Когда видишь в чьем-то имени «приставку» мученица, — особенно если действие происходит в первые века новой эры — воображение услужливо подбрасывает картины римского Колизея, где львы разевают окровавленные пасти, или изощренных мучений, которыми так богаты многие жития, или скупо-лаконичные (но от того не менее страшные) образы усечения мечом, утопления, сожжения. В случае со святой преподобномученицей Евдокией все и так, и не так одновременно.

На рубеже I и II веков в Финикии жила самарянка по имени Евдокия. Она была неимоверной красавицей, чем активно пользовалась, будучи содержанкой сразу нескольких богатых мужчин и нажив себе таким способом огромное состояние. Богатство этой женщины было так огромно, что его сравнивали с царским, а иногда поговаривали, что казна Евдокии даже превосходит все сокровища царя. Будущая святая не была излишне привязана к своим деньгам, не хранила их в сундуке мертвым грузом, не была скупой — но привыкла к роскоши и не мыслила свою жизнь без нее. Время от времени она раздавала какие-то излишки своего состояния нищим и нуждающимся и потому чувствовала себя вполне довольной жизнью, уважаемой и достойной особой.

Однажды через город, в котором жила Евдокия, возвращался в свой монастырь из каких-то дальних странствий инок по имени Герман. Житие говорит, что стена того дома, в котором он нашел себе ночлег, вплотную примыкала к стене жилища Евдокии; более того, комната Германа имела смежную стену со спальней этой женщины. Не будем вдаваться в подробности — как-де возможно, чтобы дом самой богатой женщины страны имел общую стену с кем-то еще, — а спишем это (без иронии и сарказма) на архитектурные обычаи тех мест, где не было отдельно стоящих римских вилл и греческих усадеб. Важно не это. Важно то, что произошло той самой ночью, когда Герман заночевал в Илиополе.

Сначала инок достал из сумки книгу о Страшном суде и спасении праведных и стал ее читать, а потом запел псалмы. Евдокия, бывшая одна в своей спальне, слышала каждое слово этого псалмопения, и слова эти вдруг пробудили ее душу. Она с трепетом внимала, а как только настало утро, послала своих слуг за удивительным соседом. Когда Герман пришел, женщина с удивлением спросила его о том, что слышала ночью, и инок, крайне пораженный тем, что есть люди, никогда не слышавшие о грядущем суде Божьем, стал отвечать на ее вопросы. Одна из главных мыслей, тревоживших Евдокию, была связана с ее несметным богатством. «Законного мужа не имею, а богатство мое собрано от разных мужей, — сказала женщина на вопрос инока, а потом продолжала спрашивать о волнующей ее проблеме. — Если богатые осуждены будут по смерти на такую тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства? Но я удивляюсь, за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую и неумолимую ненависть к богатым?».

Герман терпеливо отвечал на все вопросы Евдокии, объясняя, что греховным является как излишняя привязанность к сокровищам, так и состояние, нажитое неправедным путем, как в этом случае. Итогом этой беседы стало страстное восклицание Евдокии, просившей инока остаться в ее доме и поучать ее вере во Христа. Она обещала раздать все свое имущество нуждающимся, что и проделала в скором времени. Герман был вынужден удалиться в свою обитель, передав наставление Евдокии местному пресвитеру, который и разрешал все возникавшие у нее сомнения, наставлял и укреплял в ее новорожденной, но искренне горящей вере.

Перед тем как принять Святое Крещение, Евдокия по указу пресвитера и Германа затворилась на несколько дней в своей комнате, велев всем говорить, что она уехала из города. Все эти дни она вкушала только хлеб и воду, плакала и молилась. По прошествии недели женщина вышла из спальни и рассказала Герману (тот терпеливо ожидал окончания ее затвора) о том примечательном видении, которое ей довелось пережить.

«В прошедшую ночь, когда я так же, как и в предыдущие дни, лежа крестообразно ниц на земле, молилась и плакала о грехах своих, осиял меня великий свет, превосходящий свет лучей солнечных. Я увидела светлого и страшного юношу, одежды которого были белее снега. Он, взяв меня за правую руку, поднял в воздух и, поставив на облако, повел меня к небу». Важно в этом не то, что Евдокия сподобилась явления ангела, а то, что происходит потом — по пути к небу им встретился дьявол, который был в ярости. Он возмущался тем, что у него отняли такой лакомый кусок — душу Евдокии, которую он так много лет тщательно растлевал и воспитывал во грехе, приложив столько усилий.

Примечательны такие слова: «Я свержен с неба за одно только неповиновение, а ты злейших грешников, дерзнувших посмеяться над Богом и многими годами тяжко Его прогневляющих, вводишь в царствие небесное!». С небес в ответ на это раздается голос: «Так угодно Богу, милосердующему о сынах человеческих, дабы грешники, если принесут покаяние, были приняты на лоно Авраамово».

