Давно, когда мне было лет пятнадцать, у меня произошел первый опыт спора. Не просто спора, а спора на деньги. Он же был и последним. Деньги были небольшими, но обидными. Тогда, в начале 90-х, у пятнадцатилетних не было свободных денег. Не у пятнадцатилетних, кстати, тоже.  С вашего позволения поделюсь с вами предметом спора и последующими выводами.

На экраны телевизоров вышел смешной диснеевский мультик про бурундуков. Один был в шляпе, другой в цветастой рубашечке. Одного звали Чип, второго — Дейл. Спорили мы с моей двоюродной сестрой о том, кто из них Чип, а кто Дейл и кто конкретно в рубашечке, а кто в шляпе. На пять рублей. Я проиграла. Денег у меня не было. Отдала через неделю, уж не помню, как у меня такая сумма образовалась и в чем пришлось себе отказать, чтобы заплатить честно проигранный долг. В таких делах честь, как говорится, дороже.

Вы, возможно, улыбнетесь детским забавам, но буквально в это же время мне попалось на глаза одно высказывание, которое перевернуло мое благодушное отношение к спору. Дословно не помню, но суть такая. В каждом споре один из спорящих играет роль глупца, а второй — подлеца. Первый думает, что он знает правильный ответ, а второй его знает точно. После осмысления фразы спорить мне как-то расхотелось. Поверьте, ни роль глупца, ни роль подлеца меня не соблазняет до сих пор. Если меня начинают втягивать в длительную дискуссию, я начинаю сама себя спрашивать о том, кто я сейчас в данную минуту — подлец или глупец. Знаю я правильный ответ или только думаю, что его знаю. Такая тренировка очень хорошо помогает не спорить вообще или заканчивать спор вовремя. Попробуйте, может и вам поможет когда-нибудь.

В отрочестве, почти одновременно с произошедшим со мной казусом, я очень любила роман М. Булгакова „Мастер и Маргарита“. Многие эпизоды я помню до сих пор и не перестаю замечать похожее в действительности. Теперь, когда я вижу двух вяло (или наоборот рьяно) переругивающихся особ женского пола, мне вспоминается следующая фраза Маргариты из главы „Полет“:

— Обе вы хороши, — звучно сказала Маргарита… Обе ссорящиеся повернулись на голос и замерли с грязными ложками в руках. Маргарита осторожно протянула руку между ними, повернула краны в обоих примусах и потушила их. Женщины охнули и открыли рты. Но Маргарита уже соскучилась в кухне и вылетела в переулок.

Вот сейчас мне на ум пришло, что неплохо бы каждому в споре вовремя гасить свой не в меру горящий примус и чаще напоминать себе о том, что обе мы хороши, а не только одна Пелагея Петровна.

Ведь если сам себя не контролируешь, то внешний контроль в лучшем случае будет вызывать недоумение, а в худшем — раздражение и неприятие. Сдержанность – отнюдь не самое плохое качество на свете.

Просто ради самоуважения неплохо иметь представление о допустимых границах приличия в общении и не забывать о вежливости.

Когда я училась в университете, у нас в программе обучения присутствовала такая дисциплина, как философия. Многим моим сокурсникам пришлось тогда тяжко. Но сейчас не об этом. Преподаватель был самый настоящий практикующий философ. Он рассказывал нам много чего не по программе: про себя, про участие в конференциях, о спорных вопросах в философии и о бытовой философии на каждый день. Однажды он рассказал нам историю о чистой стене и свои выводы о людях.

