Свадебные обряды на Руси — очень интересная тема. О том, как проходила собственно свадьба, мы уже говорили. Теперь предлагаю поговорить о том, как проходила подготовка к свадьбе и главная часть этой подготовки — сватовство.

Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: объединить соседствующие наделы, взять хорошее приданое либо просто — привести в дом работящую бабу. Как отмечали историки, часто родители отдавали своих дочерей попросту за того, кто предложит больший выкуп, иногда лишних два-три рубля решали судьбу девушки. Нередко жених и невеста впервые виделись на смотринах.

Бывало так, что сговаривали из своих личных выгод совсем маленьких детей, лет по 6-7. В таких случаях свадьба игралась, когда жених и невеста входили в брачный возраст. Бывали и вовсе вопиющие случаи, например, известно, что некий крестьянин писал прошение о разводе по той причине, что его шестилетним сговорили с невестой 27 лет, а затем и обвенчали.

Жена, пользуясь малолетством жениха, била его, а когда молодой человек пришел в совершеннолетний возраст, то жене его было уже под 40 — по тем временам она уже была глубокой старухой, не способной к деторождению, в связи с чем молодой человек и просил благословения развестись.

Но так дела обстояли не везде. Во многих случаях родители все же стремились учесть пожелания своих детей и засылали сватов к уже примеченным девушкам. При этом во многих губерниях сватали только тех невест, которые изъявляли свое желание вступить в брак. Делалось это так: на именины девушка вставала на лавку, а на полу раскладывали кругом пояс и сарафан, либо поневу — женскую юбку.

Отец, а за его неимением старший брат или старшие женщины в семье предлагали ей вскочить в сарафан или в пояс. Бывало, что девка, по обычаю, расхаживала по лавке туда-сюда, а мать ходила за нею с поневой или сарафаном, приговаривая: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое», на что дочь должна была отвечать: «Захочу— вскочу, захочу — не вскочу!», но в итоге все равно девушка обычно прыгала в этот сарафан. Это было то же самое, что сейчас на сайте «ВКонтакте» вывесить статус «В активном поиске». Главное было — не промахнуться, в противном случае выход замуж откладывался на год, до следующих именин.

Сватовство на Руси — большая и тщательно продуманная церемония, призванная уладить все хлопоты, связанные с приготовлением к свадьбе. Во время сватовства не только «сговаривали» невесту — добивались согласия родителей девушки на брак, но и обсуждали состав и количество приданого, выделение семье земельного надела, место жительства молодых, день свадьбы.

Огромную роль во всем действе играли так называемые свахи — женщины, имеющие житейский опыт и отличающиеся умением договариваться, как сказали бы сейчас — коммуникабельные. При этом в одних губерниях непременным условием было, чтобы сваха не была родственницей предполагаемых жениха с невестой, в других — напротив, свахами звали исключительно родственниц. Труды свах были не безвозмездными: в случае удачного сговора, она получала денежное вознаграждение от родителей жениха.

К. Е. Маковский, «Сваха», 1900-е

К. Маковский, «Сваха», 1900-е

Сватовство начиналось задолго до самого бракосочетания. Мастерство свахи можно смело отнести к роду профессии. Свахи помимо всех будних дел зорко приглядывались к девушкам, живущим в деревне, примечая их повадки, трудолюбие, опрятность, красоту, послушность родителям. Главные качества будущей жены описаны в поговорке: должна быть «умная, здоровая, рукодельная и смирная». Невест оценивали по качеству сотканного ими полотна, по чистоте выстиранного белья, для чего свахи могли зайти во двор к семье, где росла дочь, и осмотреть, чисто ли вымыты горшки, насколько качественно соткано и выбелено полотно, насколько красив вышитый узор на рубахе.

Часто эти предметы намеренно выставлялись на обозрение — вот, мол, кака девка у нас работяща да рукодельна! Особенно большое значение придавали тому, как девушка несет воду на коромысле: зачерпывает ведра полны — старательная; идет — капли не проронит — значит, аккуратная и рачительная хозяйка. Но самое главное, в чем испытывали невесту, так это в отсутствии наклонности к блуду. Все эти подробности и вызнавали свахи.