Нужно ли говорить, что эта встреча с самим архангелом Михаилом окончательно развеяла все сомнения, которые еще понемногу бередили душу Евдокии. Через несколько дней пресвитер крестил ее и помог разобраться с тем несметным богатством, которое женщина всеми силами стремилась скорее раздать во славу Божию. Еще через некоторое — совсем непродолжительное — время Евдокия приняла иноческий постриг и поселилась в монастыре, находившемся недалеко от обители, в которой подвизался Герман, так перевернувший Словом Божиим жизнь бывшей грешницы. Всего через год Евдокия стала игуменьей этого монастыря, а нечестивое прошлое вновь попыталось напомнить о себе, но лишь послужило поводом для еще больших чудес.

Один из некогда любивших Евдокию юношей, которого звали Филострат, никак не мог смириться с тем, что такая красивая и искусная любовница порвала с прошлым и удалилась от мира. Он решил изменить это положение вещей и после долгих раздумий, переодевшись в монашеские одежды, отправился в обитель Евдокии. Привратница не пустила его, посоветовав лучше посетить монастырь, где подвизался Герман. Филострат так и сделал, прожив у Германа некоторое время, постоянно докучая ему просьбами о встрече с Евдокией. Он говорил, что много слышал о ее обращении к Богу и хочет посоветоваться с женщиной по некоторым вопросам, услышать ее рассказы и поучения.

4_aug_eudokia

В конце концов Герман, поверив этим словам, уступил настойчивости Филострата и разрешил женскому монастырю впустить юношу под свои своды. Увидев изможденную трудами и постом Евдокию, молодой человек изумился этому, но все равно попытался осуществить свой план. Он красочно и ярко описывал ей все прелести оставленного мира и те слезы, которые проливают оставленные любовники недавней грешницы, снова и снова просил вернуться в город.

Евдокия пришла в состояние негодования и, призывая Бога, дунула Филострату в лицо. Тот упал на землю мертвым. Инокини были крайне удивлены увиденным, но главное чудо было впереди. Встав на полунощницу, Евдокия услышала повеление Господа коленопреклонно помолиться рядом с мертвым телом. Когда монахиня закончила молитву, Филострат восстал из мертвых. Он пал игуменье в ноги, просил прощения и говорил, что теперь на самом деле познал истинного Бога и понял, в какой греховной бездне был до этого. Евдокия с радостью просила и отпустила его.

Вскоре после этого царь Аврилиан отправился на монастырь Евдокии войной. Он поверил наветам, что женщина унесла с собой в пустыню огромное количество золота, ей не принадлежавшего, — и решил отобрать его в казну. Триста воинов были поражены рукой ангелов, после чего идти воевать с монастырем вызвался царский сын. Недалеко от монастыря он упал с коня и умер — и тут вновь появился Филострат. Он сказал царю, что Евдокия способна воскресить юношу — уж он-то знает это как никто другой! Аврилиан срочно написал в монастырь прошение, на которое Евдокия ответила. Полученное письмо положили царевичу на грудь, после чего тот ожил, а царь, вместе с женой и всей семьей, уверовал во Христа и стал истинно служить Ему.

Однако вскоре Аврилиан умирает, а наместник Илиополя Диоген ополчается на Евдокию, тем более, что в ее обители скрывается от приставаний Диогена дочь умершего царя, Геласия. Игуменью приводят к наместнику, тот сажает ее в темницу без воды и питья, но женщину кормят ангелы. Через несколько дней Диоген приказывает начать истязания — раздеть Евдокию догола, подвесить к дереву и бичевать. Когда воины стали раздевать святую, то из ее одежды выпала часть Святых Даров, которые Евдокия взяла с собой из храма. Диоген хотел взять упавшее, но его тут же опалил огонь с небес, превратив просто в головешку.

По просьбе одного из воинов, говорившего про славу Божию и помощь неверующим уверовать, Евдокия помолилась Христу и вернула наместника к жизни. Тут же происходит еще одно воскрешение: к военачальнику Диодору приходит из дома весть, что умерла его любимая супруга. Недавний нечестивец и мучитель Диоген обращается к Евдокии с просьбой воскресить умершую — и святая делает это. И Диоген, и Диодор, и практически все, присутствовавшие при этих чудесах, становятся христианами, оказывая Евдокии почет и уважение, помогая монастырю и прося игуменью о поучениях. Известно, что женщина еще раз обращалась к Богу за помощью в победе над чужой смертью, исцелив сына вдовы, умершего от укуса змеи, что также повлекло за собой множество обращений и крещений.

После того как Диоген, к тому времени уже праведный христианин, умер, наместником стал некий Викентий, известный как гонитель христиан. Он без лишних слов велел обезглавить Евдокию, что и было проделано его воинами. Святая отошла ко Христу без ужасных мучений и с радостью.

ib4096

***

Иногда кажется, что слишком много «наворочено» на одно житие — как минимум целых пять воскрешений! И все эти чудеса, мучения, массовые крещения и казни происходили в одно время и практически на одной территории, не самой обширной. Сверхнасыщенность какая-то! А потом понимаешь, что просто времена были такие — по сути детство нового человечества, когда чудеса случаются еще и потому, что в них веришь. И все сразу становится на свои места. Все сомнения отпадают. Остается только молитва тем, что жил в эти далекие, славные, громокипящие века — и кто жив и доселе в селениях праведных.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
протопопица

Отлично! И очень вОвремя… Ольга, спаси Вас Бог.

