Когда мы считаем какую-то семью многодетной, о каком количестве детей мы говорим? У героя сегодняшнего интервью восемь детей. И ему есть с кого брать пример, ведь сам он вырос с одиннадцатью братьями и сестрами в семье протоиерея Александра Ильяшенко и матушки Марии. Наш сегодняшний гость – священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — рассказал нам о семье, об осознании веры и о своем рукоположении.

Про родительскую семью и главные слова

Я родился вторым из 12 детей, и сейчас, оглядываясь на свое детство и юность, проведенные в этой семье до моего вступления в собственный брак, могу сказать, что все, что удалось мне в моей семейной жизни, на самом деле удалось не мне. Всё это вложили в меня мои родители – отец Александр, папа, и Мария Евгеньевна, мама.

Первое слово, которое мне хотелось бы сказать в связи с воспоминаниями детства, — это, конечно, любовь. Я бы даже сказал – избыток любви. Ее в нашей семье всегда было очень много. Я помню себя как эгоистичного, капризного ребенка, одного из худших старших братьев.

Дружная семья Ильяшенко

Я в последнее время много думаю о том, что это удивительно, что я так много имею сейчас. Сколько вокруг развалившихся, несчастных семей, сколько бед и трудностей переживают люди вокруг, а мне Господь дал жену, детей, счастливую семью. Я думаю, что, несмотря на все мои недостатки в детстве, та любовь, которая была в нашей семье, позволила мне и моим братьям и сестрам вырасти порядочными людьми, позволила нам получить образование и не оказаться где-то вне пределов нормального человеческого общения.

Второе слово, которое я бы хотел сказать в связи со своей семьей, очень «заезженное» и оттого опасное к употреблению, – это свобода. Она ни в коем случае не должна пониматься как «вседозволенность». Это про доверие. Конечно, школьный дневник у меня проверяли, уроки помогали делать, потому что учился я плохо, и без помощи родителей вряд ли закончил бы школу. Но при этом я гулял где-то после школы и знал, что родители мне доверяют и не контролируют все мои передвижения. Может быть, поэтому после школы, а тем более, когда я уже стал студентом, родители всегда знали, что я их не подведу и я старался соответствовать их ожиданиям.

Про традицию

Как человек, часто общающийся с людьми, профессионально как преподаватель и как священник, встречаю такую позицию: «Тебе повезло. Ты с детства в Церкви и тебе не понять нас, прошедших через жизненные искушения и испытания». «Повезло» – в данном случае это плохое слово. Я воспринимаю это как милость Божию. И в связи с этим есть еще одно слово, которое характеризует нашу семью, – это традиция.

Мои мама и папа сами из многодетных семей, мама из семьи священнослужителя и внучка священномученика. И под традицией я понимаю пристальное внимание к нашей жизни и участие в ней нашего святого предка. Сейчас я это очень хорошо чувствую и могу подтвердить важнейшими событиями своей жизни. И в ответ на это «тебе повезло, что ты не проходил те испытания, которые проходит обычный светский человек: искания, обретение или утрату веры» могу сказать, что это не так. Я уверен, что каждый человек, будь он с детства приведен в храм и водимый туда непрерывно на протяжении всей своей жизни, раньше или позже, но проходит через некоторое испытание обретения веры. Оно может быть связано с тяжелой утратой веры или с осознанием веры. В моем случае оно было связано с осознанием веры. Я прекрасно помню себя в подростковом возрасте, когда я приходил на службу, как это принято в нашей семье, в субботу вечером и в воскресенье утром, не для чего иного, как пообщаться со своими друзьями-сверстниками. И дальше я понимаю, что общаться на скамейке у храма куда менее удобно, нежели в другом месте, и ходить в храм, чтобы общаться с друзьями, не имеет смысла. И тогда приходит понимание, что здесь должно быть что-то другое, и нужно это «другое» осознать и найти самому. Здесь огромную роль сыграл мой духовник, отец Владимир Воробьев, влияние которого чувствуется на всех этапах моей жизни.

Летом мы выезжали в детские лагеря. Масса православных детей, подростков строят палаточный городок на берегу реки, возле храма. Мы ходили в этот храм по праздничным дням на службы. Когда около ста детей стоят в храме и молятся, возникает совершенно особенное ощущение. Я считаю, что если у меня и есть какой-то минимальный опыт молитвы, то он связан с этой общей молитвой в лагере, который был создан нашими старшими, нашими отцами для нас.

Про понимание сути покаяния и жизненное предназначение

Отдельное влияние на меня оказал опыт окормления у отца Владимира Воробьева, который в общении с нами, детьми, много говорил об исповеди и покаянии, о том, что наше каждодневное бормотание «обидел, не послушался, поленился» не есть покаяние, а просто перечисление привычного набора прегрешений.

