Читайте также: Маленькая женщина с большим сердцем. Сибирь

Иван Александрович Фонвизин много лет хлопотал за досрочное возвращение брата из ссылки, и только в начале 1853 г. в связи с его тяжелой болезнью, Фонвизиным позволено вернуться и поселиться безвыездно в усадьбе Марьино Бронницкого уезда Московской губернии. Михаил Александрович сразу выехал из Сибири и в мае 1853 г. прибыл в Марьино, но брата в живых уже не застал. Наталья Дмитриевна выехала на месяц позже мужа, в сопровождении жандарма, старенькой няни, прожившей с Фонвизиными все годы ссылки, а также своих воспитанниц: Марии Францевой, Прасковьи Яковлевой и Антонины Дмитриевой.

Путешествие по европейской России разочаровало Наталью Дмитриевну, в глаза бросились плохие дороги, совершенно непривлекательные, серые уездные городки и царящие там низменные нравы. Но как только они прибыли в Москву и остановились в московском доме, явился чиновник от генерал-губернатора с требованием немедленно покинуть город. В тот же вечер, едва передохнув от долгой дороги, женщины выехали в усадьбу Марьино, находившуюся в нескольких верстах от города Бронницы.

Липовая аллея в усадьбе Марьино

Марьино – любимая усадьба Ивана Александровича Фонвизина. Участник всех войн, шедших с 1806 по 1815 гг. с участием русских войск, он вышел в отставку в 1820 г. женился и поселился в Марьино, не выезжая практически никуда. Деревянный, хозяйский дом был окружен цветниками и липовыми  аллеями. У Ивана Александровича еще задолго до его смерти умерла совсем молодой жена и юный сын, наследников, кроме брата, не осталось. И кроме своего немалого состояния, Фонвизины унаследовали и его состояние, в том числе и Марьино.

На въезде в  Бронницы их встретила колокольным звоном, приглашающим к обедне, кладбищенская церковь Успения Божией Матери, а ей вторила, чуть издалека, колокольня городского собора Михаила Архангела.

Михаил Александрович прожил в Марьино меньше года. 30 апреля 1854 года его сердце, подорванное годами ссылки, смертью сыновей и брата, остановилось. Как напишет позднее в своей «Исповеди» Наталья Дмитриевна,  «все обаяние жизни исчезло» со смертью мужа.

Бюст Михаила Фонвизина, установленный на площади г. Бронницы

Но её жизнь продолжалась, она занялась устройством расстроенного имения и прикладывала усилия к осуществлению давнего их с мужем желания: дать вольную своим крестьянам. Так, в письме священнику Николаю Знаменскому она пишет: «Судьба,  быт и благосостояние крестьян в моих руках, стыдно за себя, жаль их всех…Ненавижу барство и русско-дворянских замашек, а приходится постоянно разыгрывать роль аристократки-помещицы. Невыносимо! Меня приводят в отчаяние низкие поклоны, целование ручек и плеч и ухаживания…Словом сказать, так грустно, что сил нет, и господство для меня невыносимо. Одна мысль, что по закону  все это моя собственность, из ума меня выбивает, …жизнь не пуста, не бесполезна. Слава Богу, можно хлопотать о других, забывая себя и свое, и хлопотать безвозмездно, а еще лучше незаметно, как в пустыне, где и замечать некому».

То, что осталось от флигеля для прислуги в Марьино

Для того чтобы осуществить задуманное, ей необходимо было обследовать все имения, принадлежавшие ей, находившиеся в разных губерниях: Московской, Тверской, Рязанской, Костромской и Тамбовской. И она начинает этот нелегкий труд с Рязанской губернии, чтобы произвести имущественный раздел  с  сестрой жены Ивана Александровича Фонвизина, с которой у Натальи Дмитриевны были сложные отношения.

