Сейчас это даже считается модным: возвращаться к истокам, изолировать себя от информационного поля, сливаться с природой, стремиться к экологичным жилью, пище, одежде, оздоравливаться всевозможными способами, расширять сознание, искать истину, Бога… 

Ничего парадоксального в этом нет. Ум хочет покоя, душа – веры, разум – ответа на вопрос: а кто же, собственно, я?

Вот только куда приведет человека его поиск?

А может, для кого-то это и не поиск вовсе, а всего лишь попытка сбежать от реальности?

350 км от областного центра — Перми, 40 км до границы с республикой Коми. Заброшенная деревушка Черепаново неожиданно населяется полусотней человек. Среди них 8 детей. Астрахань,Тула, Дальний Восток, Кострома, Москва, Рязань, Тюмень, Барнаул… почти вся российская география представлена в этой группе отшельников, последовавшей за своим духовным наставником — бывшим православным священником Вениамином Филипповым (врачом по образованию). За  раскольническую деятельность  4 года назад официальная церковь его лишила сана. Однако решению священноначалия разжалованный батюшка не подчинился, продолжил совершать богослужения и вскоре объявил себя «иеромонахом» Евстратием. Впервые опальный священник попробовал собрать паству в поселение в прошлом году. Дело было под Костромой, в Шарьинском районе. Сегодня можно констатировать тот факт, что задуманное удалось. У очередного  гуру есть несколько десятков последователей.

Сегодня эти люди живут в ожидании третьей мировой войны и воскресения дяди первого русского царя — Михаила Романова (замученного  в этих окрестностях в земляной яме в 1602 году). Живут  в полуразрушенных домах без газа, без электричества, без медикаментов, без продуктов, без средств гигиены и без документов. Паспорта, пенсионные удостоверения, свидетельства о рождении детей – все это было сожжено по настоянию духовного лидера. Ведь бумаги не нужны человеку, чтобы упорно молиться.

О. Евстратий по-прежнему активно критикует церковь, власть на всех уровнях, запрещает адептам употреблять продукты с нанесенным на упаковку штрих-кодом и с удовольствием раздает интервью. Его окружение всячески подчеркивает довольство сделанным выбором и уверяет, что ни в чем не знает нужды. Между тем от гуманитарной помощи, мешками доставляемой отшельникам на вертолете, к счастью, никто не отказывается.

Несколько лет назад под Пензу конца света отправились ждать тридцать пять членов религиозной общины. Уверяли — тело уже не спасти, а вот за душу можно и побороться… Странно, что эта мысль согревала их в вырытой наспех землянке, но не показалась действенной и разумной в их семьях, домах, где никто и ничто, казалось бы, не мешало заботиться о спасении… А ведь так хорошо все начиналось…

Петр Коломейцев, декан факультета психологии РПУ, коррекционный психолог, клирик храма святых бессребренников Космы и Дамиана ассийских в Шубине:

Психокульт – организация, в которой психологическая (чаще псевдопсихологическая) доктрина, созданная лидером организации, выступает как своего рода  квазирелигия. В основе методик оздоровления, «духовного роста», «расширения сознания» зачастую лежат не аскетические упражнения, борьба с грехом и страстями, а выполнение неких авторских методик,  которые принципиально не приближают человека к Богу, делают его в первую очередь лукавым манипулятором, земным божком, чье «царствие» и блага – в  этом мире, а не в Царствии Божьем.  Секты, язычество, неоязычество, национализм, оккультизм, псевдостарчество  – течений и направлений сейчас развелось великое множество. Приходят туда, как правило, люди слабые, не имеющие достаточно твердой жизненной позиции, чтобы самостоятельно решать свои проблемы. Но попадают туда и сильные, вполне самостоятельные личности – кто-то, поддавшись моде, кто-то просто на всякий случай, как покупают талисман «на удачу» или обращаются к какой-нибудь бабке-колдунье, чтобы «заговорила на успех». Душа неверующего человека чувствует пустоту, и он торопится заполнить ее, пусть даже суррогатом.