Второй момент осознания своей веры произошел для меня в понимании сути покаяния. Большой заслугой нашего духовного отца было то, что он сумел разбудить в нас дух искания и желание постичь истинный смысл исповеди и в то же время удержать нас в Церкви. Говоря, что так нельзя каяться, он из раза в раз слушал мое вполне формальное лепетание и умел ответить так, что я возвращался снова и снова. Все это и привело к тому, что я осознал веру.

Желание быть священнослужителем пришло ко мне далеко не сразу. В восьмом классе я решил, что хочу получить историческое образование. Я поступил на исторический факультет МГУ. Моей специализацией была история конца XIX- начала XX вв. Персона моего, сначала дипломного, а затем — диссертационного исследования — Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. К концу обучения я уже понимал, что хотел бы послужить Церкви, как мой отец, дед и прадед.

Однажды один мой учитель в воскресной школе, удивительный человек, профессор Николай Евгеньевич Емельянов, рассказал, что его опыт знакомства с семьями священнослужителей свидетельствует о том, что если дети шли по стопам родителей, не обязательно в священном сане, но так или иначе служили Церкви, то эта ветвь рода укреплялась и имела продолжение. А если нет — то, как правило, мельчала, хирела, семьи распадались и т.д. Мысль его была в том, что если ты семейно призван к служению Церкви, то ты должен эту свою роль исполнять. Думаю, что мое сообщение о том, что я собираюсь пойти в служение, о том, что духовник предложил мне собирать документы для рукоположения, было для моих родных не менее важным, чем новость о моем намерении жениться.

Все, кто рассказывают о таинстве принятия сана, всегда говорят о том, что ощущали «прохождение в Царские врата как сквозь огненную стену». Я могу добавить, что все эти волнительные и обязательные моменты, связанные с принятием сана, даже формальности (например, сбор справок о физическом и психическом здоровье и др.), которые нужно пройти, очень полезны. Когда проходишь экзамен ставленника перед епархиальным советом, боишься, волнуешься, а потом выходишь после ответа с удивительным чувством, что сейчас ты разговаривал не со строгими экзаменаторами, а со своими добрыми друзьями.

Про служение

В начале 90-х гг. у Церкви появилась возможность не только свободно говорить, но и развиваться, действовать. Появились новые епархии, там не было священнослужителей, и в наш университет пришло приглашение от одного архиерея, который был в своей епархии и дьякон, и чтец, и священник, и архиерей в одном лице, помочь ему начать это дело. Это была Якутская епархия. Владыка Герман, сейчас уже Высокопреосвященный архиепископ Курский, большой друг и выпускник нашего университета, попросил отца ректора ему помочь. Все мои друзья туда ехали, они все были поющими, а я не пою. Так как оставить меня было бы неправильно, меня тоже взяли с собой алтарником. Потом мы вернулись, и я попросился алтарничать на постоянной основе в нашем храме.

Когда все обязательные предварительные процедуры были пройдены и я был рукоположен, то мое ощущение пространства и времени изменилось. Представьте, что вы всю жизнь смотрели на мир в полглаза, и вдруг начинаете смотреть во весь глаз, так сказать. Подходил сбоку, стоял с краю, а тут — рукоположение, и ты уже входишь прямо, стоишь перед, ты можешь касаться священных предметов: сосудов, крестов, престола. Дьяконское рукоположение осталось для меня именно воспоминанием об изменении своего положения в пространстве.

Сейчас я понимаю, что те пять лет моего дьяконства были просто необходимы для меня, хотя я никогда дьяконом быть не хотел. Частично это связано с тем, что дьякон — это украшение службы, а картавый и немузыкальный дьякон едва ли таким украшением может быть. Хотя, дьяконское служение — очень благодатное: максимально близко к престолу и минимальная ответственность, для меня это было очень полезной школой.

Про рукоположение в иереи

Уже прошло три года после моего иерейского рукоположения, а я каждый раз, когда вспоминаю это событие, чувствую что-то совершенно исключительное. По благословению отца Владимира я получил экстерном богословское образование, закончил богословский факультет нашего университета, и по благословению духовника подал прошение о рукоположении.