Несмотря на то, что внебрачные связи всегда порицались, и нецеломудренная девушка могла быть опозоренной на всю округу, молодежь все равно часто «сходилась» во время весенних гуляний. Бывало и так, что парень с девушкой, зная, что родители против их брака, делали это намеренно, а потом просто объявляли родителям, что между ними уже был «грех» — в таком случае, как правило, родителям ничего не оставалось делать, как скрепя сердце, дать свое благословение. Замечу, что речь идет о возрасте брачующихся от 12 до 15 лет. Именно такие годы считались самыми подходящими для создания семьи.

На праздники матери вывозили в народ наряженных в лучшие одежды заневестившихся дочерей, а свахи как бы невзначай прохаживались между выстроившихся девиц, приглядываясь к тому, как они себя ведут, как говорят да как одеты. Не возбранялось свахе и под подол невесте заглянуть — оценить качество швов с изнанки, а значит, оценить и невесту как мастерицу и рукодельницу. После таких смотрин сваха сообщала потенциальным свекрам, хороша али плоха невеста.

Несмотря на то, что, как правило, вся деревня знала, кого и когда придут сватать, сваха являлась в дом к родителям невесты как бы просто так — шла мимо, да решила заглянуть, чего не зайти к добрым людям? Разговор всегда начинался с отвлеченных тем, сама девушка при этом не присутствовала.

Обсудив погоду, урожай и курс доллара, сватья приступала непосредственно к сватовству, но говорила о нем загадками и прибаутками, чтобы нечистая сила или злые люди не услышали и не помешали: «Расцвела малинка, да не для нашего ли лукошка?», «Заблудилась овечка, ищем — не у вас ли она?», «У нас замочек — у вас ключик», «У нас кусточек — у вас цветочек. Как бы ваш цветочек да посадить под наш кусточек» и, конечно же, знаменитое «У вас товар, у нас купец».

Родители невесты при этом, как в анекдоте: не кидались перед сватьей на колени и не целовали ей руки, а с достоинством отвечали, что, мол, знать не знают и ведать не ведают, к чему все эти разговоры. Тогда сватья уже прямо спрашивала: желают ли отдать они свою дочь за такого-то парня? На что родители начинали отнекиваться и невесту «ругать», мол, девка у нас плохонькая, хроменькая да кривенькая. А если жених был неугоден, то вообще могли сказать, что невеста наша мертвая в гробу лежит.

Были и другие способы спровадить вон сватов неугодного жениха, например, выкатить им под ноги тыкву или позвать чистить картошку. Бывало, что мать девушки, едва завидев сваху, хваталась за веник и начинала усердно подметать полы, да с таким расчетом, чтобы вошедшая сваха попала прямиком под тучу пыли и мусора. Между прочим, для молодого человека получить отказ было так же позорно, как и для девушки. Такого жениха высмеивали, позорили, а к его воротам подруги несостоявшейся невесты ставили жердь с привязанной к ней отказной куклой.

Парень, получивший несколько отказов, получал славу неблагополучного, и в итоге мог вообще не найти себе невесту, по крайней мере, в ближайшей округе. Тогда ему приходилось свататься в другие села, но невест неохотно отдавали замуж в чужую деревню, предпочитая чужакам местных женихов: «Хоть за помело, да в свое село!»

Часто первым визитом свахи дело не заканчивалось. Обычно все решалось в два-три захода, во время которых уже вместе с родителями жениха обсуждались все тонкости, чтобы ничего не упустить и чтобы потом не было обид. Когда, наконец, сваты достигали договоренности, они скрепляли сговор рукопожатием, а если были среди них владеющие грамотой, то составлялся письменный договор, имеющий юридическую силу. После заключения такого договора стороны уже не могли без уважительных причин отказаться от свадьбы. И со дня сговора молодых уже называли женихом и невестой.

