Как защищаться от хамства? Как одеваться элегантно? Как изменить свою жизнь к лучшему? Эти и многие похожие вопросы часто встречаются сегодня на просторах интернета в тематических сообществах и форумах. На них в XVIII веке ответил Филип Стенхоп четвертый граф Честерфилд, знаменитый английский государственный деятель и дипломат: «Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает».

«А затем, друг мой, что это люди — дурного тона, то есть не умеющие обойтись друг с другом» (И. А. Гончаров. Письма столичного друга к провинциальному жениху).

Если говорить об Америке, Европе и России (Восток – дело тонкое, его не будем трогать), то людей, проживающих в этих зонах, с позиции этикета условно можно разделить на две категории: воспитанные и невоспитанные. Или люди дурного тона или хорошего тона. Тут все предельно просто. С первой группой нам, как правило, некомфортно – они могут и любят грубить, ругаются матом и за хлебом в пижаме ходят.

В обществе вежливых людей нам всегда приятно находиться: «Человеком себя чувствуешь», как выразилась одна моя ученица. Именно им даем такие определения как «культурный», «образованный», «интеллигентный», «истинная леди» и «настоящий джентльмен».

«Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» (Иммануил Кант).

Для полноты картины предлагаю читателям краткий экскурс в историю. Существует расхожее мнение о том, что основателем этикета является Людовик XIV. Однако, это далеко не так. С подачи французского монарха вошел в употребление лишь термин «этикет», произошедший от французского названия карточек – «этикеток» с написанными на них правилами, которые раздавались гостям на пышных приемах Короля – Солнце.

Вопросы нравственности и умения себя вести волновали людей еще в эпоху древних царств. Этикет как явление существует уже 5 тысяч лет и напрямую связан с историей развития человеческого общества.  Например, в Египте в одной из пирамид учеными был найден свиток, в котором была фраза примерно следующего содержания: «Мир скоро рухнет. Младшие не уважают старших». Античная эстетика воспевала идею воспитания человека совершенного «прославленного за красоту тела и за многостороннюю добродетель души» (Платон, Диалоги), в котором гармонично сочетаются внешние (физические) достоинства и духовно – нравственная сторона. Здесь же и Древний Китай с его знаменитым Конфуцием, например.

Сама же система этикетных правил начала складываться лишь в XI веке, а первое пособие по этикету возникает гораздо позже, в 1204 году. Его создателем был ни кто иной, как священник. Педро Альфонсо из Испании. Книга содержит в себе правила для священнослужителей и называется «Дисциплина клерикалис».

Далее рыцарский кодекс чести XII века, культ дамы. К слову, именно он и взят за основу современного светского этикета. В истории нашей Родины есть и свои древние энциклопедии хороших манер, ставшие прекрасными памятниками для потомков. Это и «Поучение детям» Владимира Мономаха. И «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» изданное при Петре I. Программы обучения в институтах благородных девиц, которым положила начало Екатерина Великая. Пушкинская пора…

А потом была революция 1917 года. Когда старый мир был разрушен до основанья. Приход к власти Шариковых… Образовался культурно – нравственный вакуум, который русский человек сегодня стремится заполнить.

 «Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет» (Иоганн Вольфганг фон Гете)

Зачем же это все – таки это нужно? Приведу пример. Если мужчина приходит в церковь в джинсах – это дурной тон. Поскольку джинсы – это проявление неуважения к такому месту. В них только в парке собаку выгуливать хорошо.

Если вы, обращаясь к женщине, называете ее «девушка» — это тоже дурной тон. В той же Америке нет обращения по гендерной принадлежности: «Woman, woman! У вас перчатка упала!».

Если представляя людей друг другу вы произносите:  «Оля, это Валя. Валя – это Оля» – это тоже дурной тон (как будто Валя с Олей никто и звать их никак).

А если дама, находясь в обществе, сидит в позе «нога на ногу» — это также дурной тон. Если … и этих нюансов множество. Как в ПДД. Пока вы не выучите правила, вы не сможете сесть за руль автомобиля и поехать. Чтобы уважать окружающих, нужно знать, чем и каким образом выражать это уважение. Чтобы почитать собственное достоинство, тот образ Божий, который находится в каждом из нас, мы должны знать, как это делать.

Приведу размышления Антона Павловича Чехова на эту тему:

«Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… (…)

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и няньчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e. известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт…»

(Из письма брату Николаю, 1886).

Вывод тонким размышлениям знаменитого классика напрашивается словами французского писателя Люка де Клапье Вовенарга: «Истинная вежливость проистекает из сердца. Быть вежливым, не означает ли желание сделаться приятным своему ближнему, нередко собственным вкусам и привычкам. Поступая таким образом, не доказываем ли мы ему ясно, что его спокойствие и удовольствие дороже нам нашего собственного. Не обнаруживаем ли мы тем самым христианское чувство смирения и милосердия».

Воспитанность — не что иное, как уважительное отношение и почтение к образу Божьему в нас в первую очередь. И в других, во вторую.

Помимо прочего нужно добавить всего лишь одно умение. Умение вести себя. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48).