Ситуация с пермскими сидельцами осложняется тем, что там дети. И эти дети не хотят там оставаться.  Условий там — никаких. СМИ периодически наведываются туда.  Депутаты Думы ездили. Вот в таких случаях почему-то у нормальных семей отбирают детей (в приют, в детдом). А про эту ситуацию говорят, что все в порядке. А как в порядке, если зима скоро? Там ничего к этому не приспособлено. Они не сеяли, не жали. Им сбрасывают гуманитарную помощь с вертолета. А до этой деревни не доберешься: 200 км по бездорожью. Военный автомобиль-вездеход туда едет 32 часа. Если какая-то срочная медицинская помощь потребуется, машина туда не проедет.

Некоторые пытаются его со Стерлиговыми сравнивать, но это тоже ни в какое сравнение не идет, потому что у них куча прислуги, там вся деревня в батраках работает. Географию дети изучают натурно: если надо изучить Австралию, они просто летят туда и изучают Австралию в деталях.

А вот с амишами сравнить интересно. (прим. ред: амиши — консервативная христианская община, которая проповедует простую жизнь во имя Господа. Отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. Вероучение  основано на буквальном и строгом толковании Библии.  Амиши допускают крещение только в сознательном возрасте, выступают за ненасилие и против любой военной службы. Большинство общин амишей не строят культовых сооружений и проводят богослужения на дому) 

Они застряли в 19 веке и так в нем живут – без электричества, без моторов, без двигателей внутреннего сгорания, только с ручными инструментами труда, одеваются в одежду того же времени, мужчины носят круглые бороды, а усы сбривают, дабы «не прятать лукавство в усы». У них нет денег, они не получают никаких социальных пособий, живут своим трудом, активно взаимодействуют на внешнем рынке результатами своего труда. Например, предоставляя изготовленную кустарным способом мебель, которая, кстати, пользуется очень большим спросом, а также сельскохозяйственные продукты, выращенные без участия техники и применения удобрений. Сейчас это очень модно, очень востребовано. Они имеют разрешение от государства вести собственные писцовые книги, печати у них есть. А по достижении совершеннолетия они выдают человеку валюту (ее запас  у них есть для внешних операций), выписку из домовой книги и отправляют в полицейский участок. Там ему на основании этой выписки дается паспорт. И год он обязан прожить вне этого поселения. 90% возвращаются, 10%, соответственно, остаются жить в миру среди людей. Ситуация у них там такая благостная, музыку они слушают, живой звук, разумеется, психически здоровая атмосфера, стрессов мало. Многие хотели бы среди них поселиться, но они к себе не пускают, только те, кто родился среди них, могут там жить. Они объясняют свою позицию тем, что, мол, временное это желание, блажь, а эйфория очень скоро сменится на тоску и человек снова запросится в привычную среду обитания. У них, как уже говорилось выше, найдены формы взаимодействия с государством, они отказываются от социальных программ, но при этом свобода выбора у них остается.

А что происходит сейчас в Пермском крае? У нас этих людей настращали, напугали. Основная тема Евстратия, что патриарх Кирилл – антихрист или еще кто-то… что кругом мировая закулиса, всех поглотит  глобализация, все будут «обИННины», зачипованы, и поэтому надо бежать. И если с пензенским сидельщиком было понятно все – он же «кукушный», псих, попросту говоря, то здесь какая-то странная ситуация, потому что с головой-то у этого «гуру» все в порядке, он хоть и примитивный, но не больной. И все, что он вытворяет, – этакая форма протеста. Он явно хочет, чтобы его заметили, естественно считает, что все депутаты, политики – люди, продавшиеся в мировое закулисье, что не мешает ему, кстати, принимать от них гуманитарную помощь.

Почему люди следуют за ним? Потому что общество делает ряд ошибок.