Философы вообще любят ходить пешком и на все обращают внимание в своей философской манере. Дорога нашего философа на работу пролегала мимо одной стены, которую много раз пытались покрасить и привести в приличный вид. Но, увы, каждый раз после покраски в чистом виде стена держалась от силы только день-два. Потом на ней появлялись очередные скабрезности. Философ пояснил нам, почему люди, рисующие на чистой стене, не могут не рисовать на ней и отчего эта стена вызывает у них отторжение, непринятие, диссонанс, если хотите. Ответ достаточно прост. На фоне других стен и домов, не блистающих чистотой, данная покрашенная и незапятнанная стена вызывала у видящих ее внутреннее противоречие, несогласие. Если человек не согласен с существующим фактом и считает нужным и правильным его исправить, значит, в данном случае чистая стена должна и обязана была быть закрашена и исписана, чтобы не отличаться от соседних. Если любимую стену нашего философа не украшали очередными многоумными выводами о знакомых, ее разрисовывали или забрасывали черной краской.  „Такова природа людей“, — грустно сказал наш преподаватель философии в завершении своего рассказа о праве чистой стены на существование.

Бытует мнение, что чем категоричнее высказывание, тем сильнее хочется его оспорить. Даже если такое высказывание изначально правильно. Ну и пусть. Оно категорично. Категоричность не допускает право на существование иным мнениям. Не отсюда ли часто  происходит желание спорить? Тогда не разумнее ли нам отделять правильность высказывания от его категоричности и не позволять себе спорить с очевидным?

Довольно часто в споре встречается не поиск истины, а банальное желание спорить. Если обе стороны не заинтересованы в том, чтобы услышать  друг друга, тогда спор приведет не к обретению правильного ответа на интересующий вопрос, а всего лишь к неприятию собеседника, заставит не соглашаться с ним и в дальнейшем определит оппонента как неприятную персону. А все достаточно просто. Услышать может только тот, кто хочет слышать.

В детстве мы с братом часто ссорились и бежали к родителям с просьбой нас рассудить. Мама нам всегда говорила, что умнее тот, кто первым замолчит. Тяжело было замолчать, но так хотелось быть умным! Теперь, когда мои дети прибегают ко мне со своими детскими обидами друг на друга, я говорю им, что умнее и правильнее не только замолчать, но и простить обидчика. Умный же не будет носить с собой камень. А обида – камень, только еще тяжелее.

В завершении хотелось сказать совсем немного. Мы люди. Мы можем думать. Мы можем выбирать. Мы можем решать, что доброе, а что злое. Если когда-нибудь мы остановим в себе непреодолимое желание оспорить другого, дадим право на существование его мнения, постараемся найти в себе самом границы добра и зла, то мир станет добрее, а мы — мудрее.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Замужем, воспитываю двоих сыновей. Проживаю заграницей. Работаю юристом, учусь в докторантуре, преподаю в воскресной школе.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Элла Рэйн

Спасибо, Галина! Прекрасная статья и чистая стена….да, он был абсолютно прав)

galina1976

Спасибо за оценку, Элла! Приятно, что понравилось.

5julia68

я поделилась своими наблюдениями лишь кулуарно, в соцсети, а теперь хочу предложить этот маленький текстик ВИКИПЕДИЯ В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии:[1] 1.Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода. 2.Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия. 3.Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора). 4.Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем.… Читать далее »

galina1976

Спасибо, Юлия! Хорошо, когда участники дискуссии принимают ее только как дискуссию, а не как бой местного значения, правда?

5julia68

Галина, мы не все можем здесь, на сайте, принимать дискуссию именно как дискуссию-очень сложно. как справедливо заметила однажды Юлия Зубкова- в сети мы решаем свои психологические проблемы. хорошо это или плохо-не знаю.кто-то находится в более благополучном состоянии, кто-то-в менее. слишком все завязано на личностном компоненте. здесь может придти на помощь воспитание и наличие такта, которое у каждого присутствует в каком-то конкретном количестве. я для себя уже сделала определенные выводы.
а вообще-то ведение дискуссии-это ведь и наука и искусство. посмотрите ссылку http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2006/materi

galina1976

Юлия, спасибо за ссылку.
Полностью с вами согласна в том, что у каждого свои психологические проблемы.
И с тем, что ведение беседы это искусство.
Однако хватило бы немного вежливости и отношения к собеседнику как к личности, имеющей равное право на собственное мнение.

