потом чреда возвращалась по домам, уступая место следующей. Дома певцы продолжали совершенствоваться в своём искусстве и готовить учеников. Других занятий они не имели и не имели права заниматься чем-либо ещё. Да, никаких огородов по выходным. Храм полностью их обеспечивал, чтобы они не отвлекались от своего дела. Тем более, что кроме них петь в Храме не имел права никто другой.

В Псалтири вы можете найти таинственные фразы, предваряющие некоторые псалмы, как то: «Начальнику хора. О елени утренней».

Данная шифровка указывала руководителю хора на то, что псалом должен исполняться на мелодию песни об «утренней лани», которая, вероятно, была в те времена общеизвестной.

Запомните этот факт, он нам потом пригодится.

Как обстояли дела с пением в ранней христианской церкви, мы можем иногда только догадываться. Если учесть, что первые христианские богослужения фактически сводились к евхаристии за общей трапезой, то, вероятно, пению не отводилось такого важного места.


дунаева3

С течением времени, однако, всё менялось, и к IV-VI векам чин был окончательно оформлен примерно в том виде, в каком мы его знаем теперь. Наибольшее распространение получили чин литургии Иоанна Златоуста и чин Василия Великого. Основные отличия заключаются в молитвах, читаемых священником. В литургии Василия Великого они длиннее, поэтому хор должен исполнять некоторые песнопения очень медленно. Песнопение «Достойно есть» заменяется на «О тебе радуется».

Если внимательно вчитаться в устав этих литургий, то можно обнаружить, что обе они в идеале рассчитаны на исполнение двумя хорами. Поэтому не будет ошибкой предположить, что к  IV веку пение уже являлось одним из церковных искусств – то есть, не было общенародным. В некоторых документах можно найти указания на то, что певчие снова были выделены в отдельное сообщество. Например, подходить к столу раздачи пожертвований они должны были после дьяконов и перед вдовицами.

К структуризации церковного пения приложил немало сил такой известный человек, как святой Иоанн Дамаскин. Его стараниями было составлено Осмогласие.

Те из нас, кто когда-либо заглядывал в молитвослов, могли обнаружить там заголовки вроде «тропарь, глас 4» или «канон, глас 8».

Это вот как раз про осмогласие.

Изначально «глас» — это лад, который, по мнению автора текста того или иного песнопения (Иоанн Дамаскин — один из наиболее известных церковных поэтов), наиболее подходил для исполнения этого песнопения.

Во времена Иоанна Дамаскина в Византии было восемь наиболее популярных ладов. К нашему времени из них сохранились два: ионийский, в просторечии именуемый «мажор», и эолийский — соответственно, «минор».

А «гласы» превратились в набор мелодий, общим числом около сорока. Примерно по восемь штук на жанр. Восемь — на тропари, восемь — на стихиры, восемь — на ирмосы, восемь на прокимены и аллилуарии.

Например, известная молитва «Царю Небесный» является стихирой 6-го гласа. Если вы помните мотив, то поздравляю: вы уже выучили шестой стихирный глас, он же шестой тропарный, поскольку в данном случае напевы совпадают. Поэтому, если где увидите заголовок «тропарь (или стихира), глас 6», смело можете распевать текст на эту же мелодию.

Молитва после еды поётся на 8-й тропарный глас, самый простой глас партесного обихода (ибо знаменный обиход — тот, который записывается не нотами, а крюками или «знаменами», имеет мало общего с партесным, хотя и послужил его основой). Восьмой глас тропарный не совпадает со стихирным, у стихиры восьмого гласа напев другой.

Некоторые гласы (напевы) имеют два или более варианта. Кроме гласов существуют обиходные напевы, не относящиеся к осмогласию (например, напев «Отче наш»). Их довольно много. Я не считала. Внутри гласов существуют варианты распевов по местностям: «московский» распев, «киево-печерский» распев, «лаврский» распев (в данном случае по умолчанию имеется в виду Троице-Сергиева лавра).

Для стабильной службы в «обиходном» хоре певчий должен твёрдо знать наизусть мелодии Осмогласия и все обиходные мелодии той местности, где он служит, и уметь распеть на эти мелодии любой текст. Подразумевается, что ему придётся иметь дело с церковнославянским. То есть, беглость и безошибочность чтения имеет решающее значение. Кроме того не следует забывать, что современное церковное пение это, в основном (не берём старообрядчество), — партесное пение, а партесное пение — это пение не на один голос, то есть, не в унисон, а на несколько голосов, то есть, по партиям. Партес подразумевает наличие четырёх голосов — бас, тенор, альт, дискант (сопрано). В крайнем случае — можно обойтись без тенора. В совсем крайнем — без баса. Когда вообще крах — регент должен петь мелодию второго голоса, ибо основная мелодия гласа исполняется именно альтом.

