Продолжая тему специфики конфликтов, возникающих в верующих семьях, необходимо затронуть вопрос влияния так называемых духовников на семейные ситуации, а так же проблему выбора приоритетов для женщины в вопросе послушания.

Верующие люди ориентированы на то, чтобы иметь духовного руководителя. Обычно им становится священник, у которого  человек регулярно исповедуется. Жителям городов проще — у них есть выбор: не нашлось общего языка с одним батюшкой, можно попробовать окормляться у другого. Тем же, кто является прихожанами деревенских приходов, приходится довольствоваться тем, кого Бог послал в настоятели.

Иметь духовного руководителя неплохо, но тараканы в наших головах найдут, чему аплодировать. Нередко духовный руководитель, исповедующий священник становится непреодолимым камнем преткновения в чисто семейных вопросах своих прихожан, и особенно прихожанок. И в таких случаях от подобного «духовничества» нет пользы, а только огромный вред. Конечно, далеко не все священники и прихожане ведут себя так, но и делать вид, что таких явлений в наших приходах уже давно не встретишь — тоже было бы лукавством.

Подобные ситуации развиваются по двум сценариям: когда священник вмешивается, и когда его вмешивают в частную жизнь прихожан. В первом варианте священник в силу личных причин сам ставит себя на место приходского гуру. Есть категория отцов, которым доставляет удовольствие повелевать «бабами», наблюдать, как они суетятся в стремлении угодить любимому батюшечке, как, обгоняя и отталкивая друг друга, мчатся исполнять очередное благословение.  Он добивается слепого послушания, щедро раздавая епитимьи и изгоняя свободомыслящих прихожан из храма.

Такой священник вполне может намеренно добиваться от прихожанки непослушания, противоречия мужу, а все размолвки и скандалы, начинающиеся в результате такого окормления, он будет преподносить как мученичество за Христа, за веру и истинное служение Богу. Эти зерна могут упасть на благодатную почву: если женщина хочет быть жертвой, мученицей, то она с глубоким смирением и нескрываемым удовольствием, которое понимается как «особая духовная радость», будет «нести крест». А если семья распадется — ну что ж, в мире скорбны будете. А то еще и «Бог избавил от бесноватого мужа».

Женщина получает шанс самореализоваться , почувствовать себя востребованной, нужной,  — возможно, именно это желание и толкает некоторых на путь «духовной овцы». Священник же обретает халявную рабсилу, преданную до кончиков волос, которая обеспечит ему и пение на клиросе, и стояние за свечным ящиком, и хождение по государственным конторам. На семью или то, что от неё осталось, женщина обычно забивает полностью, все дни и ночи напролет проводя в храме, «служа Богу».

Во втором варианте женщина, не очень-то ладящая с мужем, сама ставит священника на высшую ступень пьедестала и начинает манипулировать его авторитетом для того, чтобы гнуть свою линию в семейных вопросах. Не хочется делать что-то, о чем говорит муж, — проблему решить проще простого: надо всего лишь сделать звонок батюшке и заручиться его благословением. Разумеется, ситуация будет преподнесена так, как выгодно женщине. Мужа ведь священник вряд ли выслушает, особенно если он «нехристь».

«Послушание» священнику в таких случаях зачастую носит демонстративный, эпатажный характер. Священник становится разменной монетой, противовесом, группой поддержки в отношениях мужа и жены. Раз за разом на исповедях и «беседах» женщина вываливает на священника подробности своей жизни с супругом, ожидая одобрения от батюшки и поддержки в своей войне с мужем: «Ну ведь я права, батюшка? Я ведь права?»

Но в обоих случаях подобное окормление — продукт искаженного понимания сути православия, христианства, семейных отношений. Не будем бродить по дебрям, у нас есть замечательный источник, на который мы должны опираться в затруднительных случаях, — Евангелие и Послания апостолов. «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1 Кор. 11:3). Кратко и предельно четко все расставлено по местам. Никаких посредников между супругами, никаких духовников, священников и старцев. Только муж и жена, а над ними (не между ними, а над ними) — Христос.

Господь — это величайшая объединяющая сила. Если люди в своих личных интересах используют Имя Господне для того, чтобы внести раздор, разделить, растащить супругов, то это, вне всяких сомнений — тяжкое преступление, за которое те, кто совершает его, понесут свое наказание. Ни один священник, ни один старец, ни один духовник не имеют права выдергивать женщину из семьи, отдирать ее от мужа и детей и принуждать служить в храме. Этот вид служения очень часто называют служением Богу, но на самом деле по сути это служение священнику, который стремится избавиться таким путем от хлопот по максимуму. А священник — это далеко не Бог.

