С началом каждого большого православного поста мы начинаем в очередной раз обсуждать в интернете его смысл и много говорить о еде. Те, кто принял решение поститься в первый раз, детально уточняют, какие продукты и в какие дни разрешает церковный устав. Опытные постники стремятся дополнить свое аскетическое меню новыми рецептами — быстрее, дешевле, полезнее!

Казалось бы, за века существования традиции церковных постов на эту тему невозможно сказать ничего нового. Все уже сказано древними отцами Церкви и воспроизведено в новых словах и выражениях современными священниками: о воздержании, смирении, очищении сердца, прощении обид, примирении с ближними… И уж тем более ничего нового не скажем мы — участницы клуба домохозяек. Вот и не будем писать ничего нового. Поговорим сегодня о старых, любимых грехах.

Помню такую историю. Было мне лет 25, и я приехала в Троице-Сергиеву лавру в гости к другу, который учился в семинарии. Я ждала его на лавочке на той аллее за Успенским собором, которая в народе называется по одной из версий «аллеей любви», а по другой — «бомж-стрит».

Одета я была, как водится, в джинсовый сарафан по щиколотку, на голове — платок, поэтому одна из местных бабушек-завсегдатаев приняла меня за особу, приехавшую в лавру с намерением найти жениха из будущих священников, и решила прочитать мне мораль.

— Некоторые девушки мечтают выйти замуж за будущего батюшку. Они хотят получить все сразу: чтобы муж и православный, и при деньгах, и все в дом, и деток любил. Ишь, чего девки захотели — чтобы все сразу и хорошо! Такие не спасутся. То ли дело у меня муж — пьяница. Ух, как он меня бил-колотил! И кулаком, и поленом, и с топором за мной бегал. Я в синяках ходила, сколько раз из дома убегала и ночевала на полу в Успенском соборе, потому что он всю ночь буянил. Вот, я-то хлебнула! Вот это — жизнь. А то за батюшку замуж захотели…

К слову, я совсем не хотела замуж «за батюшку». У моего друга-семинариста была совсем другая невеста, с которой он собирался вскоре повенчаться и рукоположиться в дьяконы, а я уже и была не в том возрасте, в котором ищут себе женихов в духовных школах, и приезжала поговорить на наши любимые богословские темы и съесть в столовой сытный семинарский обед. Но мне не хотелось ничего объяснять внезапно вторгнувшейся в мое пространство бабуле, в том числе, доказывать ей, что жизнь матушек — тоже отнюдь не рай на земле. К счастью, друг в черном семинарском кителе скоро появился на проходной и увел меня под неодобрительные взгляды бабушки-страдалицы.

Есть такая очень прочная, очень любимая греховная страсть, глубоко укоренившаяся в сознании нашего народа, — правильный, достойный человек, в особенности правильная, достойная женщина непременно должна страдать, героически преодолевать трудности, сгибаться под тяжестью скорбей, но тащить, тащить свою ношу, свою лямку, не бросать, не сдаваться. Согласно этой жизненной философии, если скорбей в жизни как-то маловато, их обязательно нужно найти — например, выйти замуж за алкоголика-драчуна. Или упорно ходить на тяжелую и низкооплачиваемую работу, полностью игнорируя возможности устроиться в жизни как-то иначе.

Помню, как в 1998 году я приехала на остров Залит к протоиерею Николаю Гурьянову, известному прозорливому старцу. Вместе с группой паломников мы ждали, когда отец Николай выйдет во двор своего дома, благословит нас и ответит на вопросы. Две паломницы вынуждены были отойти, а меня попросили подержать их тяжелые пакеты со всякой всячиной. Я с готовностью навьючила тюки на себя, а тут как раз во двор вышел старец, благословил паломников, а мне сказал: «Ты зачем носишь чужие сумки?» Я растерялась и ничего не ответила — у меня не было ответа на этот вопрос.

Как известно, прозорливые старцы ничего не говорят просто так — в каждом их слове есть дополнительный смысл и назидание. В тот день я вообще не поняла, о чем это было — реплика отца Николая про сумки. Но со временем очередные «чужие сумки» стали в моей жизни открываться: вот эти чужие заботы я охотно взваливаю на себя, и эти, и вон те… А потом упиваюсь чувством собственного величия и значимости: вот, как много дел без меня не делалось бы, как много на мне держится и от меня зависит. Какая я молодец!

Что заставляет женщин становиться созависимыми женами алкоголиков и наркоманов? Продолжать контролировать жизнь взрослых детей, которым уже давно пора бы отделиться? Оставаться «незаменимым сотрудником» на работе, позволяя начальству себя оседлать и ехать, а коллегам — подбрасывать все новые и новые грузики к вашей поклаже? Да все то же — исполненное гордости чувство «как же они без меня?». Восприятие себя мускулистой кариатидой, поддерживающей небесный свод: стоит только мне устать, дать слабину, и небо упадет на землю!

Пост — это время, когда мы отказывается от суеты и излишеств для того, чтобы больше времени посвятить молитве и в тишине начать видеть свои грехи — те, которые умело прятались за многими привычными заботами. И именно в это время приходит тонкое, навязчивое искушение — взять на себя еще больше забот, стать еще более кариатидой в жизни своих родных, близких и коллег, героически тащить их на своем горбу туда, куда они по своей доброй воле, может быть, совсем не хотят попасть. Назвать это любовью, самопожертвованием, желанием блага ближнему и другими красивыми словами.

