Я прочитала замечательную книжку. Называется «Счастливая девочка». Удивительно, почему до Нины Шнирман никто не додумался до такого прекрасного названия — а ведь это так просто: в детстве девочки, да и мальчики тоже, обычно счастливы.

Этой девочке в 1939 году три года, ее старшей сестре — пять, а младшая только родилась. Удивительно также, как их папа, крупный военный инженер, остался цел и невредим, и хочется для себя решить, что это сказочное допущение, но вот о нем статья в википедии, Георгий Львович Шнирман, все так и есть.

Они действительно все очень счастливы — Папа, Мама, Бабушка, Эллочка, Нинуша и Анночка. Сначала кажется, что они живут в огромной профессорской квартире, хотя бы потому, что одна из комнат называется столовая, но потом оказывается, что она же и папин кабинет, и спальня родителей, а три девочки и бабушка спят в детской. Каждый из персонажей напоминает кого-то знакомого: Бабушка — как у Маруси Орловой, мама — тоже как в «Первокласснице» и еще в «Динке», и три сестры тоже как будто из «Динки» — так же спорят за место поближе к маме, так же трогательно поддерживают друг друга в трудное время, так же вредничает порой всезнающая старшая. Только все они гораздо взрослее героинь Осеевой — те все-таки еще барышни, а этих времена обязывают: в эвакуации семилетняя отоваривает карточки, пятилетняя моет пол и гуляет с двухлетней, а та рассудительна необычайно.

И вот что самое главное — хотя дело происходит в глубоко советские годы, в их семье сохраняется… дух? воспитание? внутренний стержень? И в мелочах, в деталях, и в самых важных вещах. В конце общего обеда мама разрешает всем выйти из-за стола, даже из-за простого деревянного, сколоченного в эвакуации; дети умеют выражать свои чувства и желания, и задавать вопросы, которые их волнуют, и получают на них серьезные ответы. Чувство собственного достоинства и свобода, вот что это, и с ними можно жить даже в советской действительности. В школе учительница пытается унизить и не выпустить в туалет — спокойно, глядя ей прямо в глаза, повторить свою просьбу, а затем молча выйти из класса. В пионерлагере взрослые заставляют петь с ними поздним вечером, когда нет сил — «Спасибо, но мне пора спать». И в то же время априорное доверие взрослым — в густом тумане подойти к первому встречному и сказать: «Здравствуйте! Я заблудилась. Мой адрес такой-то. Проводите меня, пожалуйста, домой».

Самый удивительный человек с этой точки зрения — Бабушка. Девочки думают, что в ее жизни было какое-то чудо, после которого она стала такой… необыкновенной. Она не делает ничего особенного, но так держится, что перед ней расступается толпа, стихает спор, открываются закрытые двери. Человек старой закалки в лучшем, дореволюционном смысле этого слова. По всей видимости, и верующий человек, но прямо об этом не говорится.

И тут же мне попадается на глаза интервью Ольги Седаковой, в котором она рассказывает о людях дореволюционного воспитания, «из бывших». Борис Андреевич Успенский в университете говорил ей: «Вы последнее поколение, которое видит этих людей, запомните их». Не так уж много эти люди успели до революции — возможно, окончить гимназию, но было в них что-то, позволяющее безошибочно отличать дурное от доброго (невольно сбилась на другую цитату, в тексте — хорошее от нехорошего). Следующему за ними поколению уже надо было искать какие-то доводы, аргументы, спорить, рассуждать и все-таки ошибаться, — а эти люди всегда знали наперед совершенно точно: «Это нехорошо», и у них не было сомнений, как поступать.

Слова «внутренний стержень» не произносятся, но подразумеваются, потому что вслед за этим Седакова начинает говорить об осанке. О том, как эти люди умели спокойно стоять, ни на что не опираясь, свободно и красиво, а нам всегда — хоть в метро, хоть где — надо к чему-нибудь прислониться, сползти по стеночке, присесть, и даже садясь, мы стараемся на что-нибудь облокотиться. Сразу вспомнился персонаж из «Месс-менд» Шагинян, потерявший человеческий облик вместе с опорой в позвоночнике и ходивший в специальном корсете, а когда его разоблачили, он опустился на четыре лапы и побежал.