Эти случаи характерны еще и тем, что священники, зачастую даже имея возможность, не желают оплачивать труды своих помощниц. Не особенно спрашивая их согласия, их ставят перед фактом: надо поработать «во славу Божью». А могут ли они себе позволить подобную благотворительность, никого не интересует. И тем более священники не имеют права вторгаться в область интимных отношений супругов. Имеет место тенденция, когда «духовники» подобного толка на исповедях самым дотошным образом выпытывают пикантные подробности, а потом осыпают своих прихожанок категоричными рекомендациями: сколько, когда и как или вовсе никак, порождая немало раздоров в семьях.

898146777413785472

Очень важно трезво взвешивать разумность просьб о помощи и научиться отказывать. Нет ничего страшного в том, чтобы в чем-то священнику отказать, в противном случае не откажешь раз, не откажешь два, не откажешь три, и вот помощь уже закончилась и началась самая настоящая эксплуатация: утром на клирос, днем на спевку, вечером на клирос, а между службами надо успеть свозить батюшкину матушку в магазин, батюшкину маму к врачу, погулять с батюшкиными младшими детьми и сделать уроки со старшими. А на робкие возражения, что своя семья без присмотра, вполне можно услышать традиционный ответ: «А вот за то, что ты мне так помогаешь, Господь позаботится о твоей семье».

Мне однажды довелось побывать в подобной ситуации, только в зеркальном варианте: прихожанин требовал, чтобы я устраивала для его детей развлекалки-экскурсии-выставки,  а с моими детьми «приходские бабушки посидят». Мне изо всех сил пришлось взять себя в руки, чтобы культурно ответить: «А давай с твоими детьми бабушки посидят, а ты займешься воскресной школой». Вот и таким батюшкам очень советую предложить отказаться от человеческой помощи и возложить решение своих сугубо мирских проблем на Господа.

И опять не могу не вернуться к теме псевдодуховничества. Я уже неоднократно писала в своих статьях о том, что сейчас институт духовничества в России и бывших союзных республиках утрачен. Духовников и в прежние времена особо много не было, это книжная иллюзия, что едва ли не у каждого крестьянина был духовный отец. А сейчас тем более духовников, имеющих благословение и право таковыми быть, практически нет.

В наше время духовниками принято называть окормляющих священников, но несмотря на то, что мы их так называем, на них нельзя распространять права духовников, а на себя — обязанности духовных чад: ни о каком абсолютном послушании не может быть и речи. Даже если вам повезло и у вас есть настоящий духовник, нельзя повиноваться слепо, не сравнивая евангельское учение с тем, что говорит духовник или любое другое духовное лицо.

Точно так же женщине самой не пристало вводить в свои сугубо семейные дела священника. Сфера влияния духовенства — духовная: как молиться, сколько раз причащаться, разъяснить Писание, наставить на исполнение заповедей. А вот такие вопросы, как продавать квартиру или не продавать, на какой курорт ехать и в какой институт поступать, должны решаться только между мужем и женой на семейном совете. Это чисто мирские вопросы, в которых, как говорится, третий лишний.

Часть этих вопросов решается в соответствии с законодательством,  в соответствии с профессиональными навыками людей, к которым мы обращаемся, безо всякого участия духовников. Например, бессмысленно спрашивать совета, отдавать ли часть наследства от родителей брату, потому что наследство будет делиться в соответствии с законом, независимо от того, что скажет духовник. И бессмысленно спрашивать у священника, пить ли назначенные таблетки — если священник сам не врач, что он может сказать об этих таблетках?

Напоследок хочу напомнить: никто не имеет права лишать вас свободы выбора. К советам священства надо относиться как к рекомендациям, а не как к неоспоримой инструкции. Семейные люди несут перед Богом ответственность за своих супругов и детей.  Не существует выбора — семья или Бог —  потому что семейные люди, служа своим супругам и детям, тем самым служат Богу.

YSNJvLNNsbQ

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Оля

Слава Богу, таких священников, которые описаны в статье, в своей жизни не встречала. А настоящие духовники есть, и их, вовсе, немало. Особенно, в Москве. А опытный батюшка часто может дать мудрый совет (совет, а не указание!!!) и в житейских делах, а не только в духовных. Ищите хороших священников и обрящете!

