С сестрой Макарией нас свел случай. Приехав к знакомым, я увидела среди прочих гостей крохотную инокиню. Именно крохотную, ростом с десятилетнего ребенка. Инокиня носилась по дому на костылях, ловко переставляя практически непослушные ноги.

— А это — сестра Макария, — представила ее хозяйка дома.

Весной 1971 года в загорский дом инвалидов привезли новорожденную девочку, от которой еще в родильном доме отказалась мать. Едва ребенок появился на свет, как врачи поняли, что дитя задержится на этом свете на несколько дней — у ребенка были тяжелые патологии развития. Мать написала отказ от дочери и исчезла в неопределенном направлении, а девочку, которой дали имя Света, повезли в «казенный дом» умирать.

Одному Богу известно, что происходит там, в небесной канцелярии, и почему здоровые и сильные покидают этот мир, а увечные, в которых еле душа держится, остаются в нем. Наверное, для чего-то это нужно. Врачи ничего не могли сделать для Светы, потому что она была безнадежна. Она должна была умереть со дня на день. Но Промысел Божий был в этом, иначе не сказать — девочка, которая даже для инвалида была очень тяжелой, выжила, как говорится, не благодаря, а вопреки. Вопреки прогнозам, вопреки диагнозам, вопреки мнению врачей.

Время шло, а Света не умирала. Она жила. Она почти не росла, не ходила и не разговаривала. Букет диагнозов, которых и без того хватило бы на троих, пополнился еще двумя приговорами: немая и умственно отсталая. Глубокий инвалид, не способный к самообслуживанию. И жизнь Светы сложилась бы обычным для нашей действительности образом: сначала детский дом инвалидов, затем дом инвалидов для взрослых, в котором ее ждало бы мучительное серое существование.

Но — о, чудесе! — в незавидную судьбу несчастного ребенка вновь вмешались свыше. По неизвестным причинам на маленькую неходячую девочку обратила внимание Надя, одна из воспитанниц старшей группы этого детского дома. И в один день она пришла к ней в палату, завернула ее, как куклу, в одеяло и принесла в свою группу. И тут произошло еще одно чудо — воспитательница старшей группы Валентина Павловна разрешила Наде приносить Свету в свою группу. Так пятилетняя Света оказалась в обществе подростков.

Возможно, что на девочку оказало влияние общение со старшими детьми, но, понаблюдав за малышкой, Валентина Павловна поняла, что «немая и умственно отсталая» Света на самом деле нормальный ребенок, а отсутствие речи вызвано элементарной нехваткой внимания со стороны воспитателей. И она стала заниматься с девочкой дополнительно, хотя это и не входило в ее обязанности.

В семь лет Свету положили в больницу, в которой она провела три года. Ее поставили в очередь на операцию, но ждать ее пришлось два года, время упустили, и теперь девочку нельзя было вылечить полностью — только корректирующее лечение. За три года лечения Света успешно окончила три класса начальной школы, а Валентина Павловна продолжала хлопотать за свою «внученьку» — ездила по инстанциям, по институтам и клиникам, выбивала внеочередные обследования у светил медицины. Наконец, со Светы сняли диагноз «умственно отсталая». Это означало, что она может получить стандартное среднее образование. Однако в загорском доме инвалидов это было невозможно. И в десять лет Свету перевели, опять же благодаря хлопотам Валентины Павловны, в один из подмосковных интернатов.

Ох, и тяжко же пришлось девочке на новом месте. Было все — и издевки, и насмешки, и дразнили, и обижали. Воспитательнице Ирине Николаевне пришлось приложить немало усилий для того, чтобы здоровые дети адекватно воспринимали одногруппницу на костылях. Не оставляла свету и Валентина Павловна — она частенько навещала ее и продолжала возить по больницам и клиникам, не теряя надежды поставить девочку на ноги. Наконец нашли возможность хоть как-то помочь Свете: она будет ходить, но на костылях, и навсегда останется маленького роста. Валентина Павловна согласилась. Всю жизнь ухаживая за тяжелыми инвалидами, она прекрасно понимала, что значит для человека возможность двигаться.