5julia68

ИМХО. дискуссию на сайте я не представляю возможной. простой обмен мнениями-да, но не более того. вероятно, Вы тоже об этом и говорите.

galina1976

Имела честь здесь на сайте принимать участие в дискуссиях и осталась очень довольна собеседниками. Каждый остался при своем мнении, но симпатия и уважение к собеседнику также остались.

Julia_Z

Прекрасная демонстрация личных страхов и заблуждений автора. Представила себе на минутку мир без дискуссий. Долой Сократа, софистов… научные дискусии.
И все из-за того, что лично Вы не переносите, когда Вам противоречат?

galina1976

Спасибо, Юлия.

Если вопрос ко мне, то да, я тяжело переношу, когда мне противоречат и когда при этом отсутствует вежливость у собеседников.

При наличии же вежливости у сторон и умению слушать друг друга, я люблю дискутировать и очень радуюсь такой дискуссии и общению.

А страхи и заблуждения для наглядности.

Asia8585

Это намёк на то,чтоб женщины помалкивали и не возникали?

galina1976

Нет, Азия, это намек на то, чтоб люди видели не только себя, но и собеседника.

Tatiana Pospelova

"Смешались в кучу кони, люди…". Здесь и спор на деньги, и деткие ссоры, и бытовая ругань, даже обиды и прощение.
А где же дискуссия, в которой оба благородны и умны? Всегда ли нужно молчать и оставаться при своем мнении, чтобы не оказаться подлецом или дураком?
"Мы люди. Мы можем думать. Мы можем выбирать." Можем ли мы делать это в беседе с другим думающим человеком, оспаривая его точку зрения?

Julia_Z

Вот тут с Вами соглашусь.В беседе с думающим человеком оспорить его точку зрения можно. Он воспримет это как приглашение подумать. Категоричный человек напротив, будет от этого расстраиваться.

Категоричный человек разве не может быть думающим?))) Он уверен в своей правоте, но и допускает, что собеседник имеет право на свое мнение…

Julia_Z

Категоричность в том и состоит, что человек не допускает существования иного мнения:
" Понятие категоричности нужно отличать от понятия определенности. Наше высказывание может быть вполне определенным — т.е. мы с определенностью высказываем свою точку зрения, которой мы придерживаемся, но при этом совсем не обязательно, что бы оно было категоричным. Высказывание: "Я считаю то-то и то-то" — определенное. А высказывание: "Безусловно, это так и иначе быть не может" — категоричное."

Ну 2х2 никогда не будет равно 5…))) Поэтому бывают случаи, когда действительно иначе быть не может…
А по теме статьи я с вами согласна. Спорить бывает не всегда бесполезно.)))

Ole4ka

Если 2х2 = 4, то доказательство, что 4=5 http://www.liveexpert.ru/journal/view?topic_id=17… :):)
Иногда люди подменяют понятия, и пытаются навязать подмену как истину в последней инстанции.

Julia_Z

Это как раз случай определенности. Здесь нет места для личной позиции. которая может быть названа категоричной или некатегоричной.

Tatiana Pospelova

Эту тему можно очень интересно раскрыть, мне кажется:)
А в обсуждаемой статье все можно свести к вечному "давайте с уважением относиться к мнению оппонента".

Julia_Z

Все свести нельзя.

galina1976

Спасибо, Татьяна! Именно, что с уважением к мнению собеседника.

Спасибо большое, Галина.. Как же трудно не носить с собой камень.)))

galina1976

Трудно. Иногда такие камни опасны для здоровья. Но это отдельная тема.
Спасибо Вам!

