Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого священника Георгия Домбарáкиса* «Связи и отношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим об отношениях мужчины и женщины в русле православной традиции.

В Православной Церкви тема взаимоотношений мужчины и женщины является жизненно важной и определяющей для человека, поскольку от той позиции, которую он будет занимать по данному вопросу, зависит вся его жизнь — станет ли он создавать семью или выберет девство во Христе.

Вопрос о взаимоотношении полов начинает сильно занимать человека в подростковом возрасте, поскольку юному человеку его с особенной силой задаёт сама природа. К сожалению, эта тема, к которой необходимо спокойное и серьёзное отношение, часто сильно извращается, и в результате начинают появляться неестественные, патологические трактовки, что может привести и нередко приводит людей к болезненному психическому состоянию.

По воспоминаниям духовных чад, старец Порфирий в том, что касалось серьёзной и тонкой темы взаимоотношений мужчины и женщины, был отечески рассудительным. Никто не мог бы дать ему определение «строгого» или «снисходительного», поскольку он был просто справедливым. Его келию посещали люди или запуганные теми, кто придерживается излишне консервативных взглядов, или же сломленные опытом «дерзновенных» новаторов.

Старец Порфирий всех окружал одинаковой любовью, для каждой души он находил подходящее лекарство: «Приходят ко мне иногда мальчики и девочки. Бедные дети, чего они только не успели попробовать, все плотские грехи. И всё же я их люблю». Старец боролся с грехом, любя грешника и помогая ему осознать как ответственность за свои падения, так и возможность освободиться от них и от вины, через покаяние и жизнь во Христе. Он хотел направить человека к новой жизни, а не мучить его душу воспоминаниями о прежней.    

Точки зрения, которые не принимаются христианством

«Свободные отношения»

В наши дни «свобода» во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами составляет первую крайность, которую не принимает наша вера. К сожалению, для большинства современных юношей и девушек лёгкость в завязывании отношений с противоположным полом составляет нечто совершенно естественное и само собой разумеющееся. Многими отсутствие у них парня или девушки воспринимается как какая-то «ненормальность», патология. Разумеется, речь здесь идёт не о дружеских отношениях и совместном дружеском времяпрепровождении. Имеется в виду, главным образом, то, что и сама молодёжь подразумевает в данном случае, а именно развитие «особенных» отношений с каким-либо лицом другого пола, вершиной которых часто считается плотская связь друг с другом.

Предпосылкой к «свободным отношениям» считается безответственное отношение человека одного пола к человеку другого пола. В такой «свободе» нет серьёзности, которая бы позволила молодому человеку или девушке увидеть во взаимоотношениях мужчины и женщины нечто святое, от чего зависит в большой степени их дальнейшее психическое и телесное равновесие. Вот и получается, что молодёжь во многом руководствуется поверхностной сентиментальностью, которая в итоге приводит к многочисленным падениям и постоянной смене партнёров.

Несмотря на то, что эта «свобода отношений» является одним из признаком той жажды истинной любви, которая кроется в юных людях, она в результате принимает форму «болезненной любви» и подпитывается эгоизмом.

Политика запретов

Приверженность к запретам и устрашениям — это «второй конец» той «палки», на «первом конце» которой находятся свободные отношения. Сторонники запретов утверждают и пытаются убедить молодёжь, будто бы любые отношения между мужчиной и женщиной — это «страшно и ужасно», тем самым искажая и извращая то, что является одним из самых священных и прекрасных даров Бога человеку: влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине. В результате в юных умах и душах складывается нездоровое отношение к данной теме, что впоследствии препятствует им установить полноценные и зрелые взаимоотношения, создать крепкую семью.

Предпосылкой к подобного рода «сексоцентрической этике» является демонизация всего эротического, что есть в человеке. Приверженцы такой позиции объявляют грехом связь между полами и влечение мужчины и женщины друг к другу. Эти люди, не умея правильно и с любовью относиться к Богу, не могут усмотреть любовь и Божественную искру во взаимоотношениях с ближними и особенно с людьми противоположного пола.

Христианский подход: освящённые отношения

Жизненный путь христианина — выберет ли он благословенный брак или девство и полное посвящение себя Христу — предполагает уверенность человека в святости взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Святой Иоанн Златоуст говорит, что «Бог посеял эрос в человеческой природе», а значит, Его воля состоит во влечении полов для создания супружеских взаимоотношений и семьи. Таким образом, согласно христианской православной вере, эта связь не ослабевает и не демонизируется. Наоборот, она приобретает самое высокое возможное положение — «таинство велие», — поскольку соединяется с отношениями Христа и Церкви. Как Христос любит Церковь и приносит Себя в жертву ради Неё, так и муж любит жену и жертвует собой для неё. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефес. 5:32).

