— Так, Оля Петрова. Где она? — громко и властно провозглашает педагог и директор студии танца и вокала, которая за пять лет не запомнила всех детей в лицо. Мой ребенок робко встает с гимнастического коврика и под взглядами детей и родителей, пришедших на показательный урок, слегка ссутуливается и опускает глаза в пол.

— А, вот. Ну что тут сказать. Посмотрите, как она стоит, — педагог, саркастически утрируя, изгибает свою спину колесом, изображая дочь. По залу проносится легкий смешок. Оля ссутуливается еще больше. — Как стоит, так и занимается!

Она говорит это уже во второй раз. Не знаю, специально или случайно — когда не помнишь всех в лицо и обладаешь поднебесным самомнением, кажется, что схватываешь суть ребенка по его позе, — но неделю назад на открытом уроке по другому предмету она так же передразнила Олю и сказала примерно то же. Я чувствую, как кровь сначала отливает от моего лица, а затем с шумом возвращается обратно, пульсируя в ушах.

— Извините, вы уже во второй раз говорите то же самое, — мой голос производит эффект раската грома. Все замирают и в ужасе поворачиваются ко мне. Авторитет Нонны Альбертовны настолько высок, ее слово настолько всегда последнее, что даже мысли перечить ей ни у кого не возникает. Хотя нет, о чем я. У некоторых возникала, и они, уходя, высказывали, видимо, все накипевшее — о чем нам иногда сообщалось на собраниях (конечно, с ремаркой, что потом они возвращались и, извиняясь, умоляли их восстановить). — Неужели не найдется ни одного доброго слова в ее адрес? Я вижу, как она старалась и довольно многого достигла за год. В любом случае, мне кажется, лучше говорить о каких-то конкретных ошибках ребенка наедине, а не во всеуслышание.

Нонна Альбертовна испепеляет меня взором. Я выдерживаю взгляд, изо всех сил стараясь придать лицу спокойное и дружелюбное выражение. Пауза становится мхатовской.

— Ну что ж, — произносит она ледяным тоном. — Если такая реакция, я больше ни про одного ребенка ничего не скажу. Кому интересно, подходите ко мне после занятия.

— Ну зачем же всех наказывать? — пытаюсь перевести я в шутку. Но локомотив уже разогнался, тормозов давно нет — педагог быстро прочитывает оценки остальных детей и заканчивает урок. Я, стараясь не смотреть на других родителей, выстраивающихся в очередь к Нонне Альбертовне, быстро выхожу в коридор.

Мы пришли в этот образцово-показательный коллектив, когда Оле было 3 года. Пластичная и музыкальная с младенчества, она попала сразу на 3-й тур отбора и поступила. Я знала, что студия «известна в городе» и что там «все жестко». Но относила «жестко» к старшим студийцам — конечно, там нужна дисциплина, и строгость педагогов будет оправданна, думала я. Но на первом же открытом уроке была поражена — и даже несколько раз включала видеозапись, чтобы зафиксировать, как мужчина-педагог орет (другого слова не подобрать) на малышей 3-4 лет.

Да, нам давали подписывать бумагу, что педагог в классе, где музыкальное сопровождение и большая площадь, имеет право повышать голос до скольки-то децибел. Потому что, как говорила та же директор, некоторые родители уже жаловались на это «в инстанции». Подразумевалось, что эти родители скандалисты, а их дети — бездарности. Я подписала бумагу, но на том уроке была поражена и изредка посматривала на родителей, на чьих детей орал тренер. Родители неискренне хихикали, типа «ну наш-то да, не очень старается». Я сидела как на иголках и думала: если сейчас он заорет на Олю, я встану, возьму ее за руку, и мы уйдем отсюда навсегда.

Тогда он не заорал, и к Оле — повезло — относился неплохо, даже хвалил. Возможно, так применяется метод «кнута и пряника». Странно, что многие дети любят таких педагогов, мол, они неравнодушны, хотят «как лучше». Возможно, настрой родителей этому помогает:

— Вы видели видео с их отчетника? Какой это уровень, обалдеть! Конечно, педагоги стараются держать марку, и дети должны это понимать и тоже стараться, если хотят чего-то добиться! А иначе никуда не попадут…

«Старайся, если хочешь добиться, а не то…» — девиз этой студии. Как и многие другие «государственные» коллективы, где «бесплатно, но уровень!», они действуют по принципу, который я в душе негуманно назвала «пушечное мясо». В классе 30 человек, 15 из них оказываются наиболее старательными (остальные 15 — «а не то…»), они первый состав, репетируют главную роль, чтобы потом уже из них на конкурс отобрать 5. Чувствуете пропорции? Тридцать — и пять. При этом всем остальным надо обязательно ходить на все репетиции, посещать все занятия (3-4 раза в неделю по 3-4 часа, в том числе в выходные). Потому что: «А вдруг Яна заболеет? Надо чтобы все знали партию». В такой ситуации неминуемо возникает атмосфера жесткой конкуренции и соперничества, и волей-неволей ловишь в себе радостное воодушевление, узнав, что гипотетическая Яна все-таки заболела.

