Когда вокруг весна, но на душе сырость, а на носу насморк, хочется чего-то теплого. Вязаных носков, большой кружки горячего какао и душевного женского кино. Таким фильмом стали для меня «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019 г.). 

Посмотреть очередную экранизацию культового девичьего романа середины XIX века мне очень хотелось. Ставшая классикой американской литературы, книга «Маленькие женщины» попала ко мне в руки, когда я была гораздо старше героинь Луизы Мэй Олкотт. Что, однако, не помешало мне полюбить четырех сестер Марч нежной любовью и заставило прочитать также продолжение книги и биографию самой писательницы. 

Как ни странно, на знакомство с «Little Women» натолкнул меня негативный отзыв. Одна из героинь Ф. Скотта Фицджеральда отвечает своей кузине, взывающей к ее совести: «Ради Бога, не цитируй ты «Маленьких женщин»! Они давно устарели». Эмансипированные барышни рассказа живут в эпоху джаза, водят автомобили, обрезают волосы, пьют крепкие напитки и танцуют на вечеринках в коротких платьях. Могла ли представить такое писательница викторианской эпохи, наделяя главную героиню в автобиографичном романе феминистскими чертами?

Луиза Мэй Олкотт

Так или иначе, а современная экранизация книги получилась не хуже самой книги 1868 года и голливудской экранизации 1994 года. Обе киноверсии (которые я не буду здесь сравнивать, ибо они обе достойны и прекрасны по-своему) сняты режиссерами-женщинами. Более того, фильм 2019 года Грета Гервиг снимала в возрасте 36 лет. Ровно столько же было Луизе Мэй Олкотт, когда она написала свою книгу. Но не только это роднит двух творческих леди.

Олкотт была активным борцом за права женщин и первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах. На ее передовые взгляды сильно повлияли родители: отец Эймос Бронсон Олкотт – писатель-трансценденталист, и мать Эбигейл Мэй – одна из первых суфражисток. Поэтому сильно ошибаются те, кто, как золотая молодежь из рассказа Фицджеральда, считают «Маленьких женщин» устаревшим манифестом протестантской морали и пресловутых трех «К» для замужних дам. 

Недаром за последнюю экранизацию взялась главная феминистка Голливуда Грета Гервиг. Стряхнув идиллично-розоватую пыль с книги, которую уже полтораста лет читает каждая девочка Америки, Гервиг показала нам новых «Маленьких женщин».

Во-первых, она объединила первый роман с его продолжением «Хорошие жёны». Да так, что, постоянно используя прием флешбэков, режиссер то бросает героинь в перипетии настоящей жизни, то окунает в воспоминания о минувшем счастливом детстве. Сделано это мастерски, но местами так тонко, что не читавшему книги зрителю порой не понятно, сколько сейчас лет девушкам и сколько прошло со времени последней сцены. 

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Во-вторых, акцент с семейной истории смещен в сторону Джо Марч, которая стала главной героиней кинокартины. Это и неудивительно, ведь именно Джозефина, вторая из сестер, стала прототипом самой писательницы. И именно бунтарка Джо всю жизнь была самым любимым персонажем Греты Гервиг.

В-третьих, акцент с добродетелей семьи Марч, начиная с родителей и кончая младшими сестрами, сильно смещен в сторону творчества и самореализации. И со стороны брака – в сторону любви. Очень современно.

Сирша Ронан в роли Джо Марч

Нет, положительные качества каждой из сестер, особенно Бэтт, и их матери Марми в фильме, конечно, есть. И рассуждения о браке как предназначении женщины и выгодной партии тоже. Но красной нитью проходит образ девушки решительной, смелой, способной на самостоятельный выбор своего места в жизни (ни одной из сестер его не навязывают родители) и следования велению своего сердца. Даже те из них, кто на словах проповедуют брак по расчету, в итоге выбирают любовь. И получают и то, и другое.

А мы получили на экраны красивую женскую картину. В меру историчную и по-хорошему феминистскую. Написанную женщиной, снятую женщиной, о нас и для нас. Мужские персонажи в новом фильме «Маленькие женщины» прописаны слабо и эпизодично. Исключение составляет Лори, но и он предстает в фильме скорее женоподобным юношей-подростком, чем героем-любовником. Тимоти Шаламе обаятелен, но на любителя. И рядом с актрисой, играющей Джо, он смотрится органичнее, чем рядом с широколицей Эми. Хотела ли этим что-то сказать режиссер?