Елена

спасибо за чудесное повествование!

Natalja

У меня опять конгинетивный диссонанс. Какие монастыри на рубеже 1 и 2 веков, да еще и с игуменьями? История явно адаптирована. И вот честно, НЕ ВЕРЮ. Не подвигу святой, не силе ее веры, а этим нелепостям с монастырями. Если официально основоположником монашества считается Антоний Великий, родившийся в середине 3 века, если монашество стало распространятся в 4 веке после легализации христианства и прекращения гонений. то зачем писать такие жития? Я не придираюсь, я искренне хочу понять.

Ольга Немчикова

Наталья, адресуйте свой вопрос святителю Дмитрию Ростовскому) это он родоначальник всей этой житийной путаницы с монастырями. Но! в силу того, что труд — это то, что принято называть каноном (не в смысле церковного молитвословия, а в смысле оригинала и основоположника), то глупо пытаться его переосмыслять без тщательного исторического анализа. Этот самый анализ не является нашей целью, а некоторой критики и без него хватает. А теперь у меня ответный вопрос: почему адаптированность истории (допустим, когда можно просто сказать "монастырь" вместо "отдаленное от города место, где собрались во славу Божию девушки, пожелавшие ради Христа сохранить свое девство и послужить во славу Его… Читать далее »

Natalja

Не знаю, будет ли у меня возможность задать вопрос Ростовскому святителю. Поэтому задаю его Вам :). Понятие "монастырь" означает именно место проживания монахов — людей, принявших монашеский подстриг. Если подстрига нет, то правильно назвать такое место "община". Ведь во времена не столь дальнии, когда монастыри были уничтожены, желающие подвига жили именно общинами, но не называли это монастырем. Знаете, неточности в больших количествах рождают недоверие ко всему материалу.

Manypenny

А Дмитрию Ростовскому надо было как-то изложить житие для людей, которые не сильны были в истории 1-2 веков, зато хорошо знали, что такое монастырь.

Ольга Немчикова

Могу вам посоветовать только не читать мои материалы)) потому что за основу я стараюсь брать именно то, что признано Церковью официальным житием, так что если там сказано "монастырь" — вряд ли буду своевольничать и углубляться в исторический анализ, что, кстати, уже сказала ранее, да еще и аргументировала)) Слово "община" как раз считаю неуместным — община может предполагать и семейное житие, и в городе, и так далее. Понятие "монастырь" же сразу указывает на комплекс явлений. Несомненно, вы категорически правы в том, что касается самого понятия пострига и его фактического появления со временем. Но позвольте указать вам на то, что разница описанной… Читать далее »

Natalja

Ольга, не хотела Вас обидеть, простите. Я уже выше писала, что не придираюсь, а искренне хочу понять. Про Ваше своевольничание вообще не поняла, Вы ведь авторски обрабатываете житие. Если для Вас слово поменять, это своевольничать, тогда проще перепечатать текст слово в слово. У Церкви есть и другие официальные жития. Все люди разные, одни читают жития, написанные, как правильно заметили выше, для людей не сильных в истории, и их не напрягают неточности. Жития святых Димитрия Ростовского я не могу воспринимать как именно житийную литературу, для меня это, скорее. художественная. Я никому не навязываю своего мнения, и не считаю его единственно правильным,… Читать далее »

Ольга Немчикова

Наталья, я понимаю, что не хотели. Так я и не обиделась 🙂
А что для вас, например, образец житийной литературы? ну, чтобы понимать.
А совет не читать был лишь потому, что некоторые вещи я менять не собираюсь, так что они остаеутся, будут вас расстраивать.

Natalja

Рада, что мы друг друга поняли :). Я не расстраиваюсь, читая Вас, мне, наоборот интересно знать другие мнения и точки зрения. Может я буквоед, но для меня жития — это документальная литература, с цифрами, датами, фактами. Ну, что-то типа учебника истории. Если присутствует прямая речь, то это либо письма, либо записи, книги. И нет эмоций, чтобы можно было самой осмыслить. Конечно, это не относится к множеству житий святых, и тому есть объективные причины. При моей любви к чтению за мои почти 20 в церкви были прочитаны множество житий, но, буду честна, некоторые читались чуть ли не как сказка. Еще раз… Читать далее »

Ольга Немчикова

Вот! К вопросу о сказках))) Ведь часто так и читается повествование, как чудесная и, не побоюсь этого слова, волшебная сказка. Но, с другой стороны, невозможно требовать от жития, повествующего о первых веках, какой-то исторической и особенно протокольной точности: этого не могло быть хотя бы просто по той причине, что никому не был нужен такой подход. Если уж даже Марию Магдалину то атрибутируют как библейскую блудницу, то нет — что говорить о более "мелких" святых. И, конечно, первостатеен вопрос веры. Тут она либо лежит в основании всего, либо нет. И тогда любой критический подход разобьется, мне кажется. Потому что станет не… Читать далее »

Похожие статьи