Прошло много времени, Святейший Патриарх Алексий почил, потом был период межпатриаршества. Патриарх Кирилл занялся своей епархией, Москвой, и, поскольку уже собралось много заявок на рукоположение, то он решил провести ставленнический экзамен. Нас было ровно 12 человек, я попал на Совет одним из последних. Это был один из случаев, когда я почувствовал, что мой предок, священномученик Владимир, не только наблюдает за мной, но и опекает меня. Длительное ожидание, мы судорожно повторяем имена и события, историю Нового и Ветхого Завета, исторические даты, и вот мне говорят, что я — следующий на очереди. И я стою перед дверью и отчетливо понимаю, что я сейчас зайду и ничего сказать не смогу. Но когда я зашел в кабинет, то внезапно понял, что и как нужно говорить.

После всех обязательных (экзаменационных) процедур Святейший Патриарх назначает рукоположения ставленников. Мне звонит мой друг и говорит, что обсуждалось рукоположение на Рождество, и мое имя было названо. А что такое Рождество сейчас? Это престольный праздник в главном храме, Храме Христа Спасителя, Патриарх совершает ночную службу. В истории российского патриаршества не было рукоположения на Рождество. В этот день и так тяжело, вечером служба, Всенощная, потом ночная служба, присутствие первых лиц государства, и трудно представить, что в этот день еще и включат рукоположение.

Но через три дня мне позвонил секретарь Патриарха, отец Владимир Диваков, и сказал, что Святейший Патриарх хочет меня рукоположить на Рождество, значит, я должен быть накануне днем в Храме Христа Спасителя. Сами понимаете, последние дни перед Рождеством особенные, служим каждый день утром и вечером, строгие последние дни поста. В канун Рождества в Храме устанавливается строгий пропускной режим, и, приехав туда в четыре часа дня, обратно выйти я уже не мог. К десяти прибыл Святейший Патриарх, и в двенадцать ночи началась Литургия. К этому времени я был полностью изможден. Все идет своим чередом, я в белом ставленническом облачении, голову покрывают воздухом, «Повели! Повелите! Повели Святейший Владыко!». Это было для меня совершенно невероятным переживанием, и вся усталость, трудности, жизненные обстоятельства ушли на второй план. Через какое-то время новопоставленному священнику дают Залог – часть Святого Агнца: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредимь до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И в этот момент, когда я стою с дискосом и Залогом у Престола, я понимаю, что я еще не на Небе, но уже и не на земле. Я чувствую, что происходит вокруг, рядом молится Патриарх и мой папа, который водил меня вокруг Престола, но я как будто не здесь, а где-то далеко-далеко. Это ощущение близости горнего мира трудно передать словами, но я каждый раз его чувствую, когда вспоминаю о том дне.

Про иерархию в семье и воспитание детей

Прежде всего, я выбрал себе любящую жену. Один протоиерей мне говорил: «Это только ты думаешь, что ты выбирал, на самом деле, тебя выбрали». На самом деле Господь мне дал такого человека, который компенсирует все то, чего у меня нет. Я человек достаточно резкий и жесткий в повседневной жизни, если я что-то говорю, то это должно быть выполнено. Я очень часто занят и дома бываю очень мало, и, если сказать в общем, то я стараюсь не вмешиваться в воспитание детей моей женой. Я прихожу поздно, высказываю какие-то свои директивные указания, устраиваю «разборы полетов», кипячусь и «налагаю санкции», но, когда ухожу утром, я знаю, что все будет мирно и тихо идти своим чередом. Я стараюсь не вмешиваться в жизнь своих детей, дать им максимум свободы.

Собственные недостатки в моей семье компенсированы, с одной стороны, той любовью, с которой действует моя жена, а с другой стороны, тем, сколько времени мне удается заниматься какими-то воспитательными процессами. Это не значит, что я не присутствую в семье, просто я в детях вижу не объект, а субъект, как сейчас говорят, стараюсь в каждом ребенке взывать к его способности действовать самостоятельно, к его праву принимать решения, быть ответственным.

О. Филипп с матушкой и детьми

Могу привести пример такого подхода: мой второй сын родился после четырех девчонок, и он прекрасно понимает особое отношение родителей к себе. Он человек довольно требовательный, капризный,  и когда он начинает орать, я ему говорю как взрослому человеку: «Ваня, выбирай, как ты хочешь: или ты орешь за дверью, или ты остаешься с нами, но ведешь себя тихо». Он тут же замолкает, потому что в свои 4 года уже понимает, чего он реально хочет. И это еще раз подтверждает, что этот его крик — не следствие какой-то обиды или потребности, а просто проверка того, что он может добиться. Вот с мамой подействовало, а как будет с папой? И я оставлю за ним право выбирать, как себя вести, но добьюсь, чтобы этот выбор был сделан.