(Примечание. А если вы подумали, что в унисон петь легче, то я вас разочарую. Без навыка вы даже иссон в унисон не потянете. Иссон — это такое коллективное «мычание» на одной ноте, поверх которой в византийских обиходах резвится солист или солирующая партия. А уж про «крюковое» пение, где помимо церковнославянского текста вам нужно знать мелодическое значение каждого «крюка» и уметь применять это знание автоматически, я вообще молчу.)

Я надеюсь, вы уже начали немного представлять себе масштабы трагедии.

Итак, в последнем абзаце я привела список знаний и умений, необходимых для певчего полулюбительского уровня, который замолкает, когда регент достаёт ноты.

nyne_otpushhaeshi_obikhod_1

Певчий полупрофессионального уровня ноты знает, но для пения по нотам даже самых простых обиходных херувимских ему нужны репетиции.

Певчий профессионального уровня имеет, помимо описанного выше знания обихода и церковнославянского языка, музыкальное образование в объёме музшколы и читает ноты так же, как третьеклассник-хорошист читает вслух обычную детскую книгу. Нотный обиход он может петь с листа, но для исполнения композиторских произведений ему нужно выучить партию дома.

Певчий уровня «начинающий регент» читает ноты так же хорошо, как старшеклассник-отличник — «Войну и мир». Может без репетиции петь с листа несложные авторские и дирижировать несложные обиходные песнопения. Как правило, это уровень студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Для всех этих уровней — повторяю — гласовый партесный обиход и церковнославянский являются такими основополагающими вещами, о которых как бы уже и говорить не принято.

… А ещё у русских есть какой-то «стройбат». Это вообще звери. Им даже оружия не выдают.

Об этом — в следующем выпуске.

Хорошей всем пятницы и весёлых выходных.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Хельга

Спасибо, Людмила! Нас учила профессиональный регент, которая именно умеет научить, владеет методикой, мы занимались 3 года по 6 (и более) часов в неделю по 3-5 человек и индивидуально плюс клиросная практика почти ежедневно. У меня альт, могу удержать чистенько и первый, но мне комфортнее вторым. Многие авторские произведения она с нами тупо заучивала, а мы пели и следили за нотами. Сейчас я учусь со средней дочерью (ей 6 лет) в музыкальной школе, хожу с ней на сольфеджио, поскольку она еще мала, чтобы иметь представление о изучаемом материале и при необходимости помочь ей дома. Конечно, я рада, что сама изучаю этот… Читать далее »

Ежик

Людмила,спасибо! Очень интересно.

Кто есть кто каждый из наших певчих,не знаю,но точно знаю,что там есть три артиста нашей филармонии..))

qweeny

Блестяще, как всегда, а главное — весьма стройно изложена проблема непонимания между теми, кто поет и теми, кто о пении в церкви все знает). Похоже, кроме меня здесь( в смысле среди активно обсуждающих) практикующих пение знаменное больше нет, к сожалению, но на самом деле проблемы и у нас все те же. По-моему, чтобы в церкви пение было настоящим церковным, певчие должны этим только и заниматься. Получать зарплату, иметь выходные, ездить в отпуск с семьей. Ну, у нас это невозможно, потому что "а во-вторых, нет денег")) Вот и выкручиваемся как можем. Знаменное пение — унисонное, и очень редко этого унисона можно… Читать далее »

Хельга

Вот нас наша Регент так и учила: представьте, что никто на клирос не пришел, ты одна- и что? Пой, читай, все по уставу. И учила петь и вдвоем, и втроем, одним словом, кто есть, кто пришел, тот и поет.

Гоблинище

Ооо, в бытность мою в детсткой воскресной школе я пела в "стройбате" )))) а когда уже в юности один батюшка решил, что этого достаточно, и поставил меня на клирос без регента, кажись, литургия сорвалась. Я не помню )))))

Хельга

Я даже регентовала несколько раз. Наша Регент и тон давать всех нас научила, и по таблице учили, когда, в каких случаях мажор, минор, что и как давать, и чтобы этот тон возможно было взять певчим, и благозвучно, и соответствовало тону батюшки и т.д.