— Сейчас я понимаю, что Господь как будто за ручку вел меня по жизни, — говорит сестра Макария, — сначала он дал меня одному любящему человеку, потом второму. Если бы не они, я не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Я, будучи очень тяжелым инвалидом, получила среднее образование, а те дети, с которыми я жила в загорском детском доме, получили только так называемое «вспомогательное» образование, а это крест на всей жизни. Это значит, что ты не получишь профессию, не сможешь устроиться на работу.

Из интерната Света опять вернулась в тогдашний Загорск в училище, чтобы получить посильную профессию. В то время церкви только-только начали передавать верующим, и училище находилось непосредственно на территории Гефсиманского скита. Свете здесь все казалось мрачным, ее пугали кресты и купола, на выходные она как можно раньше стремилась уехать к Валентине Павловне, а в училище каждый раз возвращалась чуть ли не со слезами. Но именно в этом ските начался ее духовный путь.

Конечно, с подругами, с соседками по общежитию были разговоры о вере и о Боге. Тогда, в конце 80-х было много разговоров о возрождении духовности, о Церкви, о Православии. Но до того момента, когда вера поселится в душе Светы, должно было пройти еще очень много времени.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: www.vidtour.ru

Троице-Сергиева Лавра. Фото: www.vidtour.ru

— Конечно, по телевизору я видела репортажи со служб, видела, как молятся люди, но меня же воспитывали в духе строителя коммунизма, и я смеялась над церковными обрядами. Валентина Павловна меня одергивала, говорила, что потом я все пойму, а я удивлялась — чего тут понимать-то? Ходят темные бабушки в церковь, свечки ставят… А потом как-то все поменялось, я почувствовала, что мне нужно креститься.

 

Света была обижена на судьбу: за что Бог, если Он такой добрый, поставил ее в такое положение? Это было несправедливо. Почему кто-то может ходить и наслаждаться жизнью, а она навсегда привязана к костылям?

— Конечно, я искала справедливости. Я тогда уже знала, что есть такой Иисус Христос, который ходил по земле и всем помогал. И думала, что, вот, если я стану крещеной, то Он и мне поможет. У меня как раз был юношеский возраст, я все воспринимала обостренно, и я чувствовала, что не вижу смысла в своей жизни. Я очень боялась умереть, получалось, что и тут я ничего хорошего не видела, и что там — тоже неизвестно. И я захотела принять Крещение, захотела поговорить со священником.

Света приняла Крещение, но страх перед людьми в рясах у нее остался — они ассоциировались у нее со смертью. И Света продолжала искать духовности. Общалась она и баптистами, и с кришнаитами, но ни первое, ни второе не принесло ей облегчения от физических и душевных страданий.

— Это было как лекарство, дающее временное облегчение. Оно позволяло забыться на некоторое время, а потом все начиналось сначала. И так продолжалось некоторое время, пока однажды в моей комнате не появилась знакомая и не сказала: «К нам пришел студент из Академии, будет рассказывать о Боге, пойдем, послушаем».

После лекции Света попросила академиста о частной беседе. Они разговаривали очень долго, студент терпеливо отвечал на ее вопросы, и, что очень понравилось Свете, — без экзальтаций и обещаний немедленного исцеления и всех благ. «Если бы у нас была только одна эта жизнь, то да, это было бы жестоко и несправедливо. Но Бог дал нам и другую жизнь, и если бы не было той, другой жизни, то эта жизнь не имела бы никакого смысла», — сказал он. И именно эти слова успокоили, утешили Светлану и дали ей надежду.

Свою первую исповедь сестра Макария вспоминает с улыбкой.

— Чтобы не было страшно, мы с моей подругой пошли на исповедь вдвоем. Мы, конечно, дрожали от страха, приходим в храм, а там, у аналоя, такой батюшка стоит, небольшого роста, пожилой, строгий такой он нам показался… Ну, у нас ноги подкосились, и я стою уже и думаю, как бы мне отсюда слинять, пока он нас не заметил.

Но было поздно. Священник их заметил и сам подозвал к себе. На ватных ногах Света подошла к аналою. Она забыла все слова, которые готовилась сказать, все, что читала об исповеди накануне. Но батюшка посмотрел на нее, улыбнулся и сказал пару ободряющих слов, которые и прогнали весь страх.

