Еще утром воскресного дня – последнего перед Пасхой Христовой — православные христиане радостно встречали праздник Входа Господня в Иерусалим, стоя в за богослужением в храмах с веточками верб в руках. Но уже вечером того же дня цвет облачений вновь сменился на черный, а хор запел особый тропарь «Се Жених грядет в полунощи…», ознаменовав начало последней недели, или как это слово звучит по церковнославянски – седмицы, перед Пасхой. Страстной.

Почему так необычно, отчасти даже немного драматично, называется этот промежуток времени? В эти дни православные христиане вспоминают последние вехи земного пути Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа. И хотя все мы знаем, что в конце этой дороги сияет свет Воскресения, воспоминания о страданиях Спасителя, перенесенных Им ради нашего освобождения от жала греха, способны пробудить наши сердце и разум от некой духовной дремоты, которая может опутать их заботами и обыденными попечениями жизни.

Конечно, здорово, если у человека есть возможность побывать на всех службах Страстной седмицы, очень ярких и выразительных по своему содержанию, так не похожих на обычные службы годичного круга богослужений. Но сегодня далеко не все могут себе это позволить. Поэтому, вступая в эти спасительные дни, стоит вспомнить слова апостола Павла, которые читаются за Божественной Литургией перед началом Великого Поста в Прощеное воскресенье: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. (Рим. 14. 3-4)

Люди, которым выпала возможность помолиться на службах Страстной седмицы, ни в коем случае не должны укорять тех, кто этого сделать не смог. Однажды мне довелось провести Великий Четверг дома. Просто совершенно некому было посидеть с больной дочкой, и мне пришлось отпроситься у настоятеля с такой торжественной службы, как воспоминание Тайной Вечери. Конечно, было место и молитве, и рассказу о Тайной Вечере, но маленький ребенок хотел и мультфильм посмотреть, и поиграть немного. Надо было и проследить, чтобы все лекарства были выпиты вовремя. Одним словом, привычная житейская суета.

Где-то там, в храме Божием, пели умилительным распевом: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…», собратья-священнослужители и все верующие приобщались Святых Таин Христовых, а я невольно, пусть и «в полглаза», смотрел «Приключения капитана Врунгеля». Сначала мне было как-то не по себе, а потом я понял, что для меня этот Великий Четверг в таком виде оказался намного полезнее и назидательнее. Не говоря о том, что часто становящаяся обыденной служба стала восприниматься совсем по-иному. Особенно вечером того же дня, когда мне все-таки удалось вырваться на вечернее богослужение с чтением 12 Евангелий о страданиях Спасителя. Именно в такие моменты начинаешь ценить возможность побывать на службе и осознаешь, что она – не столько результат твоего волеизъявления, ни в коем случае не заслуга, а скорее дар Божий.

Я думаю, этот рассказ сможет несколько утешить тех, кто очень переживает из-за невозможности побывать на богослужениях этой недели. Ведь главное здесь – желание. Даже те 12 Евангелий, в крайнем случае, можно прочесть и дома, зажегши лампаду или свечу перед иконой. Главное — носить это памятование о Господе, пострадавшем за наши грехи, в своем сердце. А если выдастся возможность прийти в храм, пренебрегать ею, конечно же, не стоит.

Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию последних шагов Иисуса Христа по нашей земле. Евангелисты довольно четко описали их хронологическую последовательность, а Церковь посвятила им особые службы, так что сегодня мы без труда можем вместе со всеми христианами молитвенно пройти этот путь вместе со Христом, как бы становясь невольными очевидцами тех далеких событий, которые каждый год снова и снова оживают в нашем сердце, становясь не столько прошлым, сколько настоящим, живой реальностью нашей веры.

Понедельник посвящен воспоминанию истории с засохшей смоковницей, когда Христос, вернувшись после входа в Иерусалим в Вифанию, утром следующего дня снова шел в город и, не обретя на придорожной смоковнице плодов, предрек дереву скорую гибель, что и исполнилось уже в тот самый день. Этот образ – предостережение всем людям, напоминание о том, что если мы не принесем достойных плодов нашей веры, то и сама жизнь наша окажется иссохшей и лишенной всякого смысла. (Мф. 21.18-22) В этот же день Господь, придя в Иерусалим, произнес в храме многие притчи, в том числе – о злых виноградарях,  о званных на пир, о вечной жизни. В той же беседе фарисеи искушали Его вопросом об уплате подати императору, когда Христос отвечал им знаменитой фразой: «Воздайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу». (Мф. 22.15-22)