Наталья Дмитриевна ездит по губерниям, разбирает крестьянские жалобы и принимает меры для защиты крестьян от управляющих в своих имениях. Неоднократно выезжает в Петербург, в надежде освободить крестьян и передать их в государственную казну, но ее попытки не увенчиваются успехом.

Однако за своими хлопотами Наталья Дмитриевна не забывает как о своих воспитанницах, так и о товарищах по ссылке, она переписывается с ними, особенно с Иваном Ивановичем Пущиным. А в 1856 году, тайно, под видом поездки по своим дальним имениям – в Нижний Новгород и Пензу, Фонвизина уезжает в Сибирь. Доехав до Нижнего Новгорода, она с сопровождающими ее кучером и мальчиком села на пароход до Казани и только там объявила им о том, что они едут в Тобольск. Но в связи с сильным разливом реки, до Тобольска добраться им не удалось, пришлось ехать в Ялуторовск, где жили Иван Иванович Пущин и еще несколько друзей-декабристов. Все были очень рады видеть Наталью Дмитриевну, а на третий день её пребывания в Ялуторовске Пущин получил письмо из Петербурга от родных, извещавших его о том, что в связи предстоящей коронацией готовится помилование декабристов и возвращение им прежних прав дворянства. В тот же день Иван Иванович сделал предложение Наталье Дмитриевне. Вот как она сама рассказывает об этом: «Он так знаменательно поглядел на меня: «Согласитесь выйти за меня замуж, тогда Бог даст мне право защитить вас от вас самих…». Я испугалась и смутилась…напомнила: «А люди-то что скажут? Ведь нам обоим около ста лет».  Он улыбнулся: «Не нам с вами говорить о летах…Мы оба молодого свойства, а людей кого же мы обидим, если сочетаемся? Вы свободны и одиноки – у вас куча дел не по силам. Очень натурально, что вам нужно помощника. Скорее на меня падет упрек, что я женился, рассчитывая на ваше состояние». Иван Иванович знал, о чем говорил, и до лишения дворянских прав он был беден, отчего и поступил служить судьей московского надворного суда; не стал богаче он и в Сибири. Пущин никогда не был женат, а в ссылке у него появились внебрачные дочь Анна и сын Иван, которые жили  с ним.

Наталья Дмитриевна была смущена данным предложением, и по совету Ивана Ивановича решила спросить Бога, для чего отправилась в Абалацкий монастырь, что под Тобольском. Она решила, что, приехав в монастырь, положит у икон бумажки на три случая: остаться в том состоянии, что есть; принять предложение Ивана Ивановича или уйти в монастырь. Она пишет: «В стаканчике находилось девять бумажек: по три на каждый вопрос – прикрыв стаканчик тремя пальцами, я тряхнула, выскочила бумажка и упала у самого образа Абалацкой иконы. Признаться, что у меня сердце замерло, и руки так похолодели, что я едва развернула роковую бумажку. Когда прочла согласие на предложение, я невольно вскрикнула: «Господи, что же это такое!».

Фонвизина возвратилась в Ялуторовск, где ее ждали друзья, чтобы проводить её в Россию. Там же, оставшись наедине с Пущиным, Наталья Дмитриевна отдаст ему бумажку с выпавшим жребием, чем очень обрадует Ивана Ивановича. Но она также просила предать это дело Господу и пока никому из родных и друзей не говорить.