В тот вечер Света уходила из храма последняя. Эта исповедь перевернула всю ее душу, она поняла, что не хочет покидать стен церкви, что именно здесь и есть ее место. Пройдет несколько лет, Света получит благословение от старца Наума на иночество. Так она оказалась в Переславль-Залесском Никольском монастыре, где в 1997 году она приняла постриг с именем Макария. Она занимается компьютерной графикой и фотографией, освоила церковное пение, изучила Устав. Конечно, ее нездоровье осталось при ней. Она по-прежнему передвигается на костылях, периодически приходится ложиться на лечение, раз в несколько лет — операция на ногах, чтобы сохранить способность ходить.

DSC02241

— Господь промышляет о каждом человеке, — говорит сестра Макария. — Надо возложить свои печали на Господа, и Он никогда не оставит вас. А в Царствие Небесное можно войти и на костылях.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
altyinay

Спасибо.Прекрасно.

ККК

Такие статьи вызывают дикую злость. Богатая страна, мощное здравоохранение (было когда-то) , не плохое образование (пока есть) . И почему реабилитация инвалида воспринимается как чудо, нет как ЧУДО! Ведь много же специалистов и медиков и педагогов — дефектологов. Но должны звезды сойтись, что бы нашелся неравнодушный человек и просто обратил внимание на ребенка. Почему за границей много людей в инвалидных колясках с вполне довольным видом едут на пляж, на экскурсию? Почему для их родителей созданы условия- у нас рождение инвалида воспринимается как крест и тяжелая борьба, как правило, одной матери за жизнь и судьбу своего ребенка. А если мать испугалась… Читать далее »

elleni7

Честность, трудолюбие и помощь общины — замечательные принципы! Я правильно поняла, что вы не нашли их в православии? Приезжайте в Марфо-Мариинскую обитель "Милосердие", где православные сёстры милосердия, врачи, педагоги, и многие другие люди активно занимаются реабилитацией инвалидов, уходом за сиротами и престарелыми, помощью людям с неизлечимыми заболеваниями, и поймёте, что эти принципы живы не только у протестантов. Думаю, это скорее правило, а не исключение. Вы сами, видимо, активно заняты делами милосердия? Раз в чудеса не верите? Рада за вас!

ККК

Хорошо бы эти принципы были не только в общине, а в обществе в целом. Я как и большинство россиян плачу налоги и мне хотелось бы чтобы они шли и на зарплаты (большие зарплаты) замещающих родителей. Что бы была СИСТЕМА, когда сироту отдают в семью, пусть родители на зарплате, пусть их проверяют органы опеки, но у каждого ребенка будут мама и папа, такие системы работают в западных странах и весьма успешно. Никакая обитель не заменит семью. Никогда не любила "Левшу" Лескова именно за то, что у нас энтузиаст- самородок, а у англичан СИСТЕМА! Вы везде видите религию? Православно не православно? Я… Читать далее »

Гоблинище

Вы правы. Часто думаю примерно то же, но не формулируется так четко. На самом деле, в нашей стране выжить уже чудо. Но это просто такая стадия развития, что ли… она правда у нас не сдвигается — как было тысячу лет назад, так и осталось, вот что печально. Социальная политика у нас вся как-то на почти средневековом уровне.

Ксания

Елени привела просто-таки великолепный пример: Марфо-Мариинская обитель. Обитель, живущая по традициям своей предшественницы, основанной Елизаветой Федоровной — немецкой принцессой, воспинанной в лютеранской вере и использовавшей при создании православной обители тот опыт, который был ей известен. То есть, опыт немецких лютеран. Надо еще сказать, что на соцуиальную деятельность Церкви необходимы огромные ресурсы. Чтобы социальная работа превратилась в СИСТЕМУ, чтобы она не зависила от доброй воли или состояния доровья меценатов, обителям и епархиям надо либо учиться средства зарабатывать (например, создавая свои предприятия, рабочие места появятся, заодно), либо находить другие варианты. В той же Германии католики и протестанты платят церковный налог. Даже если… Читать далее »

elleni7

Честно говоря, не понимаю вашего возмущения. На мой взгляд, на недостатки системы уместно жаловаться тем, кто сам активно делает добрые дела, и система ему мешает. Сидеть дома на диване и жаловаться, что всё плохо — это скорее демонстрация своего отношения к жизни по принципу "моя хата с краю, я плачу налоги, будьте любезны на них всё организовать как надо!" Те, кому реально не всё равно, делают добрые дела и сами, и с помощью государства. Оно просто неповоротливое, государственные структуры часто надо в нужном направлении подталкивать. И кто вам мешает этим заняться? Уточню насчёт приюта в Обители Милосердия — он сиротам… Читать далее »