Сирша Ронан, Тимоти Шаламе в фильме «Маленькие женщины»

Такой фильм хочется смотреть в уютной женской компании мамы, подруги или дочери. Хотя я смотрела его с мужем, и нам обоим такой необычный опыт понравился. Поглядывая на его лицо, я то и дело замечала добрую улыбку и необычно мягкое для него выражение глаз. Значит, и мужчинам интересно, чем живут девушки. Особенно отцам подрастающих дочерей. Как ни странно, супругу больше всего понравился образ пацанки Джо. Думаю, не в последнюю очередь благодаря великолепной игре и мимике Сирши Ронан и тому, что все-таки Джо – главная героиня картины. На мой же консервативный взгляд, Джо слишком прямолинейна и лишена женской дальновидности. Что не мешало мне улыбаться, когда она плакала над потерей своей девичьей косы (девочки, такие девочки), и грустить над ее разбитым сердцем.

Мне же ближе оказалась героиня Эммы Уотсон. И хотя ее Мэг трудно назвать самой красивой из сестер (в плане красоты вообще выигрывает экранизация 1994 г.), именно со старшей сестрой я идентифицировала себя. И я мечтала бы о красивых платьях и балах, живя в скромной семье пышной викторианской эпохи. И мне, случайно попав в светское общество, хотелось бы там блеснуть, понимая, что это ненадолго. И точно, как она, я потом бы раскаивалась в своем легкомысленном поведении. И я могла бы выйти замуж не по расчету, а по любви за бедного учителя (что я и сделала). И потом просила бы у мужа прощения за чрезмерные расходы на ткань для нового платья. Женщины, такие женщины.

Эмма Уотсон в роли Мэг

Платья – отдельная краса этого фильма. Недаром именно костюмы взяли «Оскара», хотя номинаций у картины было много. Чего стоит тщательно продуманный мальчишеский стиль для Джо, аристократичные наряды Эми и изумрудно-зеленый акцент в виде ленты на Мэг, отсылающий нас к примеряющей шляпку Скарлетт О’Хара. 

Кстати, несмотря на милоту общей атмосферы и каждой из сестер, в них нет-нет да и проскользнет типично американская прагматичность в духе главной героини нации с ирландскими корнями. То в разговорах о деньгах и работе, то в поисках удачной партии и желании продать свою красоту на матримониальном рынке подороже. Это вам не восторженная русская барышня Наташа Ростова. Это Америка, детка. 

Возможно, именно поэтому мне не близка и героиня Флоренс Пью. И сама Эми – персонаж слишком расчетливый, и актриса, на мой придирчивый взгляд, красива красотой русской крестьянки, а для светской леди XIX века грубовата – как лицом, так и манерами.

Тимоти Шаламе, Флоренс Пью в фильме «Маленькие женщины»

Слишком идеальные Бэтт и Марми получились опять елейными и потому не очень интересными. А попадание в образ и Элайзы Сканлен, и Лоры Дерн мне кажется куда более удачным. В них чувствуется порода, а играть сугубо положительные роли дело неблагодарное. Хотя поплакать на хорошем кино я люблю, и тут тоже был для этого повод. 

Сестер Марч отличают искренняя дружба и любовь (в отличие от сестер Фицджеральда, где царят соперничество и зависть). Самопожертвование и удивительное самообладание в самых трудных ситуациях. И разные характеры, и судьбы на любой вкус – от занятий музыкой, писательством, актерством и живописью, до браков – богатых и нет, и сознательного одиночества.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Родители сестер и Гражданская война, на фоне которой происходит действие, остаются фоном. Так что и тут параллели с «Войной и миром» провести не получится. А может, и не надо их проводить? Несмотря на свои маленькие слабости, это произведение, пожалуй, не имеет аналогов в русской, да и мировой, литературе. Много ли вы знаете авторов-женщин, писавших о девочках-подростках и для них? Я навскидку вспомнила Джейн Остин, сестер Бронте, Жорж Санд и Лидию Чарскую. 

Тяжел труд писателя. Вдвойне тяжел для женщины и втройне – для женщины прошлых эпох. Так что вздохну я тихонько об участи самой Луизы Мэй Олкотт и перечитаю еще раз «Маленьких женщин» и «Хороших жен». А заодно открою для себя «Маленьких мужчин» и «Ребят Джо».

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Жена, мама, хореограф в декрете. Учусь любить и благодарна небу за всех встреченных на моем пути людей.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Спасибо, постараюсь посмотреть!
А Наташа Ростова не так уж непрактична, кстати. Не такие уж Россия с Америкой и антагонисты.

Muma

Мне эта экранизация понравилась гораздо меньше, чем первая. Во-первых, не всё понятно для тех, кто не знаком с произведением. Во-вторых, странный выбор актёров. Актрисы, сыгравшие сестер-все прекрасны и талантливы, но они смотрятся практически одногодками, это очень мешает! И главный герой-как был мальчиком на вид, так и остался через много лет, нет взросления персонажа.

Похожие статьи