Через несколько дней после этого происшествия прискакал курьер из Петербурга и объявил о помиловании декабристов и возвращении им дворянства, разрешении жить во всех городах России. Наталья Дмитриевна вернулась в Марьино, куда заезжали все друзья, возвращающиеся из Сибири. Гостеприимство и радушие отличали Марьино, а затем и московский дом Натальи Дмитриевны. Пущин после отъезда Натальи Дмитриевны сильно занемог и выехал оттуда позднее всех товарищей. Он заехал в имение Марьино, немного отдохнул и уехал в Петербург, к родным, лечиться. Когда через несколько месяцев Фонвизина приедет в столицу, она ужаснется, как плохо выглядит Иван Иванович. Один из близких лицейских друзей Пущина расскажет Наталье Дмитриевне, что кроме болезни его мучает участь детей. Его родные не желали признавать детей и даже отказывались говорить о них. Душевные силы Ивана Ивановича были настолько надломлены, что не помогали даже лекарства, и врач опасался летального исхода. Требовалось какое-то сильное обстоятельство, которое позволило бы расшевелить больного, вернуть желание жить, чтобы лекарства начали действовать. И тогда Наталья Дмитриевна решилась: она объявила, что готова стать женой Ивана Ивановича Пущина и матерью его детям. Стать его сиделкой, сестрой, женой – смотря по обстоятельствам.

Наталья Дмитриевна Фонвизина и Иван Иванович Пущин обвенчались 22 мая 1857 года в имении Высокое, что располагалось неподалеку от Николаевской железной дороги  и принадлежало лицейскому другу Пущина, князю Дмитрию Алексеевичу Эристову. После чего супруги уехали в Москву, а затем в Марьино. Все друзья-декабристы были очень рады такому событию. Писатель и поэт Гавриил Степанович Батеньков написал: «С моей стороны не ждите анализа: я просто рад», а барон Владимир Иванович  Штейнгель, самый старый из декабристов благословлял друзей: «Да благословит вас сам Господь Бог постоянным неиссякаемым источником взаимной любви и дружбы – до конца».

Марьино стало настоящим и любимым домом для Ивана Ивановича, именно здесь он напишет свои «Записки о дружеских связях с А. С. Пушкиным». Супруги отправят Герцену воспоминания Михаила Александровича Фонвизина «Обозрение проявлений политической жизни в России», которые в скором времени были опубликованы в вольной русской печати. Этой книгой очень восхищался Лев Николаевич Толстой и советовал всем ее читать.

Марьино

Два года жизни подарила Наталья Дмитриевна тяжело больному Пущину, он умер 3 апреля 1859 года и был похоронен рядом с братьями Фонвизиными около алтаря Михайло-Архангельского храма.

Она действительно станет матерью детям Пущина, в 1860 году она выдаст замуж его дочь Анну, которая умрет в 1863 г., а Иван Пущин-младший доживет до 1923 г.

В 1859 г. Наталья Дмитриевна покинет Марьино и последние десять лет проживет в Москве, где её дом будет так же притягателен для декабристов, как и Марьино. Эти годы она посвятит поездкам в Киев, на могилы детей, написанию «Исповеди», которая как ничто другое, показывает нам образ живой, любящей женщины, всем пожертвовавшей ради христианского нравственного долга.

Наталья Дмитриевна Фонвизина скончается 10 октября 1869 года, намного пережив всех, кого любила; погребена в Покровском монастыре рядом с родителями. Могила не сохранилась, все надгробия были уничтожены в тридцатые годы прошлого столетия.

Умрете, но ваших страданий рассказ

Поймется живыми сердцами,

И за полночь правнуки ваши о вас

Беседы не кончат с друзьями.

Н. Некрасов «Русские женщины» 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Преподаватель вуза, кандидат экономических наук.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Татьяна

Спасибо

Александра

Элла, спасибо Вам большое за статьи про эту замечательную женщину!
Подскажите, где можно найти книгу "Исповедь"? После Вашего повествования захотелось её прочесть.

Элла Рэйн

Александра, в виде книге "Исповедь" не выпущена, только в Государственном архиве.

Анна

Замечательная статья! Очень люблю Ваши публикации, Элла.

Элла Рэйн

Спасибо, Анна!