Женечка

я с вами абсолютно согласна. раньше я тоже любила поругать государство с его равнодушием к людям, но сейчас наконец доросла до понимания, что мы все сами и являемся его частью и по большому счету определяем, какое оно будет. да, личная ответственность, личное участие — это единственный путь к процветанию, решение всех проблем. ну, не говорю о том, что молиться нужно, т.к. тут не все православные и вообще верующие. как раз те благополучные страны, которые все так любят здесь приводить в пример, они на том и основаны — люди не ноют, а организовываются, что-то там делают сами, с родственниками-знакомыми-единомышленниками и получается… Читать далее »

Ксания

Ваш ответ звучит весьма эмоционально, но… немного не по теме. Насколько я поняла, автор предыдущего комментария не нашла искомых принципов в обществе. И я думаю, что любой, кто ходил хоть раз с ногой в гипсе, меня поймут. Инфраструктура (от общественного транспорта до школьных туалетов) просто не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Вы предлагаете, ВСЮ социальную деятельность в масштабах РФ переложить на плечи сестер ОДНОЙ обители? Если же деятельность сестер обители — это правило, почему же в обществе так много исключений? Ну, и давайте быть честными до конца. Церковь не ставит себе задачу: заменить собой социальную систему государства. И никогда… Читать далее »

elleni7

Нет, я предлагаю перестать сожалеть о том, что всё кругом плохо, и начать уже что-нибудь делать для того, чтобы стало хорошо.

ККК

А давайте каждый на своем рабочем месте начнет просто добросовестно исполнять свои обязанности. Если у вас много свободного времени и вы горите энтузиазмом его потратить (денежный вопрос в семье решен)- волонтерские организации к вашим услугам- та же обитель, если религиозная составляющая на первом месте. Остальным же, которым работа нужна прежде всего для денег и часто на другое ни сил ни времени- просто быть вежливым и добросовестным на работе, в быту, да просто в жизни. Та самая протестанская этика.

Ежик

Да ладно. Очень мало в настоящее время тех,кто работает за кусок хлеба и чашку воды, особенно если уже выросли дети. И в сетях сидим ежедневно. Просто не принято,лень заниматься общественной деятельностью. Вполне можно за компом сидя 10 жалоб написать на неудобные пандусы,если вы видите,что есть рядом инвалид колясочник. Проверено,работает. У меня знакомая писала-правда,для своей детской коляски. В пол-районе все переделали. И,как уже было сказано выше,у протестантов автоматически отчисляют деньги на социалку. А "этика" это или "религия" протестанская-это риторика.
У нас есть единственная протестанская церковь в городе. Ежемесячные взносы. Если уж кем-то восхищаться,надо поддерживать . Поддерживаете?

ККК

Знаете, поддержу, если будет прозрачность этих взносов, а вот поддерживать материальные потребности (иногда ОЧЧЕНЬ большие) падре- нет, не буду! За чашку еды, никто не работает (во всяком случае очень на это надеюсь), а вот целая армия чиновников, работает отнюдь не за чашку, как-то не хочется делать свою работу, а в свободное время еще их. Лучше книгу почитаю и ЗНАКОМЫМ нуждающимся помогу.

Ежик

Вот я и говорю-вроде надо,и протестанты молодцы,а вроде сто причин,чтобы не делать. Ладно,повезло хоть знакомым.

Ксания

Как я уже писала выше, МЫ (наша семья) — поддерживаем. И муж отчисляет приличную сумму регулярно. И не жалеет о ней почти никогда (так, поворчит порой, для порядка).