И еще вспомнила толкование Псалма 1 у Аверинцева: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей». Оказывается, три этих глагола — ходит, стоит и сидит — в подлиннике обозначают именно постепенную деградацию, связанную со сползанием человека из прямостоящего образа в животное обличье, растекающееся уже по земле непотребство.

А дальше Седакова говорит, что даже в XIX веке люди стояли уже не так, да что там — и в эпоху Возрождения разве что Давид Микеланджело стоит как надо, а вообще последние, кто знал толк в стоянии, — это древние греки. Это их античные скульптуры полны красоты, свободы и внутренней силы. На этом месте я мучительно стала вспоминать — где же так стоял какой-то герой, у Льюиса или у Честертона, нет, скорее, у Льюиса… в Нарнии? Но где? От него веяло именно этой необыкновенной свободой, и покоем, и в то же время внутренней силой, объединявшей его с природой… Вспомнила! Мерлин в «Мерзейшей мощи», когда появился на пороге в Сент-Энн.

Да, нынче так стоять не умеют. Какое там — лучшей позой, символом уюта и покоя для нас считается свернуться калачиком под пледом в кресле, это даже не растекание по земле, а эмбрион какой-то. Что же с нами сделало время! Имею в виду не наши дни, а течение столетий.

В «Счастливой девочке» мама учит совсем маленьких дочерей прыгать через веревочку (скакалкой ее тогда не называли) и говорит: «Главное — прямая спина! И ноги!». А потом они подросли и сами выучились танцевать вальс, а мама их немножко доучила тому, что они сами не смогли. И опять говорила: «Самое главное — это прямая спина, и кружитесь так, как будто со следующим витком взлетите!»

Ох, как это трудно. Всегда, во всех ситуациях — прямая спина. И достоинство, и свобода. Если научиться этому в раннем детстве — будешь счастливой девочкой.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Филолог, автор-переводчик и мать двух прекрасных девиц

Другие статьи автора
новые старые популярные

Да, но как можно стоять в метро, ни на что не опираясь? поезд-то идет

Marinas

Вечная идеализация прекрасного прошлого.

Да вот, Нина, не то слово. Кстати, и самой барынькой вдруг оказаться тоже неохота.

А чего неохота барынькой оказаться? Минусы- муж имение проиграет или венерической болезнью наградит. Плюсы-ну а чё? Таскай за волосы крепостных девок, какая же христианская душа от такой радости устоит, выдержит?))) Не устоят христиане, как и прежде соблазнялись, так и сейчас соблазняться безнаказанной властью (революция 1917-острый нож), потаскают вдоволь крепостных девок за косы дворянки, а дворяне просто изнасилуют, все бесы из-под подсознания выпрыгнут, обиды, что родители заставляли осанку исправлять )))

Плюсов прям много ))))) нет уж, мне вообще сословное общество как-то не нравится

Ezhik

До…одни болезни от барина чего стоят,да еще до антибиотиков…без носа еще останешься,никакие девки с косами не порадуют.))

Да ладно, истязали бы только в путь крепостных, не будь на вас закона. Шпарили бы кипятком. Вырывали бы волосы. Отрада. Интернета нет. Закона тоже. А вы правы. так как барыня )))

Ezhik

Вы бы или мы бы?))

Вы бы. Православные «завсегда» себя боярами видят, когда жизнь до советской власти представляют.Ладно бы духовенство, особливо потомственное, московское (вот где мясоед, как сейчас, так и тогда, помимо официального жалованья) у тех и прям ущемление прав в связи с советской властью-можно понять, а уж голыдьба -вообще не понимаю.

Ezhik

Ааааа…да прям. Православный тренд из досоветского периода- патриархальная многодетная деревенская зажиточная семья посткрепостного времени,какие дворяне? У вас плохо с матчастью.))