Т@тьяна

Не считайте меня злюкой, статья интересная, но вот сам образ Натальи Дмитриевны для меня не однозначен… Она выбрала мужа, а не детей своих, которые прожили не только не долго, но еще и сиротами… Может быть жизнь их сложилась бы куда благоприятнее, если бы материнские заботы и воспитание…

MaryNightingale

Татьяна, в те времена детская смертность была гораздо выше, чем в наше время, так что даже если бы Наталья Дмитриевна выбрала детей, это вовсе не гарантия, что они прожили бы дольше, чем прожили. Выбрала бы детей — обрекла бы мужа на многолетнее одиночество. Так что при любом выборе были бы свои потери(.

Людмила

Для меня подвиг декабристок тоже крайне сомнительный, хоть и красивый. Бросить детей ради мужа. Мужья знали на что шли и, в принципе, получили по заслугам. Стоило ли ради них бросать детей. Мой выбор однозначен — детей нельзя бросать ни ради кого и никогда…

Элла Рэйн

Каждый выбирает сам свой путь. Николай I был прекрасным психологом, запрещая женам отправляться за мужьями в Сибирь, вместе с детьми, и разрещая развестись с декабристами, он отдавал себе отчет в том, что делал. Не приедь в Сибирь жены, большинство декабристов скончалось бы быстрее и многое об их жизни не было известно. Впрочем, именно потому и ссылка в Сибирь, поражение в правах и запрет семьям следовать за ними, это была могила. Они вроде и живы, но их нет.

Людмила

Значит они выбрали путь предательства своих детей… Я не могу назвать этот выбор ни благородным, ни красивым…

Элла Рэйн

А как быть с предательством мужей, которым они давали обеты при венчании? Они ничего не значат?

Людмила

Мужья хоть и в сложной ситуации, но во-первых, они взрослые люди, а во-вторых, они знали на что шли и что за это может быть. Они самостоятельно выбрали такой путь. А дети, маленькие и им выжить без родителей практически невозможно и остаться сиротами при живых родителях — это не их выбор, это тот выбор, на который их обрекли родители. А мать должна быть с тем, кому без нее труднее, а детям без матери не просто трудно, а невозможно. И не думаю, что декабристы решение своих жен остаться с детьми расценили бы как предательство. И в чем собственно предательство, Элла Рейн?

Элла Рэйн

Детей оставляли с бабушками, тетками, нянями и в том сословии, где дети родились. А мужьям обещалось быть вместе и в радости и в горе…
Ну собственно спорить-то не о чем, каждый видит так как видит…

Людмила

Вот если бы вас мама оставила с тетками, нянями и бабушками — вы бы, думаю, поняли, какая колоссальная разница между мамой и тетками. И быть с мужем в горе не значит бросить детей. А сейчас вам хочется опоэтизировать свою героиню. Чувствуется веяние французских романов.

Людмила, я больше не буду пропускать Ваши комментарии. Все уже поняли, что лично Вы осуждаете поступок жён декабристов. Тем более, я не буду пропускать слова, где Вы переходите на личности. У людей могут быть разные мнения, и не всегда они будут совпадать с Вашим.

Арина

Лика, объясните хоть: что такого великого сделали декабристы? Они боролись за отмену крепостного права? Если да, то дали ли они вольные своим крепостным для начала?

В данном случае я говорю о том, что читательница начала оскоиблять автора, я этот комментарий не пропустила. Мы не о декабристах, а об уважении к чужому мнению.

Элла Рэйн

Арина, Фонвизины очень хотели дать своим крепостным свободу…увы, не получилось.

kiriniya

Было бы логично, если бы Вы, уважаемая, озвучили свои взгляды своему мужчине. Ему будет крайне интересно узнать, что его в случае чего спишут со счетов. Если уж мы перешли на личности.

Арина

Я думаю, здесь больше проблема в том, что мы живем бедно. И Людмила решила, что бросать ребенка значит оставить его… ну как в детдоме. В то время как дворяне покомфортнее и побогаче нас жили. А вот воспитание — это важно. Возможно она бы его воспитала лучше, хотя… Кто знает.

Julia_Z

Мне кажется, в той ситуации однозначно хорошего решения для всех просто не было.