Через несколько дней в дом к родителям невесты приезжала родня жениха и сам жених. Это уже были так называемые смотрины. Наряженную во все лучшее девушку вводили к жениху и молодые «узнавали» друг друга: жених спрашивал у невесты имя-отчество, невеста спрашивала то же у него, и было неважно, что они могли с малолетства знать друг друга. Родители жениха просили невесту показать, как она искусна в рукоделии, как плавно ходит, могли попросить и спеть. Если все мероприятие завершалось благополучно, то сваты расставались со словами: «Дай Бог в час добрый да святой».

Н. Петров, «Смотрины невесты», 1861.

Н. Петров, «Смотрины невесты», 1861

При этом жених давал невесте «поклажу»: шубу, валенки, поддевку, три-четыре пуда крупы да муки, несколько рублей денег. Впрочем, в зависимости от достатка семьи, состав «поклажи» мог меняться в ту или иную сторону. Позднее «поклажу» полностью заменили на денежный подарок. Родителям девушки полагался выкуп, компенсация за то, что из семьи уводят работницу.

Свадьбу обычно играли «через пост», давая время семьям как следует подготовиться к этому событию: если сватовство было перед Великим постом, то свадьбу справляли после Пасхи. Если сваты приходили перед Рождественским постом, то свадьбу играли зимним мясоедом.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
8 Comment threads
76 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
ККК

Без интернета и ТВ люди находили себе развлечение. Статья интересная, спасибо!

Лилия Малахова
Лилия Малахова

И как только они жили! 🙂

ККК

Судя по всему весело!

Лилия Малахова
Лилия Малахова

О. да. 🙂

Ta_ennaya

Мою прабабку сватали несколько раз, и ее родители выбрали самого богатого жениха. Видимо, и невеста была не из последних. Вот только человек он был ненадежный, и когда начался переполох с войнами и революциями, связался он с темными людьми. Так мне рассказывали. И не выйди, может, она за него — не случилось бы потом много другого, печального в ее судьбе… Я о том, что вся эта патриархальная стройность уклада, все эти понятные и полезные качества, все эти сговоры со свахой берегут разве что "фасад" семьи, но здоровых отношений не гарантируют. Хотя хорошо то, что брак тогда не был проблемой: созрела? Придут… Читать далее »

Арина

О, я тоже была астеником. Но ничего, полечилась, и прошло.

Ta_ennaya

Астеническое телосложение. Это врожденное, не лечится. И не надо лечить.

Гоблинище

Ну и я тоже ни в одном магазине не могу дверь без помощи открыть. Ничего, жизнь и так прекрасна, дверь открыть помогут, но по старым временам точно не ностальгирую. Ни коня остановить, ни в горящую избу… И замуж вышла по историческим меркам безнадежно поздно, а раньше мне это было бы не по силам

Loreleya

поздно это во сколько?да в магазинах такие двери бывают…ручки как для гоблинов.Или в метро на старых станциях.О чем думали?

Гоблинище

В 26 лет.
А ручки как для гоблинов это какие? Я имею в виду, что просто двери тяжелые, не в ручках делр, а просто с места такую дверь не сдвинешь. Да вот, как в метро на входе-выходе. И в магазинах бывает не открыть ))

ККК

У меня бабуля говорила- Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть и бабы каются, девки собираются. Хотя сама замуж выходила совершенно не так, как описано в статье- времена были другие, да и дед ее обожал всю жизнь. Но вот поговорки из того патриархального уклада.

Ta_ennaya

Была бы шея — хомут найдется — вот еще неплохое.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Это точно! 🙂

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Конечно, ничто не гарантирует хороших отношений в браке. Это все — обычай, традиция. Но вот то, что раньше остаться в девках было проблемно — факт. 🙂 Не то что сейчас.