Проклятие смоковницы. Византия

Проклятие смоковницы. Византия

Во вторник вспоминаются события следующего дня, когда ученики вопрошали Христа о конце мира. В этой беседе Спаситель рассказал  притчу о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде. В этот же день Господь снова напоминает ученикам, что приближается Пасха Иудейская и Ему надлежит много пострадать от первосвященников и старейшин, быть поруганным и убитым, и в третий день воскреснуть. Вечером же Иисус приходит в Вифанию, где во время ужина женщина помазала ноги Его миром, а один из учеников – Иуда, вознегодовав о бессмысленной, по его мнению, трате драгоценного аромата, решил предать своего Учителя. (Мф. 26.6-15)

Притча о десяти девах

Притча о десяти девах

Богослужение Великой Среды посвящено воспоминанию предательства Иуды. В текстах молитв не только описывается одно из величайших падений в истории человечества, но и высказывается предостережение всем людям. Каждый, увлекшись служением не Христу, но своим страстям, может уподобиться предателю. «Днесь Иуда оставляет Учителя, и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает света омраченный…»  «Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую предал еси безценнаго,предав на убиение?» В этих словах словно между строчек читается сбывшееся предостережение Мессии: «Не можете служить Богу и мамоне». (Мф. 6.24)

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери, установлению Таинства Евхаристии, в котором все мы имеем возможность причащаться истинных Тела и Крови Христовых. «Вечери Твоея Тайныя, Днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» — Сегодня, Сыне Божий, прими меня соучастником Тайной Вечери. Трогательные слова тропаря этого дня, многократно повторяемого за богослужением, выражают неизреченную благодарность о Великом Даре всему человечеству. Уже вечером того же дня в храме совершается особая служба с чтением 12 рассказов Евангелия о Тайной Вечере, прощальной беседе Христа с учениками, молитве и борении в Гефсиманском саду, аресте, суде, распятии, смерти и погребении Господа Иисуса. «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый…»

Умывание ног апостолам. Фреска монастыря Ватопед, Афон

Умывание ног апостолам. Фреска монастыря Ватопед, Афон

В пятницу совершается вынос Плащаницы и Чин погребения Плащаницы, одним из наиболее трогательных моментов которого является чтение канона, называемого «Плач Пресвятой Богородицы». Литургия в этот день не совершается, а заканчивается эта служба погребения Крестным ходом с Плащаницей под погребальный звон колоколов.

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме

«Да молчит всякая плоть человеча…». Такими словами заменяется обычная Херувимская песнь литургии Великой Субботы, когда Спаситель телом пребывал во гробе, сойдя душою во ад, чтобы освободить из его оков праведников Ветхого Завета, ожидавших Его пришествия.

Сошествие во ад. Монастырь Дионисиат

Сошествие во ад. Монастырь Дионисиат

Уже после чтения 15 ветхозаветных паремий, перед обычным чтением Апостола, поется особый торжественный прокимен, во время которого все священнослужители переоблачаются в праздничные белые одежды. Этот обычай, равно как и пение вместо Трисвятого крещальной песни «Елицы во Христа крестистеся..», напоминает нам о древнейшей традиции совершать в этот день крещение оглашенных – тех, кто в предшествующий период знакомился с православной верой, готовясь принять святое Крещение. С тем, чтобы во святой день Пасхи они бы вошли в общество христиан.

После литургии Великой Субботы начинается освящение куличей и пасхальных яиц, а в храме совершаются последние приготовления к Празднику праздников и Торжеству из торжеств, после которых до начала ночной Пасхальной службы на середине храма читают Деяния святых апостолов – как некое предзнаменование начала Новой эпохи в истории человечества, эпохи Благодати Нового Завета в Божественной любви воскресшего Спасителя.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Клирик храма Воскресения Христова г. Воронеж, руководитель пресс-службы Воронежской епархии

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ольга Юревич

Благодарю за прекрасную статью. Так хотелось такого краткого, но емкого рассказа о каждом дне Страстной недели. Тем более, я из тех, кому, скорее всего не удастся попасть на большинство служб. Спасибо Вам и за утешение в этой ситуации.

Татьяна23

И мне не удастся. Вот, пытаюсь не расстраиваться, хотя получается плохо.

Мария Мышкина

Не расстраивайтесь! Это ведь не по своей воле. Хотя хорошо Вас понимаю, тоже расстроилась бы. Утешить может одно — то, что Господь рядом с нами всегда, даже если мы не в храме.

Мария Мышкина

А ведь многим не удается: работа, учеба или дети. Еще труднее молиться дома, помнить о Великих днях дома, чем в храме. Но быть со своими детьми — тоже служба в определенном смысле.

Олег

"слова апостола Павла, которые читаются за Божественной Литургией перед началом Великого Поста в Прощеное воскресенье: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что….."

Скажите а о чем говорил апостол Петр? Сейчас эти слова читаются перед началом великого поста, а Петр это к чему сказал? Если Великого поста тогда еще небыло?

Похожие статьи