5julia68

для меня — это единственно точный комментарий( все руки не дошли озвучить). в дискуссии не вижу смысла. нельзя сравнивать ни по каким позициям мужа и детей. это были семейные трагедии, всем было плохо.

Julia_Z

Я, например, знаю людей, которых весьма травмировало, что их родители, ввиду рабской работы во времена СССР, оставляли их в круглосуточных детсадах. Думаю, в поместьях все же детям было несколько комфортнее. Так или иначе, дворяне в основном и перепоручали воспитание своих детей соответствующему персоналу.
Другой менталитет, той близость между детьми-родителями, которую мы видим сейчас, часто просто не было.

5julia68

вот и я за то, чтобы все оставить в своих эпохах. просто уважаю поступки этих женщин без рассуждения- им было видней.

Элла Рэйн

Спасибо, Юлия, за понимание!

Мара

Я тоже против того,чтобы бросать детей.В конце концов,сейчас за мужьями в тюрьму не идут. И очень противоречиво то,что она родила новых детей как бы в замен старым…И уж там как раз ни сословья,ни бабушек, ни условий не было… Но, с другой стороны,а воспитывала бы она их,оставшись? Насколько я помню,детей того времени мать-дворянка не воспитывала, а от силы несколько раз в день видела,перед завтраком там,перед сном и на выезде. Воспитывали няньки-гувернеры и пр. Не было такого,чтобы она с утра до ночи и сопли вытирала, и попы мыла и на горшки усаживала и читать учила. Так что может не так много матери… Читать далее »

Элла Рэйн

Ну все не совсем так, как Вы говорите. В тюрьму, конечно, никто жену и не пустит, а вот когда заключенного переводят на поселение, то приезжают, кто-то детей привозит, а кто-то их оставляет в привычной среде с бабушками-дедушками и едет одна. И живет с мужем, пока не заканчивается срок. Другое дело, не дай Бог, с этим столкнуться и делать выбор. Я помню, была такая женщина красивая, в Одессе преподавала в институте, а мужа на 5 лет на поселение отправили, ей сразу было поставлено условие: или приезжаешь сюда, или разводимся. И приехала, жила и работала, пока его срок не кончился. Много таких… Читать далее »

Мара

Сейчас,наверно,везде можно жить с детьми. И мужа не бросать. Но в том-то и вопрос,насколько ценен в наше время должен быть брак, и тот человек, за которого вышла замуж…

Мара

Тем не менее сейчас как бы разрешается не смотря на клятвы уходить от мужа ради детей,если он,допустим, алкоголем увлекся неслабо. Или поколачивать стал. Или преступление совершил. Ради именно детей.

Нет, не ради детей, а ради себя. Если женщина бездетная в браке, а муж вдруг начал пить и бить, то она тоже может развестись.

Мара

А вот одна моя родственница не разводится,живет с неработающим мужем алкоголиком уже 22 года. Потому что разводится нельзя(она С.Иеговы). Причем у нее две взрослых дочери, младшая от этого мужа. И бивал ее при этом. А разводится нельзя. А дети побоку. Зато теперь ОБЕ дочери нашли неработающих мужей,старшая своего содержит, а младшая со своим просто сидят на шее каждый у своего родителя,и их ребенок там же. А когда эта несчастная мать и бабушка говорит-за что? ей отвечают- а вот он,пример-то перед глазами…А она,в свои 45 с жутким варикозом,тянет мужа,дочь и внучку. И все-то было ради них вроде… А можно было развестись,воспитать… Читать далее »

kiriniya

Знаете, да, некоторые женщины любят своих мужей.

Людмила

Больше чем своих детей…. Ну может быть вы и можете назвать ЭТО "любовью". Я называю ЭТО — предательством

Элла Рэйн

Это Ваше право, свое право жены декабристов так, как посчитали единственно верным для себя, реализовали на деле. Ребенок гость в нашем доме, наше дело накормить, воспитать и отправить в жизнь… если мы все бросаем ради него, то взамен можем потребовать соответствующую жертву, отказаться от своей жизни ради нас…это неправильно, я так считаю.

