Переходный возраст – одно из самых важных состояний души только начинающего сознательно жить человека. В такой период он способен уловить тончайшие нюансы бытия, почувствовать то, что через пару-тройку лет останется флером безвозвратного прошлого. Составляя десятку «подростковых» фильмов, мне очень хотелось дать еще одну возможность вглядеться в калейдоскоп сложных чувств и ощущений, на которые не скупились отечественные ленты прошлого. 

«Дикая собака Динго» (СССР, 1962, режиссер – Юлий Карасик)

Юная Таня (Галина Польских) живет на Севере и тяжело переживает развод родителей. Ее отец пишет письма из «загадочной страны по имени Маросейка», но однажды возвращается в поселок с новой женой и приемным сыном Колей.  Таню охватывает сложный вихрь чувств, она мечется между ревностью и любовью к названному брату. Пережив накал страстей, которые случаются  только в юности, Таня начинает лучше понимать себя и других.

Один из самых сильных и пронзительно-горьких фильмов о первой любви, снятый по прекрасной повести Рувима Фраермана. Красивый, эмоциональный и даже немного эстетский. Редкий зверь в отечественном кино.

Dikaya  sobaka Dingo-B

«Дубравка» (СССР, 1967, режиссер — Радомир Василевский)

История взросления девочки Дубравки, чья беззаботная жизнь на крымском побережье в компании местных мальчишек подвергается серьезному испытанию с приездом очередной отдыхающей – молодой женщины Валентины.

Очень искренняя, личная и берущая за душу картина по рассказу Радия Погодина. Фильм показывает множество оттенков переживания подростком переходного возраста – ревность, обиду, острое чувство непонимания окружающими. Фильм важен еще и тем, что показывает выход, путь примирения с самим собой, более взрослый этап познания жизни, к которому не без труда приходит удивительная и замечательная героиня в неповторимом исполнении Лины Бракните.

Дубравка

«Когда я стану великаном» (CCCР, 1973, режиссер – Инна Туманян)

В атмосфере туманного прибрежного городка юный гений Петя Копейкин (Михаил Ефремов) демонстрирует всему миру кодекс чести и выкрикивает последнее ура рыцарству. Влюбленный с детства в свою одноклассницу, любительницу высокой поэзии Горошкину, он помогает своему бездарному сопернику выглядеть в ее глазах тонко чувствующим поэтом.

Своеобразный перепев знаменитого ростановского «Сирано де Бержерака» в интерпретации женщины-режиссера. Удивительная, незабываемая, очень глубокая картина. Роль юного Миши Ефремова стала культовой и, увы, недосягаемой для многих моделью того, как  надо жить, творить и любить. Идеальный фильм. Идеальный герой.

43362.001

«Совсем пропащий» (СССР, 1973, режиссер – Георгий Данелия)

Маленький бродяжка Гек Финн сбегает из родного городка и путешествует по могучей реке Миссисипи в компании беглого негра.

Экранизация главного американского романа «Приключения Гекльберри Финна», написанного Марком Твеном. И по мнению заокеанских критиков – лучшая из экранизаций этого писателя. И это несмотря на то, что сюжетная линия в пересказе Георгия Данелии оказалась заметно упрощена! В силу досадного недоразумения, картина в год выпуска не попала в конкурс Каннского кинофестиваля, но через год все-таки номинировалась на главный приз. Но об этом, к сожалению, как и об этой ленте, у нас совершенно забыли.

propa_b

 «Шла собака по роялю» (СССР, 1978, режиссер – Владимир Грамматиков)

Романтично настроенная десятиклассница Таня Канарейкина из села Берсеневка понимает, что в ее жизни нет ничего возвышенного. Тогда она влюбляется в приезжего пилота малой авиации Комарова. И начинает мечтать. Бурно и бескомпромиссно.

Очаровательная экранизация повести Виктории Токаревой «Неромантичный человек». Писательница надеялась, что в режиссерское кресло сядет ее друг Георгий Данелия, но судьба распорядилась иначе. Что, впрочем, не помешало фильму вызвать горячую любовь зрителей. Отличный пример эмоционального буйства чувств взрослеющей девушки.

1281805512

«В моей смерти прошу винить Клаву К» (СССР, 1979, режиссер – Эрнест Ясан)

История всепоглощающей безумной любви Сережи Лаврова (Владимир Шевельков) к красавице Клаве Климковой, которая началась в детском саду и, видимо, не прошла никогда. Картину отличает ярко выраженный дух времени, помноженный на всевозможные оттенки подростковых безумств из-за неразделенной симпатии.

Фильм снят по одноименной повести Михаила Львовского. Интересен факт: в происходящих событиях отразились реальные отношения автора с Валентиной Архангельской, ставшей впоследствии женой Александра Галича.