Человек критикует церковь, патриарха. Естественно становится опальным. А общество заинтересовывается этим: а давайте дадим ему слово, дадим площадку, возможность высказаться, проводить пропаганду. Журналисты выкладывают в интернет  ролики, пишут статьи, всячески популяризируют его деятельность. Причем никто не усматривает в его действиях никаких нарушений.

Вторая проблема – тотальная необразованность. Человек с нормальным религиоведческим образованием не пойдет ни за какими евстратиями. Невежество – еще одна беда нашего общества. Почему-то не дают человеку религиоведческие знания в необходимом количестве. Простите, но задачи химические,  физические или математические человек не решает каждый день. Тем не менее, в общеобразовательной школе в 11 классе, после того, как ребенка уже учили математике на протяжении 10 лет, 68 часов в год отводится на такой предмет, как алгебра, а еще есть и геометрия. А сколько часов отводится на религию, философию, социологию? А между тем ситуации, когда человеку необходимы именно эти знания, встречаются каждый день.

Не закладываются у нас основы, фундамент. А все остальное, чем заполняются мозговые извилины, в большинстве своем быстро выветривается. Если у человека в голове пустота, то она может заполниться чем угодно. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная ситуация для деятельности сект. Они могут брать людей просто голыми руками.

Церковь работает и с социально незащищенными, и с неблагополучными категориями граждан, но об этом не говорят . А люди в силу своей неграмотности, невоцерковленности идут туда, что первое попадается под руку.  И потом лидеры этих сект, конечно, берут харизмой. Прием у всех один и тот же. Человеку внушают то, что он нужен. Понятно, что тот, у кого все хорошо, скорее всего, не испытывает потребности в повышенном  сострадании. А тому, кто в нем нуждается, говорят: я тебя всегда выслушаю и всегда пойму. Ты можешь звонить мне в любое время дня и ночи, у меня всегда найдется для тебя время. В три часа ночи, в четыре, если у тебя есть вопросы или просто нужно поговорить, звони. Если нет денег на телефоне, ты только дай знать, я сам позвоню тебе. Если хочешь приехать – приезжай, я оплачу такси.  Я помогу тебе в любом случае. От тебя все отвернулись, а я помогу. Без меня (без нас) ты можешь погибнуть…

В церкви огромный поток людей, и уделить время каждому в том количестве, в котором он нуждается, к сожалению, возможности нет. А на эту заботу, которую предлагают человеку секты, он, конечно же, покупается. И даже не задается мыслью о том, что за это придется платить. Чем? А кому как повезет: кто квартирой, кто банковским счетом, кто здоровьем, кто психикой.

В любом человеке есть доброе начало. Но оно мешается с глупостью. Безусловно, человека, попавшего в сети секты, можно и нужно попытаться оттуда вызволить.

При этом взывать к его здравому смыслу и логике бесполезно. Чем больше будете давить, тем более он замкнется. В секте новичков заранее предупреждают о возможных нападках на нее. Один из вариантов: «Истинных христиан всегда преследовали. Это делал дьявол. Ваши родные будут ругать нас, значит они во власти дьявола». Аналогичные установки почти полностью нейтрализуют критику секты. Человек лишь убеждается в том, что в ней говорят правду.

Легче выводить сектанта в начале процесса его обработки вербовщиком. Если человек уже принял доктрину секты, то какое-то время она будет уделять своему новому члену повышенное внимание. Если в этот момент начать критиковать организацию и позволять себе резкие высказывания в ее адрес, дистанция между вами и вашим близким лишь увеличится. Вы будете непременно плохим, а они – непременно хорошими. Пусть пройдет немного времени, и глаз сектантов «замылится».

Близкие (друзья, родные) адепта должны постоянно демонстрировать ему свои любовь, уважение, заботу, показывать, что он им не безразличен и что они хотят сохранить с ним добрые отношения. Секта имитирует любовь. Если от вас будет исходить искренняя любовь, рано или поздно сектант испытает эмоциональный всплеск, который, возможно, снова вернет его в семью.