Подобное возведение отношений в Таинство предполагает особое благословение и благодать Христа и Церкви. Встреча мужчины и женщины — настолько важное событие, что требуется особое вмешательство Божие, для того чтобы пара преуспела в своём отныне общем пути создания семьи.

Из этого становится понятным, почему наша Церковь не принимает и не благословляет добрачные близкие телесные отношения — в них нет благословения Божия, и их можно рассматривать как проявление эгоизма и безответственности. Психиатр Theodor Bovet сравнивал добрачные связи с преждевременным срезанием бутона, которому не дали времени расцвести полностью.

Вывод очевиден: правильные взаимоотношения мужчины и женщины Церковь видит лишь в контексте брака. Иначе эти отношения перестают быть понятными, оказываются поверхностными и безответственными, а значит, Церковь не может их принять.

Подходящий возраст

Какой возраст можно считать наиболее подходящим для создания семьи? Психологи, занимающиеся проблемами брака, считают, что для мужчины «идеальный возраст» — это примерно 25 лет, а для женщин — немного меньше. К достижению этого возраста молодые люди обычно достигают определённой зрелости, как физической, так и психологической.

В то же время, неверным можно считать убеждение многих людей, согласно которому, перед тем, как вступать в брак, человеку необходимо полностью устроиться в жизни, с образовательной, профессиональной и социальной точки зрения. Дело в том, что в современном мире нередко этот процесс «устройства в жизни» занимает длительное время, иногда требуется несколько десятилетий, чтобы человек полностью преуспел и раскрылся как личность. К тому же именно брак — это одно из важнейших средств, помогающих человеку стать зрелой и цельной личностью.

В равной степени неверным представляется создавать семью в слишком юном возрасте. У молодого человека или девушки-подростка пока нет необходимой телесной и психологической зрелости. В итоге зачастую такой брак заканчивается разводом.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Ольга

Вы так прекрасно начали статью, интересно было читать, а потом — р-раз! — "Точки зрения, которые не принимаются христианством". Опять! Жалко, можно было в позитивном ключе продолжить. А тема очень интересная, спасибо!

Ольга

Женщина писала? Избыток предположений и, вместе с тем, менторский тон. Не вкусно и не обосновано

kiriniya

Женщина читала, причем невнимательно и предвзято.

Евгения Б.
Евгения Б.

Название: "Мужчина и женщина: отношения в православной (!!!) традиции. "
" Невнимательно" ,- Кириния, Вы, как всегда дипломатичны.)))

kiriniya

Стараюсь изо всех сил, все ж общество приличное.

Анна

Ведь написано же в самом начале, что здесь приводится перевод отрывка из книги греческого священника Георгия Домбарáкиса! Это не статья, и Георгий — это явно не женщина. Вы как читаете, что такие комментарии оставляете?!

Natalya_Natalya

Эх, годы прошли…))))))))))))))))

Оля

Спасибо. Взвешенная, мудрая статья. Хотя в жизни не всё можно просчитать и предугадать.

Наталииия

Подписываюсь под каждым словом. Со всем согласна. Замечательная статья, жаль, не всегда понятна аргументация постороннему нехристианскому уму — о чем свидетельствуют комментарии… Хорошо бы ссылки на писание. Хотя итак понятно, что все правда))) Спасибо)))

Софья

Наталия — у самый краткий и здравый комментарий, согласна с вами и со статьей. и правда, "нехристианскому" уму это сложно объяснить — тем более мужскому нехристианскому уму:( (и всё равно — эх, попадись статья раньше, получилось бы красивее объяснить бывшему партнеру свою позицию насчет добрачных "отношений", да и у самой бы сомнения в душе не росли:)) А за перевод отрывка — спасибо большое монахине Екатерине и Матронам за публикацию!

Мария

Добрачные отношения с бутоном первым не психиатр Теодор Бовет сравнил. А известный писатель Максим Горький. Именно оттуда пошло выражение дети- цветы жизни.
Значит- не надо цветочки раньше времени срывать,, а то ягодок не дождетесь.
Это из произведения, кажется, В людях.
Бабушка юному Алеше Пешкову таким образом половое воспитание проводила. Посреди всех свинцовых мерзостей, и такой чистый человечек Алёша был.
Читайте классику, господа!