Julia_Z

Человек такое существо, что один раз может сказать что-то мудрое и полезное, а другой раз у него может случиться плохое настроение, расположение духа и т.п. Не надо творить кумиров из батюшек, они тоже живые люди.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Да и не может быть один человек специалистом во всем.

Марина

Вы пишите, что настоящие духовники есть, но не называете их… Из-за этого Ваше высказывание кажется легковесным и пустым. Вы бы указали имена, раз считаете, что они есть. Вы же не плохое, а хорошее пишете о них. Так чего скрывать то?

Гость

Я сейчас нахожусь в ситуации, что не могу выбирать священника. Многое, что описано в статье происходит на местном приходе. От непорядочности батюшки и его жены просто воротит. Перестала в церковь ходить, только детей на причастие изредка… Что делать то?

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Ходить на службу и ничего больше. А как быть, если нет возможности посещать другой храм?

Спасибо огромное за статью! Такое ощущение, что я давно ждала именно этих слов, чтобы их кто-то, наконец, сказал. Спаси Вас Бог!

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Спасибо. Имеющий уши да услышит!

Nika

Ох, самое интересное, когда матушки начинают "слушаться" кого-то, тогда вообще тушите свет. И попробуй возрази или не сделай: благословение старца.
Мне всегда было интересно, что делать с непрошеными благословениями?
а также толкованиями слов вполне уважаемых, но наконец-то почивших в Бозе старцев. /из разряда: без меня меня женили/
Их, действительно, старцами называли и считали многие священники.
Если что-то начинает катастрофически рушиться, то тогда поясняют, это ты не так выполняешь или это тебе постовое искушение (оное искушение обычно не взирает на посты, а работает все 365 дней в году и не особо усиливается постом 🙂

Маргарита

Всё верно, и от души жаль людей, женщин, чьи души буквально опалены такими отношениями, чьи семьи разрушены этим. Причина всего этого, по моему — отсутствие у многих из нас РАССУЖДЕНИЯ. А ведь кто- то из святых отцов сказал, что рассуждение ( т.е. умение найти, выделить в ситуации главное и второстепенное, жизненно важное и факультативное, желательное и необходимое ) является главной христианской добродетелью, даже после терпения и послушания. Помоги нам всем, Господи, найти верный путь.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Это все так, но сколько было литературы и поучений, что надо отречься от своей воли, во всем слушаться духовников, не рассуждать, бо то от диавола все, а принимать со смирением, потому что через духовника едва ли не Дух Святый говорит.

Зiрка

Всё верно. "Сфера влияния духовенства – духовная", а мирские вопросы надо самим решать. И сколько несчастных, а то и разрушенных семей, детей, о которых лишь Господь заботится, пока мама (а, бывает, что и папа) служит священнику, причём переубедить таких родителей (сама сталкивалась), зачастую, невозможно, они убеждены, что всё во славу Божию. Лучше всего, ещё до свадьбы понять, что «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж», и этим всё сказано.

Бутонь

А почему все про женщин? Мужья тоже, случается, манипулируют женами при помощи духовников. А также пропадают на послушаниях, забывая о семейных обязанностях. На мой взгляд, эта проблема не имеет гендерной окраски.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

У нас женский портал. Пишем о женщинах.

Ася

Вот ходила бы себе к священнику "который меня не устраивает" только на службы, так ведь нет же.Хочешь причаститься — иди на исповедь.А исповедь это не только твое зачитывание грехов по бумажке, но и советы и наставления священника.Меня однажды так наставили — антидепрессанты потом принимала.А просто так, без комментариев, грехи отпустить видимо нельзя в принципе.

Nata.

Странно, однако. Лично я крайне редко встречала священника, который хоть двумя словами твою бумажку прокомментирует. Гораздо чаще рвет не дочитывая и кто следующий…

tim_vika

Ага, я бы и хотела совета, да не дают.
А с другой стороны, после прочтения статьи пришла мысль: "А может и к лучшему, живи своим умом…"

Татьяна23

Точняк! И не очень-то слушает, особенно, если еще и службу ведет в это время.

Nika

ну вообще-то Господь невидимо стоит, приемля исповедание ваше,
поэтому не суть, что батюшка распрашивает и не внемлет, боясь пропустить слово, многие молятся, принимая исповедь у кающегося.
Это как раз нормальнее. Хотя хорошо бы, если б священник мог отдельно исповедовать, а отдельно служить, но как правило это выливается в исповедь до вечерней службы, до обедни, во время обедни и уж Чашу пора выносить, а вчерашние исповедники еще нагрешить успели или что-то вспомнили.