Так же, как мои родители ко мне относились, предоставляя мне определенную свободу, так же и я стараюсь относиться к своим детям как к самостоятельным личностям. Они много читают, у них большая свобода передвижения. Недавно в школе у нас был поднят вопрос по поводу доступа в социальные сети, и на родительском собрании мы решили ограничить доступ на определенные сайты, при этом понимая, что для современного школьника доступ в интернет — вещь необходимая, потому что выполнение любого школьного проекта предполагает сбор информации в интернете. Здесь важно сочетание свободы и определенных границ дозволенного.

Про приход детей в Церковь и Рождество

Еще с 90- х гг. существует проблема воспитания детей в семьях, где родители пришли к вере во взрослом возрасте. Это не мной замечено, но родители, пришедшие в храм во взрослом возрасте, имеют только свой опыт вхождения в церковную жизнь. Что такое, когда двадцатилетний человек приходит в храм? К этому возрасту по своим физическим возможностям он уже может делать все, что нужно в храме. Он может выстаивать любую продолжительность службы, вычитывать любые объемы молитвенных правил, может поехать в монастырь, выдержать строгий пост и т.д. И не имея опыта детского вхождения в Церковь, он пытается воспитывать своих детей, исходя из имеющихся у него представлений об этом.

Он считает, что дети должны приходить к началу службы, стоять всю службу ровно и неподвижно, но это неправильно. Предел активного восприятия ребенка — 10-15, а у старших — 20 минут. Те, кто преподают в школе, это прекрасно знают. Притащить маленького ребенка на службу и заставить его в течение часа сидеть неподвижно — это невозможно. Наша мама всегда привозила детей, что называется, к Причастию. Может ребенок провести в храме 10 минут — тогда заходим заранее, совсем не может — заносим, причащаем и сразу уносим. Храм — это не место для игр, и ребенку важно дать понять, что это особенное место, не для игр, а для другого. Ребенок приходит в храм помолиться, сколько он может. Если у ребенка остается впечатление от храма как от места, где его постоянно одергивают и к чему-то принуждают, во взрослом возрасте он бессознательно будет избегать визитов в церковь. Храм должен запомниться как место, где ему хорошо.

Например, мы в семье никогда не ставим елку на Новый год, только на Рождество. Что такое Рождество для ребенка? Это день, когда нужно очень рано ехать в храм, там много народу, приходится долго ждать и т.д. А что такое Новый год? Это когда ты спишь себе спокойно, на утро просыпаешься — елка, подарки, удовольствие. Какое у него будет отношение к этим двум дням, когда он вырастет? Он будет понимать, что Новый год — это праздник, а Рождество — это какое-то утомительное мероприятие. Возможно, он дорастет до понимания, что Рождество — это главный праздник, но должно пройти время до этого осознания, а, может быть, и нет. Не говорю уже про то, что Новый год попадает на последнюю неделю Рождественского поста, это особые строгие и торжественные дни, и что-то праздновать в это время — ненормально. Поэтому мы ставим елку в рождественский сочельник, утром дети просыпаются, мы едем в храм, потом начинаем дарить друг другу подарки, потом едем к бабушке и дедушке и там тоже обмениваемся подарками, и тогда дети понимают, что это день, когда приходит настоящий праздник.

Беседовала Вероника Заец
Фотографии из личного архива о. Филиппа Ильяшенко

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Ole4ka

Простите за вопросы, о. Филипп. А в своей жене Вы видите объект или субъект? И зачем, так мало проводя времени в семье, быть жестким, устраивать разбор полетов, кипятиться, особенно если поздно приходите?

Yulariya

Потому что для мужчин их работа всегда очень важна, а семья — это тыл, где хорошая любящая жена следит за порядком.

mamilochka

У нас папа тоже любит покомандовать, директивы , санкции, воспитательный момент. Но мне он полностью доверяет воспитание и питание и обучение, то есть то что я могу на себя взять и что должна по своему разумению. Приходится смягчать, ведь мужчина есть мужчина.
Так что в том о чем говорит о. Филипп нет противоречий есть любовь, но так же в его рассказе мне показалось присутствует некоторое напряжение… и суховато о детях и жене. А читать таки все равно радостно.

MarinaPV

Да, каждая семья по — своему счастлива. А я вот — с Олечкой согласна. Конечно, из одной статьи очень трудно сделать какие — то ясные выводы. Но вот что интересно. Я лично — очень давно читаю статьи и высказывания отца Александра Ильяшенко ( теперь вот и сына прочитала ), и, мягко говоря — далеко не со всем согласна. Но сейчас — не совсем об этом. Просто и отец Александр, и многие другие священники и просто благочестивые христиане просто криком кричат:" Нельзя жить для себя, надо иметь большую семью!" Кстати, замечу, что жить ДЛЯ СЕБЯ и ПО — СВОЕМУ — не… Читать далее »

mamilochka

Не знаю, в жизни все так, возможно сейчас женщина посвящает себя семье, а потом реализовывает себя дальше, ведь рождением детей жизнь не заканчивается, а только начинается. С возрастом меняются и соотношения в семье, когда мужу иметь непререкаемые права на власть, а когда жене. Я всегда боролась за участие мужа в воспитании детей, он не особо стремился, только устраивал разбор полетов, а теперь стал ближе. Когда отец ближе к детям, то он становится мягче, объективнее. Нужно искать равновесие, не требовать от отца материнского поведения, но и следить чтоб в цербера не превратился.