Моя Оля ни разу не попадала в первый состав, но мы не очень расстраивались: «Ну, что делать, видимо, у девочек лучше получается, может, в следующем году получится и у тебя». Ребенок мой достаточно честолюбив, и мне приходилось периодически вести с ней разговоры о том, как важен процесс, что не всегда в жизни ты будешь первой и так далее. Но когда на пятом году обучения дочка не попала ни в спектакль, ни на конкурс, ни вообще куда-либо — ее не поставили даже третьим зайчиком в пятом ряду, ей просто не нашлось места на сцене, — я задала в родительском чате вопрос: «А почему выбирают одних и тех же? И чаще всего — детей мам из родительского комитета? А мы не можем поучаствовать даже статистами?». Тут же началась перепалка на 300 сообщений, где одни мамы (детей, которые попали в спектакль) учили меня жить: «значит, ваш ребенок плохо старался» или «не делайте из этого проблему, и у ребенка не будет проблемы». А другие мамы (не попавших детей) поддерживали — «да, я тоже хотела бы понять, почему до нас никак не доходит очередь» или «разве не могут все дети выступить просто перед родителями?». Пожалуй, моя вина в том, что я струсила и не пошла «наверх» спросить об этом педагогов и объяснить (хотя студии 20 лет, и странно, что они до сих пор этого не поняли), как важно ребенку показать плоды своих трудов. Не знаю, случайно ли так получилось с моей дочкой, или это была «месть» за мое высказывание на отчетном уроке, но на новогоднем представлении она единственная из всего класса сидела в зале, не попав ни в один номер, и смотрела на своих наряженных и загримированных подруг.

Все мы слышали о кружках-вампирах. Где педагоги — местечковые «звезды», к которым родители несут свои жертвоприношения. Где все должны стремиться «к уровню, а не то». Где уже в начале года запугивают: «Если вы пропустите 3 урока подряд, хоть по болезни, хоть по какой причине, то вы уже точно не попадете на конкурс, не обижайтесь». Где повышать голос на занятиях, унижать и передразнивать детей считается педагогическими приемами. Где на занятии нельзя плакать и выйти. Где все эти орущие преподаватели — заслуженные и кандидаты чего-то там. И это не только наша проблема. Процитирую реплики из обсуждения темы в одном сообществе (города разные):

«Попала в неприятную ситуацию. Дочь ходит на танцы в местный ДК. Вокруг этого кружка сложилась не очень здоровая атмосфера: крайне амбициозная руководительница, которая поощряет подарки себе любимой. Мамы в нашей группе на все согласны, ведь есть вероятность, что девочек возьмут на какой-нибудь конкурс или выступление. Я в общем хоре восторженных голосов не участвую, так как не вижу особой любви к детям, а дочка ходит больше из-за подружек».

«На самом деле везде так, мы платим маткапиталом за занятия, так преподаватель в упор не видит детей, позволяет себе оскорблять и доводить до слез, давно бы забрала, но дети очень любят танцевать».

«Мы решили, что будем уходить, подумала, что психическое здоровье мое и ребенка гораздо важнее всех “достижений”. Но это хамство не хочу на тормозах спускать. Считаю, что родители сами формируют такую среду, в которой педагоги чувствуют себя солнцеподобными и вправе унижать детей».

Но ушли мы даже не после того, как моя дочка с окаменевшим лицом сидела в зале, наблюдая за своими подружками в роли зайчиков и мишек. Я приняла окончательное решение забрать ее после случайного диалога с бойкой девочкой Соней из их класса — кстати, одной из тех, кто постоянно участвует в конкурсах и выступлениях.

— Оля, ты чего такая грустная?

— Петр Иванович наорал на меня сегодня, я заплакала, а он отругал, что нюни распускаю.

Соня, встревая:

— Они на всех нас орут! И бьют!

— Как это?!