Zeru

Обычно такое можно видеть в переполненных городских храмах. Там же, где общины небльшие, всё несколько иначе.
Вот и мне в самый неподходящий жизненный момент попался священник, который не только допросил меня вдоль и поперёк с возмутительно избыточными подробностями, но ещё и с другими прихожанами (анонимно, конечно) не удержался меня посравнивать.
До антидепрессантов в моём случае дело не дошло, но осадочек остался. И больше я в тот приход ни ногой! Хотя я тоже "деревенская", и выбора у меня практически нет…

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Исповедь это только исповедание грехов, совет может быть тогда, когда его спрашивают. За советом можно прийти вне исповеди, потому что это всего лишь совет. Я знаю священников, которые ничего в принципе не советуют на исповедях. Я знаю священников, которые комментируют каждый грех и считают своим долгом советы давать. Есть люди, которые на исповедь идут за советами и обижаются, если такового не услышали.

MaryNightingale

В принципе, священник имеет право поругать исповедника за серьезные грехи, но делать это надо тактично, чтобы не отбить желания исповедоваться в дальнейшем.

Nika

по-моему, Вы не самое удачное слово подобрали, ругань не способствует покаянию.

MaryNightingale

Согласна, но, надеюсь, все поняли, что я имею в виду.

5julia68
5julia68

может, пожурить, попенять?)

tim_vika

или просто совет дать, на чем стоит заострить внимание

Riva

Не то что имеет право — он обязан это сделать. Только, может быть, слово "поругать" тут надо каким-то другим заменить…

kiriniya

А смысл? Если человек исповедуется, значит, и сам понимает, что ошибся — зачем его еще и ругать? Сужу по себе, конечно, но мне "ругание" скорее мешает. А некоторые любят, чтобы их ругали: "Я такая, со мной так и надо!". И дальше грешат.

tim_vika

Извините, но откуда Вы можете знать, грешат ли эти "некоторые или нет? Вы присутствовал на исповеди этих некоторых, слышали как их "ругают", а потом видели как они грешат?
Может быть, я резка, но исповедь — это тонкая, интимная вещь, и заявление о том, что "некоторые любят, чтобы их ругали… И дальше грешат." считаю крайне неэтичным

kiriniya

А я немного не о том вообще-то. Зря раздражаетесь — следить ни за кем не слежу, если Вы так мой коммент поняли.

tim_vika

Основная мыль комментария не в этом, я согласна. Я про окончание. И отнюдь не про то, что Вы за кем-то следите, а как раз наоборот, не следите, и поэтому не можете наверняка утверждать, грешат эти некоторые там или нет. Просто выглядит как некое превозношение: мне вот ругань мешает, а остальные это дело любят, да еще и, ха, дальше грешат. Как-то так

5julia68
5julia68

не нужно додумывать вложенные в мысль чувства. и -да, любят некоторые, чтобы их ругали, говорят с довольным видом, сама знала таких. или опыт не в счет?

kiriniya

В чем моя основная мысль и каковы нюансы — я объяснила бы с удовольствием, если бы вопрос был задан вежливо и доброжелательно. Вы позволяете себе резкий тон и домыслы — беседовать в таком ключе я не хочу, у меня достаточно иных огорчений.

tim_vika

не получается ответить в ветке. Извините за резкий тон. Ваше высказывание (окончание) также выполнено не в лучшем тоне, содержание неэтично

5julia68
5julia68

грешат все, это априори. а любят ругачки те, кто видимым образом упражняется в лжесмирении. именно-видимым. отсюда и выводы.

tim_vika

Даже не знаю, я под другим углом увидела… В комментарии выше

5julia68
5julia68

иногда бывает трудно понять "угол" автора высказывания, нам же вполне естественным образом ближе свой угол, свой опыт, свое понимание явлений и людей.

tim_vika

)) согласна

Zeru

*****и началась самая настоящая эксплуатация: утром на клирос, днем на спевку, вечером на клирос, а между службами надо успеть свозить батюшкину матушку в магазин, батюшкину маму к врачу, погулять с батюшкиными младшими детьми и сделать уроки со старшими. **** В былые времена за это хотя бы по рублю в год сулили ) Вот как в известной сказке: Тебе, девка, житье у меня будет лехкое, — не столько работать, сколько отдыхать будешь! Утром станешь, как подобат, — до свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и — спи-отдыхай! Завтрак состряпашь, самовар согрешь, нас с матушкой… Читать далее »