Neta

Это крестьянок как рабочую скотину не было особой проблемы пристроить, да и то если девушка здорова и пахать может. С детства помню эти ужасные страшилки, что замуж не возьмут, потому что плохо ем, что раньше, прежде чем сватов засылать, смотрели тайком как девушка ест: если хорошо, значит, хорошая работница. А в других сословиях бесприданницы обычно старыми девами и оставались. И выбор был невелик: либо монастырь, либо компаньонкой-приживалкой при более успешной родне. Позже для бедных девиц стало возможным пристроиться какой-нибудь гувернанткой или надзирательницей в пансионе, что опять-таки означало отсутствие собственного дома и зависимое положение. И, судя по тому, что практически в… Читать далее »

Ольга 23 апреля

Я читала в одной книжке рассказ старенькой монахине о том, что будучи юной девушкой (дело было в нач.20 века в крестьянской семье), она очень боялась выходить замуж. Боялась, потому что видела как мужья бьют своих жен, да и вообще плохо с ними обращаются. Она хотела уйти в монастырь и еле выпросила разрешение у своего отца, который наоборот хотел выгодно выдать её замуж.
Это я к тому, что и в то время были женщины и среди крестьянок и среди барышень, не желающие выходить замуж.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Но их было мало. Женская судьба с колотушками воспринималась как норма, даже все причитания по этому поводу отражают отношение к женщине в семьях.

Хельга

Да, это так!

Гоблинище

О, помню, мне приятели говорили — плохо ешь, это значит работница из тебя никакая! И был у них неженатый сын. И я радовалась, что плохо ем, ибо и насчет работы все было сказано совершенно справедливо, а я не хотела идти замуж в качестве рабочей скотины

Ta_ennaya

Ой, помню, как неприятно было, когда бабулечки из маминой деревни сравнивали меня со своими внучками — высокими и зрелыми девами. Не хватало этим людям чувства такта. А потом пригляделась — а хрупкой барышней быть таки хорошо, хотя лучше вечером одной не гулять :))) Ну а вообще я городской житель, скирдовать мне не надо, коров доить тоже. Тут другая жизнь, мне она интересней и ближе.

Гоблинище

Да ведь это одно с другим связано. Мы выросли в городе и потому хрупкие барышни, а деревенских я видела, да, сильны )))))) но вечером лучше никому одной не гулять, а то оно конечно здоровье и сила дают иллюзию безопасности, но это только иллюзия. Реалии таковы, что сильные, крепкие и умеющие драться погибают там, где выживают слабые.

Мария Мышкина

И я заметила, что совсем уж девушек как товар оценивали. Подол поднимали — швы смотреть, в дом заглядывали оценить хозяйку. Насколько же нас за людей не считали…

Лилия Малахова
Лилия Малахова

На женщину смотрели в первую очередь как на рабочую силу. Не до сантиментов было. Жизнь была очень тяжелая. От того, как много и качественно могли работать супруги, зависело благосостояние семьи. Изнеженные или болезненные девушки получали худших женихов — естественный отбор своего рода.

Neta

Как много решает контрацепция! Получается, девушки заранее были готовы жить с нелюбимыми супругами, рожая от них чуть ли не каждый год детей, потому что хороший муж — это тот, кто может прокормить много ртов. Равно как и мужчины женились не из любви к девушке, а искали себе здоровую самку, которая способна работать, как вол, да еще бесконечно рожать при этом, и сами же потом надрывались, чтобы обеспечить такое семейство. А ведь достаточно было простого сексликбеза, и можно было бы жениться на любимых и воспитывать двоих-троих детишек, не страдая от нелюбимых супругов и непосильного труда)).

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Просто тогда это было нормой. Контрацепция была, но весьма примитивная. Естественно, она работала через раз. А вот много родящих женщин не любили — осуждали. В следующей статье будет именно о родах на Руси, о многодетности. Развенчиваем мифы. 🙂

Neta

Осуждали многородящих женщин или все-таки их мужей, которые не умели справиться с ППА, потому что, кажется, других методов планирования рождаемости тогда не знали? Просто из того, что 7-10 детей было нормой, а бывало и больше, складывается ощущение, что только из-за такого количества детей и была проблема "прокормить рты", а соотвественно зацикленность на внешнем (здоровы, пахать могут) и отношении к любви как к "сантиментам". Ведь кроме накормить-одеть-обудь никаких сверхзадач вроде хорошего образования, возможностей развития творческих способностей детей и проч., наши предки-крестьяне себе не ставили. Так что не самый могучий, но умеющий себя контролировать мужчина был бы гораздо предпочтительнее безответственного в сексе… Читать далее »

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Именно женщин, потому что считалось, что мужицкое дело маленькое — подрыгался пять минут и ушел поле пахать. Да что там говорить — и сейчас многие мужчины считают, что предохранение от беременности это исключительно забота женщины.