Давайте возможность сектанту выговориться. Других членов секты при этом рядом быть не должно, чтобы не сковывать его мысли и душевный порыв.

Во время беседы следует оставаться вежливым, корректным, избегать неуверенности и незаинтересованности диалогом.

Необходимо напоминать, что жизнь не ограничивается рамками одной организации, и как бы человек ни уважал ее правила, свой собственный жизненный опыт у него тоже быть должен. Связь с внешним миром лучше поддерживать конкретными действиями: совместными прогулками, походами на природу, в кино, театр, на выставки, потом можно обсуждать увиденное. В эти минуты вспоминать о секте не стоит. Пусть вашему другу будет с вами комфортно.

О секте и ее участниках следует собирать информацию и фиксировать ее. Конечно, лучше это делать втайне от сектанта. Не исключено, что впоследствии эти данные смогут стать хорошим доводом в вашу пользу.

Разберитесь в мотивах вступления в секту. Человек пришел туда, потому что там ему дали (пообещали) то, в чем он нуждается. Важно понять, почему ваш близкий разделяет убеждения этой организации, что ему нравится в ней. Чем больше он будет задумываться, тем лучше. Через интернет или расположенный поблизости антисектантский центр найдите профессионалов, которые помогут вам советом.

Лучшие союзники в борьбе за близкого человека – терпение, снисходительность, уважение и любовь.

Конечно, еще есть молитвы, святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках, иноверцах. Заботящемуся о заблудшем  полезно в почитать жития святых. Молитвы особенно действенны в те дни, когда церковь празднует их память.

Беседовала Ольга Щербакова

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Галина Борисовна

Интересная статья, вдумчивая…Только не согласна с тем, что в секты попадают только люди необразованные. По разному бывает. Рериховцы, например, сплошь люди с высшим образованием. Недаром же Кураев называет теософию "сатанизмом для интеллигенции". Виссарионовцы в городе Солнца тоже часто оказываются людьми с высшим образованием. И даже религиоведческие знания не панацея. У нас во Владимире одну из протестантских сект возглавляет выпускник отделения религиоведения ВГУ. Пошел, так сказать, по специальности. Попадают в секты не неграмотные, а одинокие, потерявшиеся в этой жизни люди. Тут автор попала в самую точку. Поэтому сектанты так любят открывать разные реабилитационные центры для алкоголиков, наркоманов, одиноких стариков и детей….… Читать далее »

Лиза

Еще есть всякие курсы "личностного роста". После них люди — как зомбированные. А также курсы повышения женской сексуальности/женственности. Последние ведутся какими-нибудь странными женщинами, без психологического образования, без опыта работы в психологии. Например, Анна Иотко. Учит быть "настоящей женщиной", то есть, каким-то кондовым схемам достижения успеха, в том числе, мстить, хамить окружающим, попрошайничать деньги и подарки, льстить; если мужчина на тебя не смотрит, значит, он — гей. Очень много нарциссизма, культа личности такой "психологини". Все вокруг поют дифирамбы. Это граничит с сектой. Члены такой группы считаются "избранными", а все остальные — "лузеры", какие-то еще новые слова выдумывают (типа, "брошенки"). Какая-то жуть!… Читать далее »

Да уж. Психокульты — это нечто. Была по приглашению на тренинге личностного роста — обычная пирамида по выкачиванию денег. А знакомый недавно сходил с женой на курсы "Мужчина и женщина". Там ему наговорили всякий бред: Женщина сразу приходит в мир с целью. Ее цель родить ребенка. Если она его не рожает — она не осуществила свою цель. Поэтому женщина не должна работать, должна сидеть дома с детьми всегда, не зависимо от ее желаний. мужчина приходит в мир пустой, без цели. Если он не найдет себе женщину — у него не будет цели. если найдет женщины — его цель заработать бабло.… Читать далее »

Причем от правильных в принципе слов — женщина..мужчина..брак…ребенок — вдруг к таким резким и бескомпромиссным выводам…

Мюзетта

"Невежество – еще одна беда нашего общества." — золотые слова. А мама моей подруги попала в секту к "Виссариону" и укатила в Сибирь. Не смогли ее родственники отговорить. Что только не делали.