Да у вас плохо с мат.частью. Царь закон об отмене крепостного права в строжайшей секретности готовил многие годы (иначе бы его, царя, «пришили»). Какой идеал крестьянская многодетная семья? Уж с трудами Ломоносова ознакомьтесь что ли, не позорьтесь. Тот сетовал, что крестьяне родив 15 детей часто не имеют в живых ни одного, так как всем наплевать и крестят их в мёрзлой воде (хотела более грубое слово написать) и давал советы, как это дело исправить. Но его труд был засекречен строго и убран с глаз государыни )))

И ещё интересно куда делись рьяные черносотенцы 1905-1907 в 1917? Уж какие были рьяные , на террор и погромы готовые ради государя )

Ezhik

Так причем тут реалии жизни? Я на ваше «православные завсегда себя боярами видят» отвечала. Вот тут и говорю-видят себя чаще не боярами и дворянами,а скорее крестьянской зажиточной многодетной семьей,если о каких-то условно-прошлых-лубочных представлениях. А с концепцией «имение» христианство не очень сочетается. «Раздай имение и следуй за мной»,слышали?
Но так то да,»вы бы,православные,ух девок таскали!» но что-то мне кажется,в истории 20 века ой много дел и атеисты наделали…

Ежик, я бы сказала, что, судя по всему, православные любители старины видят себя некими абстрактными людьми абстрактного «идеального прошлого», когда небо было голубее, трава зеленее, экология лучше, еда правильнее, дети почитали старших, старшие царя-батюшку любили, все рожали по 20 человек детей и растили их в благочестии и тд и тп. Спросите, в какое время в каком сословии при каком царе в каком регионе так было? а никогда нигде ни в каком. Это » золотой век», где-то когда-то, и вот на это будем ориентироваться. А поскольку этот рай земной только у людей в головах, то и подогнать под его критерии можно… Читать далее »

Ezhik

Но вообще ваши обобщения это типа шутка,но на самом деле не очень удачная-тон что ли слишком грубо-обвинительный… Мои предки все из крестьян,если что…

Marinas

Тут не надо обобщать, как я считаю, в первую очередь сословные различия существовали и существуют между гражданами одной страны, а не разных конфессий. Национальный вопрос острее стоит чем конфессиональный.

Идеал жизни-монастырь. Монах не имеет земных привязанностей, монаха нечем шантажировать , он отрёкся от всего земного. Монах неуязвим, как и идеальный верующий . Только вера и жизнь во Христе -есть защита от всего земного кошмара.

NinaK

Ну, держаться за поручень можно и с прямой спиной. А вот висеть на нем, или облокачиваться на стену, сиденье и т.п. — это уже признак расхлябанности. Кареты на булыжных мостовых или проселочных дорогах трясло еще сильнее, но полагалось и в них сидеть, не опираясь на спинку скамейки.

Кареты были рессорные, их максимум покачивало. Трясло телеги, но к сидящим в телегах никто таких требований не предъявлял

Держаться за поручень с кривой спиной и не получится, поручни довольно высоко. Но это если в вагоне свободно. В толкучке спина принимает самые причудливые формы ))))) и одно дело сидеть, пусть и в качающейся карете, которая едет не быстрее 20-и км в час, и совсем другое — ехать в поезде или маршрутке, которая стартует и тормозит с совсем другой скорости, и не опираясь как следует спиной человек просто улететь может. Или сесть к соседу на колени. Еще вопрос, что изящнее ))

NinaK

Goblin_chan, для меня подвиг долго сидеть, не опираясь на спинку, даже на стуле, а ведь это было нормой для воспитанных людей не только в XIX, но даже в XX веке (в некоторых романах Агаты Кристи герои именно на этом «прокалывались», пытаясь скрыть свое происхождение). Так что если бы дело было бы только в транспорте!((

NinaK

Интересно, что и Макаренко подчеркивал, что прямая спина и умение стоять, не опираясь, не облокачиваясь, были признакомом перерождения бывших малолетних преступников в уважающих себя «колонистов». Собственно, и духовная аскетика постоянно подчеркивает связь внешнего состояния — прямой спины и ровного дыхания на молитве — с внутренним. Но как добиться этого у делей, для меня загадка, потому что все мамины требования «выпрямиться» и «не сутулиться» воспринимались мною как нападки и лишние обвинения в неуклюжести, неженственности и в том, что «у всех дети как дети, только мне досталось горе луковое». И точно также мои дети обижались на мои попытки следить за их осанкой:… Читать далее »