Ежик

Статью почитаем с удовольствием,но что-то мне кажется,все-таки многодетные были в чести,особенно если там было много сыновей,которые быстро становились помощниками. Не очень давно Записки Энгельгардта читала отрывочно,и вот там как раз-"большуха"-сноха-у которой много детей и есть мальчики,на втором месте-у которой три дочери (значит,у большухи явно больше),а на третьем-у которой детей нет. И вот по женским делам в семье (они вместе жили в ббольшом отцовском доме)-у первой был непререкаемый авторитет,а остальные должны были слушаться…впрочем,подождем статью.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Авторитет женщины зависел не от количества детей, а от возраста и статуса. Я писала немного об этом в статье о патриархате, но, судя по всему, стоит сделать отдельную статью об иерархии в крестьянской семье.

Loreleya

Большуха-типично северное явление.Это могла быть и жена родоначальника и кто-то из активных, хозяйственных снох.У нее была власть командовать всеми женщинами семьи в сфере хозяйства (не личных отношений), но и ответственность большая.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Не только северное. Старшая по хозяйству женщина — явление, встречавшееся по всей России.

Ольга 23 апреля

Лилия, с нетерпением жду анонсируемой Вами статьи о родах на Руси. Вот не верится тому, что женщины рожали в поле и чуть ли не сразу шли дальше работать, хочется об этом узнать поточнее)))

Лилия Малахова
Лилия Малахова

На следующей неделе, наверное, она будет. 🙂 Статья уже готова.

Loreleya

Моя бабушка так рожала на поле при советской власти в 30е годы.И шла работать дальше.Иначе-тюрьма.

Ольга 23 апреля

Как это возможно???(я Вам верю, просто не представляю как женщина после родов может встать и пойти работать, ведь после родов еле ноги передвигаешь, слабость и ужасная боль). Бедная, бедная Ваша бабуля(((

Ежик

Разные роды и разные женщины. Я после первых тоже могла бы встать и пойти работать,если надо,а вот после вторых-нет,и после третьих вряд ли. Ну а под дулом пистолета пойдешь,куда денешься… А вообще нам где-то рассказывали про обычай "шестинедельки". Когда в течении 6 недель после родов к женщине проходили родственницы-каждая по неделе,и помогали в хозяйственных делах. Но это касалось или первых,обычно более трудных и осложненных родов,или неудачных последующих. А если все было более-менее благополучно,то женщины на третий-четвертый день уже включались в хозяйство.Ну и первородящие все же в поле не рожали,в бане рожали или в избе. А вот повторные,особенно многородящие-могли.

Гоблинище

Нам подруга говорила, маме, в частности, про какую-то операцию: это ерунда, как роды — родил и пошел. И это вот теперь, ей сейчас хорошо если 50 лет есть, она молодая. Ну, рожала лет 30 назад, дочка мне ровесница. А моя мама ни меня, ни брата не так рожала, чтоб встать и пойти, хотя и без особых осложнений

Ежик

Так да. На послеродовом такая картина и есть. Одна часть (бОльшая и в основном первородящие,конечно) первые 2-3 еле ползает,потом немного веселеют,а кто-то через час бегает,как сайгак,раздает ЦУ по трем телефонам и спрашивает,нельзя ли прям сегодня домой.