монахиня Екатерина

Возможно, автор книги не читал Горького. А психиатр Бовет читал. )))

Engy13

Все-то хорошо, но вот жить, если у тебя нет предрасположенности к монашеству, в девстве до 25 лет, тем более мужчине — развожу руками. Вообще-то, более логичны здесь восточные народы — да, плотские отношения в браке — но и браки у них в 16-18 лет заключаются. Что раньше — то, ИМХО, — тоже перебор.

Гость

Сейчас же очень часто ранние браки распадаются. Я не знаю, точна ли эта статистика или нет о том, что в России 8 из 10 браков распадаются рано или поздно.

Гость

А почему мой второй ответ не пропустили, разве там было что-то такое, нецензурная лексика или я кого-то оскорбил, по-ему там раскрывалась суть проблемы, нет?

монахиня Екатерина

От переводчика. Автор довольно часто говорит что-нибудь вроде: "но не будем абсолютизировать", он явно не претендует на то, чтобы его мнение было истиной в последней инстанции. Он производит впечатление адекватного человека, понимающего, что все люди разные, а поэтому всем один и тот же совет не подойдет. Поэтому, мне кажется, приведенный здесь возраст — рекомендательный, а не обязательный. Есть люди, которые уже в 15-16 лет — вполне состоявшиеся личности. А бывает, что человеку под тридцать, а он до сих пор "не определился". В итоге каждый человек сам для себя решает (с родителями, духовником, со своей будущей второй половиной, в конце концов… Читать далее »

Анна

Мой муж меня до 24 ждал. При чем даже не будучи христианином. Просто было у него убеждения, что это должно быть раз и на всю жизнь. Так что не надо этих мифов и стереотипов навязанных обществу. Особенно про мужчин, их полигамность, вред воздержания от секса и иже с ними. А предрасположенность к монашеству мне кажется это скорее желание оставить этот мир ради Бога в не зависимости от склонностей к тому или иному роду страстей.

MaryNightingale

Хотела задать вопрос матушке Екатерине как переводчику и как монахине — как Вы относитесь к старцу Порфирию, о котором идет речь в книге? Хочу почитать его труды, знаю, что многие его очень почитают, но профессор Осипов такие разгромные высказывания про него озвучивал…вот и не знаю, кому верить.(

монахиня Екатерина

Мне кажется, здесь не место вести богословские диспуты (просто места не хватит). Профессор А. И. Осипов — человек книжный, многое он меряет по этой "книжности". И у Алексея Ильича есть спорные высказывания. Богослов имеет право высказывать СВОЁ мнение, не претендуя на то, что это мнение всей Церкви. В Греции старца Порфирия любят и почитают, и я тоже. Мне лично всё сказали его слова (перевод мой): "Ты находишься в тёмной комнате и двигаешь руками, пытаясь таким способом разогнать темноту. Открой окно, чтобы в него заглянул свет, и тогда мрак уйдёт сам собой. Свет — это то, что прогонит темноту. Давайте же… Читать далее »

монахиня Екатерина

И ещё. В православной среде можно частенько услышать всякие нехорошие вещи про разных старцев и пр. Я понимаю смущение, которое вызывается этим у простых людей. Но ведь сказано — "приди и виждь". Мне кажется, надо сначала попытаться узнать что-то самому, в данном случае — прочитать доступные книги самого старца, помолиться Господу о вразумлении и просвещении ума и сердца. Это будет честнее, чем читать чьи-то "мнения".

монахиня Екатерина

Если хотите, посмотрите книги старца Порфирия (или о нём) здесь: http://www.isihazm.ru/?id=737

MaryNightingale

Спасибо!

fevralskaya

Это все действительно так… Вот эта "политика запретов" применялась на мне. И уже будучи взрослым человеком до сих пор невольно воспринимаю все как нечто нехорошее, ужасное. Отсюда развитие всевозможных комплексов, с которыми пытаюсь бороться, пока, не очень успешно. Люди, воспитывайте своих детей правильно! Пожалуйста! Ведь очень тяжело бороться с тем, что как фундамент заложили тебе в детстве!Находите правильные слова! Говорите обо всем, и об Этом тоже со своими детьми! Это чревато всевозможными последствиями — от неустройства личной жизни до впадения в разврат.

Похожие статьи