Все мы знаем московскую карьеристку Катерину из культового фильма «Москва слезам не верит» или печальноглазую Олю из «Зимней вишни». Но прекрасные женщины советского кино не ограничиваются поисками своего идеального слесаря: они пишут стихи, строят карьеру и завороженно бродят по Эрмитажу. Мы собрали для вас пять малоизвестных фильмов с живыми, думающими и чувствующими героинями. 1. Странная женщина (1977) «Ну вот обьясни мне, пожалуйста, почему в этом вашем знаменитом Юнеско есть огромнейшая комиссия по охране окружающей среды и нет хоть какой-нибудь захудалой комиссии по охране человеческих чувств!» Если женщина не странная, то она, наверное, маскируется или спит. Чем же непонятна общественности героиня Ирины Купченко? А вот, знаете ли, радикальным неприятием жизни без любви. Не желающая быть благополучной супругой и прогрессивным «партнером по постели», она уезжает в родной провинциальный город, чтобы молча заниматься своими делами. Они у нее весьма и весьма серьезные: героиня — практикующий адвокат. Фильм остался незамеченным широкой публикой, получив редкие отзывы в духе «И чего ей дома не сиделось». Но мы-то с вами догадываемся — когда накатывает нестерпимая тоска, а твои потребности тщательно игнорируются, очень хочется взять и сбежать, будь то наше время или конец семидесятых. В обрывании с постылым таится никакая не странность, но присущая человеку (а не только нервным барышням) пронзительная решимость: это не отчаянный шаг Анны Карениной, а, скорее, разочарованное исчезновение тургеневской Аси. Потому что «большое и чистое» необходимо всегда — даже в то время, когда на подобные запросы принято выдавать шуточки в духе «помойте слона». Особенно в то время. 2. Осенняя история (реж. Юрий Райзман, 1979) «Мальчишкам тоже нравилась привлекательная внешность учительницы, но вслух они ценили в ней образованность. «Интеллектуал», — говорили о ней. Это что? В представлении старшеклассников школы номер один это значило — знать чемпионов по футболу и шахматам; всех, наших и не наших, космонавтов: лауреатов международных музыкальных конкурсов; быть в курсе научных открытий в объеме статей и дискуссий популярных молодежных журналов». Юный и, разумеется, дерзкий журналист Артем очень хочет написать какое-нибудь сенсационное расследование, чтобы сразу обрести если не лучшие литературные премии, так хотя бы устойчивое положение в местной газете. Но речь пойдет не о нем, хотя персонаж он по-своему трогательный: в «Осенней истории» есть две героини, на которых смотришь и восхищаешься. Это учительница русского языка и литературы Ольга Денисовна и молодой математик Маргарита Константиновна по прозвищу «Королева Марго». И если первая рассуждает о классиках так, что появляется желание вернуться в школьные годы чудесные и повторить всю программу от Пушкина до Платонова, то вторая с вдохновляющей смелостью демонстрирует отвращение к кумовству, заискиванию и прочим прелестям командно-административной системы. Персонажи не выведены в однозначных тонах — история каждой оказывается гораздо сложнее, чем удобный штамп «пожилая наставница» или «неопытная идеалистка». А музыку к фильму написал Алексей Рыбников — это чтобы вы точно знали, что посмотреть «Осеннюю историю» стоит. 3. Иду к тебе (реж. Николай Мащенко, 1971) «Мой друг, любимый мой друг, сотворенный для меня. Как же можно, чтобы я жила сама, теперь, когда я знаю другую жизнь?… Я видела тебя и раньше, но теперь я иду к тебе со всей душой, как ребенок идет в объятия того, кто его жалеет… Это ничего, что ты меня не обнимал никогда, это ничего, что между нами не было поцелуев… Только с тобой я не одна. Только с тобой я не на чужбине…» Нежная и щемящая картина о выдающейся поэтессе Лесе Украинке (исполняет Алла Демидова) и социал-демократе Сергее Мержинском (Николай Олялин). Оставим политику в стороне — в фильме разворачивается история потери любимого человека, основанная на реальных событиях. Рискуя собственным здоровьем, Леся переезжает в Минск к смертельно больному туберкулезом Сергею и ухаживает за ним до конца. «У вас, я погляжу, собственная Сибирь в груди» — говорит революционерка и отправляется в эту «ссылку» вслед за Мержинским. Она с трагической стойкостью переносит как собственные недуги (поэтесса страдала от костного туберкулеза), так и страхи умирающего Сергея, его замкнутость и порой даже недружелюбие по отношению к ней. «Я написала драму… Вот так мы, литераторы, и хороним свое горе. Не умеем терпеть молча» — скажет она подруге после похорон любимого и навсегда оденется в траур. И пойдет читать стихи дальше — потому что больше ничего не осталось. 4. Цвет белого снега (реж. Анатолий Васильев, Суламбек Мамилов, 1970) «Из дома я выхожу рано, в пять. Летом-то пустяки, а вот в мороз или метель… Но тогда я по дороге всякие смешные истории в уме сочиняю. И ничего. Дорога короче. Или представляю, как я сейчас приду в дежурку и чаю напьюсь с вареньем. У меня всегда в столе вишневое. Бабушка наготовила на целую зиму. А потом… мне нравится зажигать в метро свет. Раз — часы зажглись, два— платформа, три— все станции. Заходите, пожалуйста, у нас уже день!» Сорокаминутная короткометражка о девушке-контролере метрополитена. Двадцатилетняя Надя очень гордится своей профессией: ведь если не она каждое утро будет надевать смешные валенки и пропускать торопящихся на работу ленинградцев, то кто же? Ее тихая жизнь меняется после нечаянного похода в Эрмитаж. Наде предстоит узнать, кто такая Афродита и как именно гуси спасли Рим — и обрести что-то значительно большее, нежели общий курс истории Древнего Мира. Хрупкая Марина Неелова, ленинградские метели, уже не существующая нынче наземная станция метро «Дачное» — фильм получился медитативным, лиричным и по-белоснежному чистым. Рекомендуется смотреть при хронической нехватке поэзии в организме и утрате веры в любовь с первого взгляда (она, конечно же, есть). А еще нельзя не соблазниться огромными залами Эрмитажа: и кстати, важно вспомнить, что раз в месяц туда можно попасть бесплатно. 5. О любви (реж. Михаил Богин, 1970) — Люди, которые боятся остаться в тени, оказаться неудачниками, они склонны иногда использовать… — Некрасивые средства. — Да. — Теперь я вас понял. Принципы — это конечно… Но не стоит быть такой максималисткой. Каждый, кто хочет отпустить красивую бороду, поначалу кажется небритым. Когда друзья просят меня посоветовать что-то советское, я сразу же приобретаю счастливо-мечтательный вид и отправляю смотреть «О любви» Михаила Богина. На мой взгляд, это один из прекраснейших фильмов за всю историю мирового кинематографа: Богин отрицает житейскую пошлость как таковую, предпочитая показывать зрителю осколки лепнины в Екатерининском дворце. Главная героиня здесь — художник-реставратор Галя, которая к тридцати годам любила, да замуж, как это часто случается, не вышла. Ей постоянно пытается помочь сердобольная подруга: вот уже и стрелочки нарисовала на печальном Галином лице и прическу соорудила с «завлекалочками» — а Галя все никак через себя не переступит. И не согласится на ухаживания «перспективного» кавалера с квартирой в новостройке и любовью к здоровому образу жизни. Извините, но ей не хочется «растить красивую бороду»… А вам?