MarinaPV

Да? Ну. когда у тебя 8 детей — их надо еще и вырастить, на ноги поставить. И КАК и КОГДА потом себя реализовать — лет этак в 50? не знаю, не знаю…Но впрочем, если говорить конкретно об ЭТОЙ семье — это их личное дело. Я хочу сказать свое мнение — да он и не только мое. Это относится не только к данной статье, а просто в общем. Жить для себя — не плохо. Это НОРМАЛЬНО. Ведь человек любой, как ни крути, живет для себя: для себя получает образование, покупает еду, одежду, обустраивает дом, даже семью и детей имеют ДЛЯ СЕБЯ,… Читать далее »

MarinaPV

Женщина, как и мужчина — прежде всего ЧЕЛОВЕК. И Высший замысел о ней — ну никак не может исчерпываться одним только ее полом. Это был бы какой — то странный высший замысел, согласитесь? А ведь именно к этому подводят нас многие батюшки ( во главе с отцом Александром Ильяшенко ), выдавая за "истинно христианскую" идею — слова:" Раз ты женщина — твое место у домашнего очага. Иначе будут тебе кары, иначе неправославно и т. п. " Да нет, дорогие мои. В том — то и дело, что никакая это не христианская идея. Это — МУЖСКАЯ идея. Всех времен, народов и… Читать далее »

mamilochka

Слишком эмоционально по-моему, но в целом согласна почти)))
А деток рожать —это так приятно!!!
Дело в том что многодетная мама, сможет себя реализовать и после 50, было бы здоровье, кстати этот вопрос опускается, когда рассуждают о многодетности. Говорят о чем угодно, о профессиональной реализации, о Божьем Замысле, итд, а вот о том что нужно здоровье, для того чтоб рожать и потом ростИть детей, нужны силы….

MarinaPV

mamilochka, я вообще человек эмоциональный, плюс очень долго молчала, а внутри все кипело. 🙂
Семья — это глубоко личное дело каждого, и нельзя ее вменять в обязанность. Это я и хотела сказать.
Очень рада, что для Вас это — приятно. А вот я как раз — ни в коем случае этого не хочу ( на это ооооочень много причин, и поверьте — вовсе не потому, что я — какая — нибудь последняя эгоистка, просто не все так просто в жизни у меня…). Ладно, не будем об этом…

mamilochka

Да разве я спорю… Кстати мой великий муж меня всегда остерегает от прочтения современной приправославной литературы, читай Евангелие и достаточно . Он сейчас занят изучением Ветхого Завета, мне вслух зачитывает ,очень поучительно, знаете ли.
Семья-это не обязанность, это дар, тогда все становится на свои места . У Господа для каждого найдется чем одарить и чем утешить. Так что не переживайте, далеко не все думают так как Вы написали. Значит для Вас будет другой великий Дар, или уже есть. Нужно только понять и меньше слушать священников, они люди и могут ошибаться.

Nika

ни разу в жизни от о. Александра не слыхивала подобного, (был у нас в Москве другой батюшка его тезка, монах, тот шибко женщин не любил), вообще крайне скромный и крайне интеллигентный человек, никогда не приводил себя в пример и не «учил жить». Ни на лекциях, ни на службе. Хотя приход в Кузнецах «осознанно» многодетный, о. Владимир создавал его таким, по крупицам, по семьям, я теперешних уже пап-мам помню маленькими загорелыми с битыми коленками, хотя мы оч редко в Кузнецах бывали. Это была попытка создать православную многодетную колонию, как колонисты у М. Твена )) И она весьма удалась, те, кто не… Читать далее »

Dina_N

" В том — то и дело, что никакая это не христианская идея. Это — МУЖСКАЯ идея. Всех времен, народов и вер. "Раз ты баба — твое место у плиты!" Вот и все. Давайте вспомним Евангельские примеры. Мария Магдалина, Тавифа, которую Петр воскресил, сестры Лазаря…" Спасибо огромное, Марина, вы смотрите в корень. Всё это "человеческое, слишком человеческое" стремление великую кристально чистую истину Христа свести к своему уровню понимания… Знаю и с юности дружу с людьми, ставшими в 90е гг. замечательными священниками, но рада, что не стала матушкой, хоть и звали очень)). Мы общаемся откровенно, тк это студенческая дружба прекрасная… Знаю… Читать далее »