092cd86c43999d15ee3b1504ff858909

«Каникулы Кроша» (СССР, 1980, режиссер – Григорий Аронов)

Старшеклассник Сергей Крашенинников по кличке Крош попадает под влияние «старшего товарища» Владимира Николаевича по кличке «Веэн», коллекционера антикварных японских  нэцке. Дружба, возникшая между людьми разных поколений, постепенно предстает иной стороной: Крош понимает, что за внешним дружелюбием скрывается плохой человек, жулик и махинатор. Парень пытается противостоять ситуации, избегает многих соблазнов и поступает по совести.

Экранизация одноименной повести Анатолия Рыбакова. Своего рода психологический детектив, призывающий оставаться настоящим человеком в любой ситуации.

92089667_1980Kanikuluy_Krosha

«Вам и не снилось» (СССР, 1981, режиссер – Илья Фрэз)

Переехав в новый район, тихая скромная Катя (Татьяна Аксюта) встречает одноклассника Рому (Никита Михайловский). Между ребятами вспыхивает настоящее глубокое чувство. Взрослые – и родители, и учителя – всячески пытаются помешать влюбленным.

История советских Ромео и Джульетты, снятая по повести Галины Щербаковой, взявшей за основу реальный случай. Любимейший подростковый фильм поколения 80-х, демонстрирующий воистину шекспировский накал страстей. Экранизация прошла долгий путь утверждения в высших инстанциях, но все-таки состоялась и стала культовой сразу же после премьеры.

3c04611112d40f03a4049c24a0644b

«Клетка для канареек» (СССР, 1983, режиссер – Павел Чухрай)

Молодой и одинокий вор Виктор прячется на вокзале, где встречает юную девушку-подростка Олесю, которая полностью преображает его внутренний мир.

Терапевтический, очищающий фильм с прекрасной Евгенией Добровольской. При всей своей внешней скромности и камерности картина подавала намеки на социальные проблемы советского общества 80-х. В основу легла пьеса Анатолия Сергеева с банальным названием «Случай на вокзале». Помимо замечательной актерской игры и крепкой режиссуры, «Клетка для канареек» может похвастаться удивительно точным попаданием в суть уходящей эпохи.

88505030_baranov04

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Православная христианка. Родилась в Николаеве, выросла на берегах Южного Буга и Чёрного моря. Сейчас живёт и работает в Москве, замужем. В прошлом автор текстов группы "Лайда". Последние десять лет пишет о культуре и кинематографе, работала редактором журнала "Мир Индийского Кино", ставила камерные балеты. Кинорежиссёр, создатель нескольких короткометражных и полнометражных художественных фильмов.

Другие статьи автора
новые старые популярные
zosya72

Замечательный список! Добавлю еще "Сто дней после детства" Соловьева (1975г.).
Интересно, что в списке нет ни одного фильма после 83 года. За 30 лет не сняли ни одного достойного фильма для подростков ?!!! Вот задумалась, но пока не вспомнила.

Кристина

"Розыгрыш" с молоденьким Харатьяном — это стоит видеть всем подросткам-школьникам. По моему мнению, мы также должны показать детям все советские фильмы, которые мы так любим: Бриллиантовая рука, Берегись автомобиля, Операция Ы, Приключения Шурика всякие, Иван Васильевич меняет профессию. А то они могут так и не посмотреть 🙁
Представляете, мой 8 летний сын проникся "Мэри Поппинс, до свидания". Вот уж никогда бы не подумала!
А вообще, он сопротивляется смотреть то, что мы предлагаем, так что мы делаем так: садимся смотреть сами (его особо не зовём), и он присоединятся. Потом просит включить еще.

Женщина

А я бы показала подростку фильм времен перестройки "Авария, дочь мента". Он конечно не такой светлый и наивный, как многие советские фильмы, даже наоборот, но в нем так пронзительно передана любовь отца к своей дочери, дух времен перестройки и то, какие глупости можно наделать из-за дурной головы и чем эти глупости обворачиваются.

Malkona

Да, мы многое незаслуженно забыли.
Недавно был повод вспомнить, перечитать и посмотреть "Дикую собаку динго" — и после недельных размышлений придти к некоторым важным для меня выводам.

Ася

Добавлю еще , конечно, "Наследницу по прямой" С. Соловьева
Ася

Елена

Из 90х вспомнился фильм "Нежный возраст". Он достаточно тяжелый, не детский, но такой, какой надо, чтобы рассказать о подростке в 90е.

kiriniya

"Это мы не проходили", "Доживем до понедельника", "Ключ без права передачи", "Точка, точка, запятая". А "космические" подростковые фильмы? "Москва — Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Еще "Тимур и его команда" с Табаковым и Барановым — супер!

Tomasina

В "Отроках" и "Кассиопее" снималась в роли Кутейщиковой моя сестра)) а музыку писал папа )))

Мария

Поздравляю, чудесные фильмы, замечательная музыка (говорю как композитор и просто очень любящий эти фильмы с детства человек 🙂

kiriniya

Только что узнала — оказывается, Вячеслав Баранов умер ("Клетка для канареек"). Как жаль! Уходит старая гвардия.

Похожие статьи