— Да, бьют! Если мы ногу тянем плохо, Петр Иванович как стукнет по ноге!

Да, я сама видела на открытом уроке, как тренер шлепал по недостаточно вытянутой ступне или невыпрямленной коленке. Но меня поразило слово «бьют» в этом контексте! Если децибелы можно измерить и проверить, соблюдается ли норма, то как проверить силу и «настроение» шлепка — дружественный, шуточный, направляющий, карающий? И самое главное: каковы будут последствия для будущей женщины, когда ощущение «он меня бьет, потому что я делаю что-то неправильно, сама виновата» ею с детства принимается как норма?

«Ясно», — сказала я, и мы больше не приходили в эту студию. Примечательно, что никто не позвонил, не спросил, почему мы перестали посещать занятия. Педагоги, с которыми мой ребенок отзанимался бок о бок почти пять лет, будто не заметили, что мы исчезли…

Дочке было грустно расстаться с коллективом, в котором она провела столько времени. И для меня это был большой стресс — ведь я водила ее туда, переживала, занималась с ней дома. Даже этот текст я хотела написать полгода назад, но не смогла, так сложно это воспринималось мною. Сейчас дочь ходит в другую студию. Мы диаметрально сменили направление занятий, из прежних навыков пригодилась лишь растяжка. Спустя два месяца тренировок преподаватель сказала, что скоро отчетник. «А разве нам можно?» — удивились мы с мамой еще одной новенькой. «Да, пожалуйста, если вы хотите» — был ответ.

Пусть это не образцово и не показательно. Тут нет призов и титулов. Но — вот дочь в гриме кошечки выполняет те три упражнения, которым она успела научиться, тут настоящая сцена, свет, «дым», звук, волнение перед выходом, аплодисменты, фотографии, видео для родных! Мы счастливы. И я не хочу больше никогда связываться с кружками-вампирами.

И вам не советую.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Журналист, редактор, живет в Санкт-Петербурге. Была спецкорром журнала «Фома» в Петербурге, шеф-редактором журнала «Вода живая», представителем издательства «Никея» в Петербурге. Автор книги «Жила-была я» (издательство «Лепта»), соавтор нескольких брошюр и книг (издательство «Сатисъ», «Никея»). Замужем, мама четырех детей. Редактор рубрики «Семья» на Матронах.

Другие статьи автора
9 Comment threads
42 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные

Когда я занималась танцами — будучи уже взрослой — на конкурсах мы пересекались с детскими танцевальными школами. Вот кого мне было по-настоящему жалко! не знаю, как обращались с ними преподаватели, но как мама отчитывала дочку в туалете: второе место! это ничто! почему не первое? — не забуду. Меня охватило безграничное сочувствие и такое же безграничное счастье, что мои родители меня ни в какие такие места и детстве не водили, ни за что не гнобили, а сейчас я взрослая и вправе быть счастливой, даже заняв последнее место на любых соревнованиях

да в танцах непонятно, чем первое от второго отличается. Там баллы за элементы выставляются?:))) Для детей не должно быть необъективности.

s1232454

в том числе и за них, за чистоту их выполнения, за синхронность, за рисунок танца и т.д. много чего

Мне в танцах в первую очередь непонятно, зачем вообще истерика на ровном месте. Танец — радость, красота и удовольствие. В какой момент он стал каторгой и тяжким долгом? не понимаю родительских амбиций, честно. Разве радость жизни не главное? а она состоит из физического здоровья и душевного спокойствия. Какая разница какое место? вышли нарядные, потанцевали. Все хорошо ))

elena_d

Как же я согласна с Вами! У меня дочь 4х-летняя тоже ходит на танцы. Какие достижения??? Соревнования??? ЗАЧЕМ??? Улучшить координацию движений, гибкость, пластику, почувствовать себя раскрепощенной, научиться слушать свое тело, легко двигаться, укрепить иммунитет и здоровье — и получать от всего этого удовольствие. С плаванием у нас то же самое. Двигаться, и любить движение и свое тело — вот главная задача, ИМХО.