Наталия

Знаю такую семью, где "поучавствовал" старец-монах (настоятель монастыря). Муж живёт в скиту, а жена, при монастыре мужском, убирает Храм монастырский и подсвечники. Были уних в монастыре 2 сына, которые вышли из него и живут в миру. Но жена не возвращается к мужу, говоря, что она в монастыре отмаливает детей, чтобы они вернулись в монастырь.
Статья прямо списана с нашего Отца, его уже нет на этом свете, но дело его продолжается. Со строны это смотрится, как православная секта.

Gallka

Монашеское послушание в миру порождает нерешительность и инфантильность.
Жизнь каждый день ставит проблемы не только в семье, но и на работе. А так хочется, чтоб кто-то другой принял решение за тебя …
Как-то на исповеди начала ныть, что слабая и боюсь не справиться с ситуацией, и услышала — это малодушие…Вовремя сказанные несколько слов очень помогают.
А житейские советы не нужны — третий лишний — очень точная формулировка, нечего добавить.

tim_vika

Вот и мне так хочется услышать в ответ хотя бы несколько слов, а слышу только разрешительную молитву.

з1з1з1

батюшка Матрон начитался и боится!
(не уверена, что уместно пошутила, извиняйте, ежели что)

5julia68
5julia68

не, просто он с головой дружит. что молодой-зеленый может сказать мне? а таких большинство. только общие фразы, а я их и так знаю, и они это знают. . так что Богу виднее, слышать мне чо-то от них или как-нибудь без них все нормуль будет.

з1з1з1

От молодого-зеленого и не ждут ничего (как правило). Да и на общие фразы, думаю прихожане раздражаться не будут, можно и сказать, как по мне 🙂

5julia68
5julia68

люди разные, темпераменты разные, степень обидчивости. мы ж болящие все. зачем искушать и так несчастных людей.поэтому, я считаю, молчание-золото, особенно если священник слышит вразумительную исповедь страстей и грехов человека, а не самооправдание и обсуждение поступков обидчиков и проч

з1з1з1

вот и говорю — начитался Матрон батюшка, понял про высокую степень обидчивости и в тряпочку молчит))
А если серьезно, общие советы должны быть, с моей т. зр. Потому, что в случае не слишком плотного знакомства священник не может быть уверен, что исповедуемый человек не нуждается как раз в этих общих советах. Обида же — не естественнанная реакция, если понимать, зачем говорятся эти общие советы. Вообще, если священник в курсе кругозора прихожанина, велика вероятность что они и вне исповеди общаются, и тогда на исповеди не возникнут лишние слова — я так понимаю. Хотя, может под общими словами мы разное понимаем.

5julia68
5julia68

общие слова, допустим, для меня это-уныние-большой грех, не нужно кричать на детей и т д. вполне допустимо. но лично мне они не нужны. а для глубокого ковыряния просто нет священника. приходится самой ковыряться. да и период этот прошел- желание делать это вместе со священником. обидчивостью на священников я не очень страдаю, хотя обида-это как раз естественная человеческая реакция, с ней нужно справляться, но искушать ею не стоит. странные советы у меня вызывают изумление, я не хочу испытывать дополнительные чувства, так как к исповеди я уже иду с набором мыслей, чувств, эмоций, далеко не радужных. я говорю лишь о моем варианте.… Читать далее »

з1з1з1

Люди разные, всем нужно: разное. вам , чтоб молчал батюшка, другим, чтоб говорил. А батюшка — один, вот и выходит, что таки будут несоответствия желаемому в любом случае.

tim_vika

не-е-е, наш батюшка даже не знает, что это такое, а-то анафему бы на меня наложил))

5julia68
5julia68

м-да. и чегой от него ждать?

5julia68
5julia68

знаете, я понимаю, о чем Вы. но лично по своему опыту могу сказать, что в моих трудных случаях судьбоносных советов было раз-два.. и мне хватило. а все остальное- наедине с Богом. ну, и друзья , как без них. а сейчас мне от батюшек ничего не нужно, я даже всегда в надежде жду, что промолчат. а если я и должна была что-то от них услышать, но не услышала, Господь все равно в уши вложит. я и не переживаю. лучше меня мою ситуацию, мои грехи и чаяния все равно никто не знает.

tim_vika

я умом понимаю, что лучше меня для меня никто не рассудит, а сердцем все равно хочется руководства в духовных вопросах. С друзьями на такие темы не могу разговаривать, только на житейские темы совета спрашиваю.