Anya

А я сама была "стройбатом". Мужа рукоположили, отправили в дальний приход в 200 км. от города. Там, конечно, были несколько бабулек (такой же "стройбат", только спевшийся за многие годы), но бабульки то придут, то не придут. Особенно вечером. Вот и "стройбатила" на всенощных в основном одна. Ничо, нормально, службу ни разу не сорвала. Правда, на безрыбье, как говорится, и рак щука. В городе со своим "девятым гласом" не рисковала на клирос вставать — стеснялась. А "девятый глас" — потому что ни слуха, ни голоса… Не, ну учили меня, конечно, в городе на клиросе, но все это было на скорую руку… Читать далее »

Елена Н.

О, статья-бальзам на нашу раненую клиросную душу))). Спасибо, Людмила. Сама 20 лет на клиросе, имею музыкальное образование, регент-практик-самоучка), могу петь любую из трёх женских партий. Знаю, что это труд и огромная ответственность за стройность и молитвенность богослужения. У нас в храме народ, слава Богу, понимает, что петь в хоре это не просто, певчих любят, уважают и не обижают). Но от коллег из других мест слышала, что их нет-нет да попрекнут получаемыми копейками за пение, мол "не во славу Божию поёте", раз "за деньги". Всегда предлагала отвечать в таких случаях: "на следующей воскресной всенощной поете и регентуете вы, во славу Божию,… Читать далее »

Гоблинище

Правда, может это поможет. Помню староста как-то цеплялся к регенту, что она вместо платка повязку на голову надевает. А того не понимал, что надо ей ушами хорошо слышать, что она поет. Вообще много к хору претензий не по делу

olgayeriomenko

Я бы вообще запретила должность старосты. Нет ничего страшнее людей "около".

Ася

Довелось мне быть как-то на службе в одной маленькой церкви.Пели там три старушки.Не знаю, правда за деньги или нет.Пели что-то невообразимое, но как ни странно на восприятии богослужения это никак не сказалось.До сих пор самые приятные воспоминания об этой церкви.

olgayeriomenko

Статья — бальзам на душу… Даже сказать нечего, получила экстаз, если не сказать больше… Кстати, когда я спрашивала про профессионалов, и признавалась в зависти к хористам (у нас как-то больше на хорах поют), то совсем не имела ввиду, что это не труд. Мне было интересно, кроме регента, может ли это быть профессией в плане заработка маленького кусочка хлеба? Как у Горького: певчий на свое жалованье не шикует, но снимает комнату с полным пансионом, да еще и на рюмашку остается. То, что в кафедральных соборах поют профессиональные музыканты — это понятно. Но, что касается более скромных храмов, то в этом возникали… Читать далее »

Maria_Francesca
Maria_Francesca

Ооооооо! Настоящая телега! При попытке вникнуть ломается мозг 🙂 Но на самом деле мне, конечно, лень разбираться. Если очень нужно, то и не такое можно понять 🙂 В латинской литургии совсем не так поют, причем вроде уже давно. Сейчас точно совсем не так. Там есть места для пения и есть подходящие тому или иному месту песнопения. Причем понятие "подходящие" еще лет десять назад было несколько размыто… 🙂 А сейчас есть книга песнопений, но не думаю, что какой-нибудь хор знает их все. Вроде бы учат некоторое количество на каждый случай и поют их, соответственно. А народ подпевает, особенно если раздадут листки… Читать далее »

olgayeriomenko

Одна литургию пели???

Хельга

Мы втроем Литургию пели. Херувимскую — на три голоса.

Гоблинище

Нет, не одна. Нас было две или три девочки, причем все с опытом пения на клиросе — правда, минимальным. И без регента. Это был полный привет ))))))

olgayeriomenko

А Вы не могли бы объяснить простым языком, для особо одаренных, чем знамена отличаются от нот? "Самизнаетегде" смотрела. Умно там написано. Ничего не поняла.

qweeny

Нота — это один зафиксированный на определенной высоте звук. То есть ля минор1-й октавы звучит одинаково в любом месте и но любом инструменте. Ну, договорились так давным-давно, а изобрел эти ноты католический монах Гвидо из Ареццо, чтобы с крюками не мучицца. "Знамена" — это начертания звуков(их может быть от одного до 12-15). причем не закрепленных на какой-то высоте. Закреплена лишь их высота относительно друг друга. Грубо говоря, если у меня поют люди с низкими голосами, я им задам основу пониже. Ноты сами по себе безлики, им нужны дополнительные объяснения, ну там легато и т.д. А знамена уже приспособлены к молитвенному… Читать далее »

Похожие статьи