Марина Зотова

И вам спасибо, Галина. Я это о себе в большей части сказала. Мне стОит больших усилий не носить с собой камень, даже очень больших иногда… Хотя я понимаю, что камень этот разрушительный…
(Странно, почему-то не получается через фейсбук войти. 🙁 )

Engy13

1. Категоричность — это зачастую "Я громче всех кричу и потому я права". 2." спорить с очевидным?" Для кого очевидным? Что есть истина? И с каких пор ею владеет просто тот, кто громче кричит? 3. Объясню , почему я озвучиваю свою позицию в случаях, когда явно понимаю, что это бесполезно. Как минимум потому что, если дружно молчать и мучиться, то оппонент может посчитать, что его мнение никем не оспаривается и всеми принимается, как истине. Как там классик писал: "Бойся равнодушных! Зло совершается с их молчаливого согласия". Посему свое личное мнения по вопросам для меня знаковым и важным я никогда не… Читать далее »

galina1976

Всего лишь немного вежливости, Энджи. Это не так трудно.

Про глупцов и подлецов — личный вывод про споры на интерес и на деньги. Простите, если Вас задело.

Про равнодушных абсолютно согласна.

Engy13

"Всего лишь немного вежливости". Так, кто же против? ))))

galina1976

Энджи, респект! :)))

Julia_Z

Энджи, в таком ключе спор, дискуссия — еще и возможнось себя проявить и что-то донести до людей. Несмотря на возможное противодействие. "Express yourself" — собственно это и цель, и процесс. Если кто-то вдруг это считает "навязыванием", пусть прячется под одеялко.

galina1976

" — Возьмем, к примеру, тритонов. Поверишь ли, Берти, во время брачного периода самец тритона сверкает всеми цветами радуги. Это придаёт ему смелости. — Ты не самец тритона. — Очень жаль. Знаешь, как самец тритона делает предложение, Берти? Он стоит перед самкой тритона, вибрируя хвостом и плавно наклоняя тело то в одну сторону, то в другую. Для меня это — раз плюнуть. Поверь мне, если б я был самцом тритона, то не стал бы терять времени даром. — Если бы ты был самцом тритона, Медлин Бассет не посмотрела бы в твою сторону. Я имею в виду, она никогда бы в… Читать далее »

Polly_S

Мне кажется, если человеку не хочется спорить, то и не надо. Тут же все просто. Вот пишу комментарий, например, а кто-то мне возражает. Мое же право не отвечать возразившему? Мое. Не хочу — не участвую в споре. И зачем мне тогда убеждать других, чтобы они не спорили, доказывать им, что споры — это плохо? У каждого же свои резоны, почему они участвуют в споре, и если мне кажется, что они спорят ради спора, это еще не значит, что именно так и происходит. Может быть, это только мое вИдение, а у них в споре рождается истина? Может быть, они из этого… Читать далее »

galina1976

"…доказывать им, что споры — это плохо? "

Спорить без уважения к собеседнику и к его мнению — плохо. В таком случае спор часто превращается в оскорбление. Как правило обоюдное.

Julia_Z

разумеется. особенно если в ход клички и ярлыки идут

galina1976

В ход при отсутствии ограничений много чего может пойти. К сожалению.

Engy13

Вопрос (шепотом), а если человек-визави (гипотетический) не вызывает уважения? Точнее, если он (гипотетический) исчерпал выданный любому собеседнику кредит уважения априори?

galina1976

Ответ шепотом.
Энджи, надеюсь про визави (гипотетически), это Вы не про меня? Гипотетически извиняюсь.

Вот в этом случае, когда исчерпан кредит, как раз про молчание.

Engy13

Та не. Я же написала — гипотетический. Понимаете, здесь все двояко. Если читали Марио Пьюзо, а не смотрели фильм, то там была очень здравая мысль высказана о 2-ой мировой — дай Гитлеру по носу вовремя — не было бы стольких жертв. Ну, это если глобально. А если перейти на небольшой уровень форумских дискуссий, то иногда полезно ответить визави его же монетой. Это очень охлаждает. Проверено.

galina1976

Иногда мнение или фраза бывает ошибочной, но понимание этого приходит не сразу. Не думаю, что получение по носу ускоряет понимание. Формирует неприятие, да.