Yulariya

Странно, отец Александр так много говорил о взаимопонимании между детьми и родителями, а прочитав статью отца Филиппа, я наткнулась на строгость и разбор полетов. Навряд ли это будет способствовать в дальнейшем любви и доверительным отношенияммежду ним и детьми, особенно в переходном возрасте. Я смотрю со своей колокольни и вижу ситауцию по-своему. Может быть отец Филипп просто не стал рассказывать, что он добрый и нежный со своими родными) очень милая фотграфия с домашими тапочками, только вот все какие-то хрурные, кроме младшенькой

Nika

Олечка, мне после прочтения статьи вспомнилось:

накладывают бремена неудобоносимые…

И матушку честно стало просто жалко, пч ее работа не кончается 24 часа в сутки, ну спать-то спит, но при маленьких не особо и выспишься, то беременна, то кормишь, то кто-то заболел.

Японские женщины нервно курят за углом -)))

И еще один эффект многодетности — нехватка отцовской заботы, духовник ближе и к нему больше прислушиваются, даже не осознавая.

Опять для прихожан, студентов и проч его папа безотказен, а с семьи требует больше, чем с чужих, но это вывод из статьи.

MarinaPV

Да, еще хочу пару слов сказать. Вот отец Филипп пишет, что не надо праздновать Новый год, а то ребенок запомнит его как праздник, а Рождество — как что — то тяжелое. еще раз повторюсь, что все, что касается этой семьи — их личное дело. Но вот что бы я сказала этому отцу. Простите пожалуйста, но Вы же — отец своих детей. Так СДЕЛАЙТЕ так, чтобы они и тот, и другой праздник воспринимали с радостью! Ведь это ВЫ — их отец! Кто за Вас это должен делать?! Ну конечно — вы же дома редко бываете…Вы же заботитесь только о христианской статистике,… Читать далее »

mamilochka

Да… много у вас наболело! Вы наверное много слушаете проповедей, читаете современных отцов. А надо бы поменьше, тогда и болеть не будет. Вы много судите, это верно.

mamilochka

Добавлю, если люди с головой то они не будут впадать в экзальтацию, а сами решать что им делать в постели. И слушать мнение священников быть или не быть интимной близости не будут. Так же кормить детей мясом или молоком в пост тоже сами разберутся. Так что все дело в нас, ели гуру слушают, значит гуру будет вещать.

MarinaPV

Да я вроде как раз не сужу, а стараюсь констатировать факты. Да, я много читала современных книг и мнений священников…А потом когда начала сопоставлять с Евангелием и реальной ( особенно своей ) жизнью — увидела разницу… Понимаете, меня сильно задевает одно: то, что многие священники пытаются всем ( в том числе и мне ) через книги и проповеди внушить одно — если ты ТАК не живешь, то ты не христианка. И мне от этого больно и было даже страшно поначалу…Пока я не поняла, что это совсем не так. Именно это я и хотела сказать. А судить — я никого и… Читать далее »

mamilochka

Про, Новый год Согласна. Мы отмечаем Новый Год скромненько, а к Рождеству готовимся, дети уже сейчас ждут.

Engy13

А мы и то, и другое отмечаем. При чем дети даже в свои 3 и 4 понимают разницу. Новый год — это елка, это утренники в саду, Городская елка, бой курантов, украшение дома, костюмы. Рождество — это поход в храм, очень торжественная и праздничная служба, вертеп в храме, подарки от отца Владимира, большие подарки дома под елкой, "вечери" крестным. Не знаю, есть ли в России этот обычай носит крестным калачи, сладости и в ответ получать небольшие подарочки. У нас чудесные крестные. Просто отличные. Самые лучшие в мире…Это такой свет, такая благодать именно Рождественская неделя. И дети прекрасно ее отличают от… Читать далее »

mamilochka

Да мы тоже Новым Годом не брезгуем, праздник все-таки хоть и светский…

Nika

Марина, у нас в семье изначально не было принято отмечать Новый год до Рождества, никакой проблемы в этом не было, но это скорее заслуга моей бабки, которая собирала всю семью за столом, нежели папеньки. Вообще не было проблемы, а вот для семей, где хотя бы один родитель из отмечающих проблема встанет: бабушки-дедушки начнут пиликать: ребенка детства лишаете. Ну, я в детский сад не ходила, утренников слава Богу была лишена. в школе как-то без фанатизма, так как каникулы. Елку мы покупали и ставили в Сочельник. И никто от этого не умер. Почему у о. Филиппа боязнь, что тогда Рождество будет меньшим… Читать далее »

Meisje

Уважаемая Nika, а ёлку покупали в Сочельник? Ещё в Вашем детстве? Вы праздновали Рождество 25 декабря или умудрялись найти в продаже ёлку 6 января?

