Умная или красивая — вопрос, от которого все еще зависит женская судьба. Гуманитарий или естественник — вопрос, который решает судьбу детскую.

Недавно в моей ленте появился вирусный ролик от очередного гуру. Гуру выглядел, как женщина трудной судьбы, которая внезапно переквалифицировалась в хип-хоп исполнители. Жестами оратор показал, что детей, успевающих по всем предметам, не существует. Злые родители, которые заставляют детей догонять неуспеваемость с репетиторами, вызывают у отпрысков психосоматические заболевания. Вывод гуру делает закономерный: принесите мне денег (зачеркнуто), перестаньте требовать от детей успеваемости по всем предметам, ограничьте свое давление областью талантов ребенка.

Программа начальной школы довольно проста. Не успевать по ней можно только специально. Ванечка так обрадовался подаренному телефону, что наплевал на литературу и не выучил стихотворение. Закономерная двойка снизила среднюю оценку по предмету с «4,7» до «4,2». В третьем классе я узнаю о стихотворениях постфактум, он даже на проверку их не приносит. В первом классе у Ванечки были проблемы с выучиванием стихотворений наизусть. Мы с ним учили стихи почти год, искали разные способы, которые помогли бы ему запомнить, прежде чем он нашел удобную для себя методику. Простукивание, пропевание, привязка с движению, к визуалу, к смыслу, — чего я только не пробовала. Можно было отстать от ребенка. Ну нет пятерки по литературе, и нет. Зато по математике уверенные «отлично». Да и вообще человек хороший, если смартфон контролировать. Но я видела, что ему важно успевать. Приятно получить хорошую оценку за задание, с которым справляются большинство детей в классе (и без особых усилий). В какой-то момент Ванечка психанул и расплакался от бессилия и «глупости», как он выразился. Оказывается, он так воспринимал сложности со стихами, — как проявление своей интеллектуальной ограниченности.

Я и сама такая. Препятствия, ограничения собственного ума я воспринимаю как баррикады на пути марша свободы. Долой и ура, кричит мой разум возмущенный и вгрызается в информацию. Лучшие мои учителя — это критикующие, жесткие и совсем не принимающие оправданий люди. Оправдания, как задница, есть у всех, когда-то говорил мой декан. В моем мире триумфальные арки ставят тем, кто добился и превозмог. А если не превозмог, то надо поменять подход и превозмочь все равно.

Звучит это как бесконечная пытка. Мало кто понимает, что такое тренировка разума и умение учиться. Точнее, как учиться так, чтобы рост навыков и знаний шел по экспоненте и усваивался мозгом. Для этого нужно изучить механизмы работы собственной нервной системы, понять мотивацию, почувствовать свой ритм, осознать естественные ограничения и по мере сил устранить их. Некоторые люди, с которыми я училась, хотели получить похвалу от учителя, а не обучиться. Другие хотели получить ощущение причастности к некой социальной группе. Третьи хотели приподнять свой номинальный уровень экспертности. Четвертые страдали, если их усилия не приносили немедленные плоды. Пятые хотели приумножить социальный капитал. Цели эти мешали обучению и снижали его эффективность многократно. Превозмогать при таких вводных приходится не препятствия, а самого себя.

Взрослые притащили эти цели из детства. Нас неправильно мотивировали к учебе почти всех. Толком не объясняя, для чего впахивать по неинтересным предметам, упираясь в мифическое «дворником будешь».

Намедни ребенок Мария пришел с воплем души. Ей задали выучить стихотворение «Парус» Лермонтова. У Марии нет проблем с выучиванием, но нагрузка ее по учебе колоссальна. Любое дополнительное усилие вызывает сопротивление, понятное и простительное. Так что полвечера мы потратили на разбор стихотворения, пословно, построчно, пометафорно. Ребенок Мария залез ко мне на ручки и рыдал, настолько чувства поэта оказались созвучны ее переживаниям. Встреча с гением Лермонтова, когда она-таки состоялась, потрясла до основания. Прорыдавшись, мы прочитали биографию и поговорили о жизни Лермонтова, о его поисках себя и своего пути, увидели за школьной программой живого человека. К этому моменту она как-то уже успела выучить стихотворение. Превозмогла.

Мой любимый раздел алгебры — тригонометрия и производные. Ничего нет прекрасней математических функций, разве что логика английского языка. Ничего нет прекрасней, чем читать Лермонтова перед врубелевскими «Демонами», разве что читать Бродского в Венеции. Ничего нет прекрасней географии и истории, разве что геометрия и астрономия.

Мир прекрасен в его разнообразии. Мир интересен и многолик, изучать его интересно и весело. Я отказываюсь следовать стереотипам и выбирать, умница я или красавица, гуманитарий или технарь. Мне не нужно искусственно ограничивать себя, чтобы ощущать собственную компетентность. И я не собираюсь ограничивать своих детей, отказываясь помогать им освоить школьную программу, найти их путь любви к той или иной области знаний. Не знаю, куда их приведет жизнь, я просто хочу дать им карту для многих дорог, раз уж я оказалась в роли матери. Для меня знания, обучение — способ познания мира, способ познания себя, способ жить. Отказываться помогать ребенку изучать литературу при первых же сложностях для меня звучит как отказываться учить ребенка ходить вместо того, чтобы протянуть руку и поддержать неловкие первые шаги.

Справедливости ради, в этой логической цепочке есть одно исключение. В школе я не освоила физику (гуманитарный класс, физика преподавалась почти как факультатив, привет гуру и ее идеям о сосредоточении в одной области знаний), так что теперь меня терзают два вопроса: как свободные электроны бегают по проводам и заряжают телефон, и почему не падают облака, несмотря на вес 10 тонн. Папа, счастливый владелец трех высших образований, а стартовал он с физики, попытался спасти меня из мрака невежества. «Возьмем, например, дырку от бублика», — начал он разъяснения про электричество. «Папа, — говорю, — у бублика нет дырки. Он сплошной, папа». Мы спорили полчаса, а потом решили, что падение Карфагена поинтереснее будет.

Имейте в виду, физика — это магия дырок от бублика. То ли дело переход Ганнибала через Альпы. Там были слоны!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Фотограф и журналист, мама четырех детей, живет в Москве.

Другие статьи автора
3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Однозначно, мир прекрасен в своем разнообразии. Моими лучшими учителями были мягкие, понимающие и не критикующие. Либо критикующие так, что это звучало как комплимент. Я сам свой высший суд, получилось так, и от всех других учителей я бежала как от адской скверны. Не помню ничего отвратительнее учительских страшилок и пугалок, и собственно, не только учительских. Любила и люблю тех преподавателей, которые уже на первом курсе говорили нам «Вы». И так до сих пор. И так уж получилось, что я как раз выраженный гуманитарий. Учитель физики, у которого я что-то понимала, умер, не проучив нас и года, и все понимание предмета закончилось.… Читать далее »

E.P.

Согласна с тем, что освоить программу обычной школы ребенок должен и нужно ему в этом помогать, преодолевать себя в том числе. Но как ни крути, у многих людей мозг плохо работает на восприятие либо точных, либо гуманитарных наук. И игнорировать этот факт, отдав например ребенка, которому тяжело дается математика, в физико-математическую школу, чтоб он там учился преодолевать себя, это чистой воды садизм.

Svoya

Не знаю, правдива ли теория, или нет. Боюсь что мне так и не понять-я в точных науках тупа, или гуманитарная школа виновата. До сих пор вопрос мучает… И как бы там ни было, для детей даже не столько важным будет выученный стих, сколько урок преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей. Преодоление себя. В это стоит инвестировать силы и время. Браво

Похожие статьи