Все двояко. История не терпит сослагательного наклонения. А кто бы Сталину по носу дал или Ленину?

Polly_S

Так разве кто-то настаивает на том, что надо обязательно оскорблять оппонента?)
Сколько я не участвовала в форумских дискуссиях, обычно никто такой цели не преследует. Переходы на личности как правило начинаются тогда, когда у одного из спорящих кончаются аргументы.
Хотя, конечно, встречаются люди, для которых одно только несогласие собеседника с их мнением — уже оскорбление) Но таким лучше вообще не участвовать в спорах, наверное. Чтобы психику свою не травмировать.

Polly_S

Всегда считала фразу "кто умнее — тот первым замолчит" — отговоркой родителя, не желающего разбираться в конфликте и уделить детям немного внимания. Просто ситуации бывают разные. Если это спор о том, какого цвета шляпка у мультяшного персонажа — то это одно. А если дети не могут решить, кто делает уроки за столом, а кто — за тумбочкой (за неимением места в квартире) или если один стащил у другого его личную вещь — то это другое дело. В таком случае дети приходят к маме как к судье, как к представителю закона и просят их рассудить. А маме лень и некогда и… Читать далее »

galina1976

Когда мы были маленькие, мой брат был хулиганом и двоечником, а я паинькой и отличницей. При этом ябедой. Мама говорила, что костры палить на горе опасно, а брат палит. Пожар ведь будет!!! Пожар — это плохо, да? И вот уже взрослые бегут с ведрами тушить, а брату… нагоняй. Потом мне нагоняй от брата, чтоб не ябедничала. Это продолжалось бы оч. долго, если бы мама не сменила тактику наказания. Она стала наказывать обих. Во-первых, прекратилось ябедничанье, во-вторых, мне нагоняи от брата за ябедничание, а ему нагоняи за шкоду, в-третьих мы с ним подружились и стали друг другу уступать. Мне запомнилось, что… Читать далее »

Engy13

ИМХО, как педагог по образованию скажу, что наказывать обеих — это полная педагогическая безграмотность на перспективу. Ситуативно — выгодно, но вот на будущее…При чем хуже всего это для того, кто пошалил. Он будет всю оставшуюся жизнь пытаться во всех своих проблемах искать того, с кем бы их разделить. И не научится персонально отвечать за свою жизнь и свои поступки. Хорошо, если у вас не получилось так. Этой тактикой часто пользуются плохие педагоги. За проступок одного — наказывают весь коллектив. Обычно учащиеся начинаются тихо ненавидеть того, кто послужил поводом для наказания. А тот — еще больше озлобляется и становится парией. В… Читать далее »

kiriniya

Точно. "Разбор полетов" в идеале должен быть адресным и не обязательно даже содержать элемент наказания. Поэтому педагог — профессия творческая!

Engy13

Точно. Потому как на время — в классе тишина воцарится, но здравой атмосферы в коллективе уже не будет.

kiriniya

Кажется, наши представления о здоровой атмосфере в коллективе похожи :)!

galina1976

Знаете, Энджи, судя по соседнему форуму педагоги разные бывают.

Если конкретно о моем примере с братом, то у нас из вражеских отношений образовались дружеские. На долю моего брата выпало по сравнению со мной столько "воспитания", что жертва однозначно он, а не я.

О плохих педагогах не могу судить, не встречала.
Семья и коллектив немного разные вещи и правила поведения в них тоже неодинаковые.