Очень полезное задание в наступившем Посту — отыскать все «чужие сумки» в своей жизни. Ведь бывает, что мы не только добровольно взваливаем их на свои плечи при согласии владельцев, а иногда насильно отнимаем или потихоньку воруем. Наши близкие и рады были бы сами нести свою ношу и жить своей жизнью, только мы не даем — приходим на помощь и все берем на себя. Пора вернуть сумки их законным хозяевам.

Лично я в этот Пост буду заново учиться есть. Не перехватывать на бегу, не доедать за другими то, что осталось, чтобы оно не пропало, а садиться за стол и есть именно то, что я хочу. Потому что иначе мне грозит загреметь в больницу с камнями в желчном пузыре.

Для кого-то лучшим аскетическим упражнением в Пост стало бы научиться спать — ложиться и вставать вовремя, а не сидеть за компьютером или швейной машинкой до утра. Кому-то — давать себе отдых, просто погулять в парке или посидеть на диване с книгой, а не лететь по делам, теряя тапочки. Кому-то — просить других людей о помощи, честно признаваясь, что тебе сейчас действительно тяжело.

На эти шаги не так-то просто решиться — ведь таким образом ты теряешь место кариатиды в архитектурном ансамбле и нимб святой мученицы над головой. Ты обязательно услышишь от окружающих упреки в свой адрес, что живешь «слишком хорошо», даже в том случае, если у тебя пятеро детей, муж-диабетик на инсулине и большой долг за квартиру. Но, может быть, лучше потерпеть несколько едких реплик в свой адрес, чем продолжать горделиво и самонадеянно надрываться, совершая медленное самоубийство?

Ведь вы, в конце концов, живая женщина, а не кариатида из мрамора.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор идеи и основательница проекта "Матроны.Ру". Практикующий психолог, журналист, публицист. Автор книги "Женское одиночество: как из него выбраться". Веду авторский тренинг "Я и мои отношения с мужчинами", а также совместные с Анной Шеховой тренинги "Женское здоровье", "Здоровое питание и здоровый вес". Связаться со мной можно по мэйлу kurova на Яндекс.ру или по телефону +7 926 530 48 65, с учётом того обстоятельства, что во время работы я его выключаю.

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

ой, здорово! ровно год назад, 20 ноября, совершенно случайно я побывала в монастыре, где находится чудотворная икона "Всецарица"(к слову, у меня есть неприятное заболевание, но к поездке это не имело отношения). во время богослужения вышла на паперть, там сидела нищая. она попросила у меня денег, а я совершенно забыла, что у меня в сумке есть деньги(я ездила за чужой счет, мне дали немного карманных денег). я ответила:"У меня с собой нет денег", а она говорит:"То, что у тебя нет с собой денег-это не страшно, главное, чтобы здоровье всегда с собой было" Таким вот образом разрешилась моя дилемма-работать идти или не… Читать далее »

tim_vika

Ничего не поняла, как разрешилась дилемма, при чем здесь здоровье?

Galkka

Я думаю, Юлия имела в виду, что перед ней стоял выбор: идти работать, несмотря на заболевание, или заняться здоровьем, а слова нищенки подтолкнули ее заняться здоровьем.

5julia68

так и было, спасибо. Когда занят решением каких-то проблем и молишься, да если и нет проблем(а такого, думаю, не бывает), очень важно вовремя заметить, что Бог с тобой разговаривает. даже если пока и молчит-то это все равно-беседа. мне -ответил.

5julia68

мне кажется, эта статья в некоторых тезисах- прекрасное дополнение статьи В. Берхина о мужском служении

tim_vika

да, в плане перестать делать работу мужскую работу

Nurochka

Ольга, вы настоящая земная женщина. А как мило про утащенные сумки!

aktovegin

Есть еще тема для статьи про того, у которого вырывают сумки и несут, хотя он об этом не просил. Когда влезают в чужую жизнь, прикрываясь помощью и благими намерениями (кстати, это далеко не всегда тещи и свекрови).

bluemaria

Отличная, замечательная статья. Я сама сегодня размышляла, что все мои "подвиги" -это просто человекоугодие и гордыня, а никакая не любовь к ближнему. Спасибо.

olgal1983

спасибо! очень хорошая, нужная статья! ее надо всем нам периодически перечитывать.

HelValShi

Тут описана универсально-идеальная кариатида, которая все всем и на все. Но таких, имхо, не большинство. Ну может половина… А есть теплохладные модели, когда вот это небо я буду держать упорно, а это не буду. Эти сумки я буду носить, а эти нет, потому что лень тоже еще не сдавали в архив грехов.
"Разборчивая кариатида"…

Galkka

"Разборчивая кариатида" — это и есть нормальная женщина.

Julia_Z

Хороший ответ крестоносцам)

Argira2112

Однако важно различать грань между искушением и реальной нуждой в помощи, что бывает трудновато временами ))

Galkka

Давно заметила — больше всех нуждается в помощи тот, кто просит тише всех. Поэтому важно выработать иммунитет к псевдо-просьбам, потому что, увлекшись ими, можно легко пройти мимо того, кто по-настоящему нуждается.

La_gata

Очень напоминает известную добрую сетевую байку "про Машу и мрзд".))) Только глубже, разумеется.

У сетевой байки есть автор: психолог Юлия Рублёва.

La_gata

Спасибо, не знала.)

dozhdik11

а что за байка? мы тут такие дремучие…)

5julia68

"про Машу и мрзд". наберите в гугле, выдаст

Похожие статьи