Гоблинище

Эх, будем ползать 🙂 подруга родила первого за 40 минут. Еле успела доехать 🙂 но против ожиданий не поскакала по коридорам сразу же, а сутки лежала и кряхтела и ползала. А кто рожал долго, тот вскочил и побежал. Разно все

Ежик

Так да,здесь не всегда прямая зависимость (хотя и нередко). Я второго тоже за 40 мин пребывания в роддоме родила,да и дома схватки были не долго до этого. А потом валялась 11 дней с эндометритом,трясло как температурного зайца и состояние того…неважное. И лечили немало.

Мигелла

А разве девушки сейчас например не ищут себе мужчину поздоровее и побезпроблемней? Тоже ведь как на самцов смотрят. За инвалидов что-то никто не хочет.

Neta

Есть разные степени здоровья между инвалидом и суператлетом, это во-1-х. А во 2-х, из моего окружения никто не "искал мужчину поздоровее и побеспроблемнее", все выходили замуж по любви. Может быть, кто-то и озабочен проблемами "экстерьера" и оценивает мужчин только как племенных быков, но в реальной жизни я не встречала женщин, которые вышли замуж, потому что им попался производитель класса эли -рекорд. А вот для наших предков, для которых брак по любви был непозволительной роскошью и сантиментами, отношение к выбору спутника/спутницы жизни, как к чисто животноводческой проблеме, было достаточно типично. Так же, как обыными были и страдания от жизни с "постылым"… Читать далее »

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Не поздоровее, а побогаче. Главный критерий для отбора — платежеспособность. А увечные выпадают из отбора потому, что инвалиды в подавляющем большинстве случаев не могут обеспечить семью.

Гоблинище

Я одна чтоль по любви? ))))))

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Ага!

Ta_ennaya

Тут сразу на память приходит Ник Вуйчич и еще один, российский инвалид то ли с ДЦП, то ли синдромом Дауна. У обоих жены — красавицы. Но и мужья не последние люди, конечно, и какие-то деньги зарабатывают. Однако крест этим жещинам нести серьезный. Зачем они на это пошли? (вопрос риторический)

Кстати, из Чехова: "Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно".

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Мне на ум приходит история еще из моего комсомольского детства. Писали об этом в "Комсомолке". парень пришел , точнее, приехал на инвалидной коляске из Афгана — паралич нижней части тела. Не помню, как его звали. Тогда только-только разрешили писать об афганской войне. Газета сделала его героем, ему письма шли пачками, городские власти пообещали квартиру. И сразу нашлась невеста. Свадьба была громкая, приехали его сослуживцы, в газете писали об отважной девушке, которая не побоялась выйти за тяжелого инвалида. Расписали все в лучших тонах. А потом — молчание на год. И наконец — новая статья. И вскользь: жена ушла, не выдержав тягот… Читать далее »

Ta_ennaya

Иные специально проблемных мужчин находят, алкоголиков там, а те и рады.

Мария Мышкина

Я понимаю. И все равно грустно.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Парней-женихов оценивали примерно так же: каков работник, богата ли семья/род, здоров ли физически. В частности, на гульбу парней до свадьбы в некоторых странах и областях смотрели сквозь пальцы не потому даже, что типа мужчина выше женщины, и ему можно, а ей низзя, а исключительно из оценочных соображений: если уже гулял — значит, с мужской силой все в порядке, можно за него дочь выдавать 🙂 Такой вот сугубо прагматичный подход к браку, да — как к хозяйственно-племенному (от слов "разводить на племя") союзу.

Neta

И это племенное животноводство называли браком, установленным Богом! Какое кощунство!

Olga Balytnikov-Rakityansky

Нет, про установленное Богом — это христианство так брак называло (а до него иудаизм). Народные понятия о племенном животноводстве — целиком из язычества. Поэтому христианские богословы и проповедники столько сил тратили, чтобы объяснить народу подлинную суть брака, но далеко не всегда это получалось. Привычки живучи.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

При чем тут кощунство? На любви далеко не уедешь, это мы можем позволить себе лубофф, а в те времена надо было пахать за трех лошадей, чтобы элементарно прокормиться.