Люда

А моя бабушка начиталась какого-то журнала и ждет антихриста. Она отказалась от ИИН, не добровольно не получает пенсию " в искупление" грехов. Вместе с моим более образованным дядей они очень любят говорить о грядущих тяжких временах, о золотом милиарде и жидомасонах. Но все бы ничего, но они еще и нас убеждают бросить город и переехать в деревню, где будет проще выжить во время апокалипсиса. При этом они посещают православную церковь, хотя и считают патриарха продажным. Кто они секта или они правы а своем "радикализме"?

гостьь

У нас в Украине есть газета "Мир" и журнал "Спасите наши души!", которые часто печатают подобные "рекомендации", перемежая их вполне адекватными статьями. Патриарха, правда, не трогают, уважают. Что интересно, на обложке "По благословению Высокопреосвещеннейшего Иренея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского". Получается, компрометируют они Высокопреосвещеннейшего.

Элла Рэйн

Это сектизм в действии

Татьяна123

У меня есть один знакомый, мужчина лет 30, во время учебы в институте познакомился с людьми, увлеченными энергетикой-эзотерикой. И пошло…Конечно, это была никакая не секта, скорее, увлечение — но терминология своя тоже была, всякие "простройки", "подстройки","каналы" и так далее. Встречаю его через несколько лет — нигде не работает, сидит дома, вот в прямом смысле, всё себя ищет. А мама деньги посылает на жизнь, жалеет. А когда не присылает, он и не ест. И вроде бы всё он понимает, но никак не может из этих поисков себя выбраться, ничем заняться, профессия не интересна стала. И помочь нечем.

olgayeriomenko

Да, люди склонны идти за сильными, за теми, кто создаст им мечту в реале. Кроме сект еще случаются очень восторженное поклонение некоторым приходским священникам, очень сложно иногда не творить себе кумира.
У меня знакомая живет без паспорта, полиса и т.п., крестится двумя перстами: "так батюшка благословил"

Это уже явное отступление от Православной Церкви…

Акулинка

Современному homo televisicus очень трудно бывает разобраться, где религиозное объединение, а где "серый бизнес" под вывеской духовности. Школа-то как раз борется с невежеством, но у бизнеса возможностей больше, перевес часто на его стороне.

Эльфика

Спасибо.Актуально.

Ольга

Мне довелось в своей жизни тоже попасть в раскол, т.е. под влияние одного иеромонаха, который был в расколе. И побыть немного в общине, которую он собрал. Но я с Божьей помощью разобралась в итоге с тем куда попала. И не жалею ни о чем. Хотя я поимела материальные потери, но я приобрела жизненный опыт, который не купишь за деньги. И теперь меня на мякине не проведешь. И вообще много чего я познала, через жизнь в общине и лишения. А главное — смирение. Почему человек попадает в секту? Потому что много о себе думает. О своей исключительности. Вот его и смиряет… Читать далее »

Анна1982

Одно время у нас на Невском проспекте раздавали (просто так!) всякие книжки полунаучного, полурелигиозного содержания. Может, и сейчас раздают. И еще приглашение в центр дианетики (это, по-видимому, сайентология и есть). Ну, ладно, я знаю, что это такое, другого кого отговорю, если увижу, но ведь есть люди, которые на это ведутся, и на всякие курсы повышения психоустойчивости и т.д., которые эти сайентологи устраивают. Мне кажется, что это очень страшно.

Похожие статьи