Ольга Алексеева

Елена, но ведь есть девочки ОЧЕНЬ способные к танцам. И это надо признать. И им может быть просто скучно, если с ними будут заниматься «для здоровья». Меня возмутило в этой статье окончание: если у МОЕЙ дочери не получилось, то и вы своих туда водить не смейте. По-моему, это изнанка родительских амбиций. Когда у родителя этих амбиций нет, когда все направлено на интересы ребенка, он спокойно говорит: «Да, танцы не ее, попробуем теперь гитару». Вот я адекватно смотрю на своего ребенка (сказывается советское воспитание), и вижу, что к спорту способности средние, но он ему нужен. И не стала даже пробиваться в… Читать далее »

elena_d

Нет, я не считаю, что секция/студия/кружок, в котором тренер «орет» на 3-4х летних детей (за что на них орать? Разве можно в таком возрасте от них ожидать каких-то серьезных достижений, упорства и амбиций?? – тем более через ор), в котором позволяют себе прилюдно высмеивать ребенка (и при других детях, и при родителях), в котором на выступления всегда ставят одних и тех же, а родителям остальных не удосуживаются объяснить почему (хотя бы честно сказать: «извините, но Ваша девочка не тянет, нет данных…выгонять не будем, но сидеть ей годами на скамейке запасных, хотите – можете поискать кружок попроще) — может быть полезен… Читать далее »

elena_d

Я вот смотрю, как тренер ведет детей в нашей танцевальной студии – именно ведет, не пускает на самотек, одергивает строго и требовательно (но без криков и унижений) малышей, у которых хромает дисциплина – и я, например, довольна таким подходом. Из 8 детей – 6 детей занимаются организованно, выполняют что требуется, даже воду попить им разрешено только в строго отведенное время. В их возрасте (около 4 лет) я считаю это прекрасным результатом. Впрочем в этой студии могут заниматься все дети, выступления – только перед родителями (по крайней мере – до 6 лет, когда начинается жанровое разделение: на классический танец (балет), народные… Читать далее »

Ольга, перечитала все Ваши комментарии, и понимаю, что Вашу позицию можно объяснить следующими словами: «Если Ваш ребенок не настолько способен, талантлив и активен, чтобы его заметил и оценил педагог — то не надо ругать все те кружки, где важно постоянно биться за лучшие места и конкурировать друг с другом»… То есть для Вас такие кружки, как описала автор статьи — нормальны. Вы всех обвиняете в завышенных родительских амбициях и нежелании признать, что ребенок неталантлив, и поэтому его никуда не ставят… Но ведь большинство людей — и взрослых, и детей — вовсе не лидеры по-природе, не испытывают радость от конкуренции, острой… Читать далее »

Ольга Алексеева

Прежде чем давать волю эмоциям (автору в том числе), надо хорошо разобраться в предмете. В РФ существует 3 вида развивающих занятий для детей I — профи (Вагановка, школа-интернат олимпийского резерва). Про них молчу. И не собираюсь обсуждать «стоит-не стоит». II — полу-профи. Известные любительские коллективы. Как пример — знаменитая когда-то хорео-студия Аничкова и т.п., музыкальные государственные школы, художественные районные школы, в спорте — СДЮШ. Что знать о них: там тоже требуют способности, достижения, кубки. И «не знать этого просто неприлично!» Они не направлены на то, чтобы любой ребенок «нашел в себе способности» к данному направлению. Они будут требовать вложений в… Читать далее »

Простите, Ольга, но мне кажется, что это дешевые понты. Не Ваши, разумеется, а школ и преподавателей. И все Вами сказанное, включая теплые воспоминания выпускников, этого не отрицает. Разные бывают люди, и мазохисты случаются, но, думаю, не во всякой школе олимпийского резерва преподаватели позволяют себе оскорбления в адрес учеников. При всей высоте требований. Напротив, чем требовательней и выше уровень, тем корректнее и адекватнее — в норме — преподаватели. Из собственного вузовского опыта знаю, что те преподаватели, которые сами хорошо знали свой предмет и много чего из себя представляли, не позволяли себе и тени неуважения даже к первокурсникам; и наоборот, нули без… Читать далее »

Ольга Алексеева

Да я сейчас про оскорбления вообще не говорю. Имеется ввиду право на существование детских студий с отбором и конкуренцией. Оскорбления — это частный случай, который нельзя переносить на всех педагогов топовых кружков. И повторю: никакой хамоватый хореограф с моей учительницей математики и классным руководителем Натальей Михайловной Т. не сравнится. Ещё и поэтому проблема кажется мне раздутой. Ну не подошёл кружок — ушли. А кому-то подошёл — остались.