Neta

Тем не менее в Библии человеческий брак сравнивается с союзом Бога и человека, и оправдывать тяжелой жизнью узаконенный продажный секс (а ничем иным подобные браки не назовешь) также странно, как оправдывать нынешнюю распущенность засильем рекламы и стрессом современной жизни. Все-таки утверждение, что "бытие полностью определяет сознание" — это не христианство, а совсем наоборот.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Библия это идеал, увы, часто недостижимый. То, к чему надо стремиться.

Ежик

Да и сейчас тоже все относительно. Вспоминается плачущая мама одной моей пациентки,дочь вышла замуж за законченного практически наркомана со словами "я его люблю",забеременела,понятно,а мама их содержала. Спасибо,не хочется таких любовей,хочется все-таки зятьев,которые как-то смогут и заработать,и не совсем уж без сил…

Лилия Малахова
Лилия Малахова

О, знаю тоже такие истории. Наркоман, который потом еще и ее подсадил на иглу. Лубофф!

Neta

Мне кажется, Матроны публиковали уже достаточное количество статей о созависимости, чтобы была необходимость повторяться снова и объяснять, что все приведенные примеры никакого отношения к любви не имеют. Но отрицать замысел Божий, что в основе брака должна лежать любовь между супругами, и именно поэтому союз мужчины и женщины сравним с отношениями между Богом и человеком, это, действительно, отворачиваться от христианства к язычеству. А мантра "бытие определяет сознание" для оправдания этого — это вообще из арсенала "научного атеизма".

Ежик

Такой вариант предполагает большую зрелость человека,да еще и в юном возрасте,чтобы он хорошо различал созависимость-любовь-увлечение-страсть и еще много всяких моментов. Да и не всегда сразу возникает такое серьезное чувство,думаю,вырасти должно. И мне представляется,что неплохо иметь и какое-то чувство реальности-в плане наркомана в мужья. Не обязательно доведенное до ситуации,как в русских деревнях. Для них это действительно-был вопрос выживания.

Ta_ennaya

Созависимость, она, родная.

Ta_ennaya

Да, я как-то ехала с одной матроной рядом. Она беседовала с водителем — о детках и племянниках, о зятях, невестках и внуках. С удовольствием перебирала их антрополические данные, так сказать: нужен зять вот с таким вот цветом глаз, вот с такими вот волосами… Вот такого вот сложения… Женщина — горянка. Похоже, среди них этот селекционный подход еще живет.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Да оно много где живет. В том числе и у русских в сельской местности, в глубинке. Тысячелетние привычки просто так не сдаются!

Настенька

Мою бабулю когда-то именно посватали.Хотя после революции не везде этот обычай соблюдался.Но там уже были некоторые вольности.Никто ее против желания замуж выдать не пытался.Сама согласилась.Но мне кажется что все-таки это было удобно.Дед у меня рос сиротой.Крестные его после 18 лет надумали женить "чтобы по бабам не бегал".Посватали, женили.И нормально, у парня ответственность появилась, стал работать, по службе продвигаться.Не женился бы, так неизвестно как бы жизнь сложилась.

Хельга

Вспоминаю свое сватовство 21 год назад, в день святителя Николая, помню слова родни жениха про товар и купца…и Интернета не было, и сотовых телефонов. Чтобы с милым поговорить, нужно было стоять в прихожей у стационарного телефона (трубок беспроводных в то время еще не было), а вокруг тебя — домашняя движуха, шум, все слышно — вот романтика! Мне было 18 и замуж хотелось, очень — это свобода от родителей (так и вышло) и любила, конечно. Мое сватовство осталось в памяти как значимое и волнительное, очень радостное событие, наряду со свадьбой.

От Марго: слушайте, как у вас круто вышло! Рада за вас очень, прямо читать приятно.

Хельга

Большое спасибо!

Хельга

Я еще стихи пишу, могу Вам отправить шуточную презентацию кексиков в стихах "Скорая помощь" и в стихотворной форме готовый номер на медицинскую тему из жизни академии зубных фей, это я сочинила для старшей дочки на конкурс "Краса
НИЖГМА", дочь заняла второе место, номер получился отличный, вдруг кому-то будет полезен, может быть, его использовать Вашим знакомым студентам, он откатан и отрепетирован, все доведено до ума. А костюмы я брала напрокат в театре Комедiя. Простите за нескромность.