Nika

Нет, елки непроданные бывали после 31 уже в перестройку, но в самом раннем детстве покупали 30, клали на балкон и она там лежала в снегу. Ну, разумеется, осыпалась раньше, а не как в анекдоте: май месяц вынеси елку. Один раз елку не успели купить, нам покойный сосед, он был крупный начальник, отдал свою, такой пушистой у нас никогда не было. А так один очччень известный батюшка решил, когда еще только женился и не был маститым протоиереем, навестить нас 31 с матушкою. Разбудили всю семью. Мне утром перепал мягкий подарок. Они не подумали даже спросить, решили «сюрприз» сделать, сделали его себе.… Читать далее »

Лилия Малахова

Меня тоже покоробило от такой позиции. Человек дома бывает редко, а когда бывает, то он не сказку любимым детям спешить почитать, не узнать, как у них дела в школе и дома, а разбор полетов устроить и санкции наложить. Нормально так. Папа бывает набегами и только для того, чтобы наорать. Ужас.

zosya72

Очень хорошие лица у супругов и детей на домашней фотографии. И вовсе не хмурые. Естественные, мирные.

Engy13

Мне детские тоже хмурыми не особо показались. Взрослыми может не по годам. А вот матушка выглядит очень уставшей. Но может это всего лишь субъективное мнение.

Лилия Малахова

Не мирные они, а напряженные. Посмотрите — из 9 человек на нижнем фото улыбается только одна девочка на заднем плане. А та, что рядом с отцом — какое-то подобие кривой улыбки. Отец и мать сидят далеко друг от друга. На лицах — неудовольствие. Это счастливая семья? При взгляде на них у кого-нибудь появляется мысль, что это — счастливая дружная семья? Лично у меня нет.

zosya72

А мне не нравится современная манера позировать перед фотокамерой: голливудские улыбки, какие-то ужимки, странные позы. Мне симпатичней старинные семейные фотографии: там люди не изображают из себя "нечто". Фотография о.Филиппа мне их и напомнила.

Meisje

Вы не различаете разницы между счастливыми лицами и "голливудскими улыбками и ужимками"?

Nika

у моей подруги детства 8 детей, у второй не помню, кажется, все еще 7, так вот этих самых детей собрать, усадить, проследить, чтоб затылком по губам старшему не заехал младший, чтоб никто не описался, не заныл, не испугался фотографа, не и прочие 333 не… Так вот ее муж делает такую уйму фото, чтоб что-то могло получиться «нормальным». Без: у этого ребенка один глазик, а этот отвернулся. а тот моргнул и на фото глаза закрыты. Наших двоих запечатлеть-то не всегда могли, то одна попой к объективу, то вторая в носу ковыряет. Лет в 6-7 стало реальнее. Дети устают сидеть или стоять… Читать далее »

Nika

Странно, что никто не обратил внимания на светлое и радостное лицо внимательно слушающего патриарха о. Александра (Ильяшенко) в день рукоположения сына. Это лицо не говорит ни о счастливой семье, ни о радости за сына? И фотография удачная, профессиональная, поймал момент фотограф оч хорошо. Для молодого священника день рукоположения важнее, чем день свадьбы, как бы не хотелось заистерить, что а как же жена. Но для того и кольцо снимают, обручаясь с Церковью, что священник себе не принадлежит более. Если это действительно человек, понимающий, что он посвящает всю дальнейшую жизнь служению Богу и людям, вне зависимости от близости родства, без жена и… Читать далее »

Ole4ka

Статья называется "О любви, свободе и традиции". Больше половины в ней посвящено столичной карьере отца Филиппа. (Хорошая карьера, не каждому дано. Дрова колоть не надо, воду носить не надо, в холодной церкви на окраине глухого села службу вести не надо. Значит время на спокойное общение с детьми есть.) Но мне — то интересно о любви, свободе и традициях дружной семьи прочитать. Особенно после статьи Виктории. Компенсирующая и любящая ( не знаю, насколько любимая) жена кто? Объект или субъект? И может быть пора вплотную заняться проблемами молодых семей священников? Или всё-таки этой проблемы нет? Кстати о. Филипп — член епархиальной комиссии… Читать далее »