Ольга, что со школьными учителями беда бывает, это кто ж спорит. У нас в школе тоже бывало всякое, но я старалась или уходить от таких учителей к другим — в случае с учительницей английского — или держать оборону с помощью родителей и, по возможности, тоже уходить. В принципе да, не понравилось ушли, в чем проблема. Проблема, скорее всего, в родителях, которые не уводят детей из явно не подходящих им по тем или иным причинам кружков и студий. А право на существование имеют все, я считаю. И студии с отбором и конкуренцией, и даже неадекватные учителя. Может, они для кого-то адекватные.… Читать далее »

Еще продолжу. У меня внучка пять лет уже занимается танцами, и вполне успешно. Коллектив весьма известный в нашем городе, часто занимает первые места. Недавно был отчетный концерт всего коллектива — это был такой большой праздник, где выступили все группы разного возраста — и начинающие, и старшеклассники — и для каждого нашлось место в каком-нибудь танце, а чаще и в нескольких. Мы смотрели, затаив дыхание, восхищаясь всем детьми. Внучка всегда с радостью идет на занятия — 4 раза в неделю по 2 часа. Ни разу не жаловалась на кого-либо из педагогов, рассказывает, как их любит. А в конце года всегда устраивается… Читать далее »

Ольга Алексеева

Ой, я бы тоже сейчас предоставила видео-отчет из ЛДМ Московского района, где наша команда каратэ проводила показательные, заняла 2 место по городу в своей группе. Только это мало кому интересно. И тренер у нас расчудесный, и т.д. НО. Наша секция, не смотря на то, что она на хорошем счету в ассоциации каратэ, из группы III. Вот и все кино. Преподавателю коммерчески выгодно, чтобы у него были ученики. И он изначально знает, что его цель (там только ребята до 10 лет) — привить любовь к спорту и оздоровить. Но у меня сыновья друзей занимаются в СЮДШ. Там цель — достижения (тренер,… Читать далее »

Странно что Вы только на 5 году сбежали. Травма ребенку на всю жизнь. Моя доча ходила на балет в 5 лет. До сих пор помню дрожащие коленочки перед занятиями. Но длилось это примерно 4 месяца, а потом милая и добрая Анечка просто не села в машину и мы сказали с женой хватит. Препод был как в статье. И тоже никто не позвонил…

Ольга Алексеева

А каждый для себя выбирает. Если у человека получается, или он очень-очень-очень хочет — такой кружок то, что надо. Там куется и характер, и дисциплина. Просто сейчас другой крен: «моя прЫнцесса самая-самая», а кто считает иначе, тот наносит ей травму. Привет с недавнего скандала на детском «Голосе». Да, сидеть в запасных неприятно, но надо иметь мужество признать, что есть более талантливые к танцу девочки, чем моя, которая с точки зрения мамы и пластичная, и артистичная. Вот сын просится на футбол, но я манкирую: динамики нет, будет в аутсайдерах, лучше другой спорт подберём, чем будем ругать секцию.

Ольга Алексеева

Да, моя мама считала как автор статьи: пусть не понтово, но весело. А мне хотелось»шашку и коня, и на линию огня,чтобы был отбор, конкурс, чтобы доказать, что я лучше», а не «для здоровья и настроения». Так что, имхо, не надо никому советовать, каждый решит сам.

Это в тренде: аниматоры-развлекаторы вместо учителей и воспитателей.

E.P.

Ну то есть настоящие учителя и воспитатели — это те, кто орут и бьют? А все остальные — просто аниматоры, ага.

Ольга Алексеева

Ваганова была очень жёсткой. Другое дело, что там ученицы знали для чего и зачем.

E.P.

А если не была бы жесткой, думаете, ничего бы не вышло? Я правда верю, что девочки или мальчики, которые почти каждый день приходят на тренировки, имеют достаточно мотивации, чтобы стараться и выполнять просьбы тренера без окриков и побоев. Ну и жестким можно быть по-разному. Строгий педагог не равно орущий и бьющий, имхо. Может я конечно просто не в теме. Но своего ребенка такому «педагогу» бы не отдала.

Kira_A

Е.Р., согласна. У меня в детстве был строгий тренер, который много мне дал, но ни одного оскорбления я от него не слышала. Спокойно объяснял, что если хочу результата, надо впахивать, если не хочу — могу идти домой. Это какой-то устойчивый мазохистский миф, что добиться чего-то можно, только пройдя через унижения. Что-то вроде «искуса» в монастыре. Эдакой дедовщины, которая закаляет характер. Нет, унижений быть не должно. Вот работы — да, много, и работы, и упорства, и желания добиться, вставать и делать несмотря ни на что. А все эти истории из серии «тренер меня матом посылал, а я все приходил и приходил,… Читать далее »

Илья Аверин

ничего там не куется.один из тысячи дойдет до сцены — будет рядовым танцором за заднем плане.