Хельга

Можно даже здесь напечатать, только это займет место, но вдруг кто-то воспользуется, я была бы рада (не прославиться, конечно же, а тому, что кому-то пригодились наши скромные труды))

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Да-да, отлично помню телефоны в прихожей! И как надо было шептать в трубку, чтобы мама не услышала! 🙂

Хельга

Ага!

Анна

Ой, как страшно говорили-то иногда, что невеста в гробу лежит!! Конечно, это суеверие, но у нас дома избегают вообще говорить о живых и здоровых, что они мертвые или больные. Меня мама даже не может уговорить больничный взять, чтобы отдохнуть, когда я не болею.

Ната

В 12-15 лет…Моей 9. По идее уже ворох рубах должен быть вышит (а обучить сему надобно было года в 3), цистерны воды перетасканы ( ну, она спортсменка у меня почти профессиональная, тут бы ещё и за жениха поносила бы удачно), а там глядишь и детоньки к выдаче паспорта подоспеют. Складно.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Верно, приданое начинали готовить со дня рождение дочери. 🙂

Neta

Педофильный рай))

Ната

Вот и я о чем. Мрак.

Лилия Малахова
Лилия Малахова

В 1830 году был издан императорский указ, которым был повышен брачный возраст для девушек с 13 до 16 лет, юношей с 15 до 18 лет.

Ната

Видно, смерть детей во время родов же таких детей зашкалила….

Лилия Малахова
Лилия Малахова

Да отмечали, что первенцы часто рождались ослабленными и часто умирали.

Ежик

Это да,я еще из истории акушерства помню. Еще помню говорили,что в деревнях не брали узкотазых в жены,а если все же взяли-то первого ребенка живого не ждали. Считали,что роды будут только для расширения родовых путей,а не для того,чтобы ребенок был. Какая-то правда есть в этом,учитывая количество осложнений у женщин с узким тазом.

Гоблинище

Вот реально жуть. А я знаю многодетных мама с узким тазом, и ничего 🙂

Хельга

Так то сейчас, когда есть масса средств для родовспоможения, препаратов, а в те времена — слабость родовой деятельности, например, вкупе с узким тазом…

Ежик

Так тут все же действительно,сложнее всего первого родить,хотя по всякому бывает. Плюс если и ребенок маленький,он родится без проблем. А так права Хельга,да,они рожают,но применяется много методов родовспоможения. Не позволяют появиться слабости родовой деятельности.)) Ну и процент кесаревых среди них все равно выше среднего. "Не прошел"-как говорят акушеры.

Ta_ennaya

И все-таки, кое-что очень нужное в этих традициях обнаруживается: девушки не просто ждали жениха грустно у окошка — они активно готовились, приданое шили, учились женским ремеслам и т.д. Женихи тоже понравившейся девушке что-то обещали дать — как минимум крепкие рабочие руки, веселый нрав. Нельзя было эту бытовую сторону обойти, по-житейски неразумно даже. Сейчас все это больше в тени да в анекдоте. И когда говорят: подумайте, а что вы можете дать другому человеку? — это часто пугает. Дать, может, и есть чего, да не хочется. Страшно? Может быть. Страшно отдать другому человеку то, что считал своим, берег для себя. Жадины мы.

Гостья

Уважаемая автор! Где Вы берёте все эти умопомрачительные сведения? Можно ли пару-тройку ссылок в студию? Я в прошлом музыковед — фольклорист. Приходилось бывать в экспедициях и изучать традиционный народный уклад по различным источникам. Поверьте, в Вашей статье очень многое не соответствует действительности. Будет жаль,если по такой статье, озаглавленной к тому же так всеобъемлюще ("Как это было"), молодые матроны будут составлять представление о русской жизни и культуре. Возник вопрос: Вы хотите всех убедить, что прежние традиции,обычаи и уклад были совершенно кошмарны?

Похожие статьи