NinaK

Когда-то я даже специально читала статьи и книжки на тему «Как воспитывали настоящего дворянина», и многие методы, которыми добивались хорошей осанки, сейчас можно было бы классифицировать как жестокое обращение и физическое насилие над детьми (лежание на голой доске или привязывание к ней, круглосуточное ношение корсета — иногда девочек заставляли в них даже спать! — пришпиливание к спине косичек, запрещение сидеть, опираясь на спинку стула в течение долгих занятий и т.д), но почему-то в те времена детей это не ломало и вместе с горделивой осанкой они получали еще и высокую самооценку. Что такого говорили и делали прежние родители и воспитатели, отчего… Читать далее »

Не знаю, тоже читала о совершенно садистких методах обучения юных дворян танцам и прочему, никому такого не пожелаешь. Но сразу хочу заметить, что а) ношение корсета не улучшает осанку, а только добавляет проблем с возможностью себя «держать» без корсета, б) далеко не все дворяне были такие возвышенные, высокодуховные, и внутренним содержанием соответствовали внешнему величественному виду. Почитать мемуары — так были люди, как сейчас, всякие, самые разные

NinaK

Разумеется, величественная осанка не означает величия души, но в любом случае она а) красивее, чем расхлябанная и вялая; б) полезнее для здоровья; в) дает человеку определенный эмоциональный настрой, не позволяет «опускаться» (отсюда такое значение к позе и дыханию в духовной практике); г) вызывает изначальную симпатию и уважение окружающих (85% сигналов о человеке мы «считываем» невербально и свободная прямая осанка сразу воспринимается нами как признак «надежности», «уверенности» и «хорошего воспитания», если только человек не докажет своим поведением обратного). Так что в любом случае, стремиться выработать у детей хорошую осанку достойная цель. Только как этого добиться, не подрывая при этом их самооценку?… Читать далее »

mellwen

Мне кажется, что дело было в окружении маленьких дворян. Все вокруг ходили прямо, и вопросов, зачем, вряд ли возникало. Этикет, пропуск в высшее общество, так же как манеры за столом, например. А сейчас что дети видят? Все вокруг калачиком свернулись, а ты ходи один, как доску проглотил:) как минимум родители должны обладать царственной осанкой. И еще, основное- мышечный корсет должен быть прокачан с детства… И позвоночник здоровым. У меня проблема осанки, в детстве требования выпрямится надолго вызывали боли в спине. Хоть обтребуйся… И сейчас тем паче:(

NinaK

Да, наверно, mellwen, так и есть. Ухитрялись же дворяне выучить музыке большую часть мальчиков и практически всех девочек, хотя совсем недавно на Матронах обсуждалось как это тяжело. Просто это был такой же «общеобразовательный стандарт», как свободное владение иностранными языками, умение танцевать, рисование, рукоделия (для девочек), верховая езда (для мальчиков) и хотя бы поверхностное знание классической литературы. Без этих умений тебя просто не примут в обществе как равного. И дети понимали необходимость этому учиться и тратить на это усилия и время. В этом смысле они были мотивированы куда больше современных школьников, которые часто не понимают, зачем им, например, учить химию, если… Читать далее »

Нина, это все так, только если мы говорим об обеспеченных дворянах столичных или уездных городов второй половины 19-го века. А если это начало века, и дворяне далеко не все быди богатыми, то о музыке и языках можно было мечтать. Так что важен не только пример всего окружения, но и возможность, материальная, ему соответствовать. А насчет музыки и недавнего обсуждения на матронах — от дворян, во-первых, не требовалось при этом знание химии, а во-вторых, дворянские семьи были оснащены таким количеством прислуги, что можно было не беспокоиться ни о чем, кроме этой самой музыки ))