Kira_A

Все-таки между унижением ученика и сюсюканьем с ним есть же и золотая середина. Да, серьезный преподаватель в серьезной студии должен быть строгим и не прыгать вокруг подопечных, но это не значит, что он должен этих подопечных унижать и высмеивать. Требовать можно и вежливо, строго, но не переходя на личности — без ора, издевок и распускания рук. Кто хочет ныть и не хочет работать — идет домой. Кто не подходит по физическим данным, не тянет чисто технически — тоже идет домой (тренер объясняет родителям, почему учиться такому ребенку в серьезной студии бессмысленно, но самого ребенка не высмеивает при этом). Родители опять… Читать далее »

elena_d

«Требовать можно и вежливо, строго, но не переходя на личности — без ора, издевок и распускания рук.»
ПЛЮС СТОПИЦОТ!! Я сама бываю с дочерью очень строгой, жесткой и бескомпромиссной — если вижу, что она что-то делает вполсилы (не потому что не способна на большее, а потому что ленится, не старается, относится поверхностно и равнодушно). Но в этом нет ни капли унижения или высмеивания. Просто сухая, строгая требовательность в чистом виде.

Выскажу непопулярное мнение. Не нужны эти творческие детские студии вообще! Любое искусство всегда необъективно. Творческие студии надо делать с 18 лет, когда и психика более-менее сформировалась, и человек сам может выбирать. Нужен спорт. В любом виде спорта есть метры, секунды, баллы. Хочешь быть первым, а не 40-м, больше тренируйся и собирай волю в кулак на соревнованиях. Есть четкий вектор и цель. А танцы-пляски — это пользы не принесет, а вот огромную психотравму на всю жизнь, да. Спорт, конечно, подороже, но хоть польза потом будет, характер выработает, а для СГДВшек циклические виды спорта — это прям часть коррекционной работы.

s1232454

Танцы это тоже спорт. Тоже есть баллы. или по Вашему фигурное катание не спорт? тоже баллы одни за технику вторые за хореографию. Так что спорт бывает разный. также как и способности к разным его видам. и по хорошему надо быть все таки честными с родителями — если видишь что ребенок не встанет никогда в первый ряд то и оскорблять никого не надо, а просто родителям об этом сказать и не тянуть с них немалые деньги…

Ольга Алексеева

От себя могу сказать: если бы меня, девочку, отдали в спорт с метрами/секундами… (угрожающий смайл). Только танцы 😉 И доказать, что я лучшая.

Ольга, без обид, Вы правда считаете, что стремление ребенка доказать, что он лучший — это нормально и от хорошей жизни? Мне кажется, наоборот. Поэтому студии и кружки, ориентированные на то, чтобы невротизировать и так уже невротизированных… согласна с комментарием выше — все это хорошо для взрослых, которые могут сами решить, что по отношению к ним допустимо, а что нет. А дети так только травмируются

Ольга Алексеева

Все от человека зависит. Мне нравится конкуренция.

Наталья Зельдина

Я пыталась водить дочь на занятия бальными (спортивными) танцами, когда ей было 7 лет. Хотела отдать ее в коллектив, который занимался в ДК недалеко от дома, по вечерам, но амбициозный дедушка с большим трудом записал ее во Дворец пионеров, тот, что у Аничкова моста. И понеслось… Занятия в их группе начинались в 13. При этом все дети уже были школьниками, жили в разных концах города и для того, чтобы успеть к 13 в центр города нужно было прилагать адские усилия. Я забирала дочь из школы в 12.40, она переодевалась в машине, я ехала через проходные дворы, бросала машину, где удавалось,… Читать далее »

Наталья Зельдина

Через полгода таких «тренировок» был первый отчет, не только нашей группы, но и тех, кто занимался с прошлого года, позапрошлого и так далее. Из красивого были только интерьеры Аничкова дворца. Все остальное — обнять и плакать, особенно девочки из более старшей группы (9-10 лет), накрашенные и одетые «в пух и перья». Я более 10 лет занималась бальными танцами сама, знаю все правила, когда и что можно, и как все это должно выглядеть… В общем, во втором полугодии дочь по вечерам ходила в тот ДК, который рядом, танцевала все то, что положено по возрасту, а общение с преподавателями — молодыми, веселыми… Читать далее »