Людмила

У вас видимо нет детей. Пока ребенок не покинет дом, его нужно кормить, поить, учить и главное согревать теплом маминого сердца. И эту важную задачу жены декабристов не выполнили.

Элла Рэйн

У меня есть дети и не только свои, может быть потому я так и говорю.

Элла

Полностью согласна с Татьяной. Очень неоднозначный поступок, но довольно предсказуемый для того времени, где дворянские женщины не упивались материнством, как ролью, и в большинстве случаев передавали эту роль воспитателем, нянькам, кормилицам и и т.д.

Элла

Плюс, их внутренняя идентификация зачастую происходила засчет мужей и их личностей, поэтому выбирая следовать за мужем, у женщин появлялось чувство сопричастности к чему-то большему, важному.

Маргарита

Способ получения ответа на вопрос о браке с Пущиным — настоящее гадание, да еще и в церкви. Удивила эта деталь образа. НД описывается, как набожная женщина, а тут такое детство.

Элла Рэйн

Не будем столь строги к героине)) вспомните "Светлану" Жуковского "Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали"…мы же не о святой говорим, а о женщине, что любила, страдала…

Φωτη

Маргарита, это не гадание, такое возможно с благословения. Как бы спрашиваешь совета в трудной ситуации!

Liebe

Спасибо за статью!! Сколько силы духа в этой женщине, поэтому она и смогла понести такой крест. Вроде бы что и сделала — была с мужем в ссылке,хотя ведь за дело были сосланы эти господа! Но только представишь себя на её месте… н-да.

Элла Рэйн

Да господа были сосланы за дело, но женщинам пришлось делать выбор: либо остаться в центральной части страны, в своих имениях, жить как ни в чем не было, а то и получить развод и выйти замуж повторно, чем некоторые и воспользовались, либо оставить детей на родственников, понимая, что может и не приведется встретиться никогда и уехать за мужем в Сибирь. Это тот рубикон, через который перейти может только сам человек. У Натальи Дмитриевны, против ее отъезда были не только родные, но и духовник.

Гость

Прекрасная статья! но вот фраза :"Фонвизина возвратилась в Ялуторовск, где ее ждали друзья, чтобы проводить её в Россию." не совсем понятна. Ялуторовск Тобольской губернии — это было что то отдельное от России?Спасибо.

Элла Рэйн

Просто в том момент Сибирь представлялась краем далеким, очень оторванным, даже назначение губернатором в Тобольск или Иркутск воспринималось как царская немилость и фактическая ссылка. Россией считала центральную и южные части. Они так и говорили — вернуться в Россию.

La_gata

То же самое деление — "выехал в Россию" — Вы найдёте и в трудах протопопа Аввакума, например. "Россия" в обиходном понимании жителей европейской части страны была именно этой самой европейской частью страны — с привычным климатом, природой и, главное, укладом и социальным делением. Для Аввакума с запада "Россия" заканчивается где-то в районе Киева, в котором он никогда не бывал.

Наталья

Героиня повествования вовсе не гадает, она "кладет", "бросает" жребий. В рассказе отсутствует важнейшая деталь — вытаскивали, или подбирали выпавшую у иконы бумажку после УСЕРДНОЙ МОЛИТВЫ. Патриархов тоже выбирали с помощью жребия. Пользоваться этим методом решения проблем мирянину можно только с благословения духовника.

radistkacat

к жребию неоднократно прибегали при выборе настоятеля в монастырях — о чем свидетельствует знаменитая летопись Серафимо — Дивеевской обители.

Элла Рэйн

В тот вечер, когда дописывался этот очерк, сгорел флигель прислуги в усадьбе Марьино. Очень больно, так хотелось, чтобы его восстановили и сделали филиал краеведческого музея.

Похожие статьи