Недавно в числе прочего спама мне прилетела реклама ресторана. «Нам недостаточно, чтобы гостям просто нравились наши блюда. Мы хотим, чтобы наши гости были в восторге», — прочитала я в рекламном письме и подумала: «Да ведь это про нас! Про наш сайт». Если признаться честно, то лично я ставлю перед сайтом «Матроны.РУ» именно такую задачу: чтобы гости были в восторге. Правда, гостей у нас нет: каждая участница нашего клуба — полноправная хозяйка и соработница на нашей общей кухне. Коренное отличие «Матрон» от ресторана — в том, что в ресторан ты приходишь, заказываешь еду и официант приносит тебе готовые блюда, которые ты можешь похвалить или раскритиковать. Можешь оставить ему хорошие чаевые или совсем не оставить. Можешь прийти в этот ресторан еще раз и порекомендовать его друзьям, а можешь заявить: «Ноги моей тут больше не будет!» А наш сайт, конечно, тоже можно посетить, почитать, попробовать на вкус, похвалить или раскритиковать, но при этом придется иметь в виду, что это ты, сегодняшний строгий критик или восторженный поклонник, вместе со всеми стоял на кухне и хлопотал над тем блюдом, которое сегодня пробуешь. И потому уже как-то неловко хвалить — это звучит как посмотрите на меня, самого лучшего в мире Карлсона. И не очень хочется ругать: все-таки плоды своих трудов мы будем охотнее защищать от чужих нападок, чем подвергать самокритике. Написала я это и задумалась — а какое «блюдо» можно было бы назвать фирменным для «Матрон»? В поисках чего люди приходят и будут приходить именно на наш сайт, а не на другие? Вряд ли этим фирменным блюдом будет оперативность — мы пишем в большинстве случаев на вечные темы, а для немедленного реагирования есть информагентства. Литературность и выкокохудожественность — тоже не то, чего ждут именно от нас. Конечно, у нас есть очень талантливые авторы и замечательные рассказы, но такого же добра полно на «Прозе.Ру» и других творческих ресурсах. Откровенность? Вот уж чем в интернете никого не удивишь: в каждом втором блоге можно увидеть такой душевный стриптиз, что покраснеешь до кончиков ушей. Тогда что же? Несмотря на все богатство и разнообразие ресурсов Сети, в ней очень и очень мало лишь одного — любви. Недаром же сложилась грустная поговорка с непечатным продолжением: «Это интернет, деточка, тут могут…» Отправляя какие-то свои высказывания на просторы Всемирной Паутины, нужно быть готовым к тому, что тебя обольют грязью с головы до ног, потом втопчут в эту самую грязь, стараясь при этом нащупать самые болезенные твои места и посильнее наступать именно на них. Могут засыпать сотней-другой занудных уточняющих вопросов. Могут сказать «бугага» о том, что тебе бесконечно свято и дорого. И даже уютный подзамочный дневничок с узким кругом френдов не может служить гарантий того, что милая девушка с котиками и ангельскими младенцами на юзерпиках, которую ты считала «родственной душой», однажды выложит на всеобщее обозрение твою самую сокровенную тайну. Поэтому хочется предложить: а давайте сделаем нашим фирменным блюдом именно любовь! Давайте будем обращаться с каждой из участниц нашего сообщества как с найдрагоценнейшей фарфоровой вазой, а не испытывать друг друга на прочность. Один знакомый как-то сказал мне: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь, если отношения внутри нее не лучше, чем во внешнем мире». С этим трудно не согласиться. Можно еще добавить: зачем нужны православные блоги, православные группы в социальных сетях, православные форумы, если на них ничуть не меньше злобы, желания самоутвердиться за чужой счет и переливания из пустого в порожнее, чем на всех прочих сетевых ресурсах? Для тех, кто организовал «Матроны», и для каждой участницы нашего клуба, полагаю, лучшей похвалой будет признание, что кто-то приходит сюда отдохнуть душой, погрузиться в общение, которому можно просто радоваться, не опасаясь, что тебя сейчас оскорбят, высмеют, обличат в невежестве и неблагочестии и вообще укажут на дверь, то есть на кнопочку «выйти». Впрочем, некоторым участникам мне иногда очень хочется именно на нее указать — как раз тем, которые идут сюда как в атаку, а не как на душевные дружеские посиделки. Ведь любить своего интернет-ближнего — это не сложно? Или все-таки очень тяжело?