NinaK

Goblin_chan, в классических комментариях Лотмана к «Евгению Онегину» объясняется, что Татьяна «по-русски по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном, Итак, писала по-французски» ИМЕННО потому, что Ларины были бедными уездными дворянами начала XIX века, и у них не было денег на учителей, которые занимались бы с дочками русским языком и литературой. А дешевых французских гувернеров и гувернанток еще с XVIII века было более, чем предостаточно. И вспомните Гоголя, как он высмеивает в «Мертвых душах» уездные пансионы, где, «как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни,… Читать далее »

Нина, согласитесь, что знание французского языка, при отсутствии знания родного, умение играть на фортепьяно вальсы, и уметь распорядиться кухаркой и поваром — достаточно ограниченные по любым меркам. А Рылеев, современник Пушкина, сам учил свою будущую жену писать по-русски, и, если не ошибаюсь, французского она тоже не знала. Однако вышла замуж, переехали, жили в столице

NinaK

Мне кажется, речь шла не о том насколько ограниченным или обширным было образование дворян и дворянок (как и в наши дни, кто-то стремился дать детям самое лучшее образование, а кто-то, наоборот, считал, что достаточно «минимального проходимого балла» в общество), а в том, что все эти умения были, действительно, необходимыми и востребованными в той жизни, которую детям предстояло прожить, в том числе и умение при любых обстоятельствах «держать спину ровно», и от этого у детей было больше мотивации этому учиться. Не уметь даже минимума из этого списка было все равно, что сейчас не уметь читать и писать, или не уметь пользоваться… Читать далее »

Нина, вот тут я целиком и полностью согласна. Это да

Marinas

Раньше было такое понятие как родовитость. И это не только осанка, знание языка и т.д. это мироощущение,спокойствие и уверенность в себе,своем будущем и за этим стоит не фортепиано или гувернантка,или доска у спины, а сила рода,клана. Это,хочу я вам сказать, большое дело. Отсюда и светский лоск и контекст, в котором нет обиды на некоторые воспитательные меры.

NinaK

И как обучение музыке зависит от наличия прислуги? Во все времена учиться музыке было скучно, тяжело и долго. И наши дети, как их дворянские сверстники, тоже не занимаются с утра до ночи хозяйственными работами, но это вовсе не вдохновляет их каждый день по два, а то и три часа просиживать за инструментом. У меня было время, когда занимались сразу трое детей, и для меня заставлять их каждый день заниматься было тяжелее, чем все мои хозяйственные дела вместе взятые, а у дворян часто было гораздо больше детей)). Да, конечно, были гувернеры и гувернантки, но в случаях «бунта» меры все равно приходилось… Читать далее »

Насчет прислуги — все-таки не матери приходилось усаживать дите за инструмент, и не приходилось успеть и обед приготовить, и свозить ребенка в музыкалку. Наличие прислуги, как я понимаю, облегчало жизнь родителям и уже как следствие расширяло возможности детей, а сам процесс обучения, разумеется, легче не становился ))

Мария Франциска

Думаю, дело во многом в самоощущении. Дворянина было принято уважать уже за то, что он дворянин. И детей в аристократических семьях воспитывали с учетом этого. Пряма спина и внешнее достоинство отражали внутреннее достоинство, которое было или по крайней мере должно было быть присуще всем аристократам просто по факту их происхождения. А у нас, постсоветских, какое достоинство по умолчанию? У всех по-разному, конечно, но в нашей семье его как-то не водилось.

Michelle

У кого-то из психологов был пример, когда на прием пришла мама с девочкой. И одной из жалоб мамы было, что девочка не хочет ее слушать и не выпрямляет спину. Совет был прост: надо в тот редкий момент, когда девочка будет сидеть/стоять ровно и красиво, похвалить ее. И так делать каждый раз, когда она выпрямляет спину.

NinaK

При привычной сутулости или вялости мышц, когда ребенок все время стремится прислониться к чему-нибудь или развалиться на стуле, этих моментов можно и не дождаться. Увы!