5julia68
5julia68

по поводу друзей. была я на литургии на Севастийских мучеников. на исповеди мне ни слова не сказали, а вот во время проповеди Господь вложил в уши две мысли. скажу о второй. говорит, нужно заниматься богомыслием не только в одиночку, но вместе с друзьями. скажу по опыту -одна голова хорошо, а несколько-лучше. решение головоломок с друзьями обогатило не меньше, чем духовное окормление со стороны священников. одно дополнило другое. разве у вАс нет таких друзей?

tim_vika

нет, если мы говорим об одном и том же. какие-то богословские темы и общие духовные обсуждаем, конечно, но что касается внутренних вопросов нет

5julia68
5julia68

конечно, если это касается взаимоотношений с мужем или с детьми-да, сложно. должно быть доверие человеку. но ведь та же подруга знает Вас гораздо лучше, чем самый распрекрасный священник. к тому же обсуждение общих тем помогает ориентироваться в личном. это же и есть практическое христианство. а тогда зачем нам вообще эти самые общие духовные темы, если они нам не помогают строить и жить?

tim_vika

Да обсуждение общих тем несомненно помогает в личном развитии. Я, когда жду совета, имею в виду совета о борьбе со своими страстями и грехами, присущими мне. Об этом я же не могу рассказать подруге. Про отношения с мужем можно, конечно, с подругой поговорить или на Матронах почитать, но не на том уровне, на котором я говорю об этом на исповеди, про это я никому не могу рассказать, потому что это слишком личное, не с кем кроме Бога и священника не обсудишь. Ответы типа молись постись, читай святых отцов не помогают. Так что приходится самой выбирать решать, думать

5julia68
5julia68

мне кажется, Вы нормальную духовную жизнь считаете ненормальной. похоже, да, мы все разные. я вот не могу священнику интимные вещи говорить, зачем? есть умные понимающие подруги. мы читаем святых отцов, постимся, молимся, советуемся, обсуждаем духовные темы и-принимаем решения, за которые сами несем ответственность. это нормально. а почему кто-то должен за меня думать? страсти ведь не только мне присущи, новых никто не изобрел, опыт корчевания изложен подробнее некуда. вот и собираю информацию, причем очень удобно это делать как раз коллективно. мы ведь все примерно одинаково болеем. так что , на мой взгляд, все в рабочем режиме.

з1з1з1

поддержу вас в этом мнении. Не зря наверное Госпродь Таинство это установил в такой форме, с участием человека -священника. А то можно было б ограничиться чем-то вроде Стены Плача у иудеев — и беседовать с ней, стеной и записочки туда совать и плакать-сокрушаться (иудеи там правда не о грехах, о своем…)

tim_vika

да уж было бы хорошо, если б священник вместе с рукоположением приобретал сразу духовную мудрость и все могли наставлять, а так только общие фразы.

з1з1з1

так священники каждый по мере сил (если не говорить о тех, кто свои силы переоценивает): кто может — советом конкретным, другие — хотя бы "Помоги, Господи" могут сказать, принимая исповедание. Общие советы я воспринимаю как смирение священника в том смысле, что он понимает, что ничем кроме общих советов не поможет. И говорит, что может — и на том спасибо.

Julia_Z

А где Господь именно в такое форме Таинство установил? Он дал власть прощать грехи, не более.
Раскрытие помыслов и т.п. практики возникли гораздо позже с появлением монашества
Изначально Таинствакак личной исповеди не было, было публичное покаяние, чтоб вступить/вновь вернуться в общину, и то, поначалу считалось, что это можно сделать только ОДИН раз

з1з1з1

Как Он учредил — через Церковь. По-моему, здесь ключевое понятие — Священное Предание.

Julia_Z

Я не отрицаю Предание, я о том, что такая сложившаяся форма не есть абсолютной. Таинство Исповеди в современном виде сложилось к 17 веку.

з1з1з1

Потом еще как-то сложится,к 25 веку, например. а сейчас есть то что есть, на данном этапе значит оно нужно в такой форме (мы же верим Св. Преданию, которое включает некоторый порядок определения форм церковной жизни, все должно быть одобрено священноначалием).

Julia_Z

*значит оно нужно в такой форме*

да совершенно не значит, просто так сложилось

Похожие статьи