Ежик

Если вы мне отвечаете,то я больше к ККК обращалась. А ваш подход мне и кажется правильным. Если уж считаешь что-то достойным,то надо в этом участвовать,а не говорить,почему у них хорошо,а у нас не очень "Они"-то есть вы- для "хорошо" что-то отдали,деньги,ресурс. А не само по себе так получилось.

Женечка

почему же она так упорно вами именуется протестантской? это скорее общечеловеческая, общекультурная. ни разу в православии не встречала, что работать надо спустя рукава и вообще, забить на все обязанности перед обществом. наоборот, где-то у Иоанна Крестьянкина кажется, может ошибаюсь, говорится, что если ты на работе не трудишься, а просто штаны протираешь, да еще жалуешься что платят мало — это грех.

ККК

Ну, потому что она протестанская… и общечеловеческая (хотелось бы верить!) У протестантов- бедность-порок, значит ты ленив, община тебе поможет деньгами, если предоставишь "бизнес план" и если за тебя поручится уважаемый член этой общины. Воров изгоняли из общины и выжить в одиночку шансов не было- происходил отбор! Скромность храмов, скромность пасторов, ну и так далее. Все это про протестантов.

Арина

А инвалиду что делать? Какой он бизнес-план сварганит?

ККК

Инвалиду ничего варганить не надо. Речь и шло о системе, пока не начался такой классический базарный прием- а ты?!!, а я!!, а она. Сейчас ситуация вроде бы меняется к лучшему- не должно быть детских домов, замещающие семьи выход. А что бы они были и в достаточном количестве, нужна МАТЕРИАЛЬНАЯ заинтересованность. О чем я и писала. Но тут все так типично по женски развернулось- У нас есть замечательная обитель!!! ( одна на страну?), ах ,а вы кому помогли?? Вообще-то это мое личное дело, если в муниципальной поликлинике принимает паршивый врач, я не пойду работать туда санитаркой, что бы ставку врача повысить,… Читать далее »

Арина

Сейчас — говорят — сирот больше чем после войны было. Ничего лучше не становится. (

ККК

Детские дома закрывают, я об этом. Вроде стараются детям семью опекунов находить. Было бы хорошо.

Ветта

Детские дома закрывают перемещая детей в другой детский дом. Называется программа по сокращению числа детских сиротских учреждений. Девять лет работаю в этой сфере, тенденции на улучшение есть,но детей в детских домах меньше не становится.

ольга н

У меня совсем другие чувства от статьи. Хорошие и радостные.

Liebe

Спасибо. Увидела нужные для себя сейчас слова…

Ирина Романова

Я прихожанка Гефсиманского скита. Так вот, скит граничит по забору с центром по реабилитации ивалидов. Настоятель, пока сам не заболел, просто мечтал перевести этот центр в другое место, а территорию под скит забрать. Пока все утряслось, вроде успокоилось. А центр на самом деле проделывает колоссальную работу, специалисты уникальные. Можно говорить, что такая страна. Мне кажется, все в самих людей упирается.

ККК

Получается, что важнее территория, а не люди. Пока мы (все мы) не научимся превыше всего ценить человеческую жизнь, ничего не изменится. Климат, простор ли виноват в том, что люди у нас- так… Кто там из царей говорил- "Бабы еще нарожают!" ? Может я оптимист, но мне все таки кажется , что меняется отношение в лучшую сторону, благодаря тому же интернету. Прочитает ваш настоятель матрон, может хоть задумается… Стыдно ему вряд ли станет. Вообще не могу понять о чем думают люди, обижающие беспомощных- инвалидов, сирот?

Нина

Много-много лет уже вижу эту монахиню в Никольском монастыре! Надо же! Начала читать — сразу про нее подумала,а в конце — фотография))) Вот.оказывается,какая жизнь! Спасибо за статью! Сейчас позову свою маму почитать,она тоже обрадуется)

Лилия Малахова

Вот, мир тесен. 🙂 А голос у нее какой чудный!

Арина

Какой отдохнувший вид у этой монахини однако.
Монастырь это курорт в наше время?

ККК

Человек нашел свое место в жизни, разве трудно порадоваться за него? И если по ощущениям насельников — монастырь курорт- это, по моему прекрасно!

Похожие статьи