Кажется, что подобные студии направлены на удовлетворение амбиций родителей, нежели детей. В детях уже с детства взращивают чувства зависти, нездоровой конкуренции, униженности. Это нормально? Дети должны играть, наслаждаться, а не ненавидеть других, которых взяли куда-то или наоборот, чрезмерно гордиться, если взяли их самих. Подобным родителям, для которых второе место — жуткий кошмар, ничего не объяснишь, это уже бесполезное занятие, логика у них отсутствует напрочь, детей жаль. Но вот педагоги… Согласна, что подобное происходит с молчаливой поддержки родителей, которые либо бояться сказать, либо находятся в дружеских отношениях с педагогами. Мы даже своих детей защитить не можем, потому что привыкли к собственным… Читать далее »

Ольга Алексеева

Вся взрослая жизнь — это в большинстве и амбиции, и конкуренция. В моем поколении у родителей было не так много амбиций, а вот конкурс в хорео- студию Аничкова был большой. Мои друзья занимались там. Сами, на разрыв аорты. В 16 лет такие баталии были — родители всех детей умоляли бросить и не портить нервы. А им было надо. Да, соло в чукотском танце не дали — сколько обид у ребят было (у парней!). Но это школа жизни. И если ребенок хочет, ну почему нет? Я вот люблю экзамены. Как я рыдала, когда мама в 15 лет меня освободила.

Ольга, взрослая жизнь происходит у взрослых людей. У которых уже сформирована психика, которые могут постоять за себя, и которые такие же взрослые, как и те, кто над ними начальствует, и могут психологически на равных дать отпор в случае необходимости. Ребенок зачастую не знает даже, что с ним так нельзя, а если знает, ничем не может защититься. Взрослым говорят «Вы», ребенку тыкают и запросто перевирают его слова, на голубом глазу говорят, что этого не было или, наоборот, было. А ребенок не может адекватно ответить, у него, элементарно, запаса слов не хватит сказать взрослому: не хамите и не врите мне в глаза.… Читать далее »

Ольга Алексеева

Ну а я рекомендовала бы быть увлечённым своим делом. Да, я уважаю людей, которые любят то, чем занимаются и реализовывают свои амбиции. Это то, о чем Дунаева писала: как ее прессинговали в балетном классе, и как она неслась туда вприпрыжку. Потому что хотела заниматься балетом до умопомрачения. Если ты чего-то очень хочешь добиться, то надо корячиться. Другой формулы не знаю. Только здесь два ключевых слова : ХОЧЕШЬ и ТЫ

Ольга, увлеченность своим делом может быть и без надрыва. И хочешь и ты не всегда появляются на ровном месте. Я всегда могла работать только с теми людьми, которые относились ко мне с уважением. Без какого-либо прессинга. Вот с ними я могла и хотела и работы писать, и языки учить, и даже танцами занималась только с теми, кто не давил. Вовсе необязательно, как Вы выразились, «корячиться». Можно просто жить. И что я с удивленим вижу вокруг себя — большего добивается как раз тот, кто не корячился.

Ольга Алексеева

Ольга, ну Вы — это Вы. Вы — уникум ). Мне нравились строгие и требовательные учителя (без унижений, конечно). Но и конкуренция нравилась. И «выбиваться в дамки» нравилось, но до определенной черты. Дальше было просто не дано. Но я восхищалась всегда сильными и энергичными людьми, если я не такая как они, им на горло наступать себе, чтобы меня не обидеть? Сейчас у нас проходят практику пять ординаторов, выбираем лучшего, кто себя проявит, кто более энергичный, хваткий, знающий и амбициозный, да. Знаете, я формировалась при СССР, так вот самое тяжким для меня была т.н. «уравниловка». Как одна «мудрая» мать, растившая дочек-двойняшек… Читать далее »

Спасибо, Ольга, но Вы мне льстите )) не настолько я уникальна, знаю много людей, которым совсем не подходит прессинг в качестве воспитательного или мотивирующего приема. А есть такие, которых уже спрессовало в блин, но они считают, что это отлично и так и надо, и прессуют других, хотя сами признают, что не живут, а выживают, и вообще сдохнуть бы поскорее. Может быть, потому, что меня уравниловка миновала, и уникальность не ставилась под сомнение никогда, меня конкуренция без нужды не привлекает. И думаю, что мои двойняшки поступят в разные учебные заведения после школы ))))

У моего сына такая же ситуация с хором. Педагог требует армейской дисциплины, сама же позволяет себу постоянные срывы, хамство по отношению к детям и взрослым. Правда, в отличие от ситуации автора, нам все же звонила педагог после каждого заявления от уходе (а их было 3) и мой «бездарь» и «тупица» с ее слов превращался в «талантливого» и «способного». Ребенка еще в первом классе поставили в средний хор, во втором перевели в старший, где 6-7 классы и придираются к тому, что он туго соображает.