Ezhik

Да,однозначно для здоровья и общего вида куда полезнее прямая спина,чем «калачик». Точно,и сами полукруглые,и дети такие же.И образ жизни сидячий,что не способствует крепкому мышечному корсету,и тот,что есть-не держим сами и заставить не можем. И точно,что вертебральные артрозы,известные как остеохондроз,а также не вполне верное расположение внутренних органов при неверной осанке никому еще здоровья не добавило.

Natalya Natalya

Какое странное обсуждение. Разве осанка сводится к желанию ее держать / не держать? А как же мышцы/ их недокачанность? Так можно и за понос обвинять человека…

InnaV.

Когда-то я читала публикацию психолога о «прямой спине». Только там говорилось «сгорбленной спине» (памяти тела) как о психосоматической причине различных фобий, заболеваний. Прямая спина – привилегия правящих кругов, аристократии, потому что над ними никто не стоит, а «сгорбленная спина» – удел подчинённых, зависимых, рабов. Вся эта история мне показалась неприменимой к православным: ведь «кто возвышается унижен будет», от достоинства до гордыни полшага.

Нет, не в этом смысле. Везде и во всем видеть горыню, даже в прямой спине, это паранойя. Просто если принять логику этого психолога, все становится ясно — ныне живущие все мы потомки дворян в меньшей степени, чем непривилегированных сословий, которым приходилось гнуть спину. Но… почему-то и крестьяне тоже умели держаться с достоинством. А их никто не учил танцам. И это ни один психолог не объясняет

А что там объяснять? Во-первых, о «недокачанности мышечного корсета» у крестьян говорить не приходится — работы много, работа тяжелая, разнообразная, физическая. Во-вторых, с кривой спиной ни воды на коромысле не натаскаешь, ни травы не накосишь, ни верхом не проедешь. В-третьих, у работающего человека есть естественное чувство гордости и за свои умения сами по себе, и за их результаты (справное, богатое хозяйство, здоровые и сытые домочадцы — заслуга хозяина и хозяйки). В-четвертых, у крестьян было особенное чувство гордости, связанное с тем, что именно они «кормили страну». Дед мой рязанский умел, кажется, вообще все на свете, а если чего вдруг не умел… Читать далее »

Да, вот как-то так, и это понятно. Но это аннулирует гипотезу о прямой спине как об атрибуте правящих классов. И в статье ничего не сказано о происхождении бабушки героини, которрая с таким достоинством себя держала. Может, она вовсе и не из дворян? Наталья, мой дед тоже рязанский ))

Классно, земляки, значит!!! Подумалось, что прямую спину, осанку, манеру держать себя представители правящего класса в своих детях воспитывали и тренировали, как один из компонентов, необходимых для управления «низшими». «Само собой» все это не появлялось (да и сидение за уроками прямой спине не очень-то способствовало). То есть дворянская «прямая спина», условно говоря — это «внешние рамки» дворянской культуры, которая должна была стать внутренней культурой растущего ребенка. Отсюда и муштра — результат нужен любой ценой, — и спокойное отношение к муштре самих детей. (Как у китайцев — чтобы попасть в элиту, девочке нужно переломать кости и забинтовать ноги. Девочка мучается, конечно, но… Читать далее »

Natalya Natalya

То есть вы как историк верите в некий правящий класс?

Я повторила цитату психолога. Точнее сказать применительно к прошлому о привилегированных сословиях, но психолог говорил о правящем классе

Мария Франциска

ИМХО сословность тут вторична. Человек, осознающий себя образом Божиим, держится с достоинством и спина у него обычно прямая. И да, над ним никто не стоит в определенном смысле, никто не может отнять его свободы в соответствии со словами апостола Павла. А тот, кто исполнен страха, склонен сжаться, чтобы его не заметили. Психосоматика, она самая.

Осанка не вырабатывается, она наследуется. У меня у мужа очень прямая спина , такая же у ребёнка. Никто не учил.

NinaK

Тем не менее в старину наша знать именно что вырабатывала осанку у своих детей и вполне в этом преуспевала, хоть нам трудно одобрить их методы.

У знати порода была. Кривых и сутулых в жёны не брали веками. Это ноги под подолом ещё не разглядишь, а стать и осанку издалека видно. Обратите внимание , какие плечи у дам на старинных фото и какой колхоз сейчас пытается их играть на экране.У меня бабушка была сутулая, мать , соответственно сутулюсь я, как ни старалась исправить осанку.