Nika

Олечка, простите, не заставляйте его пожалеть о данном интервью, об открытости и честности. Очень хорошо о рукоположении написано и важное написано. (А про воспитание, станет постарше и мудрее, немного изменит приоритеты, на первых детях молодые родители часто «тренируются», младшим меньше достается, их меньше строжат, не тк больше любят, а за счет опыта и др видения ситуации. Также и более взрослые родители) Дрова, возможно, самое легкое, что могло бы быть, в городе может быть намного тяжелее морально. А холодные храмы в их истории тоже были. (сама грешна ниже, но просто оч усталое лицо на фото, не утерпела). Про время на спокойное… Читать далее »

Ole4ka

Ника, о. Филипп человек публичный, защитник ценностей христианства, против которых сейчас ведется война. Не думаю, что его может задеть моя точка зрения. Мы так же прекрасно видим на фото кто стоит рядом с Патриархом, прочитали, что из поколения в поколение жизнь семьи связана с изучением религии, служением Церкви. Это совершенно нормально: идти по стопам родителей, поддержка родителей в выборе пути. А труд преподавателей ВУЗов …не знаю… мои друзья преподают в ВУЗе, зарплата мужа около 15 тысяч,жены еще меньше. Это сейчас. Но пока росли дети, которых они воспитали прекрасными умными, образованными людьми, зарплата у них было чуть больше прожиточного минимума. Я… Читать далее »

Nurochka

Почему "но… они атеисты"??? Смотрите на мир шире.

Ole4ka

О-О, Нюрочка, формат не позволяет раскрыть всю ширину широкого взгляда….:):)

Ole4ka

Продолжу.
Поэтому мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО , зная о традициях большой семьи о. Филиппа, интересно прочитать: почему в молодых семьях священников может происходить описанное Викторией. Ведь о. Филипп не рядовой священник из глубинки. Сколько должно быть первых детей, чтобы о. Филипп изменил приоритеты?

mega_farola

"Прежде всего, я выбрал себе любящую жену"
А может лучше было выбирать любимую?

zosya72

Не думаю, что матушка нуждается в нашей защите. Наверняка в таком большом семействе находятся ей помощники. Мужчина и не должен целыми днями сидеть возле печных горшков. Программа минимум для него — это семью обеспечить, а уж если он еще и людям может послужить — это идеал, для многих, увы недостижимый. Ведь в мужчине заложена потребность делать что-то для социума.Во многом из-за невозможности ее сейчас реализовать, наши мужчины и мельчают. Дети же воспитываются на положительном примере отца. И о супруге о.Филипп хорошо отзывается: "действует с любовью". Ну и воспитание хороших людей — чем плохая самореализация для женщины?

MariaRibakova

Слава Богу! Здоровый комментарий! Можно подумать ,что только те мужчины которые священники — большую часть суток проводят на работе и естественно из-за этого меньше чем жены проводят времени воспитывая своих детей.Ну подумайте что вы,дорогие женщины пишите!!! А если муж врач?водитель -дальнобойщик? просто строитель? и т.д. и т.п. И еще… что для самовыражения и реализации для женщины нужно обязательно выйти на подиум,стать бизнесвумен,или , или. или….Что вы хотите выразить? Если женщину, так лучшего места чем семья для этого нет!!!А если вы хотите доказать что вы такие же как мужчины,то конечно…Попробуйте докажите Тому Кто вас создал и называет сосудом нежным,что вы не… Читать далее »

MariaRibakova

Но вот еще,что меня в этом всем волнует — во- первых после того как вы делаете свой выбор зачем вы критикуете,ставите под сомнение выбор других,во-вторых почему,дорогие женщины, у вас возникают проблемы и недовольства типа" какие все мужчины инфантильные" или " я все сама а он…" ну и т.д и т.п. И еще кто конкретно вас заставляет быть многодетной мамой? Это выбор тех женщин и мужчин для которых это правильно перед Богом(для них). И почему вы можете себе позволить сказать про чьих — то детей "куча"? А "разбор полетов" как правило это не скандал или папина истерика, а обсуждение прожитого дня,… Читать далее »

Julia_Z

Простите, а вы с кем сейчас разговариваете?

mega_farola

Ну, если человек отвечает на свой собственный комментарий , то с кем он разговаривает ? 🙂

Julia_Z

Скажем так, речь обращена к воображаемому оппоненту)

Лилия Малахова

Разница в том, что ни дальнобойщики, ни врачи, ни сиротели не выступают в проповедями, а если и выступят, то их слова не будут восприниматься как образец для подражания и руководство к действию. И требования к священнику намного выше у общественности, чем к вышеперечисленным лицам.

Похожие статьи