В следующий раз мы подробно рассмотрим качества и признаки воспитанного человека.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Сертифицированный консультант по этикету и деловому имиджу. Замужем, двое детей - сын и дочь. Главный принцип работы специалиста по этикету: Кто знает, тот уверен в себе и не суетится!

Другие статьи автора
новые старые популярные
Oliya

Екатерина, спасибо за статью! (И за Ваш замечательный блог — тоже)). )

Oliya, благодарю Вас за теплый отзыв!

Тэсс

Очень верно то, что Вы написали. Воспитанность должна быть выражением души, а не маской приличия, надеваемой при случае. Общаясь с двумя разными людьми, внешне вежливыми, иногда испытываешь диаметрально разные чувства. Мне кажется, именно потому, что одни вежливы формально, то есть присутствует лицемерие, а другие таковы по своей сути.
Спасибо за статью!

Тэсс, Вы совершенно верно заметили. Вспомнилась поговорка "Сердце сердцу весть подает". А если говорить с профессиональной позиции, то неискренних людей обычно выдает жестикуляции, мимика, выражение глаз и т.п. Даже если человек не разбирается в языке телодвижений, то подсознательно мозг все равно распознает эти сигналы — когда чувства расходятся с телодвижениями.

ангелина

прочитала и очень огорчилась что потеряли себя, культуру а самое главное образ Божий. попробую с себя.

Ангелина, очень правильная позиция — начать с себя! Помните, как говорил преп. Серафим Саровский: "Спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи". Успехов Вам!

Вера Шарапова

Мне кажется, что не нужно все-таки вежливость и воспитанность в один ряд с глубокими душевными качествами и христианскими добродетелями — так сказать, с "моральным обликом". Безупречная тактичность может легко сочетаться с подлостью и трусостью, а дурные манеры — с добротой, честностью и т.д. Сравнивая эти вещи, мы обесцениваем действительно важные человеческие качества, низводя их до банальной вежливости. А с другой стороны, создаем иллюзию того, что вежливым и воспитанным быть трудно, что это тяжелый труд, вечное самопожертвование и т.д. (статья у меня создала именно такое ощущение). Совсем нет, "достаточно" воспитанным и вежливым быть относительно легко, это довольно естественно для нашего общества,… Читать далее »

Вера, Вы верно подметили. Мы еще много будем об этом говорить. Назначение этикета — это уменьшение агрессии в обществе. Представьте (давайте помечтаем), если бы каждый гражданин следил хотя бы внешне за своими манерами. Мужчины бы уступали места женщинам, продавщицы бы перестали хамить… Своеобразный круговорот этикета в природе — от одного к другому. Уже стало бы намного приятнее. А христианские добродетели уже как дополнение. Не все ведь воцерковленные, согласитесь. То есть правила приличия — это, проще говоря, для неверующих. А духовная составляющая для тех, кто еще и заботится о своей душе. Именно поэтому я привела в конце слова писателя Люка де… Читать далее »

Ni-ka

продавщицы хамят тем, кто их не уважает. Не помню ни одного случая, чтоб мне нахамили. Если для эксперимента обратиться свысока, вероятность нарваться на ответное хамство близится к 100% Не уступить место перестало быть неприличным, равно как и сидеть развалив ноги и проветривая мужское хозяйство, навалясь на соседей. Женское сидение нога на ногу было неприличным, пока женщины ходили в юбках, брюки наоборот при сидении нога на ногу больше скрывают, а при обычном демонстрируют. Джинсы уже давно перестали быть рабочей одеждой золотоискателей да ковбоев… После того, как появились коллекции высокой моды с использованием денима и подавно. Модели джинсов выпускаются классические, они неудобны… Читать далее »

Мария

И что всем так дались эти джинсы в храме?.. Уже не первая статья на Матронах, где они порицаются. Сейчас джинсы — абсолютно нейтральная одежда. Или надо костюм надевать?

Элен

Согласна. Хорош к джинсам прикапываться.

zirca

Ведь в храм и при посещении кладбища заходят, когда надо прибраться и посадить цветы на могилах. Лично я тогда в джинсовой юбке, а муж в джинсах, да. И многие там в джинсах, и не напрягает это никого вокруг.

Татьяна

А как обращаются к вышеупомянутой "женщине" в Америке, и как это можно применить у нас?
Мужчины не уступают место женщинам, зато женщины позволяют себе громкие разговоры по мобильному телефону на весь автобус..тоже примета времени!

Анастасия

Извините, автор, я с вами не согласна.
Ваши правила воспитанных и невоспитанных людей весьма субьективны. И напоминают заявления
каких-нибудь стилистов, что-то типа: "да вы что, кто же сейчас носит ткань в полоску, это ведь дурной тон".

Екатерина

Спасибо! Жду продолжения! Буду внимательно читать и дальше)

Екатерина, Ваша статья — как глоток свежего воздуха! Очень нужно возрождать в России культуру этикета. Иногда кажется, что это невозможно после революции, но ведь мы постраемся, правда? Дай Бог!

Похожие статьи