NinaK

Если бы дело было в «породе», то они бы так над своими детьми — причем как девочками, так и мальчиками — ради хорошей осанки не издевались. Зачем напрягаться самим и напрягать детей, если бы прямая спина доставалась «по наследству»? Но в том-то и дело, что осанку детям вырабатывали, причем очень жесткими методами, а значит, в этом была необходимость.

Как бы ни была хороша осанка всегда есть место совершенству, поэтому и маялись дурью. Достаётся по наследству. Я по мужу и ребенку сужу, они никаких усилий не прикладывали и не прикладывают, в отличие от меня. Если породы нет, то усилия часто тщетны. На Волочкову поглядите, столько лет занималась, а всё равно колхоз колхозом на вид.

Ezhik

У меня одна дочь всю жизнь занимается спортом-и вся » по струнке»,в том числе и осанка. А вторая за мольбертом сидит все вечера скукожившись-и скукоженная. А в 4-5 лет были одинаковые. «Военная» выправка,»балетные»-сформированная профессией осанка. Наследственность имеет значение,но и формированию осанка поддается весьма существенно,это не цвет глаз. Но да-усилия нужны систематические,особенно если наследлственность не очень.

Можно просто носить подходящую одежду, ради чего себя истязать?

Ezhik

Правильная осанка полезнее для здоровья,чем сутулость и прочие нарушения осанки. И они могут прогрессировать. Чревато ранним остеохондрозом,а то и и всякими радикулитами,грыжами. Прям «истязать» вряд ли кто будет,хоть себя хоть других,а привычка держать спинку «ровненько»-хорошая привычка.

оно может быть просто «не дано». У меня ,кстати , впервые заболела спина после упражнений над осанкой именно в подростковом возрасте.

Ezhik

А у меня прошла после серии упражнений,и осанка стала лучше-это уже в более взрослом возрасте.

Но не эталон всё равно. Как бы я ни занималась, какие упражнения бы не делала (пусть они и облегчают боли)-наследственность даёт своё )). У бабки был сутулым отец, она, хоть и писаная красавица, но и не прямая, особенно после трудовых подвигов в колхозе, под старость совсем сгорбилась, когда обмывали удивлялись фигуре-в 80 лет как девка (ноги, грудь, красивые руки, офигенные ноги)-такая сутулая и я. Точка.

Ezhik

Конечно,не возражаю-если это выраженный наследственный признак-такой изгиб позвоночника-в суперосанку его не переделаешь. Но все же поддержать можно,а в более средних,типичных случаях-вполне поддается коррекции. Но этим надо заниматься,и с детства,и более-менее системно-что дворяне и делали…и балерины.

Красивая осанка-не цель жизни идеального христианина

в 80 с лишним лет не иметь никаких изъянов в теле , кроме морщинистого лица-это сильно. И все обмывавшие покойницу, офигели. В итоге сказали : «Ну а чё? Красавец-фронтовик-не инвалид при огромном выборе другую бы не избрал ))), Но мы знали бабкин характер, тонкий ум и чувство юмора-это и было основой «завлекательства» деда после войны))))

Natalya Natalya

Ахаха. Продолжайте над детьми опыты дальше.

Ezhik

Еще раз ко мне прицепитесь-напишу редактору и добьюсь вашего бана. Перерегистрируетесь и еще раз прицепитесь-добьюсь бана IP-адреса. Андестенд?

вы это к кому ?

Ezhik

Это для Natalya Natalya,тут уже давнее дело,не обращайте внимания.

Точно. В фильме «Король говорит» про Георга VI есть что-то о том, как ему выпрямляли ноги, не то что спину.

Natalya Natalya

А какие у них плечи ( у дам на старинных фото)?

Красивые, покатые. Не костлявые, не буквой Т

NataKa

Спасибо огромное автору за статью!! Загорелась прочитать «Счастливую девочку», загорелась работать над осанкой и вообще о многом задумалась!!

Похожие статьи