Илья Аверин

4 года ходили на танцы. в 4 классе бросили, ибо это стало реально мешать учебе.по 3-4 раза в неделю по 3-4 часа.я совершенно не понимал зачем так много, ведь это не балетная школа и нкиаких серьезных гастролей не было и не планировалось.начало занятий в 5-6, конец в 9.домой приходишь в в 9.30 (вечера), это мы живем рядом.Остальные едут со всех концов города и приезжают к полуночи.Родители говорили что их девочки хорошо учатся, но я то знаю что это неправда, так как делать уроки, даже те немногие что задают в начальной школе уже некогда.что уж говоритб о подростках в возрасте 14… Читать далее »

Ольга Алексеева

Везде есть две стороны. Если студия не подошла лично Вашей дочери, то там были люди, которым нравилась эта тусовка. Именно поэтому ребенок должен иметь право голоса и решать, что ему надо, и что он хочет. Меня больше задевало, когда маман решала, не спросив, что мне полезно, и отправляла в группу здоровья и в бассейн.

Илья Аверин

меня неприятно поразил во всей это околотанцевальной тусовке тотальный подхалимаж родителей.Повторюсь, я счастлив, что все это закончилось

Ольга Алексеева

Очень много «Я».Вы решили, Вам показалось, Вы рады. Но не Вы ведь там занимались. У дочки право голоса было?

Ольга, да, родителям следует учитывать мнение ребенка, но в случае с описанной Ильей конкуренцией — ситуация ясно показывает, что это общество гнилое, и тут уже ответственность родителя увести ребенка от этого. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», и детей оттуда уводит. Родители несут ответственность за ребенка и должны уметь видеть опасность, которую ребенок не увидит сам

Ольга Алексеева

В случае, описанном Вами, я вижу неудовлетворенные родительские амбиции — «моя дочь не лучшая?! Тогда я пойду и реализую их в УЧЕБЕ» — самая любимая лазейка для родителей «противников» детских конкурсов. Могу сказать от себя, что большего хамства и унижений, какие были в нашей школе, я не испытывала нигде, но родителей это не парило — «УЧЕБА!!». И на 99% уверена, что папа не был бы против танцев, если бы его дочь была солисткой, а «лебедями у воды» — другие девочки. И никакой гнилости общества я не вижу, ну вот нет. Девочки талантливые, активные, бойкие — им бросать студию, идти в… Читать далее »

Гнилость в нездоровой конкуренции. Перед выходом на сцену девочку щиплют ее подруги? так может и битое стекло в туфли насыпать, почему нет. Если мы хотим считать себя христианами, надо избегать таких коллективов и для себя, и тем более для своих детей, чтобы они имели неискаженные представления о том, что норма, а что — нет

Ольга Алексеева

Тогда мне не надо было ходить в школу, вот точно. Потом, насильное «оскромничивание», тоже может выйти боком. Моя маман сторонилась энергичных и бойких девочек, старалась, чтобы я с такими не дружила. Эффект получился прямо обратным ))).
От чего-то другого зависит, будет ребенок щипать другого или нет. Будет смеяться над двоечником в классе или нет.

Да, зависит от многого, но не в последнюю очередь от правил, которые ребенок усвоил еще до школы. И если пятилетняя девочка усвоила, что щипаться нормально, вряд ли потом легко будет переубедить. К «оскоромничиванию» это не имеет отношения. Это элементарная порядочность — или ее отсутствие. Я скромной не была сроду, но и не щипалась

Обычно так бывает с первыми детьми. Родители, надо учиться защищать своих детей. Моего первого сына учительница довела до сердечной клиники. А второй, ходил в музыкалку, где преподаватель мог накричать и ударить. Я на корню это пресекла. Ужасно жалею, что с первым так не умела. После занятия с психологом узнала, что дети зачастую не рассказывают страшные вещи, вытесняют травмирующие чувства на периферию сознания, поэтому надо самим спрашивать: «Как прошел день?», «Что понравилось, что не очень?», то есть задавать вопросы, может не впрямую, не создавая напряжения, чувства тревоги, что могут обидеть. Обращаться к эмоциям, можно рисовать — в рисунке дети выплёскивают свои… Читать далее »

Похожие статьи