Polly_S

Мне кажется, первый пример — это не о спорах. Это именно один делает другому пакости (ябедничает), второй — дает сдачи. Споры — это, например, когда брат бы стащил у вас вашу любимую игрушку и спрятал. Или сказал бы "теперь она моя, потому что я так решил". Вы спорите с ним, то есть, отстаиваете свое право на свою личную вещь, а он считает, что все решает сила: захотел — отнял и присвоил. Физической силы у вас при этом недостаточно, чтобы отобрать (ответить силой на силу), единственный шанс — обратиться к представителю закона, то есть, к маме. И представьте, мама вам в… Читать далее »

galina1976

Знаете, Полли, я Вам о споре, а Вы мне о конфликте. Это безусловно разные вещи.

Изначально может быть одна ситуация, а потом когда она накручивается, уже и не разберешь кто прав, кто не прав, потому что оба наворотили.

Если все просто, когда один прав, другой не прав, один обидчик, другой жертва, тогда разобраться маме просто.

А если оба хороши?

Polly_S

Что касается вашего второго примера (про жвачку), то тут, понимаете, все от ребенка зависит — вот вы не расстроились или расстроились не сильно. Ну, вы такой человек. А меня, например, в начальной школе доводила одна девочка. Она была сильно выше и сильнее, рисовала в моих учебниках, пачкала одежду. Сил справиться с ней у меня не было, я пыталась привлекать "закон", но "закон" в лице учителей не верил, что одна девочка реально может издеваться над другой. Вот если бы мальчик меня изводил — поверили бы, а ангелочек в юбочке подозрений не вызывал. И все отмахивались, дескать, это ваши девчачьи склоки, "кто… Читать далее »

galina1976

Полли, я внизу ответила к чему была фраза о молчании. Простите еще раз, что непонятно выразилась сразу. Речь вообще была не о конфликтах.
Сожалею о Ваших школьных проблемах. Не сталкивалась с подобным.

Engy13

Угу. А кто у нас на форумах "мама"?))))0

galina1976

Нет, нас общее наказание сплотило и мы стали горой друг за друга. Наказание было общее, но основание, видимо, разное: мне за ябедничанье, а брату за проступок.

Брат не смог реализоваться в жизни.

Про "маму" не поняла. Поясните.

Engy13

Про маму, это к Полли)))За суд Линча, который иногда приходится устраивать, когда "мама" молчит.

Engy13

Кстати, в таких конфликтах выгодней быть все же незаслуженно наказанным. Это дает этому ребенку ощущение своего превосходства и тернового венца. Тогда как второй ребенок не проживает до конца наказания (не обязательно физического, а лишение чего-то желаемого).

Polly_S

Нет, я тут безотносительно форумов, это я просто отреагировала на "кто умнее — то первым замолчит". Просто с детства не люблю это "виноваты оба, оба заткнитесь" — в то время как дети не ерундой страдают, а решают действительно важные для них проблемы.

galina1976

Полли, почему нельзя делать уроки за тумбочкой по очереди? Никаких судов Линча не будет. Мои гуляют с собакой так. Сами расчитываются на первый-второй и вперед. Абсолютно мирно.

Так что мне кажется никакой манипуляции.

Про первым замолчит другая история.

Polly_S

Ну, некоторые могут мирно решить этот вопрос, а некоторые нет. Например, месяц делали уроки по очереди. А потом тот, кто должен был быть сегодня за тумбочкой, захотел без очереди делать за столом. Вот и начался спор. И если мама тут не стала разбираться, а сказала "кто умнее — тот и замолчит" — то манипуляция заключается в том, что как бы говорит "не досаждай мне — будешь в моих глазах хорошим". Что касается "другой истории" — вы в статье не уточнили, в каком случае фраза про "кто замолчит" оправдана. Иногда — да, спор у детей глупый и такая фраза уместна. А… Читать далее »

galina1976

Фраза "первым замолчит" о классике жанра: "Дурак-сам дурак" и "Он первым начал". Простите, что непонятно получилось, я думала, что это всем до боли знакомо.

Про отмахиваться никто не говорил. До конфликтов лучше не доводить. О чем и речь как бы была.

У нас не бывает серьезных конфликтов у детей. Простите, я не в курсе, просто.

Похожие статьи